Правовые и организационные основы государственного

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Правовые и организационные основы государственного

Управления лесами

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

по специальности 250202 Лесное и лесопарковое хозяйство

П. Правдинский

  Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Правовые и организационные основы государственного управления лесами» специальности 250202 Лесное и лесопарковое хозяйство, утверждённой Управлением науки и образования Рослесхоза
Составитель: Хандогина Г.В. – преподаватель ГОУ СПО «Тогучинский лесхоз-техникум»  
Рецензент: Горбунов П.В. – преподаватель ГОУ СПО «Крапивенский лесхоз-техникум»  
Редактор: Нехайчук О.Г. – начальник отдела учебно-методического обеспечения ФГУ «УМЦ»

Замечания, предложения и пожелания по методическим указаниям направляйте в ФГУ «УМЦ» по адресу: 141260 Московская область, Пушкинский р-н, пос. Правдинский, ул. Студенческая, 4

E-mail: [email protected]

© ФГУ «Учебно-методический центр», 2009

Пояснительная записка

Методические указания по дисциплине «Правовые и организационные основы государственного управления лесами» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 250202 «Лесное и лесопарковое хозяйство» базового уровня.

Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Правовые и организационные основы государственного управления лесами, утвержденной Управлением науки и образования Рослесхоза.

В результате освоения программы дисциплины студент заочной формы обучения должен:

иметь представление:

– об основных направлениях развития отрасли;

– о правовых и экономических основах децентрализации лесных отношений;

знать:

– структуру федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений и их полномочия;

– систему управления лесами на уровне субъекта Российской Федерации;

– полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений;

– законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие государственное управление лесами;

– инструменты государственного управления лесами;

– порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора;

– виды ответственности за нарушения лесного законодательства;

– виды использования лесов;

– экономические основы государственного управления;

уметь:

– принимать управленческие решения в рамках своих полномочий;

– составлять документацию о лесонарушениях в пределах полномочий.

Кроме образовательных целей в процессе обучения должны быть достигнуты также воспитательные (формирование гражданских качеств, профессиональной направленности личности) и развивающие (развитие познавательных интересов и способностей, творческого профессионального мышления, формирование умений и навыков самостоятельного труда, организаторских способностей).

Приступая к работе над каждой темой, следует ознакомиться с её содержанием, подобрать и изучить указанную в списке литературу, составить конспект, внимательно прочитать методические указания к темам.

С целью закрепления изученного материала требуется ответить на вопросы для самоконтроля, приведенные к каждой теме.

В процессе изучения программного материала необходимо использовать не только рекомендованную литературу, но и появляющиеся новые законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие государственное управление лесами.

В соответствии с примерной программой, при изучении дисциплины необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу, практические задания.

Возможные изменения примерной программы, внесенные образовательным учреждением, обязательны для выполнения студентом.

Примерный тематический план

Введение

Раздел 1. Правовые основы государственного управления лесами

Тема 1.1. Правовое обеспечение государственного управления лесами

Тема 1.2. Участие общественности в управлении лесами

Нормативные правовые акты

7. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993

8. Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральные законы № 200-ФЗ от 04.12. 2006

9. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ и Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01. 1996 № 14-ФЗ.

10. Земельный кодекс РФ от 25.10. 2001 № 136-ФЗ.

11. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. (с изменением, дополнением).

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 № 196-ФЗ.

13. Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996 № 63-ФЗ.

14. Федеральный закон от 02.10. 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

15. Федеральный закон от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

16. Федеральный закон от 24.07. 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

17. Федеральный закон от 04.12. 2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

18. Федеральный закон от 21.07. 2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

19. Федеральный закон от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

20. Федеральный закон от 24.07. 2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

21. Федеральный закон от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

22. Федеральный закон от 08.08. 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

23. Федеральный закон от 08.08. 2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

24. Федеральный закон от 06.10. 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

25. Федеральный закон от 14.03. 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

26. Федеральный закон от 11.01. 1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

27. №1-ФКЗ от 31.12. 1996 «О судебной системе Российской Федерации».

28. №1-ФКЗ от 28.04. 1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

29. Указ Президента РФ от 09.03. 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Приказы

44. Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 184 «Правила заготовки древесины».

45. Министерства природных ресурсов РФ от 14.05. 2007 № 125 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».

