Согласование воль субъектов международного права как особенность, условие и способ международного правотворчества
Основной способ создания норм международного права – согласование властных интересов и международно-правовых позиций субъектов международного права.
Издавна известна юридическая максима: «Conventio facit jus» (соглашение создает право).
Создателями норм международного права являются все субъекты международного права, обладающие универсальной юрисдикцией: это - государства, межгосударственные организации и государственно самоопределяющиеся народы. Однако основными, определяющими субъектами являются, безусловно, государства.
В международных отношениях государства занимают далеко не одинаковое положение. Но с точки зрения международного права все они юридически равны. И, приступая к согласованию и выработке содержания будущей правовой нормы, они встречаются на различных переговорных форумах как равные.
Процесс согласования и принятия международно-правовой нормы – это сложный процесс борьбы, сотрудничества и компромиссов. В ходе выработки норм происходит взаимодействие и взаимопроникновение, взаимонеприятие и взаимообогащение политико-правовых идей, международно-правовых позиций и практики различных школ и правовых систем современного мира. На переговорах по выработке правовых норм, образно говоря, за спиной у каждой делегации - их государства со своими историческими, национальными, идеологическими, политическими, религиозными, социальными, культурными традициями, концепциями и практикой. Осознав необходимость выработки и закрепления единых правил поведения и объединившись для согласования и принятия соответствующего международного акта, государства привносят в борьбу за его разработку свое видение содержания этого документа. И в этой борьбе сходятся государства республиканские и монархические, авторитарные и демократические, государства капиталистической и социалистической ориентации, государства с глубокими и давними демократическими традициями, детальной конституционной регламентацией внутренней правовой системы с господствующим верховенством права и молодые независимые государства, только ищущие пути демократизации общественных отношений.
В результате подобного сотрудничества и борьбы и вырабатываются определенные международно-правовые нормы - продукт взаимных уступок и компромиссов взаимозаинтересованных и одновременно противоборствующих сторон. В согласованных нормах и воплощено то содержание, которое приемлемо для участников выработки той или иной нормы. Соответственно в международных договорах используется классическая формула «Высокие Договаривающиеся Стороны (или - государства-участники), обсудив (указывается предмет договора)…, согласились о нижеследующем…»: после этого в статьях договора излагается само содержание согласованных правовых норм.
Для международного правотворческого процесса характерны две стадии:
1. Выработка согласия относительно содержания самой нормы.
2. Достижение согласия о придании выработанной норме юридически обязательной силы.
Согласование воль и позиций государств относительно как правила поведения, так и признания его в качестве правовой нормы могут хронологически как совпадать, так и не совпадать.
При формировании норм международного права вначале происходит согласование воль государств относительно правила поведения. Это происходит в ходе непосредственных переговоров, на международных конференциях, в международных организациях. При успехе в согласовании воль участники совместно принимают текст международного договора. На этом заканчивается согласование воль государств относительно содержания правовой нормы, но не заканчивается процесс ее становления. Письменно и даже иногда очень торжественно зафиксированная норма еще не делает ее обязательной для государств. Так, например, очень многие нормы, пройдя непростой путь длительного согласования воль государств, на долгие годы остаются существовать в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, которые не являются юридически обязательными и носят характер рекомендаций. В данных случаях эти нормы действуют в качестве политических, а не юридических. Причина этого – нежелание или неготовность государств в силу каких-либо факторов завершить процесс правотворчества закреплением данных норм в международном договоре. (Например: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.; Определение агрессии 1974 г.; Ответственность государств за международно-противоправные деяния 2001 г. и многие другие).
Второй стадией является согласование воль государств относительно признания правила поведения в качестве нормы международного права. Завершение этого процесса может совпадать или не совпадать с первым. Так, например, когда договор вступает в силу с момента подписания, указанные две стороны процесса хронологически совпадают.
В том случае, когда договор подлежит ратификации, указанные две стороны процесса не совпадают. Актами, завершающими согласование воль государств относительно содержания норм, будут в данном случае парафирование или подписание, а актами, завершающими согласование воль государств относительно признания соответствующих правил в качестве норм международного права, — обмен ратификационными грамотами договора (при двусторонних договорах), передача ратификационных грамот на хранение депозитарию (при многосторонних договорах). При этом многосторонние договоры вступают в силу при получении депозитарием согласованного в самом договоре необходимого количества ратификационных грамот.
При формировании обычно-правовых норм первоначально происходит более или менее длительный процесс образования простого правила поведения субъектов - обыкновения. Субъекты своими действиями подтверждают согласованность своих воль относительно содержания правил обыкновения. Для того, чтобы это правило стало нормой международного права, субъекты своими действиями (поступками, заявлениями, ссылками в официальных документах, административной и судебной практикой и т.п.) признали его в качестве юридически обязательного, выразив тем самым согласованность своих воль.
Нередко случается, что длительный, очень сложный и многозатратный (в интеллектуальном, финансово-материальном, политическом отношениях) процесс согласования воль субъектов относительно той или иной правовой нормы, пойдя почти все основные этапы ее становления и завершившись закреплением ее в тексте международного договора, так и не приводит её к статусу нормы международного права. Наиболее часто встречающиеся примеры – не вступление многих важных для международного сообщества международных договоров в силу из-за недостающего количества необходимых ратификаций государств. Это позволило многим юристам именовать такие акты “мягким правом”, поскольку и в форме резолюций многие согласованные нормы имеют столь большое международное морально-политическое значение, что государства в своей международной деятельности добровольно следуют их предписаниям.