В период Реконструкции наметились пять новых тенденций, заставивших внести коррективы в редакционно-издательскую политику американской прессы. 3 страница
Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет ("Франс суар", "Фигаро") и другой периодики - 30% ежедневного национального тиража и 20% - провинциальных. Это противоречит французскому законодательству (один человек может контролировать не более 30% распространения на территории Франции ежедневных газет общей и политической направленности). Издает три газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.
ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.
СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе экономического и профессонального направления, а также прессу по информатике и для досуга.
Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического профиля. Имеет связи с американским капиталом.
- БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.
- ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы - парижской и провинциальной, в частности столичной "Монд".
СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием экономической документации.
Есть и другие - ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.
Над частью прессы держит контроль крупнейшее агенство рекламы ГАВАС.
Распространением парижской прессы во Франции ведает НУВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие кооперативы.
Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ. Это и совместные издание, и взаимопроникновение капиталов в информационные компании.
Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его работу, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законодательством. Будучи государственной собственностью, французское телевидение и радио до 1974 г. было подчинено Управлению по радиовещанию и телевидению Франции , находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. была проведена реформа сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации - три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, государственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств.
В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.
Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 г. ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным ТВ более 30 млн. чел. или эфирным 4 млн. чел. Одному человеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного телевидения. Вводил и другие ограничения прав собственности в этой сфере.
Французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций. Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках.
Помимо государственного ТВ создаются частные телестанции. В 1985 г. в стране было выдано 1268 разрешений на создание частных радиостанций, с 1984 г. им было разрешено передавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты имеют свои радиостанции.
Регулярное телевещание было начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 - третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).
В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.
В 1986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения - "5" (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватизация третьей программы, затем разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанция.Таким образом сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы общественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).
Контрольные вопросы и задания
1. Какова история становления СМИ Франции?
2. Назовите и охарактеризуйте первые периодические издания Франции.
3. Какова история развития французского законодательства о печати?
4. Охарактеризуйте структуру современных СМИ Франции.
5. В чем отличие качественной и массовой печати Франции?
6. Назовите основные качественные и массовые издания страны. Охарактеризуйте их.
7. Каковы важнейшие источники финансирования французских СМИ?
8. Каковы политические и экономические особенности фукционирования французских газет?
9. Назовите важнейшие газетно-издательские концерны Франции и проследите историю их формирования.
10. Важнейшие тенденции в развитии СМИ Франции в последние годы.
11. Расскажите о радиовещании и телевидении Франции.
Часть 3
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ГЕРМАНИИ
План
1. Немецкая журналистика, ее история и развитие.
2. Политические процессы и их влияние на развитие СМИ и принципы их деятельности.
3. Журналистика гитлеровской Германии. Преодоление последствий тоталитаристской пропаганды.
4. Современные СМИ Германии.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Беглов С.И., Котенок и др. Средства массовой информации Великобритании, Германии, Франции в 1997 году.//Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1998. N 5. С.26-81.
Голованова Г.А. и др. Средства массовой информации США, ФРГ, Франции, Испании, Северных стран Европы в 1995 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1996. N 5. С.20-
Вороненкова Г.Ф. Этапы зарождения периодической печати в Германии и ее становление (до конца XVII вв.) //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1998. N 3. С.73-90.
Вороненкова Г.Ф. Политика Бисмарка в области печати //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1998. N 3. С.79-92.
Исаков К.Т. "Грюнер унд Яр": деньги приходят к тем, кто не доится возврата тиражей //Журналист. 1997. N 5. С.60-64.
Власов Ю.М., Орлов Ю.Я. и др. Средства массовой информации США, Великобритании, ФРГ, Франции в 1989 году //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1990. N 5. С.21-64.
Любимов Б.И., Вороненкова Г.Ф., Безручко Т.С. Средства массовой информации Великобритании, новых земель ФРГ, Швейцарии в 1994 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1995. N 6. С.19-38.
Оганов Г. Паутина. М., 1985.
Стржижовский Л.Ф. Стреляет пресса Шпрингера М., 1978.
