Статья 33 ФЗ «О полиции». Ответственность сотрудника полиции.
1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.
2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.
3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что принадлежность виновного в правонарушении лица к органам внутренних дел является обстоятельством, отягчающим наказание. Так в соответствии с пунктом «О» части 1 ст. 63 УК РФ обстоятельством, отягчающим уголовное наказание, является совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.
Вывод:За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотрудникам применяются меры поощрения. Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина. К сотрудникам органов внутренних дел может применяться уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственности.
Вопрос № 3. Способы укрепления служебной дисциплины.
Законность в органах внутренних дел понимается как режим профессиональной управленческой деятельности, в процессе которой осуществляется практическая реализация законов и других нормативных актов.
Законность и служебная дисциплина — две взаимосвязанные правовые категории. Практически, реализуя правоохранительные задачи, сотрудник обязан использовать средства, выполнять процессуальные правила и тактические приемы, предписанные либо допускаемые законами и иными правовыми актами, и, напротив, соблюдать правовые запреты. Законность как правовая характеристика особенностей исполнения обязанностей государственной службы формирует позитивный характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивает авторитетность и эффективность государственного управления.
Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно, признающем приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений и обеспечивающем ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и в первую очередь состоящим на военной и правоохранительной службе, составляют одновременно и содержание дисциплины. В отличие от законности дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, а также служебных обрядах, ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями.
Служебная дисциплина представляет собой один из видов государственной дисциплины и предполагает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава установленных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий.
Дисциплина основывается на осознании каждым сотрудником своего служебного долга и личной ответственности за обеспечение правопорядка, необходимости поддержания высокого профессионализма, нравственной безупречности, обязательности достойного и правомерного поведения.
Осуществляемое целевое реформирование содержания и организации системы работы с личным составом МВД России связано непосредственно с усилением контроля за состоянием дисциплины, законности и уставного порядка в органах внутренних дел.
Разрушение привычных форм общественного сознания, крушение советских нравственных идеалов и изменение социальных ценностей привели к дезорганизации профессионального сознания личного состава органов внутренних дел. Между тем перманентно сложная криминальная ситуация, напряженный режим службы в условиях продолжающегося роста нагрузок практически по всем направлениям оперативно-служебной деятельности, значительное расширение дополнительных задач, и прежде всего постоянное участие правоохранительных органов в обеспечении правопорядка в условиях вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе, а также реформирование самой правоохранительной системы перехода сотрудников на новые рельсы работы предъявляют исключительно высокие требования к профессиональным качествам полицейского.
Особенно важны для современного полицейского такие характеристики, как: сплоченность, боевая слаженность подразделения, обеспечение четкого, безусловного и хорошо организованного исполнения правоохранительных функций, повседневное соблюдение дисциплины, законности и уставного порядка дисциплины, его важности как одного из элементов обеспечения управляемости системы и режима законности в ее деятельности указывается во многих нормативных актах МВД России. Так, в Концепции кадровой политики МВД России говорится, что работа с кадрами, совершенствование их профессиональной подготовки, укрепление законности, дисциплины и уставного порядка — решающие факторы повышения эффективности управления системой МВД России, обеспечения ее единства, результативности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.
Между тем служба в органах внутренних дел представляет собой особый вид государственной службы, определяющей специфические по сравнению с другими сферами социальной деятельности требования к персоналу, особые служебные права, обязанности, ограничения и ответственность сотрудников.
Сотрудники в силу своего социального предназначения должны обладать способностью обеспечить правопорядок, преодолевая силовое, а порой и вооруженное противодействие отдельных правонарушителей, организованных преступных групп, что требует безусловного исполнения требований по соблюдению дисциплины, законности и уставного порядка.
Отсутствие четких норм, регламентирующих собственно служебные взаимоотношения между сотрудниками ОВД, причем как служебные (подчиненность, дежурство, приемы и порядок выполнения служебно-боевых задач, исполнения приказов и инструкций), так и вне службы (в сфере быта, отдыха и досуга), приводит к росту нарушений дисциплины и законности, увеличению безвозвратных потерь.
Так, например изучение проблем служебной деятельности свидетельствует, что каждый третий погибший или раненый сотрудник ОВД при исполнении служебных обязанностей оказался жертвой собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины безопасности правоохранительной деятельности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях МВД.
Продолжающийся рост нарушений законности и дисциплины сотрудниками ОВД представляет серьезную опасность, подрывающую нравственно-правовые и организационные основы служебной деятельности органов внутренних дел. Это способствует формированию неблагоприятного социально-психологического климата в подразделениях, снижает профессиональную активность сотрудников, а также дискредитирует их в глазах общественности, снижает уровень доверия к министерству внутренних дел Российской Федерации как института государственной власти и активизирует отчуждение от него граждан.
Обеспечение порядка в органах внутренних дел представляется важным в связи с ростом нарушений дисциплины и законности в оперативно-служебной деятельности. Очевидно, что предстоит большая работа в процессе реформирования МВД.
Таким образом, в качестве первоочередных задач по укреплению дисциплины следует рассматривать:
- четкое исполнение Дисциплинарного устава;
- обучение личного состава ОВД уставным взаимоотношениям, формирование у них установок на обеспечение нормативности служебных отношений в коллективах в сочетании с гражданским воспитанием сотрудников;
- поддержание внутреннего распорядка в подразделении, органе внутренних дел;
- обеспечение повседневной принципиальной требовательности руководителей к подчиненным, контроля за их служебной деятельностью и поведением вне службы, сочетание с заботой и уважительным отношением к подчиненным;
- создание в подразделениях необходимых организационных и материальных технических условий для успешного выполнения оперативно-служебных задач каждым сотрудником.
Вывод: Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что нельзя обеспечить высокое состояние дисциплины, не показывая постоянного примера строжайшего соблюдения законности и всех требований государственной дисциплины. Начальник, который на словах призывает к повышению дисциплины, к борьбе с правонарушениями и их предупреждению, а на деле сам допускает нарушения, не исполняет в установленные сроки распоряжений и предписаний вышестоящих органов, никогда не сможет воспитать в подчиненных высокую дисциплинированность, должное уважение к указаниям и распоряжениям как старших начальников, так и своих собственных. Его недисциплинированность будет передаваться и подчиненным. Каждый начальник ни на минуту не имеет права забывать о том, что на него равняются и подчиненные, поэтому его требовательность к себе должна быть особенно строгой. Начальники в органах внутренних дел наделены большими полномочиями по применению к подчиненным аттестованным сотрудникам поощрений, взысканий и иных мер воздействия в целях воспитания и обеспечения дисциплины и порядка во вверенных им учреждениях, отделах и подразделениях. Использование этих полномочий проводится в тесной связи со всеми другими мероприятиями и мерами воспитательного и профилактического характера, с проявлением постоянной и большой заботы о нуждах подчиненных, об их бытовых условиях и своевременно удовлетворении всеми видами положенного довольствия. Вместе с тем следует отметить, что законность является основным принципом деятельности органов внутренних дел. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, направлены на обеспечение успешного решения ими служебных задач. Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение виновного, его отношение к службе, время нахождения его на службе и степень знания правил несения службы. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел - это сложившееся на основе его внутренних убеждений сознательное отношение к законам, трудовому распорядку, требованиям служебной дисциплины, а также умения и привычки управлять своим поведением в любой обстановке в соответствии с этими требованиями.