Ритуальная и племенная интеграция

Индейцы Великих Равнин

Адамсон Хоебэль

Вступление

Шайенны, или Tsistsistas, что означает "Люди", являются одним из самых известных западных племен, которые населяли Великие равнины – открытое пространство, лежащее к западу от Миссисипи и к востоку от Скалистых гор. Среди первых путешественников они были известны целомудрием своих женщин и храбростью своих воинов; в более поздние годы, когда всё изменилось, их считали самыми консервативными индейцами Равнин. Их отношение к сексу, войне и исполнение социальных правил – выдающиеся особенности их образа жизни. Это были главные темы первых изданий социологического исследования культуры, которое попыталось проанализировать причины такого поведения шайеннов, как эти причины вызвали отличительный эффект на поведение шайеннов, и как шайеннам удалось создать эффективное и удовлетворительное общество. Наша главная задача заключается в том, чтобы показать, как предшествующая и современная социальная история, основные культурные предпосылки, психологический путь, физическая и биологическая окружающая среда, и социальная структура придавали этой культуре такой характерный оттенок, существовавший в высшей точке ее развития. Это произошло до середины прошлого столетия, когда шайенны все еще были свободным и независимым народом – время, которое мы назовем кульминационным моментом: 1800-1850гг.

Когда европейские исследователи впервые встретили шайеннов, те жили в лесной местности верхней долины Миссисипи, главным образом в юго-восточной Миннесоте. Враждебные соседи, чиппева и сиу, получившие огнестрельное оружие от торговцев задолго до шайеннов, вытеснили их со своей родины и отправили в долгое путешествие на запад в поисках нового приюта. В конечном счете, они обосновались на Высоких равнинах: северные общины в западной Небраске, восточном Колорадо и Вайоминге – и, в конечном счете, в резервации юго-восточной Монтаны; южные общины – в юго-западной Небраске, западном Канзасе, юго-восточном Колорадо, в конечном счете, в резервации западной Оклахомы. Южная резервация просуществовала всего двадцать пять лет.

В своём движении на запад, в начале восемнадцатого столетия, шайенны были близко связанны с осёдлыми племенами средней Миссури – а именно, с манданами, хидатса и арикара. Эти племена были старинными земледельцами, для которых охота была вспомогательным способом добычи пропитания. Они жили в постоянных деревнях, построенных из больших, полуподземных земляных домов (Вилсон). Они были организованы в матрилинейные кланы, где молодая пара жила с родителями невесты.

Там шайенны построили собственные деревни из земляных домов и выращивали маис, бобы и кабачки по способу своих новых соседей. Они также приобрели новые церемониальные идеи и новые способы добычи пропитания. Их осёдлый образ жизни был уравновешен, но постоянно подвергался набегам военных отрядов сиу и чиппева.

Лошади, которые появились в Новом Свете вместе с испанскими конкистадорами, распространились на север, а затем на восток, достигнув шайеннов около 1760г. Для шайеннов открылись новые перспективы. Равнины предлагали спасение от хищных набегов сиу – они изобиловали бизонами и антилопами, если только было возможно пересечь большие засушливые пространства между реками, и доставить достаточно мяса в основной лагерь, чтобы пережить суровую зиму. Там, где пеший человек не видел никакой перспективы, для всадника открывались огромные возможности. К 1830г шайенны были достаточно снабжены лошадьми, чтобы полностью отказаться от осёдлого земледелия и полностью перейти к кочевому образу жизни охотников. Одновременно, для охоты и войны они приобрели огнестрельное оружие. Подвижность и большие трофеи, добытые на охоте и войне, преобразили культуру шайеннов, но прошлое, как всегда, оставило свой след.

Шайенны, как они представлены во второй части этого социологического исследования, являются шайеннами периода 1830-1850гг, когда их адаптация к кочевой культуре была в расцвете, когда белые охотники еще не истребили бизонов, а поселенцы ещё не заняли их земли, и при этом они не имели ни одного столкновения с вооружёнными силами Соединенных Штатов. Эта часть книги написана в "этнографическом стиле", чтобы помочь читателю лучше привыкнуть к культуре шайеннов. Последние две главы, как и первая, были недавно написаны для этого издания.

Дополнительные исторические материалы предлагают более яркую картину изменений культуры и адаптации, которую шайенны прошли за последние триста лет. Это стало возможным благодаря недавним публикациям исторических исследований археолога Вуда (1971г), культурных антропологов Джекоба Джэблоу (1950г) и Секоя (1953г), и историков Бертронга (1963г; 1976г) и Левендера (1954г).

Автор провёл обширную полевую работу среди северных шайеннов в 1935 и 1936гг, концентрируясь на регистрации традиционных событий. Старики, которые имели яркие воспоминания, тогда были ещё живы. К счастью, северные шайенны были хорошо изучены в период 1885-1910гг проницательным и сочувствующим наблюдателем, Джорджем Бердом Гриннеллом, двухтомник которого "Индейцы Шайенны", является классическим примером антропологических исследований. Мне очень повезло, так как во время собственных полевых исследований среди шайеннов мне помогал старый переводчик и друг Гриннелла, Высокий Лоб (Уиллис Ровланд). Я также завёл дружбу и получил помощь от многих старых шайеннов. Именно на основе того, что я узнал от них и исследований Гриннелла, получилась эта книга. В книге также использованы материалы по изучению шайеннов Фреда Эггана, Джеймса Муни, Джорджа Дорси, Джона Стоит в Деревьях и Марго Либерти, а также Питера Пауэлла. Джон Мур любезно предоставил мне неопубликованные материалы по шайеннской космологии.

Часть первая

Прелюдия (1680-1800гг)

Поиск новой родины

Это был 1680 год, двадцать четвертое февраля. Французский торговец и исследователь, Сьер де Ла Саль, вместе со своими мужчинами строит небольшой форт на берегу озера Пеория, недалеко от современного города Пеория, Иллинойс. Их работа была прервана появлением группы индейцев, которые сказали Ла Салю, что они прибыли из своего дома в верховьях большой реки (Миссисипи). Они сообщили, что в их стране было много бобров и других пушных животных. Если Ла Саль вместе с ними пойдёт к их деревням, они с удовольствием обменяют множество мехов на товары, которые он им предложит.

Ла Саль записал, что они прибыли из племени Chaa.