Лайне С.В. Антифашистская публицистика 20-30 гг. М.,1977.
Цель занятия - знакомство с историей развития и современным состоянием средств массовой информации Германии. Изобретение книгопечатания и его роль в распространении информации. Принцип "свободы печати". Особенности прессы Германии Х1Х-ХХ веков. СМИ гитреровской Германии и времен Второй Мировой войны. Период "холодной войны" немецкой пресса - существование двух Германий. Страсти вокруг Берлинской стены. Современные СМИ Германии.
Именно в этой стране впервые получили широкое распространение "Цайтунг" - листовки с новостями, предшественники современных газет, было изобретено книгопечатание.
Первые еженедельные издания появились в Германии в 1609 г. "Авизо" ("Объявления") и "Реляцион". В конце 30-х гг. 17 в. издавалось уже около 30 газет, а к началу 18 в. – около 200. Многие из них выпускались представителями почтовых ведомств, ибо в их руках скапливалось большое количество информации. Тиражи в 17 в. колебались от 350 до 400 экз., гамбургские еженедельник "Педант" и "Франкфуртен журналь" выходили тиражом 1,5 тыс.экз. Первая ежедневная газета "Ляйпцигер цайтунг" ("Лейпцигская газета") вышла в 1661 г. Периодические издания отражали политическую жизнь Германии, но были уже и развлекательные издания ("Цайтунг дуст унд нутц" ("Газета для радости и удовольствия", 1695 г.). В 1712 г. в Гамбурге была создана и несколько десятилетий издавалась газета "Гамбургский непартийный корреспондент". В газетах публикуются объявления и экономическая информация. Некоторые газеты создаются по императорским указам: в 1763 в Кельне "Императорская почтово-ведомственная газета", в 1795 г. переименованная в "Кельнскую газету".
С начала 17 в. в Германии издаются журналы, особенно много во Франкфутре-на-Майне: "Акта публика" (1621), "Театрум ойропеиум" (1634-1635), "Диариум ойропеиум" (1659-1681). Это предшественники историк-политических журналов. Формировались основы специализированных литературных и научно-популярных изданий. В Нюрнберге в 1641-1649 гг. выходил женский журнал "Фрауэнциммер гешпрехсшпиле" ("Женская комната - игры в разговоры"), а в Гамбурге - ежемесячник - "Монатсгэшпрехе" ("Ежемесячные беседы", 1663 г.). В конце 17 в. появились два научных журнала "Акта эродиторум" (1682 г. на лат. яз.) и "Монатсгэшпрехе" (1688) на немецком языке.
В 18 в. формируется в Германии такой тип изданий, как литературные газеты и журналы. В конце 18 в. появилась популярная у читателей "Всеобщая литературная газета" и художественный журнал "Атенаум", а также "Журнал люкса и моды".
Правители Германии придавали важное значение прессе, поэтому некоторые активно с ней сотрудничали, например, Бисмарк. Особое место в истории Германии, а также ее журналистики занимает период Третьего Рейха, господства фашистской идеологии и участия Германии во Второй мировой войне. Это время тоталитарного режима Гитлера, поставившего СМИ Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации, порабощения и истребления других народов, подготовке к войне. Идеологическую обработку СМИ и контроль за выполнением пропагандистской линии национал-социалистический партии Германии вело специально созданное в стране министерство пропаганды. Все было подчинено восхвалению немецкой нации, разжиганию ненависти к другим народам, прежде всего к евреям, внушения немцам их права уничтожать "неполноценные" нации, призывам к войне. Лишь немногие подпольные издания, выпускавшиеся участниками немецкого Сопротивления, пытались противостоять этому. Лишь разгром фашистской Германии странами антигитлеровской коалиции и последующие политические преобразования позволили повернуть страну и вместе с ней СМИ на путь демократического развития. Фашистская идеология была строжайше запрещена законом, любые ее проявления, в том числе и в СМИ караются законом. В период существования трех Германий - ФРГ, ГДР и Западного Берлина - средства массовой информации этих стран работали под давлением требования "холодной войны", вели идеологическую войну, постоянно выискивая и критикуя действия друг друга. ГДР как страна социалистического лагеря подчинялась жестким законам коммунистической пропаганды и агитации, где о свободе слова говорить не приходилось. ФРГ и Западный Берлин развивались в рамках западной демократии и их СМИ были более свободны от идеологических влияний. После объединения Германий, начала перестройки в СССР, прекращения "холодной войны" и распада СССР принцип свободы печати, объективности и достоверности информации получили для своего проявления плодотворную почву. Сегодня деятельность СМИ Германии регламентирует принцип свободы печати, заложенный в основной закон страны. Лишь злоупотребление свободой печати ведет гражданина к лишению этого права.
Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, опубликованной в "Отчёте Федерального правительства о состоянии средств массовой информации", сегодня в Германии имеется 384 издательства, выпускающих 423 ежедневных газеты общим тиражом в 25.3 млн.экз., из которых 19.2 млн. абонементных газет (0.8 млн. надрегиональные, 18.4 млн. региональные) и 6.1 млн. "бульварной" прессы. Характерная особенность СМИ Германии - большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые ("бульварные").
Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет осталась бульварная "Бильд-цайтунг" (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание "Бильд-цайтунг-ост" (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных газет остаётся у "Зюддойче цайтунг" - 380 тыс.экз. Следом за ней идёт "Франкфутер рундшау" - 190 тыс.экз. "Нойес дойчланд" - 80 тыс.экз., "Ди тагесцайтунг" - 60 тыс. экз. Последнее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной "Юнге вельт", 28 тыс.экз. Популярным специализированным экономическим изданием остаётся газета "Хандельсблат" (тираж 133 тыс.).
Согласно официальной статистике, 81% населения страны читает газеты , и на семью приходится по 1.6 изданий.
Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь. Лидирует "Ди цайт" (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: "Байерн-курир" (157 тыс.), "Райнишер Меркур" (108 тыс.), восточная "Вохенпост" (103 тыс.), "Ди вохе" (108 тыс.), "Дойчес альгемайне зонтагсблатт" (80 тыс.).
Уже несколько лет Германия переживает журнальный "бум". Изменений в списке журнальных магнатов и их рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэра, Шпрингера, Бурды и "Грунер унд Яр". По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе - общественно-политические (19.3%). На третьем месте - ведомственные (14.6 %), на четвёртом - рекламные издания (13.8%).
Как и прежде, наблюдается рост тиража информационного еженедельника "Фокус" ( 685 тыс.экз., прирост 22.1% за год) Теряют в тираже "Шпигель" (2.2 %), "Штерн" (3.1%), "Бунте" (3.8%), "Нойе ревю" (19.9%).
В целом в ситуации на рынке СМИ Германии можно выделить следующие моменты. Во-первых, существенных изменений в реестрном списке крупнейших десяти концернов страны не отмечается. Во-вторых, несколько замедлился процесс концентрации печати с дальнейшим укреплением позиций региональной прессы. В-третьих, сохранилась тенденция к некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии.
К крупнейшим информационным магнатам принадлежат владельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шпрингера и Бурды. Годовой оборот концерна Бертельсмана составляет 18,5 млн. марок, в том числе внутри страны - 6,7 млн., за границей - 12 млн. Доходы концерна от его индустриальных отраслей составили 3 млн. марок. Концерн, как и прежде, является вторым в мире и крупнейшим в Германии.
Годовой оборот концерна Шпрингера составляет 3,5 млн. марок. Он складывался из нескольких показателей. Во-первых, из доходов по распространению изданий (1,5 млн.), во-вторых, из доходов от рекламы - 1,5 млн. и из прочих. Только газетная продукция принесла концерну 2,3 млн. марок. Шпрингер выпускает 4 самые популярные ежедневные газет: "Бильд-цайтунг", "Ди вельт", "Гамбургер абендблатт" и "Берлинер моргенпост". Главный кредитор Шпрингера - влиятельный западногерманский "Дойче банк". Концерн связан также с федеральным союзом немецкой промышленности, с концерном Круппа, с так называемой группой Флика - гигантским промышленным комплексом, который не только является крупнейшим производителем бумаги, но и занимает ведущие позиции в военной промышленности.
