Классификация общих принципов и их роль в правовой системе Европейского союза
1. Согласно сложившемуся и общепризнанному представлению о классификации применительно к общим принципам Евросоюза последняя рассматривается как их распределение по определенным группам, классам, разрядам и т.п. в соответствии с теми или иными присущими им признаками или свойствами.
Классификация общих принципов данной, равно как и любой иной, правовой системы имеет большое теоретическое и практическое значение*(636). В теоретическом плане она дает возможность, рассматривая принципы права Европейского союза не вообще, а конкретно и дифференцированно, их более глубокого и разностороннего познания. В практическом отношении классификация принципов права Европейского союза способствует выработке рекомендаций по созданию соответствующих условий, необходимых для повышения их социальной роли, значимости и регулятивной эффективности.
Ключевое значение в процессе классификации общих принципов права Евросоюза имеют прежде всего выработка и применение объективных критериев.
Любая попытка классификации, писал по этому поводу Жан-Луи Бержель, "предполагает наличие некоего критерия, позволяющего проводить различия". Однако критерии оценки принципов, констатировал автор, "нигде не описаны. И их (критериев) определение представляется делом нелегким"*(637).
Последнее усугубляется целым рядом таких обстоятельств, которые связаны, например, с особенностями формирования и функционирования самого европейского права, в частности с разработкой и реализацией идеи создания "единого европейского частного права", которая стала одной из центральных идей региона в конце XX - начале XXI в. и "реализация которой зависит от степени политического, экономического, социального и иного объединения европейских стран в одно целое"*(638). В такого рода случаях можно говорить лишь об общих принципах формирования "единого европейского частного права", равно как и всей правовой системы Европейского союза в целом, но не о принципах его внутреннего строения (организации) и функционирования.
Определенные трудности в разработке критериев классификации общих принципов права Евросоюза связаны, кроме того, с их динамикой, "увеличением численности и эволюции общих принципов права", приводящим к "дополнительной необходимости определения их количественных и качественных показателей"*(639).
Известные проблемы и трудности в процессе классификации и выработки при этом соответствующих критериев обусловливаются иногда, как справедливо отмечается в юридической литературе, "модификацией классических принципов, а в некоторых случаях их исчезновением"*(640) или же подменой общих принципов права другими правовыми феноменами, в частности правами и свободами человека и гражданина.
В этом плане довольно спорным представляется, например, выделение в качестве самостоятельных принципов права Евросоюза так называемых "принципов правового положения человека и гражданина" - "своего рода наиболее общих специальных принципов института прав в Европейском союзе"*(641).
В данном случае, как представляется, имеет место подмена декларированного в Договоре о Европейском союзе (п. 1 ст. 6) принципа "уважения прав человека и основных свобод" так называемыми "принципами правового положения человека и гражданина", а по существу - правовым статусом личности.
Аналогичная подмена различными правовыми феноменами принципов права имеет место в некоторых случаях не только на наднациональном, но и на национальном уровне. Например, на уровне российского трудового права, где в качестве принципа права рассматривается "свобода труда, включая право на труд"*(642) или на уровне российского земельного права, где в виде принципа права представляется фактически право на "участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю"*(643). Аналогичная подмена категорий и понятий принципов права иными категориями и понятиями имеет место и в других отраслях права.
2. Решая вопрос о критериях классификации принципов права Европейского союза вообще и общих принципов данной правовой системы в частности, следует заметить, что в силу особенностей права Евросоюза, а следовательно, и его принципов по сравнению с национальными правовыми системами и их принципами здесь не могут быть использованы в полной мере критерии классификации последних.
В частности, не могут быть использованы устоявшиеся критерии классификации принципов национального права на общие, межотраслевые и отраслевые*(644) или же их подразделения на принципы публичного и частного права, поскольку в правовой системе Евросоюза на современном этапе еще не сложились в такой же степени, как это имеет место в национальных правовых системах, отрасли, институты и другие ее структурные составные части.
