Международное право Древнего мира (древние века - V в.)
А). Основные характерные черты международного права Древнего мира:
- неразвитость международного права (отсутствие межгосударственных отношений в их современном понимании; международная сфера не занимала существенного места в жизни народов и государств; в силу этого не было объективной потребности в установлении и развитии постоянных и разнообразных международно-правовых отношений; главными проявлениями международных отношений являлись торговля и война).
- регионализм (международные отношения и регулировавшие их правовые нормы складывались и поддерживались в основных известных нам центрах международной жизни древности - Индия, Китай, Вавилон, Греция, Рим, Египет).
- эпизодичность(в отношениях между государствами отсутствовало постоянство, они, как правило, устанавливались и поддерживались в связи с текущей потребностью и носили непостоянный и непродолжительный характер).
- преобладание обычных норм над договорными,обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений.
- господство права войны(отношения между государствами строились исключительно с позиции силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений – неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговля).
Б). Зарождение принципов и институтов раннего международного права.
Особенность правового регулирования международных отношений в разных регионах мира.(Преобладающая сфера правового регулирования – торговля и война, преобладающий источник правового регулирования – международные обычаи; постепенный рост удельного веса международных договоров. Формирование и содержание древнеримского jus gentium).
Дипломатическое право(зарождение обычая устанавливать посольские отношения; данные отношения не носили постоянного характера, часто организовывались для выполнения единовременных поручений; практика направления и приема послов; в Греции направляемому послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, которые назывались “дипломами”; в Средние века этот термин был заимствован и использован при формировании термина «дипломатия»; неприкосновенность послов13 , институт проксении и проксенов в греческих городах-полисах, проведение конференций).
Как правило, они не носили постоянного характера, организовываясь часто для выполнения единовременных межгосударственных поручений. Послы в Древнем мире пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов не только своего государства, но и принимающей стороны).
Договорное право14(разнообразие практики заключения договоров, использование признанного договаривающимися сторонами языка, многообразие видов договоров: союзные, оборонительные, торговые, о ненападении, о перемирии, о капитуляции, о гостеприимстве, о взаимной помощи, о выдаче преступников, институт гарантий договоров. Пример: Древнейшим из дошедших до нас является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э.15 Особенно показательным был международный договор 1278 г. до н.э.: фараон Египта Рамзес II и царь хеттов Хеттушила III заключили «добрый договор о мире и союзе, который должен обеспечить мир и союз навеки»)16.
Право торговли(торговля уже была довольно оживленной, торговые отношения поддерживались как внутрирегиональные, так и между различными регионами древнего мира, уже существовали и торговые обычно-правовые и договорные нормы: о взаимном допуске купцов на территорию друг друга, не препятствовании их торговым операциям и вывозу купленных или обмененных товаров, расчетных знаках и измерениях, в том числе и при обмене или выкупе военнопленных)17.
Право мореплавания (мореплавание и морская торговля стали приобретать межгосударственный характер, необходимость в регламентации морских связей, разработка норм, регулирующих порядок перевозки грузов по морю, найма судов, пользования морскими причалами, распределения убытков в случае кораблекрушения и др.).
Правовой режим иностранцев (для древних обществ характерен общий принцип «чужеземец - враг» и частые от этого проявления ненависти и презрения к иностранцам (в греческом языке - ксенофобия), нестабильность правового положения иностранцев, принцип решения их судьбы «на усмотрение» правителя; в то же время уже встречаются и гарантии прав привилегированных иностранцев, купцов, существование института патроната над иностранцами в римских городах).
Законы и обычаи войны (право каждого государства (т.е. правителя) на войну, повсеместный принцип «чужеземцы - враги», обычай объявления войны, право на завоевание и оккупацию чужой территории; жестокость права: право победителя в войне, право на добычу, право выкупа или обмена военнопленных, право на превращение побежденного населения в рабство; попытки упорядочить и гуманизировать ведение войны: право нейтралитета, формирование и использование мирных средств урегулирования споров, ограничение средств и методов ведения войны18).
В). Международно-правовые воззрения древних мыслителей.
Отсутствие систематизированных знаний и науки о международном праве. Однако отдельные высказывания и позиции ученых представляют и сегодня интерес. Платон советовал правителям в международных делах проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов». Это государство имеет свое право—право естественное и право народов. Нормы этого права неизменны. Они обязывают государство в той же мере, как и частное лицо; нормы права народов стоят выше норм внутреннего права.
Цицерон делил войны на «справедливые» и «несправедливые» («Ни одна война не является справедливой, если она не объявлена, если она не предпринята вследствие нанесенной обиды»)19, что оказало огромное влияние на последующие учения о международном праве на средневековых авторов по международному праву. К Цицерону же восходят корни учения об экстерриториальности (внеземельности) послов, которые находятся «как бы вне территории» страны, где пребывают, а потому неприкосновенны для ее властей.
Следует также отметить, что римский юрист Ульпиан (II век) дал международному праву определение, продержавшееся в науке несколько столетий: «Право народов составляют занятие, застроение и укрепление местностей, войны, плен, рабство, постлиминий (восстановление в правах вернувшихся пленных), мирные договоры, перемирия, священный долг не оскорблять послов и запрещение браков с чужеродцами. Правом же народов его называют потому, что этим правом пользуются почти все народы»20.