Первое и второе народные ополчения. Освобождение Москвы от польских интервентов.
Во время Смуты страной управляло марионеточное правительство. В Москве стоял польский гарнизон. Шведы оккупировали С-З часть гос-ва.
Огромную роль сыграла церковь, патриарх Гермоген, позднее Дионисий. Церковь дала национально-освободительн. движению национальную идею-защиту православия. Решающая роль сыграла земщина, традиции которых не были подорваны.Она призвала «стояти за одно», объединила патриотич.силы, материально обеспечила отряды «вольных казаков».
Отряды «вольных казаков» под предводительством Заруцкого и Дмитрия Трубецкого присоединились к дворянским отрядам Прокопия Трубецкого и образовали 1 ополчение. Ляпунов призвал всех воинских людей принять участие в освобождении Москвы, сулил «волю и жалование».Весной 1611 г.ополчение осадило Москву. Накануне поляки выжгли часть посада.
Ополчение создало высший временный орган власти - Совет всея земли.По инициативе Ляпунова 30 июня 1611г принят «Приговор всей земли», который предусматривал воссановление прежних крепостнических порядков, но он не удовлетворил вольное казачество. Из-за расправы дворян над 28 казаками, Ляпунов был убит. Это привело у распаду 1-ого ополчения. Трубецкой и Заруцкий уже не имели сил, чтобы расправится с польским гарнизоном. В нач. июня 1611 г. пал Смоленск. Активизировались шведы.16 июля был взят Новогород.
Но осенью 1611 г. Кузьма Минин собрал ратных людей, был вызван воевода-Пожарский. 2-ое ополчение сначала более 4 мес. простояло в Ярославле, формируя приказы. В августе 1612 г.ополчен.пришло под Москву. В 20-ых числах августа ополченцы отразили попытку гетмана Хоткевича освободить осажденный польский гарнизон. Поляки упорствовали и ждали поддержки от короля. Но Сигизмунд III отступил (шляхта ограничивала его силы). 22 октября был взят Китай-город, 26 окт.1612 капитулировал кремлевский гарнизон. Москва была освобождена.
14. Д.И. Пожарский. Исторический портрет.
15. К.З. Минин. Исторический портрет.
Нижегородский посадский человек, организатор и один из руководителей Второго земского ополчения, думный дворянин с 1613 г.
В 1608-1610 гг. в составе нижегородского ополчения участвовал в сражении с войском Лжедмитрия II. В сентябре 1611 г. был избран земским старостой.
В начале октября 1611 г. Минин сначала в земской избе, а потом и на торговой площади призвал нижегородцев собрать и снарядить всенародное войско, способное освободить захваченную поляками Москву. Минин сосредоточил в своих руках сбор денежных средств, продовольствия и снаряжения для нужд ополчения.
Вместе с князем Пожарским Минин возглавил образованное при ополчении временное земское правительство - «Совет всея земли». В октябре 1612 г. ополчение в союзе с казаками из подмосковных «таборов» вынудило польский гарнизон Москвы капитулировать.
Участвовал в Земском соборе 1613 г. Избранный на царство Михаил Федорович Романов в июле 1613 г. пожаловал Минина чином думного дворянина. Минин получил земли в родном Нижегородском уезде и был введен в состав Боярской Думы.
Князь Пожарский - воевода, глава Второго земского ополчения, боярин с 1613 г.
Во время осады Москвы приверженцами Лжедмитрия II в 1610 г. князь Пожарский был воеводой в Зарайске. В 1611 г. участвовал в организации Первого земского ополчения. Его отряд - один из немногих, которые успели прибыть к Москве и принять участие во вспыхнувшем там в марте 1611 г. восстании. Израненный в боях на московских улицах, Пожарский был вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в свою суздальскую вотчину, село Мугреево. Здесь его и нашли нижегородские послы, прибывшие по совету Минина просить князя возглавить Второе ополчение.
Он возглавил «Совет всей земли» - временный орган верховной власти.
Князь приобрел огромный авторитет в борьбе с врагами Руси, поэтому на Земском соборе 1613г. он вел заседание. Царь Михаил Федорович оценил его заслуги и пожаловал его боярским чином.
В 1613-1619 гг. Пожарский руководил военными действиями противпольских отрядов и поддержавших их отрядов гетмана Сагайдачного, затем возглавил Ямской, Разбойный и Судный приказы, был воеводой в Новгороде.
После освобождения Москвы правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных со всех городов. Земской Собор 1613 г. был самым многочисленным и представительным. Главным вопрос был об избрании государя. Реальным претендентом стал 16-летний Михаил Федорович Романов (был не лучше всех, а просто устраивал всех). Он был относительно нейтральной кандидатурой, с ним связывали программу возвращения к примирению и компромиссу общественных сил на базе крепостничества и самодержавия. Своей родственной связью с прежней династией он более всего воплощал идею возврата к старине.