Они прошли более трёхсот миль в надежде получить европейские товары – ножи, топоры, горшки, ружья и украшения. В их стране не было торговцев, и они нетерпеливо ожидали товары, которые он мог предложить. В 1680г Chaa не могли знать о последствиях, которые европейская торговля окажет на них за следующие триста лет. Это приведёт к тому, что они оставят свой дом в лесах центральной Миннесоты, мигрируют на юго-запад, в прерии реки Миннесота, затем на северо-запад, чтобы обосноваться на различных притоках Ред-Ривер в Дакоте. Вскоре они будут вынуждены уйти дальше, на равнины, и построить деревни из земляных домов рядом с большими деревнями манданов, хидатса и арикара. Эти племена занимались выращиванием маиса и охотой на бизонов. Их предки в течение нескольких столетий эксплуатировали плодородные земли среднего течения Миссури. Затем Chaa снова двинутся на запад, и юг, в конечном счете, став конными кочевниками, живущими в кожаных типи, и ведущими непрерывные войны за охотничьи территории.

Кто был эти Chaa, которые искали Ла Саля? Большинство антропологов и историков полагают, что это был народ, который теперь мы называем шайенны. Дакоты, которые также жили в Миннесоте, называли их Shahiyena или Shahiela, что означает "людей, которые говорят по-другому" – "чужаки" или "иностранцы". Другие сиу-говорящие племена, типа арикара и пауни, называли их Shar'ha. Французская карта 1678г, которая базируется на информации, полученной от исследователя Луи Жолье, размещает "Chaiena" на восточной стороне Миссисипи, в юго-западном Висконсине. Из различных вариантов названий сиу, с которыми французы вошли в контакт, появились шайенны.

Самих себя шайенны не считали иностранцами или говорящими на странном языке. Себя они называли Tsistsistas, "Люди", или "Народ", обычная форма этноцентризма. Их язык принадлежит большому алгонкинскому семейству.

Фаза восточного вудленда

Шайенны, в рассвет исторических отчетов северо-запада, жили на самом краю области, известной как Восточный Вудлэнд. Эта область, от Великих озер и долины реки Святого Лаврентия до арктической тундры, была населена алгонкинскими племенами. Нет никаких археологических участков, которые могли принадлежать шайеннам в Миннесоте или Висконсине. Ни один из ранних историков не оставил никаких примечаний относительно их образа жизни. Однако, некоторые вероятные выводы относительно их образа жизни можно получить из известных археологических поселений народов, которые населяли верхнюю долину Миссисипи в середине семнадцатого столетия.

Вероятно, они жили в постоянных, маленьких деревнях на берегах озер. Их дома представляли небольшие полуземлянки с деревянными крышами. Крыши были покрыты корой вяза или землей. Невозможно установить, насколько большими были ранние шайеннские деревни, и сколько их было. Но это было небольшое племя, вероятно, не более двухсот-трёхсот человек, представлявших локальную группу или деревню.

Основным источником пропитания этой области был дикий рис, который в изобилии рос в мелких озёрах и по речным берегам. Рис собирали на каноэ из березовой коры, шелушили и обжаривали для хранения. Оленей, кроликов и другую мелкую дичь загоняли в ловушки или охотились с луком и стрелами, иногда убивая лесного бизона. Утки и гуси были в изобилии, а рыбу добывали в больших количествах. Прежде всего, будучи собирателями и охотниками, шайенны, вероятно занимались земледелием. Лето и осень были периодами изобилия. Зима была временем тяжёлых испытаний, холодов и глубокого снега, которые создавали трудности для охоты. Голод, должно быть, было частой угрозой.

Хотя военные действия не были крупномасштабными, но были обычным явлением для всех американских индейцев.

Прерийная фаза

Как долго шайенны жили в верховьях Миссисипи, сказать невозможно. Однако, мы действительно знаем, что к 1690г их начали теснить со своей родины.

Впервые шайенны переместились, потому что были вытеснены из Вудленда сиу, ассинибойнами и кри, более многочисленными и лучше вооруженными соседями, жившими к востоку и северу от них. Сиу уже имели первые контакты с европейским оружием и металлическими товарами приблизительно с 1650г, когда начали встречать гуронов и оттава, вытесненных с востока Великих озер превосходящими силами ирокезов, союзников британцев. Гуроны и оттава были алгонкино-говорящими племенами, родственными шайеннам.

Восточные сиу, которые не имели прямой выход к источникам европейских товаров, как гуроны и оттава, имели мало оружия для собственной защиты. Они отступали на шайеннов, тесня их на запад.

В то же самое время ассинибойны и кри получали оружие непосредственно от торговцев Гудзонова залива. Они теснили плохо вооруженных шайеннов с севера, и шайенны решили искать безопасность в другом месте.

Согласно преданиям дакота, шайенны впервые утвердились в прериях реки Миннесоты, в юго-западной части штата Миннесота, до 1700г. Вскоре они нашли проживание на этой территории ненадежным. В условиях непрерывной войны с сиу, они покинули свои деревни на Миннесоте, и двинулись на северо-запад, к реке Шейенн в Южной Дакоте, где к 1725г, как известно, они установили, по крайней мере, одну деревню из земляных домов. В течение пятидесяти лет, неопределенное число шайеннских деревень было установлено в долине Шейенн. Эта река течет с севера на юг через низменные прерии, всего в пятидесяти милях к западу от Ред-Ривер.

Шайенны оставили свою доисторическую базу в лесной зоне, и вступили в прерийную фазу, изменив свой образ жизни.

Пока так продолжалось, должно быть, это была хорошая жизнь. Они жили в стране, где в изобилии водились бизоны, лоси, олени, медведи, волки, еноты, лисы, выдры (все были съедобны и имели хороший мех). Рыба также была доступна в огромных количествах – осетр, щука, зубатка.

От земледельческих сиу-говорящих племен на юге, ото и айова, шайенны узнали новый способ земледелия. Они находились всего в ста милях к востоку от манданов и хидатса, которых называют "Парижанами Равнин", поскольку их постоянные деревни из земляных домов были центром тысячелетней культуры долины Миссури, приспособленной к земледелию и охоте на Равнинах. Это были сложные народы с богатой и драматичной церемониальной жизнью, изготовители прекрасных бизоньих шкур, производители маиса и овощей, и проницательные торговцы, к которым менее обеспеченные племена приносили мясо и шкуры, чтобы обменять на одежду и продукты земледелия. Шайенны многому научились у них.

Когда шайенны утвердились на реке Шейенн, французский торговец, Пьер де Ла Верендри и два его сына в 1738г посетили манданов, чтобы открыть прямую торговлю с французским постом на озере Виннипег. Когда сыновья Ла Верендри возвратились к манданам в следующем году, манданы приобрели первых лошадей, торгуя с западными племенами, возможно кроу, которые в свою очередь получили их от ютов и команчей, начавших угонять их из испанских колоний в Техасе и Нью-Мексико за несколько лет до этого.

