Использование норм международного права.
Использование норм международного правасостоит в реализации субъектами закрепленных в нормативно-правовых актах их субъективных прав, т.е. в осуществлении субъектами своих юридических прав, предусмотренных управомочивающими нормами права. Имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. При реализации права путем использования предоставленных правовыми нормами юридически определенных возможностей субъект права самостоятельно принимает решение об этом и выбирает вариант своего правореализующего поведения. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: «Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море».
Тема 9. Реализация норм международного права
Применение норм международного права
Применение права – это особая, существенно отличающаяся от предыдущих форм реализация норм права. Применение – это публично-властная деятельность субъектов. Большинство международно-правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права. Но имеются правовые нормы, содержащие права и обязанности субъектов, которые по своему характеру не могут возникнуть у конкретных субъектов только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям. Для реализации таких прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется принятие субъектами властного индивидуального акта, предписания индивидуального характера, касающегося конкретного субъекта в конкретной ситуации. Такая деятельность называется применением права.
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия субъектов международного права. По воле государства или уполномоченного на то органа государства, этот способ реализации нормы международного права может быть применен даже до возникновения международных правоотношений. Применение норм международного права не имеет своего постоянного места в механизме международно-правового регулирования. Применение в международном праве может также осуществляться по предварительной договоренности государств и на случай правонарушения. Применение норм международного права могут осуществлять международные органы (Международный Суд ООН, другие международные суды и арбитражи, Совет Безопасности ООН) в силу полномочий, предоставленных им государствами. Итак, применение норм международного права не является простым действием, оно требует выяснения фактических обстоятельств правонарушения, их оценки, установление норм, какие могут быть применены, определение сферы действия таких норм и сопоставление их с конкретным поведением (или отсутствием такового) субъекта международного права, прояснения содержания соответствующей нормы, возможностей и способов ее применения к установленным обстоятельствам, обеспечения соответствующего решения и т.д.
Применение правовых норм осуществляется уполномоченными на то субъектами и с соблюдением установленных для этого процедур.
Таким образом, потребность в применении норм права для реализации содержащихся в них предписаний возникает в следующих случаях:
1) когда предусмотренные нормой субъективные права и обязанности по своему характеру таковы, что не могут возникнуть у конкретных лиц из их односторонних действий, а требуют для своего возникновения соответствующего индивидуального властного акта органа субъекта;
2) когда налицо факт правонарушения и необходимо устранить его последствия или применить санкцию
Тема 10. Соотношение международного права и внутреннего права государств
Взаимодействие международной и внутригосударственной правовых систем
Дискуссионность вопроса.
Соотношение международного права и внутреннего права государств - одна из самых «вечных» и до сегодняшнего дня актуальнейших проблем как общей теории права, так и теории международного права. И это вполне объяснимо. Проблема соотношения двух основных видов правовых систем современного мира напрямую связана с более глобальной проблемой: выяснением общей тенденции правового развития мира - останется ли в обозримой перспективе разделение мира на суверенные государственно-правовые системы или наметившаяся в последние годы тенденция сближения, гармонизации и унификации различных правовых систем мира приведет к постепенному формированию некоей общей всемирной правовой системы.
Особое своеобразие решению данной проблемы придает то, что основными «вершителями судеб» обеих правовых систем есть и будут их создатели и гаранты – государства.
Исторически сложилось, что в современном мире существуют два основных, базовых, вида правовых систем: внутренние правовые системы государств и межгосударственная правовая система. Установление характера соотношения и взаимодействия международного права и внутреннего права государств всегда было и продолжает оставаться в числе наиболее сложных и остродискуссионных проблем правовой науки и практики и одной из центральных проблем теории международного права.
Суть проблемы - в характере взаимоотношений двух правовых систем: внутригосударственной и межгосударственной.
Содержание проблемы - в выяснении фактических взаимоотношений внутригосударственного права и международного права при создании и особенно при реализации норм каждой из этих двух правовых систем: нормы какой из них обладают приматом (преимуществом) при регулировании общественных отношений и должны применяться в конкретных ситуациях.
В основе проблемы - три объективных и часто противоречивых обстоятельства:
- единый и основной субъект обеих правовых систем - государство - с его не всегда совпадающими внутренними и международными интересами и проблемами,
- присущее каждому государству важнейшее и «священнейшее» свойство - суверенитет с его внутригосударственным верховенством и международной независимостью,
- реально существующая и непрерывно углубляющаяся взаимосвязанность и взаимозависимость внутригосударственных и международных общественных отношений.
