Частная методика изучения дисциплины 10 страница

Подлежит ли эта сумма взысканию? Соответствовали ли действия американских властей международному праву?

49. Дайте истолкование следующим терминам: абсолютный нейтралитет; дружественный нейтралитет; постоянный нейтралитет; договорный нейтралитет; нейтральное государство; нейтрализованное государство.

50. Во время Второй мировой войны немецкое вспомогательное судно «Альтмарк» из группы боевых кораблей сумело проскочить через английскую разделаду, но 14 февраля 1940 г, когда оно следовало на юг в сторону Германии, в норвежских территориальных водах английский разведывательный самолет вновь его обнаружил. Английскому правительству было известно, что на борту «Альтмарка» находятся триста британских моряков с потопленного линкором «Граф Шпее» английского судна. Их везли в Германию в качестве военнопленных. Офицеры норвежского военно-морского флота, произведя поверхностный осмотр «Альтмарка» и не обнаружив на нем ни пленных, ни оружия, разрешили ему проследовать курсом на Германию. Черчилль, которому была доподлинно известна обстановка на Альтмарке, отдал приказ английской флотилии эсминцев войти в норвежские территориальные воды, взять на абордаж «Альтмарк» и освободить пленных английских моряков. Английский эсминец «Коссак» выполнил задачу в ночь на 17 февраля в Йесингфьорде, где искал укрытия «Альтмарк». После короткой схватки, в ходе которой четверо немцев были убиты, а пятеро ранены, английская абордажная группа освободила 299 моряков, запертых в складских помещениях и в пустом топливном отсеке, чтобы их не обнаружили норвежцы.

Норвежское правительство заявило протест Англии в связи с нарушением ею норвежских территориальных вод.

Дайте международно-правовую оценку действиям Германии, Англии, Норвегии.

51. Во время русско-японской войны, 8 февраля 1904 г., японская эскадра под командованием адмирала Уриу вошла в корейский порт Чемульпо. На следующее утро адмирал Уриу предложил командирам «Варяга» и «Корейца», двух русских кораблей, находившихся в этом порту, покинуть порт и принять сражение за его пределами, угрожая напасть на них в порту в случае отказа. Но они не отказались принять бой, и сражение произошло за пределами порта, но в корейских территориальных водах.

Дайте международно-правовую оценку действиям России, Японии, Кореи.

52. Российской группой экспертов МЧС России во главе с заместителем начальника департамента защиты населения и территорий В. Пучковым в сентябре 1999 г. на территории Югославии, подвергнутой бомбардировке силами НАТО, обнаружены авиационные мини-снаряды с наконечниками из обедненного урана. Наконечники такого типа используются для точного теплового наведения бомб на объекты. Излучение найденных снарядов составляло 400–500 мкр/ч., что в 30 раз выше российских норм. Необогащенный уран обычно не рассматривается как источник радиационного излучения опасной концентрации, тем не менее это вещество является токсичным, и его пыль может накапливаться в организме.

Совместимо ли применение оружия такого типа с нормами международного гуманитарного права?

Тематика и основные вопросы содержания рефератов (факультативно)

1. Вооруженные конфликты в современном мире: причины и виды. Международно-правовая регламентация международных отношений в условиях вооруженных конфликтов. Цели, задачи, источники.

2. Правомерность действий государств, осуществляющих самооборону против агрессии, а также народов, борющихся за самоопределение.

3. Вооруженные конфликты международного и немеждународного характера: понятие, разграничение, особенности.

4. Международно-правовые акты по вопросам регламентации вооруженных конфликтов. Договоры и конвенции, ограничивающие средства ведения войны. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.

5. Международные акты, устанавливающие ответственность за военные преступления, за преступления против мира и человечности. Роль международных обычаев.

6. Состояние войны и его правовые последствия. Объявление войны и его формы, состояние войны, начало военных действий. Отражение начала войны на дипломатических, политических, экономических и иных отношениях воюющих сторон, на положении граждан, а также личного и государственного имущества на территории неприятельского государства.

