Вопрос № 6. Декларирование доходов как мера предупреждения коррупции
Одной из мер, направленных на противодействие коррупции, является обязанность государственных служащих (а также сотрудников полиции, так как закон «О полиции» определил статус полицейского как федерального служащего) декларировать сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера на себя, супруга или супругу и несовершеннолетних детей. Эту меру закрепил Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», соответствующие указы Президента. На эту же обязанность указывает ст. 27 ФЗ «О полиции» и ст. 49 ФЗ «О службе в органах внутренних дел».
В ФЗ «О службе в ОВД» сказано, что непредставление сотрудником ОВД сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел.
Следует отметить, что практика отчетности о доходах государственных служащих существует во многих государствах довольно давно.
Так, доходы декларируются чиновниками во Франции, Великобритании, Германии. В азиатских странах, таких как Сингапур, Китай, Корея, применяют другую меру – обязывают декларировать расходы служащих, для этого все денежные средства перечисляются им на специальную карточку, и только с ней они могут производить все финансовые операции.
Не все сотрудники полиции обязаны сдавать справки о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера. При определении категории сотрудников, предоставляющих сведения о доходах, необходимо опираться на Приказ МВД РФ от 31.10. 2013 года № 875 «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Данный приказ закрепляет необходимость сдачи справок о доходах следователей, дознавателей, оперуполномоченных, юрисконсультов, экспертов, инспекторов, ревизоров, а также начальников, заместителей начальников структурных подразделений, профессорско-преподавательский состав.
Форма справок определена Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые сотрудниками, являются сведениями конфиденциального характера. Лица, виновные в разглашении сведений, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Общей нормой, определяющей основания наступления ответственности за указанные нарушения, связанные с обработкой и защитой персональных данных работника, выступает ст. 90 ТК РФ. В соответствии с данной статьей, лица, виновные в нарушении порядка получения, обработки и защиты персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.
Особая категория сотрудников обязана предоставлять справки о доходах для опубликования на сайтах или в СМИ. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 561, размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте соответствующего государственного органа – предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам. Перечень государственных должностей лиц, обязанных предоставлять сведения для публикации на сайтах или в СМИ, определен в приложении к Указу Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на сотрудника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Справки принимаются кадровыми работниками. Однако сотрудники кадровых аппаратов не уполномочены проверять справки, вся ответственность за полноту, достоверность сведений, изложенных в справках, несут исключительно сами сотрудники. Кадровые подразделения органов внутренних дел направляют за подписью уполномоченных должностных лиц системы МВД России запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Приказом МВД РФ определен круг субъектов, ответственных за проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и соблюдении требований к служебному поведению, это:
- главное управление собственной безопасности МВД России;
- главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России;
- подразделения собственной безопасности территориальных органов МВД России;
- подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России.
Непредставление гражданином при поступлении на службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме на службу.
В случае, если декларанты обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в течение трех месяцев после предоставления справок.
При декларировании сотрудниками доходов существует множество неразрешенных проблем, которые пока законодательно не урегулированы.
Например, супруг (супруга) государственного служащего может отказаться представить такие сведения или представить недостоверные сведения. При этом принудить его (ее) к представлению указанных сведений будет невозможно. Можно ли будет в таком случае привлечь государственного или муниципального служащего к дисциплинарной ответственности?
Данный вопрос уже возникал на практике и даже становился предметом судебных рассмотрений. Так, гражданка Г. обратилась в суд с иском к Магнитогорской таможне о признании незаконным определенного пункта приказа в отношении ее, отмене дисциплинарного взыскания в виде замечания, взыскании в ее пользу за причинение нравственных страданий компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
В обоснование требований истица указала, что за непредставление ею как государственным служащим сведений о доходах и имуществе супруга она была подвергнута дисциплинарному взысканию в виде замечания. Сведения о доходах и имуществе супруга не были указаны ею в справке о доходах по не зависящим от нее причинам – отказе супруга представить ей такие сведения. Применение к ней дисциплинарного взыскания она считает необоснованным и незаконным. Суд, заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля Г.Э.В., исследовав в судебном заседании доказательства по делу, посчитал иск не подлежащим судебной защите.
Таким образом, судебный орган занял в данном деле позицию, согласно которой ответственность государственного служащего в случае невыполнения обязанности представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера наступает в любом случае.
Между тем вполне очевидно, что отказ близких родственников от представления государственному служащему сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является серьезной проблемой.
На практике могут возникать ситуации, когда непредставление государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера совершается невиновно, в силу не
зависящих от них причин.
Об этом свидетельствует и норма п. 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559), указывающая, что в случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Таким образом, законодательство допускает, что могут существовать объективные причины невыполнения рассматриваемой обязанности.
На наш взгляд, норма о декларировании доходов и имущества публичных должностных лиц не может и не должна работать в отрыве от нормы о запрете конфликта интересов. Широко известен факт, что многие близкие родственники сотрудников зачастую успешно реализуют себя в областях, напрямую связанных с зонами непосредственного влияния и контроля своих родителей, супругов, братьев, сестер и так далее.
Именно для того, чтобы эффективно контролировать исключение такого конфликта интересов, необходимо расширить состав родственников публичных должностных лиц, подающих декларации о доходах и имуществе, включив в него не только супругов и несовершеннолетних детей.
Вывод: Следует также отметить, что на сегодняшний день прошел рас- смотрение в Государственной Думе РФ проект Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В соответствии с данным законом лица, замещающие (занимающие), должности федеральной государственной службы (к которым относятся сотрудники ОВД), государственной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы обязаны по требованию руководителя или лица, которому такие полномочия предоставлены, представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершения иных сделок, на сумму, превышающую общий доход такого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три года подряд, сведения об источниках получения расходуемых средств, а также сведения, обосновывающие законность получения средств, за счет которых совершены указанные сделки. При непредставлении в ходе проверки сведений, свидетельствующих о том, что оспариваемое имущество приобретено на средства, полученные законным путем, оно подлежит по решению суда обращению в доход Российской Федерации.