Исходя из особенностей Евросоюза и его правовой системы следует признать, что в процессе классификации общих принципов права Европейского союза должны быть разработаны и использованы свои собственные критерии, что не исключает, однако, возможности применения некоторых критериев, использующихся при классификации принципов национальных правовых систем.
Среди такого рода универсальных критериев, применяющихся в процессе классификации принципов права Евросоюза и национальных правовых систем, в которых признается правотворческая роль судебных органов, обладающих полномочиями, связанными с формированием прецедентного права и правовых принципов, следует выделить в качестве критерия классификации общих принципов права способ их возникновения.
В соответствии с этим критерием все общие принципы правовой системы Евросоюза, равно как и принципы формирования и функционирования самого этого объединения европейских государств, можно подразделить на принципы, зафиксированные в Учредительных договорных актах Евросоюза и официально возникшие вместе с ними. Это одна группа общих принципов. А вторую группу составляют общие правовые принципы, возникшие в результате повседневной деятельности Европейского суда справедливости, связанной с толкованием конституционно значимых актов, в качестве каковых Судом были признаны Учредительные договоры*(645), и с применением содержащихся в них положений к изменяющимся условиям жизни общества.
К первой группе общих принципов относятся прежде всего те из них, которые закреплены в Договоре о Европейском союзе (ст. 6). Это, как неоднократно отмечалось и комментировалось в юридической литературе, принцип демократии, принцип свободы, принцип уважения прав человека и его основных свобод, а также принцип правового государства.
К этой же группе общих принципов относятся также аналогичные им по своему характеру принципы, содержащиеся в других учредительных договорных актах, и в первую очередь в таком основополагающем акте, как Договор об учреждении Европейского экономического сообщества.
В данном учредительном документе закрепляются такие принципы, как: а) принцип равноправия граждан Европейского союза, предусматривающий, в частности, что "каждый гражданин Союза имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов, с учетом ограничений и условий, предусмотренных настоящих Договором, и в соответствии с положениями, принятыми в целях его применения" (п. 1 ст. 18); б) принцип "свободного движения лиц, услуг и капиталов", означающий, в частности, в отношении "трудящихся", за исключением "ограничений по мотивам публичного порядка, общественной безопасности и здравоохранения", их право "принимать реально предлагаемую работу", свободно передвигаться "в этих целях на территории государств-членов", "находиться в одном из государств-членов" при осуществлении трудовой деятельности "в соответствии с законодательными, регламентарными и административными положениями, регулирующими законность граждан данного государства", а также "оставаться на территории одного из государств-членов после завершения трудовой деятельности в этом государстве на условиях, которые будут определены правоприменительным регламентом, принятым Комиссией" (п. 3 ст. 39); в) принцип свободного движения товаров, предусматривающий "запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами" (п. 1 ст. 23); г) принцип взаимных обязательств ответственности государств-членов, согласно которому "государства-члены должны предпринимать все надлежащие меры общего и частного характера, чтобы обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора или из актов, принимаемых институтами Сообщества" (ст. 10); и др.
Ко второй группе общих принципов Евросоюза, а именно тех, которые вырабатываются и формулируются Судом в процессе его повседневной деятельности, относятся такие, как принцип правовой определенности, включающий в себя в качестве основного требования условие о недопустимости обратной силы любых предписаний, которые ухудшают правовое положение юридических или физических лиц*(646); принцип верховенства права Евросоюза по отношению к национальному праву государств, являющихся его членами; принцип единства в отношении к Общему рынку; принцип прямого действия Учредительных договоров и правовых актов, исходящих от различных органов Европейского союза; принцип солидарности государств-членов в отношении к тем субъектам правовых отношений, возникающих на основе норм права Евросоюза, которые не выполняют своих обязательств, и др.*(647)
3. Наряду с критерием классификации общих, а вместе с ними и всех иных правовых принципов Евросоюза по способу их возникновения в научной литературе широко используются и другие критерии.
