Регистрация и опубликование договоров 6 страница

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, аналогичным праву мирного прохода через территориальное море и, кроме того, правом архипелажного прохода через устанавливаемые для этой цели государством-архипелагом в архипелажных водах морские коридоры. Летательные аппараты всех государств пользуются правом пролета по воздушным коридорам, устанавливаемым над такими морскими коридорами.

Архипелажный проход представляет собой «осуществление…права нормального судоходства и пролета с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны» (ст.53 Конвенции). Обязанности судов и летательных аппаратов при архипелажном проходе аналогичны обязанностям судов и летательных аппаратов при транзитном проходе через проливы, используемые для международного судоходства.

Если государство-архипелаг не устанавливает архипелажных коридоров, право архипелажного прохода осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства (п.12 ст.53 Конвенции).

Конвенцией ООН по морскому праву регламентированы требования по проведению научных исследований в различных пространствах мирового океана.

102.Международно-правовой режим научных исследований Мирового океана.

В ст.240 конвенции закреплены основные принципы научных исследований, проводимых в морской среде. И так, общие принципы научных исследований являются: морские научные исследования проводятся в исключительно мирных целях; морские научные исследования проводятся надлежащими научными методами и средствами, которые совместимы с положениями конвенции; морские научные исследования не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования морских пространств, которые совместимы и уважаются конвенцией (судоходству, промыслу); морские научные исследования осуществляются с соблюдением всех правил, принятых в соответствии с конвенцией.

Конвенцией предусмотрено, что все государства независимо от географического положения имеют право проводить морские научные исследования. Впервые в международном морском праве признано право международных организаций на проведение научных исследований в мировом океане.

Деятельность государств и международных организаций при научных исследований не создают правовых оснований, для каких бы то ни было притязаний на любую часть морского пространства или ее ресурсы. Выше указанные субъекты в соответствии с принципом уважения суверенитета и юрисдикции должны содействовать международному сотрудничеству в области научных исследований.

Т.е. любое государство без ущерба для прав и обязанностей государств, надлежащим образом предоставляет другим государствам возможность получить разумную от него или при его сотрудничестве информацию о морских научных знаниях и морских технологий необходимую для предотвращения и сохранения под контролем ущерба здоровью, безопасности людей и морской среде, на справедливых и разумных условиях.

Сотрудничество осуществляется на основе заключения двухсторонних и многосторонних договоров в объединении усилий ученных при изучении явлений и процессов, происходящих в морской среде, и взаимосвязи между ними.

Государства международные организации путем публикаций и распространения по доступным каналам информацию обеспечивают доступность о предложенных программах, их целях, результатах исследований. Содействуют передаче информации и знаний, в особенности развивающимся странам и способствуют им самостоятельно проводить морские исследования, а также обеспечивать подготовку технических и научных кадров.

В территориальном море прибрежные государства в осуществлении своего суверенитета имеют исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своих территориальных водах. Таким образом, морские исследования проводятся только согласия прибрежного государства и на установленных им условиях.

Научные исследования приостанавливаются или прекращаются если: исследовательская деятельность проводится не в соответствии с полученной информацией о проекте; не соблюдаются права прибрежного государства, при серьезном изменении проекта; если не была исправлена любая ситуация, при которой приостанавливается деятельность.

Наши рекомендации