Международное право и учебный курс международного права: их соотношение
Характеризуя международное право, следует проводить различие между наукой и учебной дисциплиной. Наука и учебный курс международного права имеют много как общего, так и особенного. Безусловно, международное право как учебная дисциплина базируется на науке, имеет с ней одно название, но это разные системные категории; каждая из них имеет свою назначение и свою структуру.Их общее и особенное проявляются в следующем:
- учебная дисциплина базируется на данных науки. Содержание учебного курса во многом зависит от достижений науки, от полноты исследования международно-правовых актов, норм и отношений. Научные исследования могут быть не систематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность каких-либо правовых явлений. А учебный курс должен быть полным, логически цельным, «беспробельным».
- содержание и результаты научных исследований содержатся в докладах, статьях, диссертациях, монографиях, а содержание учебной дисциплины раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях.
- не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В учебном курсе должны содержаться только базовые, наиболее значимые для студентов положения.
- различны цели науки и учебной дисциплины. Цель науки — систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. А учебная дисциплина призвана довести до студентов при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.
- учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований обусловлено существующими международно-правовыми позициями субъектов международного права, международно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от опыта, пристрастий, научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, от авторов учебников, от личных качеств преподавателей и т.д.
В последние годы издано много учебной литературы по международному праву. Она различна по объему, содержанию, научному уровню. В целом такое разнообразие положительно. Студенты и преподаватели могут выбирать учебник, который они считают более подходящим для них, пользоваться разными изданиями, сравнивая структуру, содержание, подходы разных авторов к одним и тем же вопросам и качество изложения материала. А сравнение всегда будит мысль, способствует развитию творчества, самостоятельности мышления.
2. Структура и задачи учебной дисциплины «Международное право»
А). Система науки и структура учебной дисциплины, их соотношение.Учебная дисциплина «Международное право» базируется на науке международного права, поэтому системы международного права как науки и учебной дисциплины в целом совпадают.
Современное международное право как система науки внутренне дифференцировано и состоит из идей и представлений, которые отражаются в правовых доктринах, концепциях, теориях, комментариях, экспертных заключениях и рекомендациях.
Международное право как учебная дисциплина- это система научных знаний о международном праве, установленная в объеме, обязательном к изучению в соответствующих юридических учебных заведениях. Она представляет собой логически последовательное и внутренне согласованное распределение исследуемого материала по отдельным разделам и темам.
Учебная дисциплина «Международное право» вводится в учебный план на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности и направлению «Юриспруденция». По своему содержанию данная учебная дисциплинапредставляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с утвержденной Ученым Советом факультета учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов широкого юридического профиля.
Международное право изучается после того, как студенты уже приобрели базовые юридические знания по ряду основных учебных дисциплин. Поэтому при изложении международно-правового материала используются понятия и категории, многие из которых студентами уже изучены в курсе общей теории государства и права, а также ряда отраслевых дисциплин.
Для удобства учебную дисциплину принято разделять на общую и особенную части.
В общей части изучаются возникновение и развитие международного права, его понятие, источники, система, взаимодействие с правовыми системами государств, а также принципы, институты и положения, имеющие значение для всего международного права (так, например: источники и основные принципы международного права, институты правосубъектности, правотворчества, правореализации, правопризнания, правопреемства, ответственности и др.).
Таким образом, общая часть включает в себя нормы, принципы и институты, содержащие в себе положения, обслуживающие все отрасли и институты особенной части.
Вособенную часть международного права включаются такие отрасли как право международных договоров, право международных организаций, право международной безопасности, международные дипломатическое, консульское, гуманитарное, экономическое, территориальное, морское, воздушное, космическое, экологическое, уголовное права и др.
В литературе имеются дискуссионные пока утверждения (на основе которых опубликованы и учебные пособия) о том, что уже сформировались новые отрасли: международное финансовое право, международное банковское право, международное налоговое право, международное кооперативное право, международное предпринимательское право, международное семейное право, международное авторское право, международное информационное право и др.
Б). Международное право как учебная дисциплина и учебный курс: общее и особенное.
Международное право как учебная дисциплина и учебный курс - не во всем идентичны: каждое из них имеет и свои особенности. Цель международного права как учебной дисциплины и учебного курса единая - доведение до сведения студентов при помощи различных учебно-методических приемов необходимых знаний, уже полученных и осмысленных наукой и апробированных практикой субъектов международного права. Объем этих знаний определяется Программой учебной дисциплины, утвержденной Ученым советом факультета. Но реализация этой цели учебной дисциплиной и учебным курсом различаются. Программа учебной дисциплины содержит требуемый общий объем знаний, а программа учебного курса – то, что преподаватель и студенты должны затронуть в ходе лекций и семинарских занятий.