7. Пространственные пределы военных действий (театр войны, театр военных действий).

8. Нейтралитет в период войны. Виды нейтралитета. Права и обязанности нейтральных государств.

9. Участники войны: понятие, виды, правовой статус. Регулярные и нерегулярные вооруженные силы. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли, суда и летательные аппараты. Статус бойцов народного сопротивления (партизан). Разведчики, лазутчики, шпионы, парламентеры, инструкторы, советники, добровольцы, наемники.

10. Средства и методы ведения военных действий и критерии их оценки. Запрещение определенных средств ведения войны. Запрещение военного использования средств воздействия на природную среду. Особенности правил морской и воздушной войны.

11. Международно-правовая защита жертв войны. Понятие жертв войны. Меры защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил.

12. Военнопленные: понятие, правовой режим.

13. Защита медицинского и санитарного персонала, транспорта и помещений.

14. Защита гражданского мирного населения и гражданских объектов. Интернирование.

15. Режим военной оккупации.

16. Защита культурных ценностей.

17. Окончание войны и ее международно-правовые последствия. Перемирие (местное и общее), капитуляция и её виды. Правовые акты прекращения состояния войны.

К о н т р о л ь н а я р а б о т а 3 (по Международному гуманитарному праву)

Время: 2 часа.

Письменные ответы на вопросы: решение задач, выполнение контрольных заданий (тестов) по учебному материалу тем 14 - 15.

В а р и а н т т е с т о в о г о з а д а н и я

1. Право на жилище, охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, социальное обеспечение относится к следующим видам прав:

A) гражданским;

B) экономическим;

C) политическим;

D) социальным.

2. Из перечисленного: 1) МАР – международная ассоциация развития; 2) МОТ – международная организация труда; 3) ВОЗ – международная организация здравоохранения; 4) ЮНЕСКО – организация ООН по вопросам образования, науки и культуры; - к специализированным учреждениям ООН, выполняющим правозащитные функции относятся:

A) 1, 3, 4;

B) 2, 3, 4;

C) 1, 2, 4;

D) 1, 2, 3.

3. Становление принципа всеобщего уважения прав и основных свобод человека непосредственно связано

A) с французской революцией 1870 г.;

B) с образованием Лиги Наций;

C) с принятием Устава ООН;

D) с принятием Билля о правах человека.

4. Определение: «Одно из тягчайших преступлений против человечества – истребление отдельных групп населения или целых народов по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам» - относится к понятию

A) апартеид;

B) коллаборационизм;

C) война;

D) геноцид.

5. Должность человека, избираемого Государственной Думой для сбора информации о нарушении прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены, именуется

A) Уполномоченный по правам человека;

B) Магистр;

C) Председатель союза правозащитников;

D) Секретарь Президиума Думы.

6. Применение вооруженных сил согласно МГП правомерно, в частности

A) в случаях вооруженных конфликтов;

B) в случаях самообороны по решению Совета Безопасности ООН;

C) в случаях реализации справедливых требований к другим государствам;

D) по решению высших органов государства в любых случаях.

7. Женевские конвенции (1949) предназначаются

A) для защиты как военнослужащих, вышедших из строя, так и лиц, не принимающих участия в боевых действиях;

B) для защиты как военнослужащих так и лиц, принимающих участие в боевых действиях;

C) для защиты лиц, не принимающих участия в боевых действиях из нейтральных стран;

D) для определения прав и обязанностей воюющих сторон при ведении действий и ограничения выбора средств нанесения ущерба.

8. Из перечисленного: 1) не входящее в состав вооруженных сил; 2) не носящее установленную военную форму; 3) находящееся под защитой третьей Женевской конвенции; 4) которое не может подвергаться нападению; 5) которое может подвергаться нападению при непосредственном участии в боевых действиях до тех пор, пока такое участие продолжается - в соответствии с МГП гражданское лицо – это

A) 2, 4, 5;

B) 2, 3, 4;

C) 1, 2, 3, 4, 5;

D) 1, 3, 4, 5.