Европейская лошадь, распространившаяся на север из Новой Испании, а затем на восток, наконец, встретилась с европейским оружием, распространяющимся на запад и юго-запад среди племен Великих озер и Гудзонова залива. Это произошло в 1739! Пришло время вражды, набегов, охоты на бизонов и антилоп. Краткая стадия существования шайеннов в прериях подошла к концу. Существовал небольшой перерыв, когда некоторые шайенны утвердились в укрепленных деревнях из земляных домов между манданами и арикара на реке Миссури, но к 1804г, когда экспедиция Льюиса и Кларка покинула реку, продвигаясь к Колумбии и Тихоокеанскому побережью, даже эти деревни были покинуты. Шайенны получили лошадей и отправились вслед за бизонами, избежав опасности, исходящей от оджибва и сиу, а также оспы и кори. Они были полностью готовы к третьей стадии своего исторического существования: кочевых охотников и воинов.

Разрушение одной из шайеннских деревень на реке Шейенн около 1740г (прежде, чем шайенны получили лошадей), записано Дэвидом Томпсоном, торговцем, который написал в 1800г:

Они (шайенны с реки Шейенн) были нейтральным племенем между сольто (оджибва или чиппева) много лет ... но последние подозревали, что они были лояльны сиу. Большой военный отряд оджибва, которому не удалось обнаружить своих врагов (включая шайеннов), разрушил их деревни и убил большинство из них... Шайенны, почти уничтоженные, покинули свои старые земли и бежали на юг, за Миссури, где теперь стали кочевым племенем.

К несколько поздней дате (приблизительно 1780г), другая деревня на реке Шейенн была разрушена тщательно организованным военным отрядом чиппева. Эту историю рассказал вождь чиппева, Сахар.

Согласно его отчету:

Наши люди и шайенны в течение нескольких лет были сомнительными друзьями; но поскольку они имели маис и другие овощи, которых мы не имели, но они нам очень нравились, мы торговали с ними, и не обращали внимания на многие вещи, которые нам не нравились; до последнего времени.

Убедившись, что шайенны, а не сиу убили некоторых пропавших охотников, чиппева собрали военный отряд из ста пятидесяти воинов, которые в течение недели скрывались около шайеннской деревни. Деревня находилась под непрерывным наблюдением двух скаутов, прятавшихся в дубовой роще, расположенной приблизительно в миле от деревни. Не желая нападать на укреплённую деревню через открытую прерию, чиппева терпеливо ждали благоприятный момент. Наконец, однажды утром, прибыл один скаут и объявил, что шайенны собрали своих лошадей и загнали их в деревню. К полудню прибыл второй скаут и сообщил, что шайенны собрали охотничий отряд, и что деревня была в значительной степени покинута.

История Сахара продолжается:

Теперь мы спокойно выступили ... чтобы дать время охотничьему отряду отойти, и не услышать звуки наших ружей ... (наконец), когда мы пересекали открытую равнину, нас заметили. В деревне было несколько лошадей, на которых молодые люди умчались прочь.

Мы ворвались в деревню и всех перебили, кроме трех женщин; забрав всё, что нам понравилось, мы подожгли деревню, и быстро отступили, поскольку те, кто сбежал перед нашим нападением, могли вернуться с подкреплением, а мы не желали столкнуться с конницей на Равнинах.

Таким образом, живя в постоянных, укрепленных деревнях из земляных домов на восточном краю северных Равнин, шайенны уже к 1780г включили лошадь в свою культуру, используя её для охоты и войны. Имея безопасную экономику, основанную на маисе, кабачках и табаке, сбалансированную крупномасштабной коммунальной охотой, в которой огромное количество мяса можно было доставлять на вьючных лошадях, шайенны начали процветать. И возможно, они могли остаться осёдлым племенем, если бы не враждебные соседи и болезни. Когда здоровые мужчины и женщины отправлялись в прерии охотиться, только несколько человек оставались в деревни и могли позвать на помощь, если деревня была атакована. Но как повествует история Сахара, ситуация оставалась ненадёжной. Таким образом, весьма уязвимые постоянные деревни были постепенно покинуты, а некоторые шайеннские общины приняли портативные, кожаные типи в качестве переносного дома, который можно было перемещать вслед за бизоньими стадами.

Существовал и другой важный фактор. Постоянные деревни, с переполненными и плохо проветренными земляными домами, каждый из которых мог служить приютом для тридцати человек, был гиблым местом для жителей, которые не имели никакого врожденного иммунитета к оспе и кори, неосторожно занесённой мехоторговцами. Эпидемии опустошили деревни манданов и хидатса в 1780 и 1782гг. Эти племена не отказались от своего древнего образа жизни. Оставшиеся в живых объединились в нескольких новых деревнях. Шайенны оказались лучше приспособлены. Давно отказавшись от своего традиционного образа жизни, они просто взяли своих лошадей и покинули деревни, находящиеся во власти мора.

Фаза равнин

Вскоре после пересечения Миссури в своём движении на запад, шайенны столкнулись со странным племенем, которое, очевидно, уже жило на равнинах в течение некоторого времени. Это были сахтай. Сахтай, к удивлению шайеннов, говорили на алгонкинском языке, который был настолько похож на шайеннский, что оба языка были взаимно понятны. После некоторых столкновений, согласно традиции, эти два племени стали близкими союзниками, и к 1820г сахтай считались отдельной общиной в пределах шайеннского племени.

Уже в начале 1800-ых Блэк-Хилс стал духовной Меккой различных кочевых общин шайеннов. Богатая зелень хорошо-увлажненных холмов представляла поразительный контраст монотонным равнинам Дакоты. Медвежья гора, изолированная скала, возвышающаяся над равнинами к северо-востоку от Блэк-Хилс, имеет пещеру, которую шайенны включили в свои верования как место, где дух научил шайеннского культурного героя, Сладкую Магию, социальной и церемониальной организации племени.

Однако различные шайеннские общины перемещались по большой области, которая представляла грубый полукруг к западу, югу и востоку от Блэк-Хилс.

На западе, шайенны регулярно воевали с кроу и шошонами Винд-Ривер, в охотничьи угодья которых они проникали. Те общины, которые двигались на юг, через восточный Вайоминг и западную Небраску в восточный Колорадо, развязали войну с ютами, команчами и кайова. Позади шайеннов, более агрессивные и хищные сиу продолжали свою экспансию, пока, к 1850г, не заняли всю Южную Дакоту, включая Блэк-Хилс, и большую часть Северной Дакоты, Небраски и восточного Вайоминга.

