Системный кризис 70-80х годов 16 века (династический, экономический, социальный и духовный)

Борьба у трона и усиление влияния Бориса Годунова

Царь Федор вступил на престол в полном согласии с традицией престолонаследия и в соответствии с завещанием Ивана IV, но ни по личным качествам, ни по своим способностям не подходил на роль правителя страны.

Согласно предсмертному распоряжению Ивана Грозного, при Федоре был создан своего рода регентский совет, в состав которого вошли пять бояр: дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князь Иван Федорович Мстиславский, князь Иван Петрович Шуйский, Богдан Яковлевич Вольский и шурин царя Борис Федорович Годунов.

Столкновение между членами совета, разделенного на две противоборствующие группировки, было неизбежным. Поначалу Захарьин-Юрьев, опираясь на московское дворянство и посад, попытался примирить служилых князей (Шуйского и Мстиславского) и выдвиженцев Ивана IV (Бельского и Годунова). Но Бельский сразу же занялся опасными политическими интригами. Тогда 2 апреля 1584 г. против него были инспирированы волнения московского посада и он был удален в ссылку - воеводой в Нижний Новгород. В конце того же года Юрьев заболел и отошел от дел, что резко обострило противоборство Бориса Годунова с Шуйским. Годунова поддержала приказная бюрократия во главе с думными дьяками Андреем и Василием Щелкаловыми, сторонниками сильного централизованного государства. Это позволило Годунову избавиться от еще одного соперника - И.Ф. Милославского, отправленного в 1585 г. в Кирилло-Белозерский монастырь и насильно постриженного там в монахи.

В 1586 г. руководители боярского клана Шуйских попытались, под предлогом бесплодия царицы Ирины, добиться развода ее с Федором Ивановичем и отстранить тем самым Б. Годунова от власти. При этом они опирались на московских посадских людей. Борису удалось подавить возникшие в столице в мае 1586 г. волнения, а вскоре И.П. Шуйский и его братья были сначала сосланы в свои вотчины, затем перевезены в Белоозеро и Каргополь, где тайно умерщвлены. После этого с боярской оппозицией было покончено, и Борис Годунов мог теперь гласно стать регентом государства. Он получил титул "правителя, слуги и конюшего боярина, и дворового воеводы", ему Боярской думой было предоставлено право внешних сношений. Англичане называли его "лордом-протектором России".

Правление Федора Ивановича: внешняя политика

При Федоре Ивановиче вся власть была сосредоточена в руках правительства во главе с Борисом Годуновым. Для укрепления экономического положения государства правительство Годунова на церковном Соборе в 1584 г. добилось отмены податных льгот церкви и монастырей. В это же время проводится перепись земель для учета всего земельного фонда, в связи с чем запрещаются крестьянские переходы в Юрьев день, а в 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Это было важным этапом в установлении крепостного права в России, укреплявшим тем самым экономическое положение служилого дворянства. Но крестьянин прикреплялся еще не к личности помещика, а к земле. Кроме того, прикрепление касалось только хозяина двора, но не его детей и племянников.

Стремясь ограничить экономическое могущество церкви, правительство Годунова, вместе с тем, заботилось о росте ее авторитета, что нашло выражение в учреждении в 1589 г. патриаршества в России (русская церковь добивалась этого с середины XV в.). На церковном Соборе первым московским патриархом был провозглашен Иов - ревностный сторонник Годунова. Учреждение патриаршества делало русскую православную церковь юридически независимой от константинопольского патриарха.

Царствование Б. Годунова.

Борис Годунов приблизился к царю Ивану IV в последние годы его правления главным образом благодаря браку своей сестры Ирины с царевичем Федором. Сам Годунов, женатый на дочери Малюты Скуратова, был тесно связан с опричными кругами.

В 1598 г. Б. Годунов по решению Земского собора был избран на царствование. При вступлении он обещал народу покончить с нищетой. Но он так никогда не осуществил свои помыслы.

В начале XVII века с/х России испытало последствия общего похолодания. Длительные дожди помешали созреванию хлебов во время холодного лета 1601 года. Ранние морозы довершили беду. Посевы, на которых земледельцы возлагали все свое надежды, были погублены морозами в 1602 году, а в 1603 году крестьянам нечем было засеивать поля. Наступил страшный голод. Уже весной 1601 года цены на хлеб сильно выросли. Не только малоимущие, но и средние слои населения не могли покупать такой хлеб. Люди умирали от голода. На дорогах, по которым везли повозки с хлебом, начались разбои.

Правительство Годунова не жалело средств на борьбу с голодом. В Москве голодающим были розданы огромные суммы денег. Но деньги теряли цену день ото дня. В связи с этим, по всему государству были разосланы чиновники для выявления хлебных запасов. Годунов приказал продавать хлеб по умеренным ценам. Но запасы в царских житницах быстро истощались. Немало хлеба попало в руки скупщиков, которые продавали его втридорога. Чтобы пресечь хлебную спекуляцию, царь велел казнить всех нескольких столичных пекарей, мошенничавших на выпечке хлеба.