9. Некомбатантами по правовому положению являются

A) лица, входящие в состав вооруженных сил, обеспечивающие и обслуживающие их боевую деятельность; они применяют оружие только для самообороны;

B) все лица, не входящие в состав вооруженных сил;

C) партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, разведчики, наемники; они применяют оружие для самообороны;

D) гражданское население в период вооруженного конфликта; оно применяет оружие только для самообороны.

10. Гаагские конвенции и договоры определяют права и обязанности воюющих сторон

A) по защите жертв войны;

B) в немеждународных вооруженных конфликтах;

C) по отношению к гражданским лицам, не принимающим участие в боевых действиях;

D) при ведении боевых действий и ограничивают выбор средств нанесения ущерба.

Э к з а м е н (итоговый контроль)

Время: 6 часов.

Письменные и устные ответы на вопросы билета, решение задач, выполнение контрольных заданий (тестов) по учебному материалу тем 1 - 15.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

1. Понятие и история развития международного права.

2. Сущность современного международного права.

3. Международное право как совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами межгосударственного общения.

4. Соотношение международного и внутригосударственного права.

5. Система международного права.

6. Понятие источников международного права и их виды.

7. Статут Международного суда ООН об источниках международного права.

8. Международный договор.

9. Международно-правовой обычай.

10. Акты международных организаций как вспомогательные источники международного права.

11. Решения международных судов и международных арбитражей.

12. Роль национального законодательства в международном праве.

13. Принципы международного права как наиболее общие правила поведения субъектов в практике международных отношений.

14. Обязательный характер принципов для всех субъектов международного права.

15. Международно-правовые документы, фиксирующие основные принципы международного права.

16. Особое место содержащихся в Уставе ООН принципов, как обязательств высшего порядка.

17. Декларация о принципах международного права 1970 г.

18. Декларация принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г.

19. Принцип неприменения силы и угрозы силой.

20. Принцип суверенного равенства государств - основа современных международных отношений.

21. Принцип нерушимости государственных границ.

22. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств.

23. Принцип мирного разрешения международных споров.

24. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств.

25. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

26. Принцип самоопределения народов и наций.

27. Принцип сотрудничества.

28. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

29. Понятие и виды субъектов международного права.

30. Первичные и производные субъекты.

31. Государства - основные субъекты международного права.

32. Простые и сложные государства.

33. Вопрос о правосубъектности членов федерации.

34. Основные права и обязанности государств.

35. Международная правосубъектность народов, борющихся за свое освобождение.

36. Состав и юридическая природа государственной территории. Понятие ее целостности.

37. Территориальные изменения и территориальные споры.

38. Государственные границы, принцип их нерушимости.

39. Делимитация, демаркация и редемаркация границ. Способы установления границ.

40. Гражданство в международном и внутригосударственном праве.

41. Приобретение гражданства: по рождению, натурализация, групповое предоставление гражданства (в том числе трансферт), оптация, реинтеграция.

42. Утрата гражданства и ее формы: автоматическая, выход из гражданства, лишение гражданства.

43. Безгражданство. Правовое положение апатридов (лиц без гражданства).

44. Понятие иностранца. Режим (правовое положение) иностранцев и его виды: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный.

45. Правовое положение беженцев. Право убежища. Понятие политического убежища и условия его предоставления.

46. Понятие международного договора. Субъекты договоров.

47. Виды договоров.

48. Действие договоров. Порядок вступления договора в силу.

49. Классификация международных договоров.

50. Основные способы (приемы) толкования.

51. Понятие, система и источники дипломатического права.

52. Внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

53. Дипломатический корпус. Назначение и отзыв дипломатических представителей. Агреман. Верительные грамоты.

54. Дипломатическое право специальных миссий. Конвенция о специальных миссиях.

55. Понятие и источники консульского права.

56. Установление консульских отношений. Консульские представительства.