В течение длительного исторического периода международные отношения и регулирующее их международное право зарождались и развивались как производные от внутренних отношений и права государств, где определяющим было всевластие правителя, а затем и суверенная власть государства. Внутригосударственное право всегда было и есть более развитое право, и оно всегда оказывало решающее воздействие на формирование и развитие международного права.
Извечная сложность положения доктрины международного права:
- доктрина интернациональна по своему характеру и предназначению,
- доктрина национальна по своей природе и «гражданству».
Носители международно-правовых научных знаний - ученые - постоянно пребывают в реальной среде внутреннего права государств, что, естественно, не может не сказываться на их правосознании и правопонимании.
В таком же положении находятся и конкретные «применители» международно-правовых знаний и умений - практики: как международные служащие, так и парламентарии, государственные служащие, судебные работники, политические деятели, все юридические и физические лица государства, правопонимание которых сформировалось и реализуется преимущественно во внутригосударственной правовой среде.
Сегодня данная проблема в равной степени и актуальна, и сложна в первую очередь в теоретическом плане, поскольку связана с раскрытием сущности и перспектив развития международного права как особой системы права, его взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния с внутригосударственными правовыми системами, с обеспечением их согласования и реализации правовых норм, с выяснением роли норм внутреннего права в решениях международных административных и судебных органов, а также выяснением возможности, особенности и порядка применения международно-правовых норм в правовых системах государств.
2. Теории соотношения международного и внутригосударственного права.
В правовой науке сложились две концепции относительно взаимосвязи международного и внутригосударственного права - монистическая и дуалистическая, в рамках которых был разработан еще ряд теорий.
Монистическая концепция строится на признании существования в мире лишь одной общей правовой системы, объединяющей внутригосударственное и международное право. Однако в рамках этой концепции возникли две теории с диаметрально противоположными подходами: теория примата внутригосударственного права и теория примата международного права.
Теория примата внутригосударственного права, зародившаяся еще в конце XIX в. в немецкой юридической литературе и восходящая своими корнями к философии Гегеля1, поставила существование и применение международного права в прямую зависимость от внутреннего права государств, рассматривая международное право как совокупность внешнегосударственных прав каждого государства. Государство как высший суверен, над которым нет никакой публичной власти и оно свободно от любых внешних ограничений, вправе само определять, какие из его международных обязательств соблюдать и исполнять, а какие нет, исходя из его собственных интересов в той или иной ситуации. Международное право - это «внешнегосударственное право» каждого государства (этот термин ввел в юридический оборот Гегель). Эта теория активно использовалась политиками Германии для оправдания внешней экспансии в конце XIX - первой половине XX вв.
Теория примата международного права, сформировавшаяся после первой мировой войны в западной юридической науке, наоборот, отстаивала абсолютное превосходство международного права над внутригосударственным. Один из ее родоначальников, известный австрийский, а затем и американский, юрист-международник Г. Кельзен, утверждал, что в мире сложилась единая система права и правопорядка, основывающаяся на определенной иерархии и соподчиненности составляющих ее институтов и норм. Мировая система права состоит из двух основных подсистем - международного права и внутреннего права отдельных государств. Международное право является правом более высокого порядка - «верховным правопорядком» - и обладает превосходством над нормами внутригосударственного права. Международное право само определяет сферу внешних действий государства и устанавливает ограничительные пределы действия внутригосударственного права, определяет действительность норм внутреннего права государств.
Наконец, третья, дуалистическая теория, начало формирования которой связывают с выходом в 1899 г. книги немецкого ученого-юриста Г. Трипеля «Международное и государственное право», рассматривает международное и внутригосударственное право как самостоятельные системы права, различные по своему характеру, субъектам, объектам, целям и сфере действия, не подчиненные друг другу, развивающиеся каждая по своим объективным законам. «Международное и внутригосударственное право, - писал Г. Трипель, - есть не только различные отрасли права, но и различные правопорядки. Это два круга, которые тесно соприкасаются, но никогда не пересекаются»2. В дальнейшем среди дуалистов возникли течения последовательного дуализма, отрицавшие саму возможность какого-либо взаимодействия двух правовых систем, и течение умеренного дуализма, признававшие возможность и объективную неизбежность такого взаимодействия.