Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике

ЗАКОН

от 5 ноября 1994 г.

Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике

от 10.01.95, 11.01.97, 30.01.98, 10.07.98, 14.04.99, 08.06.99,
15.02.00, 31.10.00, 21.11.00, 26.11.01, 24.09.03, 31.12.04, 04.03.05,
24.03.05, 29.03.05, 13.05.05, 19.10.05, 13.12.05, 20.11.06, 10.01.07,
07.03.07, 12.06.07, 03.07.07, 02.08.07, 18.04.08, 31.07.08, 10.10.08,
08.02.10, 17.02.10, 20.02.10, 08.12.10, 11.05.12

Вся власть в Приднестровской Молдавской Республике принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, Президента и государственную администрацию.

Местное самоуправление в Приднестровской Молдавской Республике - одна из основных форм демократии, которая в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики призвана обеспечить реализацию прав и свобод граждан, самостоятельность в решении вопросов социального, экономического, политического и культурного развития территории.

Настоящий Закон определяет статус местных Советов народных депутатов, государственной администрации и органов территориального общественного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике.

РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 1. Понятие местного самоуправления

Местное (территориальное) самоуправление в Приднестровской Молдавской Республике - это форма организации граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы и общественные организации всех социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц, на основе материальной и финансовой базы, в пределах своих полномочий.

Статья 2. Система местного самоуправления

1. Система местного самоуправления включает местные Советы народных депутатов и их органы, а также органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан, общественных слушаний и через иные формы непосредственной демократии.

2. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: села, поселка, города, района. Административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, могут объединяться в одну по взаимному согласию и с учетом желания населения, выраженного в итогах референдума.

Населенные пункты (села, поселки, города) в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации, другие формы добровольных объединений.

Статья 3. Основные принципы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется на принципах:

- волеизъявления народа через Советы народных депутатов, местные референдумы и иные формы непосредственной демократии;

- законности, защиты прав и законных интересов граждан, социальной справедливости;

- верховенства представительных органов в отношении исполнительных и распорядительных органов и органов территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий;

- единства и целостности системы местного самоуправления;

- самостоятельности и независимости Советов народных депутатов, других органов местного самоуправления, в пределах своих полномочий, в решении вопросов местной жизни, их ответственности за принятые решения;

- выборности Советов народных депутатов, других органов местного самоуправления, их подконтрольности, подотчетности и ответственности перед населением;

- гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях и результатах выполнения по важнейшим вопросам жизнедеятельности территории;

- участия граждан в деятельности всех форм местного самоуправления;

- сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

- экономической и финансовой самостоятельности территории, самофинансирования и самообеспечения;

- приоритета договорных отношений.

РАЗДЕЛ II. МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

Статья 29. Депутат Совета

Полномочия депутата Совета народных депутатов как члена Совета начинаются с момента признания их Советом и заканчиваются с началом работы первой сессии Совета нового созыва или в день голосования и установления результатов этого голосования об отзыве депутата избирателями.

Депутат как полномочный член Совета обладает всей полнотой прав, обеспечивающих активное участие в деятельности Совета и образуемых им органов, несет обязанности перед Советом и его органами, выполняет их поручения.

На время сессий, заседаний постоянных и других комиссий Совета, а также на все время, необходимое для осуществления депутатских полномочий в иных предусмотренных законом случаях, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему средней заработной платы по основному месту работы и других расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего местного бюджета.

В случаях отнесений населенных пунктов к категории городов республиканского подчинения на их территории прекращаются полномочия депутатов Совета, которому был подчинен данный населенный пункт.

Депутат обязан присутствовать на каждой сессии Совета, заседании постоянной комиссии и принимать активное участие в их работе.

Депутат пользуется правом решающего голоса во всех вопросах, которые рассматриваются на сессиях Совета и заседаниях его постоянной комиссии, членом которой он является.

Депутат вправе предложить предоставить слово приглашенному лицу либо провести тайное либо открытое поименное голосование по обсуждаемому вопросу на любой стадии его рассмотрения.

Депутат вправе получать сведения о результатах голосования, о голосах "за" и "против", поданных депутатами при открытом поименном голосовании по какому-либо вопросу, выписки из протокола сессий и любую другую информацию.

Депутат вправе обратиться с запросом к председателю, заместителю (заместителям) председателя Совета, государственной администрации, руководителям ее отделов и управлений, а также к руководителям находящихся на территории Совета предприятий (объединений), учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению Совета. По результатам рассмотрения запроса, Совет принимает решение.

Предложения и замечания, высказанные депутатами на сессии Совета, переданные в письменной форме председательствующему на сессии, рассматриваются Советом или, по его поручению, комиссиями Совета, либо направляются на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам, которые обязаны в пятнадцатидневный срок рассмотреть эти предложения и замечания и о результатах уведомить непосредственно депутата, а также председателя Совета.

Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется заместителем председателя Совета.

Полномочия депутатов, порядок организации и гарантии депутатской деятельности определяются Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, Законом Приднестровской Молдавской Республики "О статусе народных депутатов в Приднестровской Молдавской Республике", настоящим Законом, а также другими законодательными актами.

Статья 30

Председатель Совета имеет право в установленном порядке получать ответы на свои обращения Президенту Приднестровской Молдавской Республики, Правительству Приднестровской Молдавской Республики, вышестоящему Совету и главе государственной администрации, не позднее чем через месяц со дня получения ими соответствующего обращения.

Статья 31

Председатель Совета в установленном порядке обеспечивается документами, информационными справочными материалами, официально распространяемыми Верховным Советом, администрацией Президента, Правительством, Верховным судом, Арбитражным судом и Комитетом государственного контроля Приднестровской Молдавской Республики, иными государственными органами и общественными объединениями.