57. Порядок назначения консулов. Консульский патент и экзекватура.

58. Задачи и основные функции консульского учреждения.

59. Классификация международных организаций.

60. Различие в юридической природе межгосударственных (межправительственных) и неправительственных организаций.

61. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования.

62. Членство в международных организациях и их организационная структура.

63. Устав ООН – важнейший многосторонний международный договор современности. Членство, система органов ООН.

64. Генеральная Ассамблея. Совет Безопасности. Международный суд. Экономический и социальный совет.

65. Вопрос о реформировании ООН и пересмотре ее Устава.

66. Специализированные учреждения ООН. Характер и основные направления их деятельности.

67. Цели и основные направления деятельности региональных организаций.

68. Условия правомерности создания региональных организаций, предусмотренные Уставом ООН.

69. Межправительственные и неправительственные международные конференции. Понятие и виды.

70. Понятие международно-правовой ответственности. Субъекты, виды и формы ответственности.

71. Сатисфакция, репрессалия, реторсия как формы политической ответственности.

72. Реституция, репарация и контрибуция как формы материальной ответственности.

73. Основания возникновения международно-правовой ответственности государства.

74. Понятие международного спора и ситуации. Классификация международных споров и процедуры их регулирования.

75. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров. Мирные средства разрешения споров.

76. Международное сотрудничество государств в защите прав человека.

77. Право международной безопасности.

78. Коллективная безопасность в рамках СНГ. Проблемы коллективной безопасности в других регионах.

79. Меры по сдерживанию гонки вооружений и разоружение.

80. Понятие, источники и предмет регулирования права вооруженных конфликтов.

81. Правовые последствия начала и окончания войны.

82. Театр войны и театр военных действий.

83. Участники войны: комбатанты и некомбатанты. Военный шпион и разведчик. Доброволец и наемник. Статус гражданского населения. Режим военного плена.

84. Средства и методы ведения войны.

85. Нейтралитет в войне.

86. Защита культурных ценностей.

87. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

88. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества.

89. Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества.

90. Понятие и основные принципы международного морского права.

91. Правовой статус военного корабля.

92. Понятие и основные принципы международного воздушного права.

93. Понятие, источники и основные принципы международного космического права.

94. Международно-правовой режим Антарктики по договору 1959 г.

95. Понятие, основные источники и принципы международного права окружающей среды.

Сдающему экзамен рекомендуется следующая структура ответа:

1. Отразить особенности: исторический, научный и другие аспекты.

2. Назвать международно-правовую базу, российские нормативно-правовые акты.

3. Изложить в ответе суть проблемы, сделать выводы по каждому вопросу билета.

4. Привести примеры связанные с наукой (отраслью) международного права, международной жизнью.

5. Определить практическое значение в профессиональной деятельности юриста.

При ответе рекомендуется активно использовать политическую карту мира, классную доску, схемы.

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ

Международное право в российской правовой системе является самостоятельной, особой отраслью права, носящей универсальный характер. Государственный образовательный стандарт подготовки специалиста юриспруденции предусматривает обязательное изучение Международного права как общепрофессиональной дисциплины. Для будущих юристов она имеет как общее теоретическое, так и прикладное, практическое значение.

Научную основу дисциплины составляют: общая теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, общепризнанные принципы и нормы Международного права, а также институты права различных государств.

Предметом дисциплины являются правовые основы межгосударственных отношений, а методология её изучения предполагает применение методов сравнительного правоведения.

Изучение дисциплины представляет особые трудности, связанные с тем, что обучающимся приходится сталкиваться с такими понятиями общей теории государства и права, как действие норм в пространстве, пределов территориального действия законодательства, знать основные принципы и институты международного права. Трудности обусловлены также особой конструкцией норм международного права, сложностью основных теоретических положений, использованием латинского языка для обозначения понятийного аппарата.

Изучение международного права осуществляется в тесной взаимосвязи с такими дисциплинами, как «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Экологическое право», «Международное частное право», «Таможенное право», и другими.