Но Годунов боялся не голода, а социальных потрясений. Своими указами о сыске беглых Борис нанес смертельный удар по надеждам крестьян, которые рассчитывали на «государевы выходные лета». Борис пытался пойти на уступки крестьянам. Он пытался восстановить Юрьев день сроком на год, но с множеством оговорок. Но дворянство противилось любым уступкам в пользу крепостных. В 1603 году закон о Юрьеве дне не был подтвержден. Б. Годунов признал неудачу своей крестьянской политики, и в среде мелкого дворянства популярность династии Годуновых стала быстро падать. Борису не удалось завоевать народные симпатии. Также в разгар восстания Хлопка Годунов издает указ о немедленном освобождении всех холопов, незаконно лишенных пропитания своими господами.

Голод ожесточил население городов и деревень. К 1602-1603 годам во всех уездах страны появились отряды повстанцев. На протяжении года власти направляли по крайней мере два десятка дворян в такие города, как Владимир, Рязань, Вязьму, Можайск и др. В выступлениях 1602-1603 гг. трудно провести разграничительную черту между разбойными грабежами и голодными бунтами неимущих. Самое крупное народное движение того периода– движение Хлопка (1603-1604 гг.).

Самозванец объявился в пределах Речи Посполитой в 1602—1603 годах. Как только Лжедмитрий появился в Польше, правительство Годунова заявило, что он самозванец Юшка Богданов сын Отрепье, дьякон-расстрига Чудова монастыря. Существует мнение, что Отрепьев обратился в Речь Посполитую к Сигизмунду III, польским и литовским магната и папе римскому за помощью для возвращения якобы принадлежавшего ему трона. Королю он обещал передать спорные территории – Смоленщину и Северскую землю, папе – обращение России в католичество. Сигизмунд разрешил одному из магнатов Юрию Мнишку, рассчитывавшему женить Лжедмитрия на своей дочери и в случае победы приобрести для себя разные блага в России, присоединится к Лжедмитрию.

Лжедмитрия уже ждали возле Смоленска, откуда открывался прямой и короткий путь на Москву. Но он предпочел путь подлиннее˸ через Днепр перебрался возле Чернигова. Ему предстояло идти через Северскую землю, где накопилось много горючего материала˸ недовольные своим положение мелкие служилые люди, остатки разгромленных войсками Годунова казаков, поднявших под руководством атамана Хлопка восстание, множество беглых.

К войску Лжедмитрия присоединялось всœе больше и больше отрядов казаков. Также власть Лжедмитрия признавали всœе больше городов и крепостей. Годунов был вынужден послать в Северские земли крупные военные силы. 20 января под Добрыничами царские войска разгромили войско Лжедмитрия.

Но тут неожиданно, в разгар борьбы, 13 апреля 1605 ᴦ. умирает Борис Годунов, успев благословить сына на царство. Но Федор Борисович не предпринял решительных мер для сопротивления Лжедмитрию. Царь Федор оказался настолько беспомощным, что даже не усилил охрану кремля. По этой причине 1 июня 1605 ᴦ. в Москве вспыхнуло восстание, и посланцы Лжедмитрия убили вдову Годунова и его сына Федора.

Придя к власти в Москве, Лжедмитрий подтвердил свое желание жениться на дочери Мнишка, приглашал к себе на службу поляков и предлагал им покровительство. Но обещания, данные им королю и папе, он не торопился исполнять.

Лжедмитрий стал называть себя императором. Лжедмитрий принял ряд мер, чтобы изменить состав правящей элиты в свою пользу – наиболее верные сторонники царя Бориса были сосланы и возвращены из ссылки его противники, кроме того, в состав Думы вошел ряд дворян южных уездов, отличившихся при приходе Лжедмитрия I к власти. Он также не жалел усилий, чтобы обеспечить себе поддержку тех сил, которые привели его к власти. Одним из его распоряжения, было освобождение населœения Северской земли от уплаты налогов на 10 лет. Также он принял решение о походе на Азов.

Все действия Лжедмитрия заставили недовольную самозванцем политическую элиту, возглавляемую В. Шуйским, поторопится к выступлению против самозванца. Утром 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание. Под звон набата толпы восставших собрались на Красной площади и вошли в Кремль через Спасские ворота. Пытаясь спастись. Лжедмитрий выпрыгнул в окно, сломал ногу, и был схвачен и убит.

Земский собор 1613 года

Земский собор – это орган сословного представительства.

