Политическое устройство римской цивитас эпохи ранней республики: гражданский коллектив, органы власти и магистраты

Ну и чё? Патриции узурпировали власть. Плебеям худо. Они: могут голосовать в комициях, но не могут быть избранными в магистратуры, входят в войско, но не могут оккупировать ager publicus. Хотят то же + отмену долгов. V век – борьба за магистратуры и землю. IV – против долгов. 494 год – сецессия, плебеи дернули из Рима во время войны. Менений Агриппа пообещал скостить им долги, они вернулись. На той сходке (consilium) придумали себе плебейского (народного) трибуна. И эдила ещё. Через 50 лет их стало уже 10! Главное – у них право veto. Аграрный вопрос. 486 год Спурий Кассий предложил поделить все новозавоёванные земли между патрициями и плебеями. Как ни странно, против даже плебеи. Замочили его. 451 – коллегия децемвиров (5 на 5), но главный – патриций Аппий Клавдий. Они-то и составили «Законы 12 таблиц». В них – талион, условия клиентеллы, запрет браков между патрициями и плебеями. Принцип частной собственности. Свобода завещания. Закон о провокации (provoco – вызываю). Возможность обратиться к народному собранию в случае смертного приговора. Законы 367 года: плебеи получают доступ к магистратурам; земельный максимум; облегчение долгов. Ввели курульных эдилов (помощников цензоров из числа патрициев). С начала III века решения сходок плебеев стали рассматриваться на народном собрании (плебисциты). Получается такая картина: 3 комиций.

- центуриатные : мир-война, вопросы выборов;

- трибутные : аграрные;

- куриатные: видимо, всякая мелочёвка.

Верхушка плебса и патрициата вошли в нобилитет. Некоторые патриции разорились и стали плебеями. С III века плебеи вошли в состав populus. В качестве общей характеристики, как и все великие растыки предлагаю большую претенциозную самоцитату: «После изгнания царей в 510 году до н.э. римское государство пережило перестройку, в результате которой царская власть, imperium, был поделён между новыми властными органами. «Неписанная римская конституция предусматривала, как и в любом античном полисе, наличие трех основных элементов этого устройства: народного собрания, совета старейшин (сенат) и выборных должностных лиц (магистраты)». «Носителями империя была лишь определённая группа должностных лиц, которые вступили в обладание «царскими» правами; таким образом, речь в данном случае может идти лишь о твёрдо ограниченном круге высших магистратов».

Выборные консульские должности предполагали куда большее влияние каждого гражданина на политическую жизнь города. Во властном же отношении «высшие республиканские магистраты были тем же, чем был rex».[1] Однако при этом с царских времён был сохранён совет старейшин – сенат.

«Компетенция сената была весьма обширной: утверждение избранных магистратов, заведование государственным имуществом и финансами, вопросы мира и войны, декретирование чрезвычайных полномочий, руководство внешней политикой, наблюдение за делами религиозного культа и т.п.». Численность его долгое время составляла 300 человек, однако к рассматриваемому нами периоду возникла тенденция к его расширению (при Сулле — 600, при Цезаре — 900 сенаторов).

Не менее важными для государства являлись должности магистратов, из которых особо следует выделить консульские должности – фактических руководителей государства на годовой срок; и должности народных трибунов, не имеющие себе равных по степени влияния на римский плебс.

Именно в подобном соотношении властных структур и была сильная сторона римской государственности. Полибий объясняет, что «все успехи, все победы и достижения римлян объясняются в первую очередь тем, что у них существует наилучшая форма правления — смешанное государственное устройство. Полибий конкретизирует этот свой тезис: в Риме монархический элемент воплощен в консулах, аристократический — в сенате и, наконец, демократический — в народных собраниях».

Римская civitas. Характерные особенности ее развития.

Римская civitas – это античная гражданская община с античной формой собственности.

Civitas. Многозначное понятие. Это и гражданская община (Фюстель де Куланж), и город-государство (вместе – полис). Отсюда вопрос: можно ли считать республиканский Рим полисом? Маяк: да. Почему?

Античная форма собственности. Определяющая черта полиса. Термин придумал Маркс. Наследуется из Эллады и загибается начиная с кризиса III в. и постепенно заменяется колонатом. Сочетание общей и частной собственности на средства производства, т.е. в первую очередь на землю.

Civitas Romana. Т.е. римское гражданство. Дается человеку при рождении, при условии, что его родители им обладают, либо даруется. Отнимается при изгнании, попадании в рабство, или по решению комиций. Включает в себя следующие базовые права:

ius suffragii - голосовать

ius honorum – быть избранным

ius commercii – собственности и заключения сделок

ius conubii – законный брак

ius provocationis (449) – право апелляции к народу

Лишение человека хотя бы одного из этих прав делает его перегрином.

Социум. Сенаторское сословие – в сенате (верхушка, делающая большую политику – 20-30 чел. Из знатнейших семейств - нобили). Всадники – торгово-ремесленная аристократия. Со временем их значение растет.

Политика. Из сенаторского сословия – Сенат, избираемый сначала консулами, затем – цензорами. Сенатом рулит верхушка – нобили. Комиции малозначимы, т.к. не имеют ius rogatio, т.е законодательной инициативы.

Итальянская полисная структура. Есть ager publicus, который пополняется засчет завоеваний, и право на оккупацию которого имеют патриции (с законов народных трибунов Лициния и Секстия 367 – и плебеи).

Развитие римской civitas.

509-287. Борьба патрициев и плебеев. Движение от патрицианской civitas к плебейско-патрицианской civitas. Civitas расширяется (по другой версии плебеи изначально входили в Populus Romanus), что вызывает некоторые политические реформы. Сенат теперь формируется не из pater familias, а из быших магистратов. Он полновластен (senatus consult’ы обязательны для исполнения). Куриатные, центуриатные, трибунатные комиции. Ординарные и экстроординарные магистратуры. И те и другие honores, т.е. неоплачиваемые. Все ординарные, кроме цензора, годичны. Экстраординарные – это диктатор и его помощник – начальник конницы. Срок не более 6 месяцев. Не действует право veto.

338. Победа Рима в Лат 2, роспуск Латинского союза и объединение его членов вокруг Рима. Латинское право – продолжение разложения civitas, т.к. с этого момента латинское право и часть прав civitas Romana все чаще даются союзникам и провинциалам. Тенденция к преодолению замкнутости civitas.

90 – 88 гг. – Союзническая (Марсийская) война (Рим – socii)

90 г. – закон Юлия (civitas Romana всем невосставшим жителям Италии)

89 г. – закон Папирия (civitas Romana жителям Италии, которые за 2 месяца с момента издания закона сложат оружие)

88 г. – всем свободным мирным жителям Италии дается civitas Romana

212 г. н.э. – Constitutio Antoniniana (она же – Эдикт Каракаллы): civitas Romana получают все свободные жители Империи.

201. Победа в Пун 2. Начало имперской политики.

Наши рекомендации