В целях закрепления учебного материала, данного на лекциях, необходимо ответить на вопросы для самоконтроля знаний[9], приведённые в настоящих методических рекомендациях.

Для овладения понятийным аппаратом международного права рекомендуется в тетради по предмету отвести место для словаря юридических терминов, в который вносить, как по указанию преподавателя, так и самостоятельно, разъяснение новых юридических терминов.

Закреплению знаний и более глубокому изучению основных тем учебной дисциплины также будет способствовать подготовка рефератов и докладов к соответствующим семинарским и практическим занятиям.

В заключение следует заметить, что к семинарским и практическим занятиям следует готовиться последовательно от первой темы через последующие к последней. Нарушение тематической последовательности изучения курса дисциплины «Международное право» будет способствовать появлению пробелов в знаниях, негативно скажется на качестве знаний обучающихся в целом.

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К СЕМИНАРУ

Подготовка обучающихся к семинарскому занятию начинается еще на лекции и в основном заключается в самостоятельной работе. К семинарскому занятию студенты должны изучить рекомендуемую литературу, составить тезисы выступлений по каждому вопросу изучаемой темы, а при необходимости законспектировать нужный учебный материал, подготовить схемы, таблицы и другие демонстрационные элементы.

Необходимо[10]:

- изучить рекомендуемую литературу;

- доработать конспект лекции согласно основных понятий и положений учебной программы;

- подготовить вопросы к докладчикам;

- составить словарь терминов и логическую схему базы знаний по теме;

- подготовить ответы на контрольные вопросы (вопросы для самоконтроля);

- решить предложенные задачи (задания).

В ходе подготовки к занятию рекомендуется:

- внимательно ознакомиться с содержанием плана семинара;

- прочитать конспект прослушанной лекции по данной теме;

- ознакомиться с соответствующим разделом учебника, нормативно-правовыми актами;

- прочитать рекомендуемую литературу, отмечая в конспекте страницы и абзацы, наиболее значимые для усвоения данной темы;

- прочесть дополнительную литературу;

- составить конспект прочитанных источников и доработать конспект лекции;

- составить детальный план (структурно-логическую схему базы знаний) своего ответа на семинаре на каждый вопрос плана семинарского занятия;

- провести самоконтроль через соответствующие вопросы и решение задач по данной теме;

- записать возникшие во время самостоятельной работы с учебной и научной литературой вопросы, чтобы получить ответы на них во время семинара.

В ходе подготовки к докладу (сообщению):

На первом этапе:

- изучить материал соответствующего раздела учебника и прочитать конспект прослушанной лекции по данной теме.

На втором этапе:

- изучить и законспектировать (выписать цитаты) литературу;

- написать план доклада (сообщения), включающий:

а) введение;

б) основные вопросы темы доклада (не более 3 - 4);

в) заключение;

г) список использованной литературы.

На третьем этапе:

- распределить материал по разделам плана;

- если необходимо, провести дополнительную работу по сбору материала;

- изложить материал в логической последовательности с выдвижением тезиса (основного положения) и его доказательств, а также с выводами по докладу (сообщению);

- следить за ораторско-речевым компонентом выступления.

При изложении доклада на семинаре требуется:

- ясно и четко выражать свои мысли;

- укладываться в отведенное время (5 - 10 минут);

- аргументировано защищать свои взгляды и положения;

- использовать наглядные пособия.

Рекомендуется следующая структура ответа:

1. Назвать тему выступления.

2. Охарактеризовать источники и библиографию по теме выступления. Перечислить международно-правовую базу по исследуемой проблеме.

3. Дать историческую справку, осветить особенности, научный и другие аспекты.

4. Изложить в ответе сущность проблемы, мнения разных авторов.

5. Подвести краткий итог по каждому подвопросу, выразить свою точку зрения.

6. Привести примеры, связанные с наукой (отраслью) международного права.

7. При ответе активно использовать карту мира, классную доску, подготовленные схемы (слайды) следить за ораторско-речевым компонентом выступления.