Статья 32

При обращении председателя Совета по вопросам, связанным с его компетенцией, в органы государственной власти, их структурные подразделения, осуществляющие деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы, органы местного самоуправления и организации, их руководители по вопросам, связанным с их компетенцией, предоставляют необходимую информацию и документы.

РАЗДЕЛ III. ОБРАЗОВАНИЕ, ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ - ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Статья 53

Глава государственной администрации имеет право в установленном порядке получать ответы на свои обращения к Президенту Приднестровской Молдавской Республики, членам Правительства Приднестровской Молдавской Республики не позднее, чем через месяц со дня получения ими соответствующего обращения.

Статья 54

Глава государственной администрации в установленном порядке обеспечивается документами, информационными справочными материалами, официально распространяемыми Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, Администрацией Президента Приднестровской Молдавской Республики, Аппаратом Правительства Приднестровской Молдавской Республики, Верховным судом Приднестровской Молдавской Республики, Арбитражным судом Приднестровской Молдавской Республики, иными государственными органами и общественными объединениями.

Статья 55

При обращении главы государственной администрации по вопросам, связанным с его компетенцией в органы государственной власти и их структурные подразделения, осуществляющие деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы, органы местного самоуправления и организации, их руководители по вопросам, связанным с их компетенцией, предоставляют необходимую информацию и документы.

Статья 56. Общие положения

1. Органы территориального общественного самоуправления строят свою деятельность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики и своими уставами (положениями). Органы территориального общественного самоуправления и местные Советы народных депутатов могут заключать между собой договор о передаче отдельных полномочий и имущества последнего по осуществлению самоуправления на данной территории и о гарантиях их успешного осуществления.

2. Органы территориального общественного самоуправления создаются на основе добровольного волеизъявления граждан, по их инициативе либо по инициативе местного Совета народных депутатов.

Границы территории, на которой действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются соответствующим Советом народных депутатов, исходя из социальной и экономической целостности территории с учетом предложений населения, общественных организаций и трудовых коллективов.

3. Органы территориального общественного самоуправления осуществляют свою деятельность в тесной связи с местными Советами народных депутатов, их органами, депутатами, трудовыми коллективами, общественными организациями.

Координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления осуществляет соответствующий Совет народных депутатов.

Статья 57. Порядок образования органов территориального самоуправления

Органы территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием на собраниях (сходах) граждан, собраниях уполномоченных на срок полномочий местного Совета народных депутатов или иной срок полномочий, установленный собранием (сходом).

В собраниях (сходах) участвуют с правом решающего голоса граждане, достигшие 18 лет, проживающие на данной территории.

Собрания (сходы) по выборам органов территориального общественного самоуправления правомочны, если в них принимают участие не менее половины жителей, а собрания уполномоченных - при участии не менее двух третей уполномоченных.

Решения принимаются большинством голосов участников собрания (схода).

Структура, порядок работы и численный состав органов территориального общественного самоуправления устанавливаются собранием (сходом).

В состав органов территориального общественного самоуправления могут быть избраны граждане, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на данной территории.

Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться самими жителями, местными Советами народных депутатов, трудовыми коллективами, общественными организациями и другими объединениями граждан. Граждане вправе выдвигать для избрания свои кандидатуры.

На собрании (сходе) граждан может избираться ревизионная комиссия.

Статья 68. Местные бюджеты

Государственная администрация в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывает, согласовывает с республиканскими органами и представляет на утверждение Совету бюджеты соответствующих территорий.

Бюджеты сельских, поселковых Советов включаются в соответствующие районные бюджеты. Бюджеты районных и городских Советов включаются в государственный бюджет.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, устанавливаемых Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 72. Валютные фонды

Государственная администрация вправе формировать валютные фонды за счет:

отчислений по стабильным долговременным нормативам от валютной выручки предприятий (объединений), организаций и учреждений, находящихся на территории Совета, устанавливаемых законодательством Приднестровской Молдавской Республики; доходов от собственной внешнеэкономической деятельности; добровольных взносов и пожертвований юридических лиц и граждан;

поступлений от реализации товаров, работ (услуг) иностранным юридическим лицам и гражданам; других не запрещенных законом источников. Средства валютных фондов находятся на специальных счетах, которые открываются в учреждениях банков, расходуются по усмотрению соответствующего местного Совета народных депутатов и изъятию не подлежат.

ПРЕЗИДЕНТ И.СМИРНОВ

г. Тирасполь

ЗАКОН

от 5 ноября 1994 г.

Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике

от 10.01.95, 11.01.97, 30.01.98, 10.07.98, 14.04.99, 08.06.99,
15.02.00, 31.10.00, 21.11.00, 26.11.01, 24.09.03, 31.12.04, 04.03.05,
24.03.05, 29.03.05, 13.05.05, 19.10.05, 13.12.05, 20.11.06, 10.01.07,
07.03.07, 12.06.07, 03.07.07, 02.08.07, 18.04.08, 31.07.08, 10.10.08,
08.02.10, 17.02.10, 20.02.10, 08.12.10, 11.05.12

Вся власть в Приднестровской Молдавской Республике принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, Президента и государственную администрацию.

Местное самоуправление в Приднестровской Молдавской Республике - одна из основных форм демократии, которая в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики призвана обеспечить реализацию прав и свобод граждан, самостоятельность в решении вопросов социального, экономического, политического и культурного развития территории.

Настоящий Закон определяет статус местных Советов народных депутатов, государственной администрации и органов территориального общественного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике.

Наши рекомендации