Руководитель и подчиненный: этика приказов и поручений
Эффективность руководства и авторитет руководителя в организации определяется, как уже отмечалось, в первую очередь тем, насколько успешно удается руководителю построить правильные отношения со своими подчиненными.
Отношение руководителя к подчиненным оказывает непосредственное влияние на характер делового общения в коллективе, в значительной степени определяет его нравственно-психологический климат. Успех руководства, как показывает опыт, во многом зависит от того, какие этические нормы и принципы использует руководитель по отношению к подчиненным, на основе чего им отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.
Современные отечественные и зарубежные исследователи говорят о существовании четырех основных видов межличностных отношений в системе "руководитель – подчиненный": приказание, внушение, участие, делегирование.
К основным формам распоряжения относят: приказ, просьбу, вопрос и так называемую форму "добровольца".
Так, приказ следует использовать преимущественно в чрезвычайных ситуациях, а также в отношении недобросовестных работников. Напротив, в обычной ситуации, при условии, что отношения между руководителем и подчиненными носят доверительный характер, более уместной формой распоряжения является просьба, допускающая в отличие от приказа обмен мнениями между сторонами по сути решаемой проблемы. Форму обращения вопроса рекомендуется применять в тех случаях, когда руководителю необходимо вызвать обсуждение, как лучше выполнить работу или подтолкнуть работника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. Наконец, форма "добровольца" может быть использована в ситуациях, когда нет желающих сделать работу, которую, тем не менее, необходимо выполнить.
48. Соблюдение этических требований вежливости, тактичности, скромности, точности в деятельности государственных служащих
Особенно актуальным сегодня является восстановление в служебных отношениях значения таких важнейших требований служебного этикета, как скромность, точность и пунктуальность.
За нарушением этих требований, по мнению специалистов, скрывается не только неуважение к другим людям, но и отсутствие самоуважения. Уважающий себя, скромный и тактичный руководитель или служащий не будет вести себя высокомерно со своими подчиненными или коллегами, не будет приписывать себе успехи других, не станет сваливать на них свои ошибки. Напротив, он будет внимательно прислушиваться к мнению коллег и подчиненных, беря на себя ответственность за допущенные по его вине ошибки и просчеты в работе коллектива. Точно так же уважающий себя и других служащий или начальник будет стараться быть точным, пунктуальным и обязательным, не будет давать легковесных обещаний, которые он не сможет выполнить. Он не станет опаздывать на назначенный прием и заставлять ожидать себя, что считается неприличным в деловом мире всех цивилизованных стран.
49. Современные подходы к проблеме взаимоотношения государства и бизнеса, основные этические аспекты этих взаимоотношений.
К основным направлениям государственного регулирования бизнеса специалисты относят:
1. регулирование деятельности корпораций в целях обеспечения эффективности экономики:
2. регулирование отношений бизнеса и потребителей с целью защиты прав последних;
3. регулирование действий корпораций в отношении окружающей среды, осуществляемое при помощи создания специальных государственных органов по охране и защите окружающей среды.
В качестве особой проблемы исследователи выделяют моральные аспекты отношений между корпорациями и государствами "третьего мира", связанные с наблюдающейся тенденцией подчинения экономик этих стран транснациональными корпорациями, стремлением корпораций размещать в этих странах вредные и потенциально опасные производства.
Одним из серьезных аргументов в пользу государственного регулирования бизнеса является то, что государство своей политикой должно обеспечивать определенный уровень социальной справедливости, осуществлять меры, направленные на поддержание жизненного уровня неимущих, больных, стариков, инвалидов. Государство реализует соответствующую политику посредством перераспределения общественного богатства путем введения налогов и осуществления широких социальных программ.
Нам уже приходилось говорить о "рамочных условиях", которые создает государство, регулируя поведение и деятельность корпораций с помощью системы установленных норм и законодательных актов.
Ученые обращают внимание на ту особую роль, которую играет в этике отношений между государством и бизнесом продуманная и последовательная политика государства по ограничению и преодолению коррупции, нарушения правовых норм предпринимателями, подкупа должностных лиц и других противоправных действий.
50. Содержание понятия «экономическая этика», проблема определения предмета и сферы действия экономической этики
Экономическая этика - это вид социальной этики, содержащая нравственные нормы и требования к участником экономических отношений.
Экономическая этика выступает в качестве нормативной основы экономической деятельности, регулирующей взаимоотношения в сфере экономики, формулирующей и предъявляющей нравственные требования ко всем субъектам экономических отношений.
Основной её целью является определение институциональных ограничений участников экономического процесса, играющих основополагающую роль в этизации рыночных отношений современного общества.
В широком смысле слова экономическая этика призвана объяснить связь экономики с моралью, специфику их взаимоотношений.
Развитие производства, хозяйственная деятельность объективно способствуют нравственному совершенствованию человека. В трудовой деятельности формируются созидательные силы человека, нравственная основа его отношения к миру, другим людям.
Многое зависит от реальной экономической политики государства, его движущие роли в сфере экономических отношений. Развитие производства, усложнение и увеличение масштабов человеческой деятельности, повышении уровня техники и технологий поставили человека перед необходимостью осознания степени его ответственности, примасы общественного долга, чувства солидарности.
Содержание кодексов поведения государственных и муниципальных служащих
Согласно общепринятой практике этический кодекс включает в себя три типа нравственных норм: предписывающие, запретительные и рекомендательные. В предписывающих и запретительных разделах этического кодекса содержатся указания на то, как требуется поступать в конкретных и наиболее важных ситуациях и что не разрешается делать с точки зрения профессиональной этики государственной и муниципальной службы в рамках служебного поведения. Рекомендательные нормы ориентируют служащего, как следует вести себя в той или иной нравственной ситуации.
В то же время совершенно очевидно, что внедрение этического кодекса в деятельность служащих аппарата государственного и муниципального управления не может произойти автоматически, само собой. Для этого необходимы определенный механизм и определенные структуры, проверяющие и контролирующие соблюдение норм и положений этического кодекса.
В ряде стран созданы этические комитеты и комиссии, призванные способствовать разрешению конфликтов в органах исполнительной власти, разрабатываются этические кодексы, развивается и совершенствуется этическое законодательство. Так, Во Франции существует три центральных органа по этике: Центральное управление по предупреждению коррупции, Межминистерская инспекционная комиссия по контрактам, Высший совет по этике при Национальной полиции.
Для России важность этического воспитания государственных и муниципальных служащих становится очевидной, если учесть "переходный" характер развития современного российского общества и связанное с ним неустойчивое состояние общественной морали, которая, как известно, является основой профессиональной этики в любом обществе.