Тема 7. Государства - основные субъекты международного права
Правопреемство государств
Вышеназванные внутригосударственно-правовых события вызвали к жизни и такой институт международного права как правопреемство. Правопреемство государств – переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда присутствуют две стороны: государство-предшественник и государство-преемник.
Основаниями возникновения правопреемства являются:
- объединение двух или более государств в одно;
- разделение государства на два или более государств;
- отделение от государства части территории и образование нового государства;
- передача части территории одного государства другому;
- создание государства в результате получения колонией независимости от метрополии.
Появление новых государств ставит перед мировым сообществом и отдельными государствами целый ряд вопросов и проблем о судьбе многих юридически значимых объектов.
Объектом правопреемства могут быть:
- территория государства,
Территория государства – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом государства-предшественника, включающая в себя сушу и ее недра, воды и находящееся над сушей и водами воздушное пространство
- международные договоры,
Международные договоры государства-предшественника – это любые международные договоры государства-предшественника, заключенные с другими субъектами международного права, соответствующие принципам и нормам международного права
- международные обязательства,
Международные обязательства государства-предшественника – это любые международные обязательства государства-предшественника в отношении другого субъекта международного права, возникшие в соответствии с международным правом
- государственная собственность,
Государственная собственность государства-предшественника – это имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву.
- государственные долги,
Государственный долг государства-предшественника – это любые финансовые обязательства государства-предшественника в отношении другого субъекта международного права, возникшие в соответствии с международным правом.
- государственные архивы,
Государственные архивы государства-предшественника – это совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных этим государством в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали ему согласно его внутреннему праву и хранились им под его контролем в качестве архивов для различных целей.
- границы государства,
Границы государства – это физически проложенные или воображаемые линии на земной и водной поверхности и в воздушном пространстве, которые определяют пределы суверенитета государства-предшественника
- членство в международных организациях и органах.
Членство в международных организациях и органах – это участие государства-предшественника на основе заключенных им международных договоров в международных организациях и международных органах
Правопреемство может осуществляться на основе универсальных международных конвенций, международного договора государства-предшественника и государства-преемника или в силу международного правового обычая.
Институт правопреемства – один из старейших институтов международного права. В течение веков он формировался на основе обычно-правовых норм. Лишь во второй половине ХХ в. предпринята их кодификация: были приняты две конвенции - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. В Конвенциях предусмотрено минимальное число необходимых ратификаций для их вступления в силу – всего 15. И тем не менее понадобилось почти 20 лет для того, чтобы первая Конвенция вступила в 1996 г. в силу. Конвенция 1983 г. пока не набрала необходимого числа ратификаций. Одна из основных причин - включение в конвенции положений, которые, в частности, установили особые правила, касающиеся правопреемства “новых независимых государств”, т.е. бывших колоний. Некоторые государства, в основном бывшие метрополии, посчитали это несправедливым и проголосовали против принятия данных конвенций. Одно из таких исходных положений – принцип «tabula rasa» («чистой доски»), что означает не связанность такого государства международными обязательствами государства-предшественника. Данный принцип предоставляет бывшим колониям право не становиться автоматически правопреемником договоров, ранее заключенных метрополиями и касающихся территории нового государства, а в каждом конкретном случае самим определять свое отношение к этим договорам.
Венские конвенции предусматривают, что в случае возникновения ситуации правопреемства эти вопросы могут решаться по соглашению между заинтересованными государствами, а положения данных конвенций применять в случае отсутствия такого соглашения. В конвенциях также оговаривается, что не предусмотренные ими вопросы правопреемства по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права.
Переход объектов при правопреемстве регулируется договором между государствами -предшественником и преемником. При отсутствии договора действуют следующие правила.
При объединении государств:
международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника;
вся государственная собственность государств-предшественников переходит к преемнику, включая и собственность, находящуюся за границей;
государственные архивы государств-предшественников переходят к преемнику;
государственные долги государств-предшественников переходят к преемнику.
При разделении государства:
международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства,
недвижимая государственная собственность переходит к государству, на территории которого она находится,
недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государствам-преемникам, как указывается в Венской конвенции, «в справедливых долях»,
движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику, а остальная часть движимой собственности делится и переходит к правопреемникам в «справедливых долях».
часть архивов государства-предшественника, имеющая непосредственное отношение к территории государства-преемника, переходит к этому государству. К преемнику переходит также другая часть архивов, касающаяся территории государства-преемника для нормального управления этой территорией. Другие архивы государства-предшественника переходят к государствам-преемникам, согласно Венской конвенции, «справедливым образом, с учетом всех соответствующих обстоятельств».
государственный долг государства-предшественника переходят к государствам-преемникам, согласно Венской конвенции, в «справедливых долях».
При отделении части территории государства и образовании на ней нового государства-преемника или ее объединении с другим государством:
недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству-преемнику;
движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой части территории, также переходит к государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к нему в «справедливых долях»;
часть архивов государства-предшественника, имеющая непосредственное отношение к отделившейся территории, переходит к государству-преемнику. К преемнику переходит и другая часть архивов, которая для целей нормального управления отделившейся территорией должна находиться на этой территории. Аналогичные правила применяются и в случае объединения отделившейся территории с другим государством.
государственный долг государства-предшественника переходят к государствам-преемникам, согласно Венской конвенции, в «справедливых долях».
Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности неприменимы к такому виду собственности как ядерное оружие.
На практике имущественные вопросы правопреемства чаще всего решаются путем заключения специальных договоров, равно как и вопросы об архивах и долгах.
Согласно Конвенции 1983 г., никакой государственный долг государства-предшественника не должен переходить к новому независимому государству. Соглашение между этими государствами может предусмотреть иное с учетом связи между этим долгом, который обусловлен деятельностью государства-предшественника на территории, являющейся объектом правопреемства, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому независимому государству. Оговаривается, однако, что такое соглашение не должно наносить ущерб принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его национальными богатствами и природными ресурсами, а осуществление этого соглашения не должно подрывать основы экономического благосостояния нового независимого государства.
Членство в международных организациях и органах. Правопреемство государств в отношении членства в международных организациях и органах невозможно. Новые государства вновь вступают в международные организации или включаются в состав международных органов.
Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.