В их числе, например, кроме способа возникновения (происхождения) в качестве критериев классификации "всей совокупности принципов права Европейского союза" используется их назначение и сфера действия*(648). В соответствии с этими критериями все правовые принципы Евросоюза подразделяются на общие принципы права - "исходные начала правового регулирования", действующие во всех сферах ведения Союза и "присущие также другим демократическим системам"; общепризнанные принципы международного права, действующие в правовой системе Евросоюза; функциональные принципы права Европейского союза (принцип прямого действия права Евросоюза, принцип верховенства этого права и др.); принципы деятельности Евросоюза, предопределяющие условия и порядок реализации его компетенции (принцип законности, гласности, принцип пропорциональности, принцип субсидиарности, принцип самоидентификации Европейского союза и принцип уважения национальной индивидуальности государств - членов Евросоюза); специальные принципы права Европейского союза, охватывающие собой не весь правовой массив Евросоюза, а только отдельные его составные части в виде складывающихся отраслей права, правовых институтов и др.
К специальным принципам Евросоюза в данном случае исследователи относят прежде всего принципы, определяющие правовой режим внутреннего рынка Европейского сообщества: принципы свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов. К этому же виду принципов авторы относят принципы "экономической системы и экономической политики Сообщества" (принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, "стабильные цены, здоровое состояние публичных финансов и валюты, устойчивый платежный баланс"); принцип продвинутого сотрудничества, дающий возможность в процессе европейской интеграции сочетать различный уровень развития государств - членов Евросоюза, таких, например, как наиболее развитые западноевропейские государства - представители "старой демократии", с одной стороны, и менее развитые восточноевропейские государства - носители "новой демократии", с другой; принципы "институционного права Союза", такие, в частности, как принцип независимости судей, Европейской комиссии и других органов Евросоюза, и "принципы правового положения человека и гражданина", "формирующие свою собственную систему", содержание которой составляют принципы юридического, социального и политического равенства, а также "равенство полов", принцип уважения прав человека и основных свобод и принцип гарантированности прав и свобод*(649).
Разделяя в главном и по существу классификацию принципов права Евросоюза на основе комплексного критерия, в соответствии с которым все правовые принципы данного надгосударственного объединения разделяются на подгруппы в зависимости от их происхождения, сферы действия и назначения, следует вместе с тем обратить внимание на некоторые весьма спорные положения, касающиеся данной классификации.
Речь при этом идет не только о ранее высказанном сомнении относительно допустимости и обоснованности рассмотрения в качестве самостоятельных принципов по сути правового статуса человека и гражданина. Имеются в виду также положения, составляющие содержание этих принципов, а именно положения, касающиеся принципов социального, политического и юридического равенства, равенства полов, принципа уважения прав человека и основных свобод и принципа гарантированности прав и свобод.
В рассматриваемом научном исследовании С.Ю. Кашкина, со ссылкой в ряде случаев на Договор о Европейском союзе и Хартию Европейского союза об основных правах 2000 г., эти принципы относятся к разряду специальных принципов права Евросоюза, представляющих собой "основные начала правового регулирования в отдельных сферах общественной жизни"*(650).
Однако при этом вполне закономерно возникает вопрос относительно того, что если принципы равенства граждан Евросоюза, равно как и принцип уважения прав и свобод человека вместе с их гарантиями, отнесены к специальным принципам и, следовательно, выступают в качестве "основных начал правового регулирования лишь в отдельных сферах общественной жизни" Европейского союза, то как быть со всеми иными сферами?
Можно ли допустить, исходя, в частности, из политической и идеологической целесообразности, чтобы Европейский союз и все входящие в него государства, постулируя себя в качестве едва ли не самых цивилизованных и демократических институтов в современном мире, декларировали бы вместе с тем принципы равенства граждан Евросоюза, уважения прав человека и основных свобод, равно как и их гарантий, весьма выборочно, лишь в отдельных, а не во всех сферах жизни своих сообществ и объединений? Очевидно, как подсказывает здравый смысл и элементарная логика, это невозможно. А если это так, то и вопрос о характере рассматриваемых принципов и принадлежности их к группе специальных или иных принципов должен решаться совершенно иначе, а именно путем отнесения их к числу общих принципов Европейского союза, которые распространяются не на отдельные, а на все без исключения сферы общественной жизни данного объединения.