Программа учебной дисциплины содержит минимальный перечень научно-практических знаний в области международного права (так называемых дидактических единиц), являющихся базисными для понимания сущности и механизма правового регулирования межгосударственных отношений в целом и отдельных их сфер, а также правоприменительной практики. Программа структурирована на разделы, темы, отдельные вопросы, содержит указание на установленный вышеуказанным Госстандартом общий объем часов, отводимых на изучение международного права (так называемую общую трудоемкость учебной дисциплины). В этот объем часов входят как аудиторные занятия (лекционные и семинарские), так и самостоятельная работа студентов. При этом процентное соотношение часов аудиторных занятий и самостоятельной работы – примерно 50 на 50.
Поэтому программа учебного курса отличается от программы учебной дисциплины по объему часов и, соответственно, по перечню учебных тем и вопросов, выносимых на лекционные и семинарские занятия. Они значительно меньше и определяются количеством часов, предоставляемых на аудиторное изучение данной учебной дисциплины вышеуказанным Госстандартом и Учебным планом факультета. Отсюда следует, что темы лекций и семинарских занятий по перечню и объему вопросов не совпадают с Программой учебной дисциплины «Международное право»: значительную часть учебного материала студенты должны осваивать самостоятельно, получая, в случае необходимости, консультативную помощь у ведущего занятия преподавателя или иного преподавателя кафедры, специализирующегося в определенной научной или практической области международного права.
Ученый Совет факультета утверждает базовый учебный план для дневной формы обучения с наиболее оптимальным распределением часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу (пропорциональное соотношение 50 на 50). На его основе разрабатываются и утверждаются соответствующие учебные планы для других форм обучения, в которых процентное соотношение часов аудиторных занятий и самостоятельной работы изменяется в сторону последней: вечерняя (25 на 75), заочная (15 на 85), ускоренная на базе высшего образования (35 на 65?).
В). Соотношение международного права с другими учебными дисциплинами.
Международное право самым непосредственным образом связано со всеми без исключения юридическими учебными дисциплинами. И в этом знаменательность современного этапа развития высшего юридического образования, являющейся отражением кардинального изменения места и роли международного права в жизни современного сообщества государств в целом и каждого государства в отдельности.
Происходящие в мире глобальные изменения, центростремительные процессы интернационализации международных отношений и интеграции различных правовых систем приводят к тому, что международно-правовому регулированию подвергаются не только «классические», сферы межгосударственного сотрудничества, но и новые области общественных отношений, традиционно считавшиеся сферой внутригосударственного права. А введение частью 4 статьи 15 Конституции России общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в российскую правовую систему и вовсе тесно связало все отрасли российского права и его науки с международным правом. Сейчас практически нет ни одной отрасли российского права, в которой не присутствовали бы нормы международных договоров России в качестве источника права данной отрасли. Соответственно, и учебные дисциплины в рамках той или иной отрасли права неизбежно должны отражать не только внутригосударственный правовой материал, но и нормы международного права, обязательства по выполнению которых взяло на себя Российское государство.
Как свидетельствует законотворческая практика Федерального Собрания Российской Федерации, почти все федеральные законы по всем сферам внутригосударственных общественных отношений содержат статьи (или нормы в статьях), в которых в той или иной степени отражаются международно-правовые обязательства России (примерная формулировка законодателя: данные конкретные общественные отношения «регулируются настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено международными договорами России»).
Но вместе с тем, безусловно, наиболее тесные связи международное право имеет с такими учебными дисциплинами, как история политико-правовых учений, история римского права, всеобщая история государства и права, история государства и права России, государственное (конституционное) право России, государственное право зарубежных стран, административное право, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс.
3. Преподавание и учебно-методическое обеспечение курса
На основе Государственного стандарта по направлению "Юриспруденция" и в соответствии с Учебным планом факультета преподавание учебной дисциплины осуществляется на 3 курсе дневного отделения и соответствующих курсах других форм обучения. На дневном отделении предусмотрено проведение 50 часов лекций и 18 часов семинарских занятий.
Учебный процесс по данной дисциплине обеспечен необходимыми учебными и методическими пособиями и материалами:
- Программа курса «Международное публичное право»;
- Планы семинарских занятий;
- Тематика письменных работ «Примерные научные направления и темы, рекомендуемые для научно-исследовательской работы студентов и магистрантов кафедры»8.
В последние годы издано разными научными коллективами и отдельными авторами значительное количество учебной литературы, отражающих различные научные школы и взгляды отдельных ученых на структуру и содержание дисциплины «Международное право». Они различны по объему и научному уровню. Студенты могут выбирать учебник, который считают более подходящим, сравнивая позиции разных авторов по одним и тем же вопросам, кругу освещаемых тем, к структуре и содержанию изложения материала. А, как известно, сравнение всегда будит мысль, способствует развитию творчества, самостоятельности мышления.