Однако до последнего момента стороны готовы были оспаривать престол. Решающим оказалось преобладающее в количестве вольное казачество, которое, по сути, и заставило аристократию и духовенство поспешить с выбором.
По некоторым сведениям, при вступлении на престол в феврале 1613 г. Михаил Федорович дал обязательство не править без участия Земского Собора и Боярской думы.
Земский собор 1613 года
Земский собор – это орган сословного представительства.
Предпосылками для его появления послужили 3 обстоятельства (условия появления):
· вече и советы, как традиции истории России;
· обострение межклассовой борьбы;
· сложное положение страны на внешнеполитической арене, требующее для правительства поддержки в сословиях (не утверждающее и устанавливающее вече, а орган совещательного характера).
Учреждение Земских соборов было осуществлено с целью укрепления власти с опорой на ведущие общественные силы. Необходимо было создать государственный орган, поддерживающий политику власти, и, благодаря которому, власть смогла бы узнавать о потребностях общества и обращаться к народу.
«Земский» в 16 веке означало тоже, что и «государственный». «Собор» использовалось в обозначении совещаний духовенства. Светские совещания назывались «советами». Но по отношению к земским соборам 16 - 17 вв. принято использовать словосочетание «земский собор».
Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (Пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских). Тогда приближенные советники Ивана Грозного (Избранная рада) проводили реформы середины 50-х годов 16 века. Созванный впервые Земский собор был назван историками также собором примирения. На нем было принято решение о новом Судебнике, изданном в 1550 г. Благодаря собору 1549 года упрочнялись уже проведенные реформы Избранной рады.
Земские соборы проводились и позднее, но регулярным этот вид государственного органа не стал.
Второй Земский собор был созван в 1566 г. На нем обсуждался вопрос мира с Латвией (война за Ливонию): «Стоит ли соглашаться на предложенные литовским королем условия?».
В 1584 г. был созван Избирательный собор, на котором был избран первый царь, избранный Земским собором – Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Он не был указан в завещании, в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г. Его юридический титул был неясен, т.к. после смерти сына, Иван 4 не составил новое завещание.
В 1598 г. был созван избирательный Земский собор, на котором было принято решение о возведении на престол царя боярина. Правителем стал Борис Годунов.
Цари, избранные Земским собором – это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением:
· Ивана Грозного;
· марионеточного Симеона Бекбулатовича;
· «царицы на час» вдовы Ирины Годуновой;
· Фёдора 2 Годунова;
· 2 самозванцев;
· Фёдора 3 Алексеевича.
Самым известным из избирательных соборов является Земский собор 1613 года, на нем был избран Михаил Романов. Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали Пётр 1 и Иван 5.
В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение - на нем было принято Соборное Уложение.
Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.
Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19 в.
Создание Сборного Уложения – это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в един свод законов.
На протяжении 16 - 17 вв. созывалось не мало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом, включает в них и 3 церковно-земских собора. Причиной этого послужило присутствие на них земского элемента и то, что вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих соборах, имели светское «земское значение».
И если историки единодушны в отношении первого Земского собора, то о прекращении созыва Земских соборов единого мнения нет.
Одни считают последним собор 1653 г. (о присоединении Украины к Русскому государству), после которого соборная деятельность стала менее актуальна и переживала процесс отмирания.
Другие считают, что последний земский собор состоялся в 1684 г. (о вечном мире с Польшей).
Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество; ремесленники и крестьяне не присутствовали).
Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Во втором случае, возможно полное или частичное отсутствие «земского элемента», т.е. поместного дворянства и посадских людей.
По роду деятельности Земские соборы делят на совещательные и избирательные.
Окончание Смуты
С избранием Романова возникли новые сложные задачи преодоления розни. Для уставшего общества умеренность и традиционализм Михаила были основанием к консолидации. В 1615 г. Было разгромлено движение атамана Баловня, угрожавшее стабилизации, часть казаков была переведена в разряд людей.
Интервенты не спешили признавать легитимность Романовых, и стремились к расчленению государства. 1615 г. - шведы осадили Псков, но потерпели неудачу. Густаву II Адольфу удалось оттеснить Россию от Балтийского моря и принудить к заключению Столбовского мира 1617 г., по которому побережье Финского залива и Корела отошли во владении Швеции.
1 октября 1618 г. польский Владислав пытался овладеть Белым городом, но ему это не удалось. В декабре 1618 г. близ Троицкого монастыря было заключено Деулинское перемирие. К Польше отходил Смоленск, Еверская и Черниговская земли. Де-факто Владислав признал власть Михаила. Деулинский договор предусматривал обмен пленными.
Филарет, отец Михаила, сосредоточил в своих руках управление.
После Смуты возросло значение православных ценностей, важной стала проблема восстановления страны. Возрождалась практика «урочных лет». Правительство несколько раз собирало чрезвычайные сборы - пятинные деньги. С 20-ых годов правительство все реже прибегало к Земским соборам. Филарет и его приемники настойчиво искали пути преодоления условий Деулинского перемирия, возвращения земель, утраченных в смутное лихолетье.