Годовой оборот Бурды ГмбХ составляет 1,5 млн. марок, из них внутри страны - 1,4 млн. марок.
У исследователей СМИ Германии интерес вызывает завоевание рынка штутгартским семейным концерном Дитера фон Хольцбринка. По данным на 1995 год, он занимает пятое место. Как пишет немецкий журнал "Журналист", его стратегия заключается в том, чтобы "спокойно, тихо, по-домашнему идти к империи СМИ". Основу предпринимательского концерна составляет книжная издательская деятельность. Концерну Хольцбринка принадлежат 4 книжных издательства, выпускающих, в частности, беллетристику; издательства, являющиеся главными поставщиками справочной литературы (в том числе "Фишер-Ташенбухферлаг"); детские издательства (мюнхенский "Киндер ферлаг") и даже "Ровольт-ферлаг", издающий профессиональный журнал "Журналист". Он является владельцем издательств специализированной, научной, академической и учебной литературы (ганноверское издательство "Шульбухферлаг" и хайдельбергское академическое издательство).
Дитер фон Хольцбрик владеет также издательствами за рубежом: в Нью-Йорке - это Henry Holt and Company, Farrar, Status and Girou, W.H.Freeman, Worth Publishers; в Филадельфии - Hanley and Belfus. В 1995 году после покупки 70% британской издательской группы Макмиллана годовой оборот концерна Хольцбринка составил около 3 млрд. марок.
Не последнее место занимает концерн и в газетном бизнесе. На 100% ему принадлежит газета деловых кругов "Хандельсблатт", приносящая 20% годового дохода внутри страны. К ней структурно примыкает исследовательский аудиторско-консультационный центр "Прогноз" с отделениями в Берлине и Базеле, а так- же 4 издательства научно-фантастической литературы, в том числе в Нью-Йорке и Хайдельберге.
У концерна 6 региональных газет. В полном владении находятся котбуссская "Лаузитцер рундшау" (тираж 196 тыс.), трирская "Триришер фольксфройнд" (101 тыс.), констанцкая "Зюдкурир" (144 тыс.), вюрцбургская "Майн-пост". На 53% ему принадлежит "Саарбрюкер цайтунг" (тираж 195 тыс.) и на 51% берлинская "Тагесшпигель".
Концерн владеет двумя полиграфическими предприятиями, участвует в 5 ТРК: так, в "САТ-1 " ему принадлежит 15% , в мюнхенской АФЕ - 100%. В мае 1995 года создана группа "Нойе медиен", которой в недалёком будущем будут подчинены собственные ТВ- и РВ-станции. В области мультимедиа концерн кооперируется с группой Бурды.
Другие известные газетные концерны Германии - "Зюддойче ферлаг ГмбХ", "Вестдойче альгемайне цайтунг-ферлагсгезельшафт", "Анцайгенринг норд унд вестдойче цайтунген".
О ситуации в аудиовизуальных СМИ. Главную роль в освещении предвыборной кампании, а также самих выборов играли аудиовизуальные СМИ Германии. В этой стране существует так называемая "дуальная система" теле- и радиовещания, что означает наличие общественно-правового и частного телевидения и радио, функционирующего с середины 80-х гг. В 1994 г. в стране насчитывалось 35.74 млн. радио- и 31.89 млн. телеприёмников. На каждую 1000 человек приходилось 439 радио- и 392 телеприёмника.
Понятие общественно-правового ТВ и РВ не идентично определению "общественного", принятого в России. Во-первых, оно создано на государственной базе и контролируется общественными советами, в которых представлены все общественно-политические силы общества, а следовательно, служит всему обществу, что декларируется законодательными актами, в частности, Государственным договором о радио и телевидении в объединённой Германии, вступившем в силу 1 января 1992 г. Во-вторых, по большей части финансируется оно за счёт поступлений из налогов за пользование теле- и радиоприёмниками. В-третьих, у него более сдержанная национально ориентированная программная политика.