Что же касается специальных принципов Евросоюза, действительно охватывающих отдельные сферы его жизнедеятельности, то в качестве таковых могут выступать, например, принципы Европейского союза в сфере распределения концессий; принципы, действующие в сфере отношений собственности, и др.*(651)
Помимо сказанного определенные сомнения возникают не только в отношении характера вышеназванных принципов, но и в отношении таких "руководящих принципов", как "стабильные цены, здоровое состояние государственных финансов и валюты, устойчивый платежный баланс"*(652).
В учредительном Договоре о Европейском сообществе, а вслед за ним и в комментариях к данным положениям, имеющим место в научной литературе, последние по вполне понятным причинам, связанным с приданием им повышенной значимости, представляются в виде "руководящих принципов".
Однако являются ли они таковыми на самом деле? Можно ли рассматривать сами по себе "стабильные цены", "устойчивый платежный баланс" или "здоровое состояние государственных финансов и валюты", исходя из сложившегося в зарубежной и отечественной научной литературе представления о принципах как об основополагающих идеях, исходных началах, ведущих положениях, "фундаментальных правилах поведения" и т.п.*(653), в качестве направляющих принципов-идей, положений, начал или, наконец, "фундаментальных правил поведения"?
Анализ теории данных положений и практики их применения со всей очевидностью показывает, что вряд ли это возможно. Достижение устойчивого платежного баланса, стабильных цен и здорового состояния государственных финансов и валюты ассоциируется скорее с целями и задачами Сообщества в валютно-финансовой сфере и в системе ценообразования, нежели с "руководящими принципами".
4. Кроме обозначенных критериев общие, а вместе с ними и все иные правовые принципы Евросоюза классифицируются также и по другим основаниям. В частности, предпринимаются попытки подразделения общих принципов права в зависимости от выполняемой ими конкретной роли и их функционального предназначения на направляющие правовые принципы и корректирующие. Данная классификация, по мнению Жан-Луи Бержеля, "не претендует на большую близость к идеалу и при всей ее неопределенности в ряде вопросов" достаточно четко "высвечивает роль общих принципов во всем юридическом устройстве и может эффективно дополнять классификацию принципов по сфере их распространения"*(654).
В качестве примера направляющих принципов права Евросоюза могут служить, в частности, зафиксированные в учредительных документах Союза принципы равенства его граждан, принцип свободного движения товаров, принцип свободного движения лиц, услуг и капиталов, принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией и др.*(655)
Данные и иные им подобные принципы, отражающие суть и составляющие значительную часть содержания учредительных договоров, именуются направляющими в силу того, как подсказывает логика, что они не только формируют морально-политический фундамент Евросоюза и его правовой системы, но и предопределяют основные направления их развития.
Соответственно, в качестве "корректирующих принципов Евросоюза и его правовой системы" необходимо рассматривать, следуя той же логике, такие принципы, которые формируются Судом и которые либо подтверждают направляющие принципы, внося в них при этом определенные смысловые изменения и дополнения, либо создают ("открывают") новые принципы в плане корректировки системы существующих, зафиксированных в договорных актах принципов.
Одним из типичных примеров корректирующих принципов могут служить неоднократные решения Европейского суда справедливости, касающиеся, в частности, экономических принципов - принципов свободного передвижения товаров, свободной торговли, рассматриваемой в виде фундаментального права, свободной конкуренции и других принципов, которые, будучи по своей природе направляющими, в силу придания им Судом статуса "общих и конституционных" приобрели одновременно также характер корректирующих принципов.
Следует иметь в виду, говорилось по этому поводу в одном из судебных заключений, что "принципы свободного движения товаров и свободной конкуренции, так же как и принципы свободной торговли, проявляющиеся в виде фундаментального права, - все они являются общими принципами права Сообщества, соблюдение которых обеспечивается Судом"*(656).