Вторая половина девятнадцатого столетия представляла период стабилизации шайеннских передвижений и войны. На западе, стена Скалистых гор представляла барьер, позади которого раскинулись пустыни Большого Бассейна – непривлекательная территория. На юге, между 1828 и 1832гг, Уильям и Джордж Бент, в компании с Сирано Сент Врэйном, установили торговый пост на реке Арканзас, в юго-восточном Колорадо, в пункте, предложенном шайеннским вождём Желтая Накидка. Южные общины шайеннов спустились с Платт к Арканзасу, чтобы утвердиться в этом месте и иметь доступ к американским товарам Бента. В 1840г шайенны заключили постоянный мир с кайова и команчами, чтобы объединить свои южные позиции против пауни и племен Востока, типа чероки. От своих новых союзников шайенны также хотели получить лошадей, которых они могли обменивать в посту Бента на американские товары.

На севере, шайенны заключили мир и союз с сиу, которые присоединяться к ним в войне против кроу и шошонов.

С этого времени, солидарность шайеннов была разделена большим расстоянием, отделив северные и южные общины. Для племени стало трудно собираться вместе, как единое целое, даже для летних Больших Церемоний. Это означало, что Племенной Совет теперь собирался реже и не мог осуществлять контроль над всем племенем.

Один из последних больших церемониальных сборов всех общин шайеннов был проведен в конце августа 1842г, на берегу Саут-Платт, около форта Ланкастер, в юго-восточном Вайоминге, на полпути между северными и южными общинами.

В течение описанного периода шайенны никогда не вступали в конфликт с белыми. Поселенцы еще не начали проникать на западные равнины, а торговцы всегда были желанными гостями.

Победа Соединенных Штатов над Мексикой в войне 1846г закончилась потерей Нью-Мексико, Аризоны и Калифорнии. Санта-Фе стал важным центром, в который можно было попасть сухопутным путём из Индепенденса, Миссури. Тропа проходила через южные охотничьи земли шайеннов. В то же самое время, открытие золота в Калифорнии, привело к потоку поселенцев по реке Платт, через самый центр шайеннской страны.

В 1851г Соединенные Штаты попытались стабилизировать границы между сиу, арапахо, шайеннами и другими племенами, стремясь остановить межплеменные территориальные войны, которые были начаты мехоторговцами двести лет назад. Соединённые Штаты также попытались заплатить племенам деньгами и товарами за потерю земель и уничтожение бизонов, вызванное движением караванов эмигрантов и армии. Результатом было заключение соглашения в форте Ларами, по которому южные общины шайеннов, для удобства правительства Соединенных Штатов, заняли земли с племенем арапахо, отделившись от северных общин.

Впредь, северные и южные шайенны, в политических и юридических делах друг с другом и Соединенными Штатами, существовали как два различных племени. С этого момента их история развивалась по расходящимся дорожкам.

Часть вторая

Кульминационный момент (1800-1850гг)

Ритуальная и племенная интеграция

Большие церемонии

Возобновление стрел

Во время Возобновления Священных Стрел, в полдень, летнее солнце находится в наивысшей точке; в это время оно восходит на северо-востоке; её положение в полдень – в самом зените. Проходит весна; приближается время летнего солнцестояния. Живительные силы природы вступают в полную силу.

На широком, защищенном месте, около ручья с хорошей водой, где есть множество травы для лошадей, собирается всё племя шайеннов, чтобы возобновить свою жизнеспособность. От восьмисот до тысячи типи выстраиваются широким кругом, в форме молодой луны. Они формируют широкий полумесяц, с промежутком между рогами, направленным на северо-восток, в направлении восходящего солнца. Вход каждой палатки также направлен на восток, так, чтобы первые лучи солнца освещали типи. В центре, на открытой площади большого лагерного круга, стоят три типи. В центре находится огромная коническая палатка, Палатка Священных Стрел. Справа – палатка Священного Хранителя Стрел. На краю открытой площади, позади Палатки Священных Стрел, находится Палатка Подношений, которая является типи человека, давшего обет провести церемонию.

В большом кругу палатки сгруппированы в общины. Каждая из десяти главных общин шайеннов представляет частицу в пределах целого. В течение долгой зимы общины, и даже группы семей в пределах одной общины, были рассеяны, скрываясь в тополиных рощах, по ручьям, на много миль друг от друга. С приходом весны, все шайенны собираются вместе. Иногда, в течение предыдущего года, какой-нибудь человек принимал ответственность за организацию Магического, Священного Обряда Возобновления Стрел. Он давал клятву сверхъестественным силам, что сделает это. Его родственники помогали ему накопить необходимое продовольствие и подарки. Человек, давший клятву, брал церемониальную трубку и достаточно табака. Он отправлялся через равнины в каждый шайеннский лагерь, встречался с вождями, предлагая им трубку, и объявлял место, где произойдёт Возобновление Стрел.

В течение первых недель лета, общины двигались к месту встречи, словно притянутые невидимыми нитями, исходящими из центра. Каждая община в пути останавливалась четыре раза, чтобы молиться и торжественно раскурить трубку на все четыре стороны света, и к Великому Духу наверху. За день до прибытия в назначенное место, они останавливались и надевали свои самые красивые наряды. Скауты из главного лагеря, где готовился человек, давший обет, сообщали об их подходе. Их лошади были раскрашены, а сами они, раскрашенные и нарядные, приближались к лагерному кругу с востока. Они ехали длинной колонной, распевая песни счастья. Все, кто прибыл в лагерь перед ними, приветствовали их, когда они шествовали вокруг лагеря, а затем занимали место, традиционно предназначенное для них. Их женщины быстро разгружали вьючных лошадей; вскоре их палатки были установлены, задымились огни. Следовали приглашения на угощения, а друзья и родственники совершали визиты, сплетничали, пировали и играли в азартные игры.

Вскоре ни звука не было слышно во всём лагере, только приглушённые голоса священников в Палатке Магических Стрел, или звуки церемониальных барабанов и песен, которые проникали через кожаные стены палаток. Никого не было видно, кроме членов военного общества, тихо шагающих по лагерю. Случайный человек мог появиться из своего типи, выходя только по необходимости. Женщины и дети тихо сидели внутри палаток. Даже собаки не издавали ни звука. Если одна из них посмеет зарычать или завизжать, её череп немедленно будет разбит быстрым ударом дубинки патрулирующего воина. В большой палатке, священник раскрывает связку из шкуры лисы, в которой хранятся четыре Священных Стрелы. Это священный момент для всего шайеннского народа. Это момент, в котором благосостояние всего племени находится в процессе возобновления. Один человек – всего лишь частица мгновения, и должен остановить свои действия в этот торжественный момент, который сосредоточен на жизни всего общества.

