Тема 2.3. Федеральные органы государственной власти в области
Лесных отношений и их полномочия
Студент должен
иметь представление:
– об инструментах федерального управления лесным сектором;
знать:
– структуру федеральных органов управления лесами;
– полномочия федеральных органов управления в сфере лесных отношений.
Структура федеральных органов управления лесами: Министерство сельского хозяйства РФ, Россельхознадзор, Рослесхоз. Инструменты управления лесным сектором РФ на федеральном уровне: национальная политика, Лесной кодекс РФ, федеральные программы, лесные планы субъектов РФ. Полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений. Полномочия, переданные органам государственной власти субъектов РФ.
Методические указания
Во исполнение Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство РФ Постановлением № 450 от 12 июня 2008 г. утвердило Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ.
Министерству сельского хозяйства РФ разрешено иметь 6 заместителей Министра, в том числе одного статс-секретаря заместителя Министра, а также в структуре центрального аппарата – до 17 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.
В ведении Министерства сельского хозяйства РФ находится Федеральное агентство лесного хозяйства.
Федеральное агентство лесного хозяйства возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра сельского хозяйства РФ.
Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства представляет Министру сельского хозяйства РФ:
– проект положения об Агентстве;
– предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников аппарата Агентства;
– предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Агентства, а также руководителей территориальных органов Агентства;
– ежегодный план и показатели деятельности Агентства, а также отчет о его деятельности;
– проект положения о территориальных органах Агентства.
Приоритетным направлением деятельности Рослесхоза является разработка ведомственных целевых программ, направленных на обеспечение дальнейшего развития лесного комплекса страны, на борьбу с нелегальной заготовкой и оборотом древесины, обеспечение лесопатологического и лесопожарного мониторинга, выполнение обязательств РФ по Киотскому протоколу, развитие селекционного семеноводства, формирование и поддержание федерального фонда семян, проведение государственной инвентаризации лесов.
В настоящее время продолжается процесс реорганизации структурных подразделений Рослесхоза и подведомственных ему организаций.
В ведении Министерства сельского хозяйства РФ находится Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
За органами государственной власти РФ закреплено осуществление практически всех ключевых нормотворческих полномочий, а также части контрольно-надзорных и незначительной части исполнительно-распорядительных полномочий в области лесных отношений.
Нормотворческие полномочия в сфере лесных отношений можно подразделить на несколько групп:
1) нормотворческие полномочия РФ, осуществляемые федеральными органами государственной власти в сфере использования лесов;
2) в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов;
3) в сфере лесоустройства;
4) в сфере лесного планирования; составления лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов;
5) в сфере контроля и надзора;
6) нормотворческие полномочия РФ, связанные с осуществлением правомочий собственника лесных участников;
7) нормотворческие полномочия РФ, связанные с установлением особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов.
Контрольно-надзорные полномочия РФ осуществляются федеральными органами государственной власти в сфере лесных отношений. Контрольные полномочия представляются чрезвычайно важными для сохранения единства управления. Значительная часть этих полномочий была передана для осуществления субъектами РФ, на федеральном уровне сохранен контроль за качеством, полнотой и эффективностью осуществления переданных полномочий.
Большинство полномочий исполнительно-распорядительного характера были переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.
Среди полномочий исполнительно-распорядительного характера, осуществляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти следует отметить:
– установление границ лесничеств и лесопарков, а также определение их количества;
– отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;
– отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ.
Указанные полномочия исполнительно-распорядительного характера, а также полномочие по государственной инвентаризации лесов осуществляются Федеральным агентством лесного хозяйства.
РФ передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта РФ;
6) осуществление государственного лесного контроля и надзора;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Режим осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий органов государственной власти субъектов РФ по следующим основным параметрам:
– порядку и условиям финансирования реализации полномочий: переданные полномочия осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета, собственные – за счет средств бюджета субъекта РФ;
– уровню самостоятельности осуществления полномочий органами государственной власти субъектов РФ.
Литература: 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 24, 26, 30, 31, 39, 42, 43
Вопросы для самоконтроля
1. Структура федеральных органов управления лесами.
2. Полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений.
3. Полномочия, переданные органам государственной власти субъектов РФ.