В Германии существует абонементная плата за радио- и телевещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля 1924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки. Повышение платы с 1 января 1988 года обусловлено, во-первых, началом деятельности частных теле- и радиостанций и, во-вторых, определением теленалога как основного в шкале налогов за телерадиовещание. Повышение абонементной платы (с 9 до 19 марок) произошло с 1 октября 1990 года на основе решения Совета министров.
Согласно официальным данным, общественно-правовое ТВ и РВ, а к ним относятся АРД (Всеобщее телерадиовещание Германии), ЦДФ (Второе германское телевидение), на 80 и 60% соответственно финансируются за счёт абонементной платы, остальную часть они получают от рекламы. Реклама на общественно-правовом вещании имеет законодательные ограничения, одно из главных - недопущение её в эфир после основного блока новостей в 20.00. Однако если в начале деятельности частных теле- и радиостанций эта регламентация не мешала развитию АРД и ЦДФ, то сегодня, когда конкуренция между телерадиоорганизациями усилилась, она стала основным пунктом споров даже в парламентских кругах. Воссоединение ФРГ и ГДР потребовало много средств, казна не выдерживает всех расходов, в частности, на содержание общественно-правового телевидения, и уже на протяжении нескольких лет звучат голоса о необходимости изменения регламентации рекламы. В 1995 году рекламные блоки появились на АРД и ЦДФ и после основного выпуска новостей.
Частное теле- и радиовещание Германии. функционирует с 1 января 1984 года, когда начали телевещание 3 программы - "САТ-1", "Мюзик-бокс", и "РТЛ-плюс". Держателем лицензии "САТ-1" стало "Программгезельшафт фюр кабель-унд саттелитенрундфунк мбХ". Программы транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1 января 1985 года - по космической связи. Видеопрограмма "Мюзик-бокс" с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом канале. "РТЛ-плюс" готовила и транслировала свои программы из Люксембурга, программы компании принимались в Саарланде, частично в Рейнланд-Пфальце и на юго-востоке Северного Рейна-Вестфалии. Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны появилась продукция ТРК "Ойрока", которая через 2 года была преобразована в развлекательную "ПРО 7".
РТЛ - 2 является многопрофильной программой, но рассчитана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлекательно-музыкальные программы. Особое место занимает "Премире", которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 1991 года она транслируется по всей Германии. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей:
- "pay per view", когда ТВ работает на персональных заказах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то время, которое он фактически использует;
- "video on demand", когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает;
- интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору.
Первые попытки такого общения привлекли внимание крупнейших сервисных фирм Германии. Кому принадлежат частные телерадиокомпании? У "САТ-1" (Сателлитен фернзен ГмбХ) 4 главных владельца. Это концерн Кирха, владеющая 43% акций, издательский дом Акселя Шпрингера (20%), группа Актуэль-Прессе-Фернзеен (20%) и группа Хольцбринка (15%). У "ПРО 7" 2 основных владельца - издатгруппа Герхарда Аккерманса (49.5%) и Томас Кирх (сын телевизионного магната Лео Кирха), владеющий 47.5%.
Владельцев ДСФ (Дойчес шпортфернзеен ГмбХ) также четыре. Это - Rete Invest Holding С.А.Берлускони (33.5%), концерн Шпрингера (24.9%), фирма Кирха "Таурус Фермёгенсфервальтунг" (24.5%), и швейцарское АО "Ринковизион" (17.1%).
У "Н-ТВ" - 10 держателей акций. Крупнейшие из них CNN (29%), "Time Varner" (23%), фирма "Nixdorf" (18%). К числу владельцев принадлежит La Savoioienne (группа Ротшильда), правда, лишь на 3%.
"РТЛ" на 47.9% принадлежит CLT (Compagnie Luxembourgeoise de Teledifusi- on S. A.), на 37.1% группе Фильм-унд Фернзеен ГмбХ (дочернее предприятие концерна Бертельсмана), на 10% группе "Вестдойче Альгемайне цайтунг". "Дер кабельканал ДКК Фернзеен ГмбХ" имеет трёх владельцев: по 45% им владеют "ПРО 7" и "Тефи-хандельс АО", 10% у издательской группы Георга Кофлера. "VOX" на 49.9% принадлежит концерну Мэрдока, по 24.9% делят "УФА фильм" и "французский "Канал плюс".