Магические Стрелы (Mahuts) символизируют коллективное существование племени. В некотором смысле, их можно назвать воплощением души племени. Когда Стрелы процветают, процветает и племя; когда к Стрелам относятся пренебрежительно, процветание племени снижается. Их свойства представлены не в материальной форме, а в их невыразимых, сверхъестественных качествах. Или, в другом смысле, их можно назвать высшим фетишем племени, набором объектов, в которых живёт духовная сила, принадлежащая всем людям и уважаемая всеми. Стрелы были даны шайеннам их мифологическим, культурным героем, Сладкой Магией (Mutsoyef). Он был странным и красивым молодым человеком с таинственными привычками. Женившись, вместе со своей женой он отправился к Священной Горе* в Блэк-Хилс. Там, в большой пещере, он встретился с избранными мудрецами всех народов земли, как ученик Майюна (персонифицированный Великий дух). Майюн дал Сладкой Магии четыре стрелы и научил его заботиться о них и использовать. Две стрелы имели власть над бизонами, а два имели власть над людьми. Когда стрелы были ритуально направлены на животных, они становились испуганными и беспомощными, и их можно было легко окружить и убить. В редких случаях, когда Стрелы выносили против вражеского племени, и все шайенны выходили на тропу войны*, перед нападением человеческие Стрелы ритуально направляли на врага. Противник становился ослепленным и одурманенным. Таким образом, Стрелы – самый большой ресурс шайеннов против самых тревожных неприятностей: потери продовольствия и истребления врагами. Стрелы, как большой подарок духов, являются центральной страховкой для выживания. При всех своих навыках охотников и воинов, шайенны хорошо знали, что не могли преуспеть во всём. Несмотря на свой навык и храбрость, иногда они возвращались побежденными, их лагеря подвергались неожиданным нападениям, их лошадей угоняли, их людей убивали и скальпировали, или захватывали в плен. Стрелы – защита от окончательного бедствия, гарантия, что, несмотря ни на что, всё будет хорошо.

Священное Возобновление Стрел – не ежегодная церемония. Танец Солнца или Танец Животного (Massaum) проводится на том же участке. Обряд Возобновления Стрел – обет человека, который хочет сделать нечто большое. Это обязательство перед сверхъестественным, клятва в момент большого напряжения или беспокойства. Человек, который надеется на выздоровление близкого родственника, брата, сына или жены, может пообещать спонсировать Возобновление. Человек, который смертельно болен, может поклясться сделать это, если выживает. Воин в смертельной опасности может поклясться сделать это. Это добровольное действие, но всегда сделанное под страхом личной потери. В одном случае, который будет показан позже, абсолютно обязательно, что давший обет провести Возобновление, должен провести его как можно скорее. Например, когда один шайенн убил другого. Убийство в пределах племени является самым ужасным преступлением и грехом. Мало того, что убийца осквернил себя и начинает гнить изнутри, пятна крови появляются на оперении Стрел. Он становится хуже собаки, а вся дичь избегает территории племени до искупления, сделанного во время Возобновления, и на Стрелах чистые перья заменяют запятнанные. Это очевидные причины для проведения церемонии, которая длится четыре дня.

Первый день посвящён подготовке священной Палатки Стрел. Палатка Подношений принадлежит человеку, давшему обет, и устанавливается его женой. Люди приносят то, что желают отдать Майюну. Эти вещи (обычно шкуры, цветная ткань, посуда и продовольствие) подвешивают на шесте перед палаткой, или укладывают перед дверью. Днем собираются все воины, чтобы выбрать место для Священной Палатки Стрел. Сделав это, они выбирает несколько мужчин с незапятнанной репутацией, которые должны срубить самые большие шесты для палатки. Следующая задача – сделать покрытие. Воины выбирают делегатов, которые должны посетить двух мужчин, храбрых на войне, щедрых и уравновешенных в жизни. Люди с такими достоинствами выбраны и удостоены чести пожертвовать покрытия, которые будут использованы для Палатки Священных Стрел, или Палатки Возобновления. Когда огромная палатка (которая вдвое больше обычного типи) установлена, Хранитель Стрел и его священники входят внутрь, удаляют дерн и разглаживают землю. В центре, в глубине типи, они готовят очаг и церемониальный алтарь из песка. Вокруг раскладывают шалфей, который всегда является церемониальным очистителем; на нём знахари будут сидеть.

* Медвежья гора находится в Национальном Парке Южной Дакоты, около Стерджиса.

* Магические Стрелы выносили против врагов шесть раз. Первый – против шошонов в 1817г; второй против кроу в 1820г, пауни в 1830г, кайова в 1838г, шошонов в 1844г, и, наконец, еще раз против пауни в 1853г.

На второе утро священники занимают свои места в Священной Палатке Стрел. Человек, обещавший провести церемонию, абсолютно голый и раскрашенный красной краской, завернувшись в бизонью шкуру, ведет трех других хороших мужчин к Палатке Подношений. Жертвенные подарки удалены с шеста, перенесены в Священную Палатку Стрел и помещены перед алтарем. Эти четверо мужчин покидают палатку, и медленно направляются к типи Священного Хранителя Стрел, вопя и причитая. Перед дверью в типи они подходят и отходят четыре раза. Хранитель Стрел ждет их. Они садятся. Он молится об них. Затем Связка Стрел передаётся им. В отдельном месте перед типи Хранителя, они молятся снова, а человек, давший обет, держит связку в левой руке. Медленно, очень медленно, они отправляются в Палатку Возобновления. Мистическое число четыре повторяется снова, поскольку на своём пути они останавливаются четыре раза. В палатке, главный священник помещает связку на подготовленную кровать позади алтаря. Церемония готова начаться; воины опять начинают патрулировать лагерь, который готов к проведению церемонии.

В пределах Палатки Возобновления проходят секретные ритуалы предварительного раскрытия связки. Наконец, с большой осторожностью, связка развернута, Стрелы извлечены и обследованы. Если перья находятся в плохом состоянии, человек, который жил в соответствии с шайеннскими идеалами, назначен исполнить большую задачу. Он должен быть здоров, чист, сдержан, добр, щедр, мудр и храбр, и никогда не замечен в постыдном акте. Работа по возобновлению проходит на третий день.