46. Министерства природных ресурсов РФ от 19.04. 2007 № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».

47. Министерства природных ресурсов РФ от 06.04. 2007 № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

48. Министерства природных ресурсов РФ от 02.04. 2007 № 74 «Об утверждении формы Лесной декларации и Порядка заполнения и подачи Лесной декларации».

49. Минсельхоза от 24 февраля 2009 г. № 75 «Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находившихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений».

* Признать утратившим силу Федеральный закон от 08.08. 2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) с 1 июля 2009 года (момента вступления в силу) Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ».

Примерное содержание дисциплины и методические указания

Введение

Содержание дисциплины, её структура и связь с лесоводственными, управленческими и экономическими дисциплинами. Практическая направленность дисциплины. Понятие и цели лесоуправления. Структура государственного управления лесами. Исторические аспекты развития лесоуправления в России.

Методические указания

Леса – национальное достояние России. По запасам лесных ресурсов РФ занимает ведущее место среди развитых лесных держав. Общий запас древесины достигает 76,4 млрд. м3, что в 3 раза больше, чем в США; в 30 раз больше, чем Швеции; почти в 40 раз больше чем Финляндии.

Запас спелых и перестойных лесных насаждений составляет–45 млрд. м3.

Преобладают хвойные породы (77 %), которые имеют высокую товарность и пользуются повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Устойчивое управление лесами рассматривается в мире как гарантия сохранения биоразнообразия и предотвращения климатической катастрофы.

Для нашей страны устойчивое управление лесами – это практические действия одной из важных составляющих устойчивого развития России.

Лесная отрасль очень долго и трудно адаптируется к условиям рыночной экономики. На современном этапе отрасли нужны специалисты, которые бы могли правильно выстраивать лесные отношения, начиная от рубок, заканчивая лесовосстановлением.

Целью изучения дисциплины «Правовые и организационные основы государственного управления лесами» является овладение знаниями в области управления лесами и законодательства в этой сфере для решения профессиональных задач.

Изучение дисциплины должно проводиться в соответствии с лесным законодательством, а также с законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими рассматриваемую проблему.

При изучении дисциплины «Правовые и организационные основы государственного управления лесами» необходимо учитывать структурно-логические связи с такими дисциплинами как: «Основы права», «Основы экономики», «Экономика отрасли», «Лесоводство», «Лесные культуры», «Охрана лесов» для подготовки выпускников с правильными представлениями о лесном хозяйстве как о неизменном участнике рыночных отношений.

Методические указания

В России происходит активное совершенствование природоохранного и природно-ресурсного законодательства. Приняты Лесной кодекс (2006), Водный кодекс (2006); внесены изменения в соответствующие законы в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере охраны окружающей среды.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения. Лесной кодекс РФ как систематизированный свод правовых норм лесного права призван обеспечить единообразие и согласованность нормативно-правовых установлений и складывающейся на их основе правоприменительной практики.

Участниками лесных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Изучая данную тему, студенты должны усвоить «понятие о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе».

Лесным кодексом закреплено право собственности на лесные участки. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Земельный кодекс РФ закрепляет следующие формы собственности на землю:

– собственность граждан и юридических лиц;

– собственность субъектов РФ;

– муниципальная собственность;

– федеральная собственность.

Лесное законодательство регулирует две группы отношений:

– лесные отношения;

– отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений.

Лесные отношения представляют собой самостоятельную сферу правового регулирования, а юридической формой данных отношений является лесное законодательство как основная отрасль в системе законодательства РФ.

Основные принципы лесного законодательства включены в общие положения Лесного кодекса РФ. Подзаконная база по реализации положений Лесного кодекса РФ включает в себя разработку нормативных правовых актов по всему комплексу вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. На федеральном уровне сформирована нормативно-правовая база по управлению лесами России.

В рамках новых правовых условий произошло разделение полномочий между уровнями государственной власти (децентрализация управления лесами). Субъекты РФ наделены значительными правами и полномочиями в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. С целью разделения управленческих и хозяйственных функций основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов стали лесничества и лесопарки.

На основании и во исполнение Лесного кодекса РФ, иных федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий издают правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Литература: 2, 3, 7, 8, 10, 17

Вопросы для самоконтроля

1. Основные принципы лесного законодательства.