В данном, равно как и в других ему подобных случаях, как это нетрудно заметить, корректировка направляющих принципов заключается в придании им и закреплении за ними более высокого статуса - статуса не только общих, но и конституционных по своей юридической силе и характеру правовых феноменов. Это своего рода позитивная корректировка направляющих принципов-положений. Однако она может носить и, условно говоря, негативный характер по отношению к направляющим принципам. Это имеет место во всех тех случаях, когда корректировка направляющих принципов проводится не в плане усиления их статуса и характера, а в плане уточнения и конкретизации их содержания с целью предотвращения злоупотреблений и отклонений от норм*(657).
Кроме того, по справедливому замечанию Бержеля, подобного рода корректировка направляющих принципов и различных решений, принимаемых от имени закона, осуществляется и тогда, когда они "без соответствующего исправления могут оказаться несправедливыми или неприспособленными для целей общества"*(658).
5. Классификация общих принципов права Евросоюза в зависимости от их конкретной роли и функционального назначения дополняется иногда попытками их подразделения на группы в зависимости от их юридической силы и значимости.
Прежде всего следует признать, размышлял по этому поводу Бержель, что "в отношениях между различными общими принципами права существует иерархия значимости. Так, все, что касается общественного порядка, считается превалирующим над частными интересами". В силу этого "принципы, ограниченные конкретными специальными вопросами, должны применяться преимущественно по отношению к общим, имеющим более широкую область распространения"*(659).
В переводе с языка теории на язык практики это означает, что принципы, распространяющиеся на меньшую по объему область применения, по своей юридической силе и значимости уступают принципам, распространяющимся на большую сферу общественных отношений. Из этого следует, что общие принципы правовой системы Евросоюза в целом обладают большей юридической силой и значимостью как по отношению к принципам, функционирующим в отдельных сферах общественных отношений и ее отдельных составных частях, так и по отношению к принципам, действующим в пределах правовых систем различных государств - членов Европейского союза.
Разумеется, речь при этом идет не только о соотношении общих и частных принципов права Евросоюза, но и об иерархии в системе самих общих правовых феноменов. Ибо общие принципы существуют не только на уровне правовой системы Европейского союза в целом, но и на уровне его отдельных сфер, а также в пределах отдельно взятых национальных правовых систем и даже институтов.
Например, к общим принципам, функционирующим в экономической сфере общественных отношений Евросоюза, западные исследователи вполне обоснованно относят принцип свободы рынка (market freedoms), который является "важнейшим пререквизитом процесса интеграции в общеевропейскую экономику национальных экономик" и одновременно служит основой для развития таких менее общих принципов, как принцип "свободного осуществления профессиональной деятельности", и др.*(660)
Что касается общих принципов, существующих на уровне отдельных институтов, то в качестве одного из примеров могут служить принципы деятельности судебных органов, а точнее - принципы правосудия, действующие в современных правовых системах мира, включая правовую систему Евросоюза. К их числу относятся такие принципы, как независимость судебной власти, свободный доступ к правосудию, публичность судебной деятельности, устность и непосредственность судопроизводства и др.*(661)
Вопрос о юридической силе общих принципов права в зависимости от "иерархии их значимости" решается, таким образом, согласно теории и практике их применения по следующей условной схеме: общие принципы права Евросоюза в целом - общие принципы отдельных его сфер и институтов, а также общие принципы национальных правовых систем государств-членов - частные, менее общие принципы, возникающие на базе общих принципов.
Данная схема, равно как и порядок расположения принципов права Евросоюза в зависимости от их иерархической, а вместе с тем и юридической значимости, вполне понятно, нигде в законодательном или договорном порядке не фиксируется. Все вопросы, касающиеся понятия и содержания общих и иных принципов права Евросоюза, порядка их расположения в зависимости от их формально-юридической и фактической значимости, характера их взаимосвязи и взаимодействия, а вместе с тем и все другие вопросы, затрагивающие принципы права Евросоюза, решаются преимущественно, а в ряде случаев (например, когда речь идет о правах граждан Евросоюза) - исключительно только Судом.
Это положение, заложенное в Учредительных договорных актах объединенной Европы и неоднократно отражавшееся в последующих документах, таких, например, как Декларация принципов государств-членов Европейского сообщества по вопросам европейской идентификации (1973 г.), в которой говорилось, что государства-члены согласны действовать совместно "для защиты принципов представительной демократии, господства права, социальной справедливости" и других принципов*(662), остается неизменным и по сей день.