Главное действие третьего дня символизирует единство всех шайеннских семей как единого племени. Каждое семейство приготовило ивовый шест в ярд длиной, чтобы спасти тех, кто совершил убийство. Шесты сложены в кучу около алтаря. Впереди, и по сторонам от места главного костра, разведены два маленьких огня с ладаном, которые горят в течение всей церемонии. Одно за другим, семейства, окуривают шесты в ладане, чтобы благословить каждое семейство и обеспечить его благосостояние. Во время этой церемонии, все святые люди в лагере проводят частные ритуалы возобновления своей сверхъестественной силы, принадлежащей их магии.

На четвертый, и заключительный день, Стрелы выносят к солнцу, и на общественное обозрение. Человек, давший обет провести церемонию, получает разветвленный шест, который он ритуально несет в Палатку Стрел. Там главный священник прикрепляет Стрелы к шесту. Человек, давший обет, медленно, с плачем выходит из палатки и отходит на некоторое расстояние, вынося шест со Стрелами на открытое пространство. После этого он возвращается в палатку за кожаным покровом, который укладывает на землю перед шестом. Священники показывают подношения, которые лежали в палатке. Мальчики приносят дополнительные подношения, размещая их рядом с шестом. Теперь, когда все женщины укрылись в своих палатках, каждый шайенн, от новорожденного малыша до трясущегося старика, проходит перед Стрелами, чтобы получить их благотворный эффект. Они могут смотреть на Стрелы, но их трудно разглядеть, поскольку они излучают яркий, ослепительный свет. Когда все мужчины прошли перед Стрелами, воины разбирают Палатку Священных Стрел, и снова устанавливают над Стрелами и подношениями. На сей раз, третья покрышка для типи добавлена к первым двум, так, чтобы палатка была достаточно большой и вместила всех святых мужчин племени. Новую палатку называют Палаткой Сладкой Магии, домом культурного героя. Затем Священные Стрелы выносят из этой палатки и возвращают в типи Священного Хранителя Стрел, который занимает этот священный пост всю свою жизнь. Тем временем, на месте Палатки Подношений установлена потельня.

На четвертый, и заключительный день, главный вождь всех шайеннов, которого называют Вождём Сладкая Магия, и который представляет культурного героя, входит в Палатку Сладкой Магии, сопровождаемый всеми святыми мужчинами. Они торжественно поют четыре священные песни, которыми Майюн обучил Сладкую Магию в священной горе. После этого они пророчат будущее шайеннов, как это сделал Сладкая Магия, когда возвратился к племени после пребывания в горе. Наконец, перед рассветом, все участники отправляются в потельню, которая ритуально дезактивирует их, так, чтобы они могли возобновить обычную жизнь среди женщин и детей. Когда потение закончено, наступает рассвет пятого дня. После четырех дней женщины могут выйти из своих типи. Жизнь возобновлена, очищена, усилена и повторно освящена. Теперь должна состояться большая коммунальная охота.

Совместные действия всего племени имеет множество аспектов:

1. Это подчеркивает зависимость людей (шайеннов) от благотворной помощи сверхъестественного мира. Это укрепляет мысль, что все хорошее и желательное происходит от мистических сил.

2. Это вновь утверждает нормы правильного поведения для каждого человека и общины, как уже было сформулировано Сладкой Магией. Пророчества говорят, как шайенны будут процветать, если будут действовать правильно, и что случится с ними, если они не сделают этого. К священной силе племенной традиции это добавляет святость древнего происхождения. Это также является возможностью почтить мужчин, которые не вожди и не священники, но их жизнь соответствует идеалу.

3. Это гарантирует власть племенных вождей, особенно главного вождя, который, на основании владения Связкой Сладкой Магии, данной племени Сладкой Магией, является живым воплощением давно умершего создателя шайеннского образа жизни, Сладкой Магии.

4. Это укрепляет власть стариков племени вообще и всех магических мужчин в частности.

5. Это подтверждает доминирование мужчин над женщинами в окончательном определении племенных вопросов, начиная с мужчин, которые активно участвует в обряде.

6. Наконец, и прежде всего, это функционирует, как большой символический интегратор племени, ритуально демонстрирующий, что племя, состоящее из семей (представленных палками), представляет больше, чем сумма частей, и что части не должны разъединять целое. В более прагматичном и менее символичном смысле, это понятие подтверждено в большой коммунальной охоте на бизонов, которую шайенны устраивают, как только ритуал закончен.

Танец Солнца

Священные Стрелы и обряд их возобновления уникальны для шайеннов. Но Танец Солнца является церемонией, обычной для большинства индейцев Равнин и нескольких племен Большого Бассейна. Основные особенности Танца Солнца одинаковы для всех племен, но существует много различий в деталях. Прежде всего, значение и некоторые вторичные функции церемонии отличаются от племени к племени (Беннетт).

Основная тема шайеннского Танца Солнца – возобновление мира. Как шайеннский священник объяснил Дорси,

Цель церемонии состоит в том, чтобы вновь создать весь мир, и, с момента, когда Строитель Палатки даёт клятву, всё, как предполагается, начинает новую жизнь, поскольку Магический Дух (Майюн), услышав просьбу, сразу отвечает на неё. Когда человек дает клятву, он делает это не для себя или своей семьи, а для всего племени. Клятве и ее выполнению сопутствует изобилие хорошей воды и дуновение хорошего ветра, который является дыханием Магического Духа. Во время Одинокого Типи, когда земля была впервые создана, всё только начинает расти. Во время церемонии, земля увеличивается в размере, и когда сама палатка установлена, мы разжигаем огонь, который представляет солнечное тепло, и мы ставим палатку лицом на восток, чтобы небесные светило могло оплодотворить его (Дорси).

Шайенны называют Танец Солнца oxheheom, что означает "Палатка Новой Жизни", или "Палатка Источника Энергии". Снова, обращаясь к словам шайеннского священника,

Прежде этот танец представлял только создание земли. Шайенны были небрежны и объединили другие вещи с церемонией. Во время Одинокого Типи всё вокруг бесплодно, но земля начинает расти. Таким образом, они создают землю, бизоньи ямы, жир, шерсть и сухожилия, чтобы воплотить рост. К концу воссоздания роста, люди счастливы; мир достигает полного роста, и люди радуются. Когда они используют свистки из кости, они счастливы, подобно орлу, который олицетворяет всех птиц и счастье (Дорси).

