Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступле­нием его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального зако­на «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон об­ратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают дейст­вие):

- по истечении срока действия акта, на который он был при­нят;

- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действую­щий (косвенная отмена);

- на основании прямого указания конкретного органа об отме­не данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется тер­риторией, на которую распространяются властные полномочия ор­гана, его издавшего. Под территорией Российской Федерации по­нимается ее сухопутное и водное пространство внутри государст­венных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипломатических пред­ставительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации. Органы субъектов Федерации не могут от­менять или приостанавливать на своей территории действие зако­нов общефедеральных органов.

На территории Российской Федерации нормативные акты дей­ствуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распро­страняющиеся только на отдельные категории граждан и долж­ностных лиц.

Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно кото­рому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблю­дать законы Российской Федерации. Если гражданин России со­вершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это дея­ние не является преступлением в стране его пребывания.

Отрасль права, институт права: понятие и виды

Отрасль права - это упорядоченная совокупность юридичес­ких норм, регулирующих определенный род (сферу) обществен­ных отношений, это наиболее крупное подразделение системы права по сравнению со всеми иными ее элементами.

Признаки отрасли права:

- особые предмет и метод правового регулирования;

- специфические отраслевые принципы (например, для граждан­ского права характерны принципы всеобщности защиты граждан­ских прав, полного восстановления нарушенного положения субъ­ектов гражданского права, презумпции добросовестности участни­ков гражданских правоотношений; для семейного права ­принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отноше­ниях и т.п.);

- особые правовые режимы (например, для уголовного процессу­ального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейного права - договорный и законный; для финансо­вого права - валютный, налоговый; для земельного права ­режим особого землепользования; для конституционного права ­режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.);

- обособленное, как правило, кодифицированное законодатель­ство (например, в гражданском праве таким актом выступает ГК РФ, в уголовном - УК РФ, в уголовно-исполнительном - Уго­ловно-исполнительный кодекс РФ, в семейном - Семей­ный кодекс РФ и пр.).

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую от­расль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управлен­ческие отношения - административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Существуют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;

5) земельное;

6) трудовое;

7) семейное;

8) уголовно-исполнительное;

9) земельное;

10) экологическое (природоохранное);

11) финансовое;

12) уголовно-процессуальное;

13) гражданское процессуальное и др.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли пред­принимательского, налогового, компьютерного, космического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права - зна­чит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод пра­вового регулирования конституционного, гражданского, админи­стративного и уголовного права.

Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного уст­ройства. Нормы конституционного права содержатся в конститу­циях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о рефе­рендуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод - императивный, хотя используются и иные.

Гражданское право регулирует имущественные и личные не­имущественные отношения. Оно закрепляет отношения собствен­ности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и граждана­ми, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод - диспозитивный, хотя используются и иные.

Административное право регулирует управленческие отноше­ния, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ве­домств, их управлений, отделов, порядок деятельности различно­го рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохране­ния, культуры и т.д. Нормы административного права содержатся в соответствующих законах (например, в Кодексе РФ об адми­нистративных правонарушениях), указах Президента РФ, поста­новлениях Правительства РФ, президентов и правительств респуб­лик, уставах, положениях; приказах и инструкциях министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п. Преобладающий метод - императивный, хотя используются и иные.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государ­ственную собственность, общественную безопасность и обществен­ный порядок, здоровье населения и общественную нравствен­ность, правосудие и порядок управления и т.п. Оно объединяет юридические нормы, которыми устанавливаются основания уго­ловной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяется круг обществен­но опасных деяний, которые признаются преступными. Нормы уголовного права содержатся в УК РФ. Основной метод – императивный.

Наши рекомендации