Предпосылками для его появления послужили 3 обстоятельства (условия появления):

· вече и советы, как традиции истории России;

· обострение межклассовой борьбы;

· сложное положение страны на внешнеполитической арене, требующее для правительства поддержки в сословиях (не утверждающее и устанавливающее вече, а орган совещательного характера).

Учреждение Земских соборов было осуществлено с целью укрепления власти с опорой на ведущие общественные силы. Необходимо было создать государственный орган, поддерживающий политику власти, и, благодаря которому, власть смогла бы узнавать о потребностях общества и обращаться к народу.

«Земский» в 16 веке означало тоже, что и «государственный». «Собор» использовалось в обозначении совещаний духовенства. Светские совещания назывались «советами». Но по отношению к земским соборам 16 - 17 вв. принято использовать словосочетание «земский собор».

Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (Пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских). Тогда приближенные советники Ивана Грозного (Избранная рада) проводили реформы середины 50-х годов 16 века. Созванный впервые Земский собор был назван историками также собором примирения. На нем было принято решение о новом Судебнике, изданном в 1550 г. Благодаря собору 1549 года упрочнялись уже проведенные реформы Избранной рады.

Земские соборы проводились и позднее, но регулярным этот вид государственного органа не стал.

Второй Земский собор был созван в 1566 г. На нем обсуждался вопрос мира с Латвией (война за Ливонию): «Стоит ли соглашаться на предложенные литовским королем условия?».

В 1584 г. был созван Избирательный собор, на котором был избран первый царь, избранный Земским собором – Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Он не был указан в завещании, в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г. Его юридический титул был неясен, т.к. после смерти сына, Иван 4 не составил новое завещание.

В 1598 г. был созван избирательный Земский собор, на котором было принято решение о возведении на престол царя боярина. Правителем стал Борис Годунов.

Цари, избранные Земским собором – это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением:

· Ивана Грозного;

· марионеточного Симеона Бекбулатовича;

· «царицы на час» вдовы Ирины Годуновой;

· Фёдора 2 Годунова;

· 2 самозванцев;

· Фёдора 3 Алексеевича.

Самым известным из избирательных соборов является Земский собор 1613 года, на нем был избран Михаил Романов. Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали Пётр 1 и Иван 5.

В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение - на нем было принято Соборное Уложение.

Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.

Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19 в.

Создание Сборного Уложения – это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в един свод законов.

На протяжении 16 - 17 вв. созывалось не мало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом, включает в них и 3 церковно-земских собора. Причиной этого послужило присутствие на них земского элемента и то, что вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих соборах, имели светское «земское значение».

И если историки единодушны в отношении первого Земского собора, то о прекращении созыва Земских соборов единого мнения нет.

Одни считают последним собор 1653 г. (о присоединении Украины к Русскому государству), после которого соборная деятельность стала менее актуальна и переживала процесс отмирания.

Другие считают, что последний земский собор состоялся в 1684 г. (о вечном мире с Польшей).

Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество; ремесленники и крестьяне не присутствовали).

Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Во втором случае, возможно полное или частичное отсутствие «земского элемента», т.е. поместного дворянства и посадских людей.

По роду деятельности Земские соборы делят на совещательные и избирательные.

Окончание Смуты

С избранием Романова возникли новые сложные задачи преодоления розни. Для уставшего общества умеренность и традиционализм Михаила были основанием к консолидации. В 1615 г. Было разгромлено движение атамана Баловня, угрожавшее стабилизации, часть казаков была переведена в разряд людей.

Интервенты не спешили признавать легитимность Романовых, и стремились к расчленению государства. 1615 г. - шведы осадили Псков, но потерпели неудачу. Густаву II Адольфу удалось оттеснить Россию от Балтийского моря и принудить к заключению Столбовского мира 1617 г., по которому побережье Финского залива и Корела отошли во владении Швеции.

1 октября 1618 г. польский Владислав пытался овладеть Белым городом, но ему это не удалось. В декабре 1618 г. близ Троицкого монастыря было заключено Деулинское перемирие. К Польше отходил Смоленск, Еверская и Черниговская земли. Де-факто Владислав признал власть Михаила. Деулинский договор предусматривал обмен пленными.

Филарет, отец Михаила, сосредоточил в своих руках управление.

После Смуты возросло значение православных ценностей, важной стала проблема восстановления страны. Возрождалась практика «урочных лет». Правительство несколько раз собирало чрезвычайные сборы - пятинные деньги. С 20-ых годов правительство все реже прибегало к Земским соборам. Филарет и его приемники настойчиво искали пути преодоления условий Деулинского перемирия, возвращения земель, утраченных в смутное лихолетье.

Системный кризис 70-80х годов 16 века (династический, экономический, социальный и духовный)

Можно выделить следующие элементы системного кризиса, который произошел в 70-80-е гг. 16 в.: династический, экономически, социальный и духовный.