Миф о происхождении Танца Солнца приписывает его внедрение в культуру шайеннов второму культурному герою, Вертикальные Рога (Tomsivsi). Он, подобно Сладкой Магии, отправился к священной горе около большой воды, чтобы получить наставления от Майюна и Духа Грома. В отличие от Сладкой Магии, он предпринял это паломничество из-за страшной нужды своих людей. Миф говорит, что давным-давно был голод. "Растения увяли, животные голодали, земля стала бесплодной и пустынной, а древние шайенны были на грани голода, поскольку не имели никакого продовольствия, кроме сухих растений и вьючных собак" (Дорси). Вертикальные Рога был молодым человеком, известным тогда как Стоящий на Земле или Шелест Маиса. Он выбрал красивую жену вождя племени, и вместе с ней тайно отправился в долгую дорогу, которая привела к Священной Горе. На горе пара получила Танец Солнца. Великий Дух дал Вертикальным Рогам священную бизонью шапку с рогами, от которой он получил своё имя.

Дух сказал:

В точности следуй моим инструкциям, и затем, когда ты отойдёшь от этой горы, все небесные тела начнут двигаться. Рев Грома разбудит их, солнце, луну и звезды, а дождь покажет различные плоды. Все животные пойдут за тобой с этой горы, и будут следовать за тобой к твоему дому. Возьми эту шапку с рогами, чтобы носить во время церемонии, которой я обучил тебя, и ты будешь управлять бизонами и всеми другими животными. Надень шапку, когда пойдёшь отсюда, и земля благословит тебя (Дорси).

Всё случилось так, как и было обещано. Когда они отошли от горы, вся земля обновилась. Бизоны последовали за ними на их родину. Первый Танец Солнца был проведён в соответствии с правилами Вертикальных Рогов, и все было хорошо. Бизонья Шапка, которая была дана Вертикальным Рогам, хранится и по сей день, и является вторым главным фетишем племени.

Танец Солнца, фактически, пришёл в шайеннскую культуру от сахтай, которые все еще сохраняют отличия в обычаях, одежде и других вопросах. Молитвы и песни Танца Солнца исполняются на диалекте сахтай. Таким образом, разные культурные герои, священные племенные фетиши, и их церемонии были объединены в племенную культуру, как два важнейших комплекса.

Шайеннский Танец Солнца в деталях был зарегистрирован Дорси и Гриннеллом. Здесь будет представлен краткий обзор его главных аспектов.

Церемонию обещает провести человек по тем же самым причинам, как и Возобновление Священных Стрел. Обычно танец проходит в год, когда Возобновление Стрел не проводится. Но если обе церемонии нужно провести в один сезон, Танец Солнца следует за Возобновлением Стрел, поскольку она является более важной церемонией.

Танец Солнца длится восемь дней. Первые четыре дня посвящены построению палатки для танца и секретным обрядам в Одиноком Типи, которое символизирует Священную Гору. Последние четыре дня посвящены общественному танцу в Палатке Танца Солнца.

Человека, давшего обет провести церемонию, называют "Воспроизводитель" или "Множитель", потому что, через свой акт всё племя перерождается и увеличивается в числе. Со времени клятвы и до завершения танца, человек, давший обет и его жена, не должны выражать свои сексуальные желания. Любое общение между ними может закончиться смертью. В мифе, Вертикальные Рога отказался от сексуальных отношений со своей прекрасной спутницей, пока они не спустились со Священной Горы. В подготовке церемонии, человеку, давшему обет, помогают не только его родственники, но и члены его военного общества, которые делают много подарков, чтобы оплатить расходы, и участвуют в танце. Они также руководят некоторыми стадиями церемонии. Во-первых, они выбирают положение различных общин в лагерном кругу. Что более важно, из числа бывших священников Танца Солнца они выбирают того, кто будет исполнять роль Великого Духа, научившего этой церемонии Вертикальные Рога. Он известен как "Тот, Кто Показывает, Как", и он действует как наивысший священник племени. Ему помогает другой священник, который представляет Гром, второй учитель Вертикальных Рогов. Другие священники, которые предварительно дали обет провести обряд, знают тайны Одинокого Типи. Всех этих мужчин, включая человека, давшего обет провести церемонию, называют "Воспроизводителями".

Четыре дня в Одиноком Типи проводят символические действия, изображающие возобновление земли и продолжительность. Пять отдельных "земель" последовательно разглажены на земле. Череп бизона ритуально украшен – в глазницы и ноздри вставлены пучки болотной травы. Много специальных средств для чистки трубки – палочки с пучком бизоньих волос – представляют поддержку жизни бизонов и меняются после ритуалов в каждой "земле", потому что они уносят частицу силы роста земли. Жена человека, давшего обет провести церемонию (или другая женщина, выбранная им, если по какой-то причине, типа менструации, его жена не может помочь ему), разделяет обряды в Одиноком Типи с главным священником. Обряды Одинокого Типи, подобно Церемонии Возобновления Стрел, завершаются ритуальным очищением в потельне.

Основные особенности общественного танца делятся на четыре части: 1) постройка палатки, 2) ритуал священников, 3) танец перед центральным шестом, и 4) индивидуальное самоистязание, как, своего рода, жертвоприношение.

В течение первых четырех дней обрядов Одинокого Типи, остальные жителя лагеря не праздны. Военное общество человека, который должен танцевать, устанавливает типи одного из своих членов на открытом месте, в пределах лагерного круга.

Общество человека, давшего обет, и другие общества репетируют песни Танца Солнца; они проводят банкеты и обмениваются подарками. Различные семейства устраивают банкеты и обмениваются подарками. Простые социальные танцы проводятся ради забавы. Это время больших игр, забав и счастья. Такая атмосфера проникает через весь лагерь в течение всей церемонии, кроме момента, когда главный священник и жена человека, давшего обет, сексуально посвящают себя.

Для строительства палатки, сначала выбирают шпиона, который должен найти подходящее дерево для центрального шеста. Это должен быть воин, который проник во вражеский лагерь, когда всё племя выходило на военную тропу. Он выбирает место, где будет установлен центральный шест (где-нибудь на открытой местности в пределах лагерного круга). Здесь он втыкает несколько ивовых ветвей. Затем он выходит на "военную тропу", чтобы обнаружить "врага". Украдкой проникая в рощу деревьев, он находит подходящее дерево, и топором считает на нём удачный ход, ку. (Удачный ход, ку – французское слово, означающее "удар". Удачный ход, ку – любое благородное военное деяние против врага). Все это происходит во второй и третий день.