2. Основные положения Лесного кодекса РФ.

3. Определение «понятие о лесе».

4. Состав функций государственного управления лесами.

5. Участники лесных отношений.

6. Нормативно-правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Методические указания

Лесной сектор – важнейшая экологическая, экономическая и социальная составляющая устойчивого развития России.

Общественные взаимоотношения определяются как правовой сферой, так и социально-психологической.

Понятие «общественность» в русском языке трактуется как «передовая часть общества, выражающая его мнение».

В широком понимании под общественностью подразумевают любые силы, внешние по отношению к организации: партнёры, конкуренты, потребители, избиратели. В области лесных отношений можно выделить несколько конкретных групп собственно «общественности», отграниченной от государственных структур:

– население, не связанное с прямым использованием лесов, но являющееся косвенным потребителем ресурсов леса – средообразующих, рекреационных и пр.;

– арендаторы;

– общины коренных малочисленных народов;

– общественные организации (в том числе экологические);

– научно-исследовательские организации;

– культурно-оздоровительные, спортивные, туристские организации;

– органы местного самоуправления, выступающие от имени своих избирателей.

Тем не менее, строгого и четкого определения общественности не существует.

Сохранение и развитие целостности лесной отрасли России как одной из традиционных экономических, исторических и культурных основ российской государственности требует заинтересованного участия общественности в судьбе её лесных богатств, поскольку владение, распоряжение и пользование лесами осуществляется в интересах всего народа страны.

Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений.

Одним из принципов лесного законодательства является «участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленном законодательством РФ порядке и формах».

Формы участия общественности разнообразны, а способы взаимодействия могут включать:

– разработку проектов лесных законодательных и иных нормативных актов;

– обсуждение вопросов региональной лесной политики;

– рассмотрение программ деятельности;

– принятие решений в области использования, охраны и воспроизводства лесов.

Обсуждение важных проблем часто порождает конфликты.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой не что иное, как обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками конфликтной ситуации, производимый с целью коррекции поведения сторон в нужном направлении.

При изучении материала студенты должны уяснить, что представители общественности и администрации большое внимание должны уделять поиску бесконфликтных форм взаимодействия как наиболее выгодному способу решения проблемы. Путь к согласию: вопрос должен ставиться не по принципу «кто прав», а по принципу «что правильно».

Литература: 3, 6, 7, 8

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие общественности.

2. Правовые аспекты общественного участия в управлении лесами.

3. Формы участия общественности и способы взаимодействия с государственными структурами в области лесных отношений.

4. Что такое конфликт?

5. Как предупредить конфликт?

Методические указания

Необходимость устойчивого управления лесами и поддержания биологического разнообразия получила юридическое оформление в документах, принятых на состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 году Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Устойчивое управление лесами – формирование и реализация системы мер, регулирующих воздействия на леса и обуславливающих достижение и стабильное поддержание их целевой динамики, обеспечивающей неистощительное многоцелевое лесопользование, сохранение и повышение производительности, устойчивости и биологического разнообразия лесов.

В числе международных инициатив в области глобализации лесной политики, имеющих межрегиональный характер, большое значение имеет Монреальский процесс. В ходе него были согласованы и даны следующие базовые определения:

– критерий – категория условий или процессов, на основе которых может быть оценено устойчивое управление лесами;

– индикатор – мера (измерение) той или иной стороны критерия.

Критерии и соответствующие им индикаторы разработаны для общего понимания принципов устойчивого управления лесами. В качестве критериев предусматриваются: сохранение биологического разнообразия, поддержание защитных функций, продуктивности и жизнеспособности лесных экосистем и пр.

Одной из задач развития реформ в лесном секторе является дальнейшая реализация на практике критериев и индикаторов сохранения и устойчивого управления лесами России, включая принципы и критерии национальной системы сертификации лесной продукции на соответствие критериям устойчивого управления лесами.

Международной организацией в области лесной сертификации (лидером сертификации) является Леной попечительский совет (ЛПС или FSC). Основной целью ЛПС является содействие экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению мировыми лесными ресурсами.

В настоящее время Россия находится на втором месте в мире по площади FSC сертифицированных лесов.

Если лесопромышленникам нужно пройти сертификацию по системе ЛПС и РНСЛС, они смогут сделать это на основе единых требований к системе управления лесами.