8. Отметить, какое практическое значение имеет рассматриваемая проблема в реальной повседневной жизни.

9. Сделать общий вывод.

10. Ответить на заданные вопросы.

Темы докладов и сообщений на семинарские занятия

1. По каждому вопросу, выносимому на семинарское занятие, готовится доклад. При необходимости, по согласованию с преподавателем либо по его указанию, могут подготавливаться доклады и сообщения на другие темы.

2. На каждом семинаре заслушивается сообщение «Обзор средств массовой информации и нормативно-правовых актов по проблемам международного права».

Студент, назначенный для его подготовки, должен:

- ознакомиться с нормативно-правовыми актами, опубликованными в Российской газете за время, прошедшее после предыдущего семинара, и комментариями к ним;

- ознакомиться с центральной и региональной прессой, посмотреть программы теленовостей, прослушать радионовости;

- сделать необходимые выписки для сообщения.

Выступление рекомендуется построить следующим образом:

а) перечислить опубликованные нормативно-правовые акты, в следующем порядке:

- Международные договоры РФ;

- Федеральные конституционные законы;

- Федеральные законы;

- Указы Президента РФ;

- Постановления Правительства РФ;

- Постановления Конституционного Суда РФ;

- Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- Приказы министерств, служб, агентств;

- Законы Калининградской области, постановления Губернатора, Правительства Калининградской области и Городского Совета Калининграда;

б) в ходе перечисления, при необходимости, вкратце остановиться на основных положениях упомянутых документов;

в) осветить основные события, произошедшие в стране, мире, Калининградском регионе.

В процессе работы на семинаре:

- внимательно слушать выступления других участников семинара, стараться соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением;

- активно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов, высказывать своё мнение, подкрепляя его убедительными доводами, обоснованно и конструктивно критикуя взгляды, с которыми не согласны;

- задавать вопросы выступающим, в готовности дать свой вариант ответа;

- после обсуждения кратко сформулировать окончательный вывод по рассмотренному вопросу.

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Этапы и методология подготовки к практическому занятию аналогичны вышеописанной подготовке к семинарскому занятию. Однако всем обучающимся необходимо быть готовыми к решению практических задач.

Алгоритм действий в ходе выполнения задания

Обучающимся предлагается ответить на вопросы для самоконтроля и выполнить практические задания (решить задачи) по всему содержанию темы. Для этого необходимо:

1. Определить ситуацию по фабуле (установление нарушенных норм).

2. Определить применимое право (выбор нормативных актов и определение квалификации состава нарушения).

3. Принять решение (определение меры воздействия).

Пока один из обучающихся, выполнивших задание выступает, остальные действуют в качестве экспертов - внимательно следят за правильностью выполнения задания, задают вопросы, делают замечания, вносят дополнения.

Студенты, пропустившие семинарское или практическое занятие, в недельный срок после возвращения из лечебного учреждения, прибытия из командировки и тому подобное, обязаны отчитаться путём устного ответа по материалу темы, с предъявлением конспекта лекций, либо выполнить контрольную работу или (по выбору) реферат, согласно тематике, указанной в содержании учебной программы. Контрольная работа выполняется в виде письменного решения контрольных заданий, оформляется применительно к требованиям по оформлению реферата по курсу дисциплины и в месячный срок сдаётся для проверки и оценки его преподавателем, ведущим занятия по дисциплине. При решении обязательны ссылки на нормативно-правовые акты. Контрольную работу (реферат) необходимо защитить путём собеседования.

В ходе самостоятельного освоения курса студенты могут выполнить реферат по дисциплине для участия в конкурсе студенческих работ[11].

Студенты, не усвоившие учебный материал ввиду пропуска занятий и не отчитавшиеся за семинарские, практические занятия, а также не выполнившие контрольные работы по Общей, Особенной части дисциплины и по Международному гуманитарному праву, к экзамену по дисциплине не допускаются.

Наши рекомендации