Утром третьего дня, перед приближением к центральному шесту, скаут кружится перед лагерем. Он ударяет шест и говорит о военном деянии, за которое его удостоили этой чести. Тем временем, храбрецы из различных военных обществ, одеваются и наносят военную раскраску. Одно за другим, каждое общество едет вокруг лагеря, крича и вопя. Вооруженные копьями из ивы и щитами, они атакуют центральный шест, а затем устраивают ложное сражение. Женщины также собираются, чтобы засчитать удачный ход на враге. Затем все уходят, чтобы нарубить деревьев для палатки. Каждое из четырех военных обществ приносит специально раскрашенный шест, чтобы представить четыре главных направления. Это время больших волнений и хорошего настроения.

Только вожди могут срубить и доставить центральный шест, поскольку он представляет мир и "свет всего мира". Это последний из вертикальных столбов, который доставлен на место и ритуально поднят с большими жертвоприношениями. Пучки кизиловых и тополиных веток укладывают между двумя развилками центрального шеста. Они представляют гнездо Птицы Грома, духа, который управляет солнцем и дождем, и является вождём всех птиц. Сломанная стрела, символически представляющая вражеские стрелы, которые стали бесполезны, немного бизоньего мяса, символически представляющего главное продовольствие, образ утренней звезды, и фаллос, сделанный из кожи врага, добавляют к гнезду. При подъеме шеста, поют песни, которые касаются роста земли.

Законченная палатка представляет большой круг вертикальных столбов вокруг центрального шеста, к которому они присоединены верёвками. Крыша частично покрыта бизоньими шкурами, пожертвованными искусными воинами. Ночью палатка предоставлена священникам, которые поют восемь церемониальных песен для танцоров, исполняющих ритмичный танец. Теперь наступает момент акта воспроизводства. Главный священник и жена человека, давшего обет, вместе подходят к курильнице, закутавшись в бизонью шкуру, и очищают свои тела священным ладаном. После этого все священники покидают палатку, во главе с женой человека, давшего обет. Отойдя на восток, они останавливаются внутри лагерного круга. Торжественная молитва обращается к Майюну, духам четырех направлений, солнцу и звездам. Они просят благословить весь мир. Они просят роста для мира, животных, птиц, и людей, благословения камням, деревьям, травам и земле, чтобы солнце продолжало сиять, и дождь выпадал, когда это необходимо.

Священники возвращаются в Палатку Танца Солнца, оставляя главного священника и жену человека, давшего обет. Теперь глашатай, который является одним из священников, призывает весь мир слушать, поскольку он объявляет право высших священников исполнить ритуальный акт от имени всего племени. Священник и жена человека, давшего обет, сбрасывают бизонью шкуру, возбуждая свою плоть. Они поют священную песню трубки и "выращивают" землю, поднимая священную трубку вверх четыре раза. Затем, они занимаются сексом, чтобы всё, что имеет жизнь, могло родиться. Теперь может начаться сам танец.

В танце, участники оказываются перед центральным шестом, на кончиках пальцев поднимаясь вверх и опускаясь вниз, достигнув определённого места. Когда они поднимаются, то пронзительно свистят в свистки, сделанные из кости крыла орла. Те, кто может вынести это до конца, делают это почти непрерывно (делая краткие периоды отдыха, но без продовольствия и воды) в течение четырех дней и ночей. Каждый день они наносят церемониальную раскраску.

На следующий день, священники помогают жене человека, давшего обет, и главному священнику пройти сложный ритуал создания алтаря внутри палатки для танца. Алтарь строится вокруг священного бизоньего черепа, который был подготовлен в Одиноком Типи, и включает пять кусков дерна (с травой), символически представляющих пять главных духовных направлений, арочные палки, представляющие радугу, ветки, представляющие растительность, о которой они молились в Одиноком Типи, и символы утренней звезды, сделанные красным, черным, желтым и белым песком. Очищенные палки и выкрашенные в белый цвет представляют скальпированных врагов, красные и черные палки, украшенные перьями, представляют шайеннов.

Алтарь символизирует пятую землю, ритуально сотворённую священниками; земля переполнена зеленью, жизнью и бизонами, солнечным светом и радугами, благотворными духами, здоровыми шайеннами и побежденными врагами. Это – высшая надежда.

Для постороннего, который впервые видит шайеннский Танец Солнца, самая захватывающая часть (а в описании многих ранних репортеров – ужасная вещь) – добровольное самоистязание, исполняемое множеством мужчин. Самоистязание практикует множество племён северных Равнин, как форма религиозной жертвы, но нигде нет такого накала страстей, как у шайеннов. Только несколько танцоров совершают это в Палатке Танца Солнца, но большинство исполняет самопожертвование вне палатки. Жертву совершают добровольно, как клятву в надежде на получение "жалости" сверхъестественного духа, и, таким образом, достигая хорошего благосостояния. Акт также приносит большое общественное одобрение, как средство получения социального престижа.

Самопожертвование в палатке для танца называют "подвешивание к центральному шесту". Тот, кто клянётся сделать это, просит помощи у священного человека, который уже приносил такую жертву. Священный человек закрепляет концы двух веревок к центральному шесту, регулируя их высоту так, чтобы они доходили до груди стоящего человека. Затем он прокалывает или прорезает два отверстия на коже, выше сосков. Небольшую деревянную спицу он продевает через каждую пару отверстий. Свободные концы веревки привязывает к спице. Затем человек, поклявшийся принести такую жертву, закрепленный к шесту, может танцевать всю ночь, и если к утру он не разрывает кожу и не освобождается, святой человек отрезает кожу, и испытание закончено. Если человек, поклявшийся принести такую жертву, желает освободиться одним рывком, он может внезапно откинуться на спину и освободиться. Существуют различные разновидности такого самоистязания: спицы продевают через плоть лица, на скулах, ниже глаз; спицы, к которым подвешивают черепа бизонов, могут быть продеты в плечи и под лопатками. Те, кто не хочет приносить жертву в палатке, протыкают спицами спину. Веревки прикрепляют к спицам, и подвешивают от одного до пятнадцати бизоньих черепов. Человек тянет их по земле вокруг лагеря. Если черепа, цепляясь за кусты или траву, не разрывают плоть, человек тащит их столько, сколько поклялся.

Такое самопожертвование не относится к возобновлению земли, и не проводится от имени всего племени. Это может быть клятвой, которая должна помочь вылечить родственника или предотвратить опасность на войне. Или это может быть сделано в результате видения. Психологическое основание такого самоистязания будет описано позднее.

Наши рекомендации