У "РТЛ-2" 6 владельцев. По 33.1% акций компании принадлежит группам "Бауэр ферлаг" и "Теле Мюнхен", 24% - люксембургской телерадиокомпании "CLT". 37.5% ТРК "Премире" владеет "УФА фильм" и французский "Канал плюс", а 25% - группа "Телеклуб" (полностью принадлежащая концерну Кирха).
Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпаний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает кабельное телевидение и 8.2 миллиона - спутниковое.
Программная политика. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 телепрограмм, из них 12 подготовлены общественно-правовыми и 15 частными ТРК.
В Германии существует более 500 информационных агенств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное - ДПА ("Дойче прессе агентур"), созданное в 1949 г.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова история становления СМИ Германии?
2. Назовите и охарактеризуйте первые периодические издания Германии.
3. Какова история развития немецкого законодательства о печати?
4. Охарактеризуйте структуру современных СМИ Германии.
5. В чем отличие качественной и массовой печати Германии?
6. Назовите основные качественные и массовые издания страны. Охарактеризуйте их.
7. Каковы важнейшие источники финансирования немецких СМИ?
8. Каковы политические и экономические особенности фукционирования немецких газет?
9. Назовите важнейшие газетно-издательские концерны Германии и проследите историю их формирования.
10. Важнейшие тенденции в развитии СМИ Германии в последние годы.
11. Расскажите о радиовещании и телевидении Германии.
Часть 4
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ АВСТРИИ, ШВЕЙЦАРИИ (2 часа)
1. Развитие журналистики этих стран в ХVШ-Х1Х вв.
2. Особенности исторического развития СМИ в этих странах.
3. Важнейшие издания Австрии и Швейцарии, их история и принципы деятельности сегодня.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Любимов Б.И., Вороненкова Г.Ф., Безручко Т.С. Средства массовой информации Великобритании, новых земель ФРГ, Швейцарии в 1994 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1995. N 6. С.19-38.
Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1978. N 2. 1981. N 3. 1988. N 3.
Котенок Р.Я. Телевидение и радиовещание Австрии во второй половине 1980-х годов //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1991. N 1. С.68-76.
Мельников И. Республика в Альпах: свет и тени. М., 1988.
Телелабиринты: буржуазное ТВ сегодня. М., 1988.
Цель - познакомиться с журналистикой Австрии и Швейцарии, изучить особенности СМИ этих стран, их развитие, становление и современное состояние.
Австрийская республика образована после распада Австро-Венгрии в 1918 г.
Пресса Австрии характеризуется несколькими особенностями. Ведущие газеты издаются в Вене, в частности, одна из старейших газет мира "Винер цайтунг", основанная в 1703 г.
В Австрии сильно влияние прессы Германии. Ряд ведущих газет - "Курир" (1954, тираж 430 тыс. экз.) и "Нойе кронен цайтунг" (1900, тираж 860 тыс.экз.).
В последние годы усиливается концентрация печати и происходит бульваризация газет: анализ уступает место сенсациям, броским заголовкам, развлечению читателей. За последние 30 лет почти вдвое сократилось число ежедневных газет - от 30 до 17, хотя ровно во столько же раз вырос их общий тираж. Три издания - "Гиганты", "Кронен" и "Курир" покрывают более 50% читательского спроса.
В Австрии - две партии власти - Социалистическая партия и Народная партия. Первая издает четыре газеты, в том числе ежедневную "Нойе А-Цэт" ("Новая рабочая газета") - ежедневное издание, основанное в 1889 г. и выходящее тиражом 80 тыс. экз. Есть у партии и ежемесячный журнал "Цукунф" ("Будущее", основан в 1946 г.).
Народная партия выпускает 8 ежедневных газет в ряде земель страны, а также еженедельник "Эстеррайхе ионатсфехте" "Австрийский ежемесячник", основан в 1945 г.).