Проблема династии заключалась в том, что Иван IV четко распределил власть между своими сыновьями: Иваном и Федором. Львиную долю получил Иван, который был женат на Елене Шереметьевой. Федора женили на сестре Бориса Годунова Ирине. В этом браке не было детей.

Но ситуация изменилась, когда умер Иван Иванович. Есть две версии того, как он умер. По первой версии, Иван Грозный застал сноху - царевну Елену - в одной рубахе на лавке, в жарко натопленной комнате. По тем временам это считалось недопустимым. Елена была беременна, но царь не ведал жалости. Он прибил сноху. От страха и побоев у царевны случился выкидыш. Иван Иванович пытался защитить жену, он схватил отца за руки, тогда тот прибил и его. По второй версии Иван IV ударил посохом Ивана Ивановича, когда он читал письмо посла.

Ситуация была катастрофической: Федор был бездетный и слаб здоровьем, а сын Ивана IV от Нагой был мал. Иван просил Федора развестись, но тот отказался. Со смертью Федора Ивановича династия была прервана, а династический кризис еще больше усилился. Не помогло и избрание Земским собором в 1598 г. Бориса Годунова на царствование.

Экономический кризис, прежде всего, связан с последствиями Ливонской войны и опричнины. Экономический кризис стимулировал социальную напряженность в низах. Социальную неудовлетворенность испытывало и дворянство, возросшая роль которого мало соответствовала его положению.

Ну и наконец, в годы царствования Ивана Грозного были расшатаны, по определению Ключевского, «духовные скрепы общества» - нравственные и религиозные чувства. Казни без суда, опал возвели насилие и произвол в норму. С кризисом духовности тесно связан кризис социально психологического характера.

2. Ликвидация последствий опричнины. Начало законодательного оформления крепостного права.

На 80-90 г.г. XVI в. приходится составление писцовых книг. Все население было включено в специальные книги, и появилась возможность устанавливать, кому из феодалов принадлежит крестьянин. Псицы осуществляли сыск беглых тяглецов и предпринимали попытки вернуть их на свой места. Иван IV вводит указ (1581г.), которым впервые были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход даже в Юрьев день.

1581 г. уже был «заповедным годом», между тем как в 1580 г. и до него крестьяне еще уходили от своих господ по Судебнику.

В 1597 г. «заповедные лета» были дополнены введением пятилетних урочных лет. Именно за этот урочный срок землевладелец должен был сыскать своих беглых или вывезенных крестьян. В противном случае он утрачивал на них права. Сами урочные лета, по всей видимости, первоначально имели значение чисто «техническое» — они должны были стимулировать под угрозой утраты владельческих прав помещика к поиску беглого крестьянина-тяглеца.

Крепостное законодательство этого периода — важный этап в развитии крепостничества и крепостного права. Мы видим, насколько далеко общество продвинулось по этому пути. Земледелец уже не мыслится вне рамок феодальной зависимости. Заповедь, прикрепляющая его к земле, носит всеобщий характер. Даже «выживая» урочные лета — свою зависимость от старого помещика, — беглый одновременно закреплялся за новым.

В опричнину была взята тысяча служилых людей (к концу опричнины число опричников выросло примерно до 6 тыс.). Они составили отдельные от земских полки, возглавлявшийся опричными воеводами. В опричнине действовала и своя Боярская дума. Приказы остались в земщине, но часть дьяков Иван IV взял в опричнину.

Опричное руководство по своему социальному составу почти не отличалось от старого Государева двора. Там было много князей, отпрысков старых боярских родов, существовало и местничество. Роль опричнины определял не ее состав, а тот факт, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Тем самым усиливались и самодержавие, и его деспотические черты. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть пыталась компенсировать жестокостью.

Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю. Ведь выселение земских из опричных уездов фактически осталось на бумаге, а ссылка под Казань князей ряда родов (Ярославских, Ростовских, Стародубских) закончилась через год их амнистией и возвращением вотчин. В результате опал и казней изменился персональный, но не социальный состав феодалов-землевладельцев. Крупное феодальное, в том числе княжеское, землевладение пережило опричнину.

Но тем не менее опричнина серьезно подорвала пережитки удельной старины в стране, хотя вряд ли царь ставил перед собой именно эту задачу: он стремился лишь к усилению своей личной власти. Первым из этих пережитков была относительная самостоятельность церкви, которая выступала еще как союзница, а не простой придаток царской власти.

В 1597 г. ограничены были права и другой группы феодально-зависимого населения — кабальных холопов. Отныне они не получали освобождения даже после уплаты долга и оставались в холопстве до смерти владельца. Служившие по вольному найму, добровольные холопы, после полугода службы тоже превращались в холопов и уже не могли в одностороннем порядке разорвать зависимость.

Наши рекомендации