Международные инициативы в области лесной политики создали основу для разработки и принятия национальных правовых и нормативных актов, регулирующих лесные отношения на базе международно-признанных принципов и подходов.

Для формирования национальной лесной политики в РФ существуют рамочные условия, установленные её международными обязательствами.

Одна из главных задач лесной политики – создание в лесном секторе рыночно ориентированных отношений между государством и частным бизнесом, между федеральным центром и регионами, между обществом и природой.

Лесная политика формирует долговременные цели развития лесного сектора и пути их достижения.

Лесное законодательство устанавливает условия, необходимые для достижения принятых целей, что, в конечном счете, сводится к созданию правил, по которым в лесном секторе действуют участники лесных отношений.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Самостоятельной категорией защитных лесов являются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

В Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010 гг. сформирована долгосрочная цель – создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, современное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экономического потенциала и биологического разнообразия.

Основа использования лесов в РФ – лесное планирование, направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Для субъекта РФ документом лесного планирования является лесной план, который разрабатывают органы государственной власти субъектов РФ на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития и документов территориального планирования субъекта РФ.

На уровне лесничеств (лесопарков) основой осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является лесохозяйственный регламент, утвержденный субъектом РФ.

В лесных регионах России реализуются проекты международных организаций по содействию устойчивому использованию биоразнообразия лесов.

В целях нормального функционирования всех общественных механизмов, повышения эффективности национальной экономики 31 июля 2008 года Президентом РФ утвержден национальный план противодействия коррупции.

Используя опыт лесных держав по вопросам ведения лесного хозяйства, определены основные перспективные направления сотрудничества:

– устойчивое управление лесами;

– многоцелевое использование лесов;

– воспроизводство лесов и лесное семеноводство;

– защита лесов, сохранение их биологического разнообразия;

– оценка лесных ресурсов, мониторинг и планирование;

– борьба с незаконными рубками и торговлей нелегально заготовленной древесиной;

– утилизация древесины и недревесных продуктов, биоэнергетика;

– развитие системы модельных лесов;

– обмен технологиями, совместные исследования, обучение и профессиональная подготовка.

Литература:3, 4, 5, 7, 8

Вопросы для самоконтроля

1. Международные обязательства России по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.

2. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами.

3. Цели устойчивого управления лесами.

4. Сущность и принципы устойчивого управления лесами.

5. Зарубежный опыт лесоуправления.

В Российской Федерации

Студент должен

иметь представление:

– об условиях и элементах систем управления лесами;

– об административной реформе системы управления и ведения лесного хозяйства;

знать:

– виды и состав функций государственного управления лесами;

– структуру государственного управления лесами;

– правовой статус лесничества (лесопарков) и хозяйствующих субъектов;

– порядок деятельности лесничеств.

Система управления лесами в Российской Федерации, как результат практической реализации административной реформы. Виды и состав функций государственного управления лесами. Распределение функций управления по уровням управления. Структура государственных органов управления лесами. Правовой статус лесничеств (лесопарков) и хозяйствующих субъектов. Порядок деятельности лесничеств.

Методические указания

Во всех странах государство реализует свои функции по управлению лесами на основе принятых законодательных актов. Состав и объем государственных функций определяются структурой собственности на леса, институциональной организацией управления лесами, находящимися в государственной собственности, формами использования лесов.

Во всех странах с рыночной экономикой государственное управление лесами отделено от лесного бизнеса, представленного либо частными, либо государственными коммерческими организациями.

Каждая страна имеет свои особенности в формировании органов государственного управления лесами, распределении прав и обязанностей, но при этом лесное законодательство подчинено достижению баланса экономических, экологических и социальных целей в развитии лесного сектора.

Направления и содержание административной реформы РФ определены Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

– федеральные министерства;

– федеральные службы;

– федеральные агентства.

Во исполнение Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство РФ утвердило Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

На основании Постановления Правительства РФ от 11 июня 2008 г.

№ 445 Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ.

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию услуг и управления государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное агентство лесного хозяйства:

– осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ, переданных в соответствии со статьей 83 ЛК РФ полномочий, за исключением полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

– устанавливает порядок деятельности лесничих в лесничествах и лесопарках, указанных в части 2 статьи 83 ЛК РФ, и (или) лесничествах и лесопарках, в отношении которых полномочия в области лесных отношений изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ.

Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий).

Правительство РФ осуществляет полномочия, исходя из которых принимаются нормативные правовые акты более высокой юридической силы, чем ведомственные.

Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Лесничество осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями органов исполнительной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Лесничество руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами РФ, правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, Уставом субъекта РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, приказами органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные им полномочия, Положением о лесничестве.

Лесничества и лесопарки выделяются не только на землях лесного фонда, но и на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, на землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Магистральным направлением коренного реформирования системы управления лесами выступает четкое разделение субъекта и объекта в лесных отношениях, касающихся лесхозов.

Субъектом этих отношений являются организации, образованные на базе лесхозов, которые в соответствии с гражданским законодательством не вправе совмещать функции государственного управления и хозяйственные функции.

Хозяйственная деятельность в лесах обеспечивается или арендаторами (на лесных участках, переданных в аренду), или хозяйствующими структурами, образованными на базе бывших лесхозов и иными лицами, выигравшими конкурсы или аукционы на проведение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Литература: 2, 3, 4, 8, 19, 24, 29, 30, 31

Вопросы для самоконтроля

1. Виды и состав функций государственного управления лесами.

2. Структура государственных органов управления лесами.

3. Порядок деятельности лесничеств.

Методические указания

Во исполнение Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство РФ Постановлением № 450 от 12 июня 2008 г. утвердило Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ.

Министерству сельского хозяйства РФ разрешено иметь 6 заместителей Министра, в том числе одного статс-секретаря заместителя Министра, а также в структуре центрального аппарата – до 17 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

В ведении Министерства сельского хозяйства РФ находится Федеральное агентство лесного хозяйства.

Федеральное агентство лесного хозяйства возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра сельского хозяйства РФ.

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства представляет Министру сельского хозяйства РФ:

– проект положения об Агентстве;

– предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников аппарата Агентства;

– предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Агентства, а также руководителей территориальных органов Агентства;

– ежегодный план и показатели деятельности Агентства, а также отчет о его деятельности;

– проект положения о территориальных органах Агентства.

Приоритетным направлением деятельности Рослесхоза является разработка ведомственных целевых программ, направленных на обеспечение дальнейшего развития лесного комплекса страны, на борьбу с нелегальной заготовкой и оборотом древесины, обеспечение лесопатологического и лесопожарного мониторинга, выполнение обязательств РФ по Киотскому протоколу, развитие селекционного семеноводства, формирование и поддержание федерального фонда семян, проведение государственной инвентаризации лесов.

В настоящее время продолжается процесс реорганизации структурных подразделений Рослесхоза и подведомственных ему организаций.

В ведении Министерства сельского хозяйства РФ находится Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

За органами государственной власти РФ закреплено осуществление практически всех ключевых нормотворческих полномочий, а также части контрольно-надзорных и незначительной части исполнительно-распорядительных полномочий в области лесных отношений.

Нормотворческие полномочия в сфере лесных отношений можно подразделить на несколько групп:

1) нормотворческие полномочия РФ, осуществляемые федеральными органами государственной власти в сфере использования лесов;

2) в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов;

3) в сфере лесоустройства;

4) в сфере лесного планирования; составления лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов;

5) в сфере контроля и надзора;

6) нормотворческие полномочия РФ, связанные с осуществлением правомочий собственника лесных участников;

7) нормотворческие полномочия РФ, связанные с установлением особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов.

Контрольно-надзорные полномочия РФ осуществляются федеральными органами государственной власти в сфере лесных отношений. Контрольные полномочия представляются чрезвычайно важными для сохранения единства управления. Значительная часть этих полномочий была передана для осуществления субъектами РФ, на федеральном уровне сохранен контроль за качеством, полнотой и эффективностью осуществления переданных полномочий.

Большинство полномочий исполнительно-распорядительного характера были переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Среди полномочий исполнительно-распорядительного характера, осуществляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти следует отметить:

– установление границ лесничеств и лесопарков, а также определение их количества;

– отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;

– отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ.

Указанные полномочия исполнительно-распорядительного характера, а также полномочие по государственной инвентаризации лесов осущест<

Наши рекомендации