Исходя из своих собственных, неоднократно декларировавшихся положений о том, что "Европейское экономическое сообщество - это сообщество, действующее на основе фундаментального принципа господства права" и что Учредительные договоры - это конституционные по своему характеру и значимости для объединенной Европы акты*(663), Суд и поныне решает ("открывает" принципы) вопросы о том, какие идеи, доктрины или концепции следует рассматривать в виде правовых принципов, а какие не следует; имеют ли они фундаментальный (конституционный) характер, сравнимый по своей значимости с универсальными принципами, типа принципа господства права, или не имеют, и т.д.*(664)
Такого рода деятельность Европейского суда касается в равной мере всех без исключения принципов Евросоюза. Одни из них (зафиксированные в Учредительных договорных актах) он вместе с остальными положениями, закрепленными в Договорах, толкует. Другие, не нашедшие своего прямого закрепления в договорных актах, он "обнаруживает и раскрывает".
При этом, толкуя одни и открывая другие принципы права Евросоюза, Суд вместе с тем создает в пределах сферы своей деятельности и полномочий все необходимые условия не только для их повседневной реализации, но и для повышения их роли в правовой системе Сообщества, усиления их эффективности и социальной значимости.
6. Важное значение в этом процессе, применительно к принципам права Евросоюза, так же как и в отношении к принципам любой иной правовой системы, всегда имели и имеют их по возможности строгое упорядочение, классификация принципов по самым разным критериям, установление их иерархических связей и систематизация. Повышение роли и значимости принципов права вообще и принципов права Евросоюза в частности предопределяется также их социально-политической и идеологической природой и их непосредственным целевым назначением*(665).
Общеизвестно, что в каждой правовой системе есть, помимо универсальных, свои собственные принципы, отражающие ее сущность, содержание, формы выражения и имеющие при этом свое особое целевое назначение.
Так, если признанное назначение принципов права независимо от того, в пределах какой правовой системы они возникают и функционируют, сводится по широкому признанию к тому, чтобы определять общую направленность и тенденции развития правовых систем и их составных частей, служить основой объединения различных правовых норм в единую систему, способствовать закреплению и упорядочению сложившихся в обществе правовых отношений, стремиться задавать общий алгоритм правотворческому, правоприменительному и в целом всему юридическому процессу и т.д.*(666), то назначение принципов права Евросоюза помимо всего этого имеет также свои особенности.
Речь при этом идет не только и даже не столько об особенностях целевого предназначения отдельных групп общих принципов права, таких, скажем, как фундаментальные принципы по классификации Бержеля, "на которых основываются положения Конституции" и "другие общие принципы" или "простые" общие принципы, "которые, обладая лишь вспомогательным значением, применяются только в случае, если нет препятствия со стороны законов и от которых могут отступать регламенты", и общие принципы, "которые обязательны для выполнения административными органами, но от которых могут отступать законы"*(667), - сколько об особенностях целевого назначения всей системы общих принципов права Евросоюза в целом.
О каких особенностях назначения общих принципов права Евросоюза идет речь? В чем эти особенности выражаются?
Отвечая на эти и другие им подобные вопросы, следует обратить внимание прежде всего на то, что, будучи составной частью интегрирующейся экономической, социально-политической и иной системы, каковой является Евросоюз, общие принципы права имеют своим предназначением в конечном счете создание таких политико-правовых условий, которые бы способствовали дальнейшему развитию данного процесса.
Такие условия создаются в экономической, социальной, политической и, естественно, в правовой сфере, в частности в сфере гармонизации правового массива Евросоюза, сочетающего в себе элементы романо-германской и англосаксонской правовых семей*(668).
Важное значение общие принципы права Евросоюза имеют для расширения и углубления его правовой системы; для его социально-экономической, политической и юридической самоидентификации, а также для унификации общеевропейского и национального права государств - членов Европейского союза.
Общие принципы права Евросоюза в повседневной политико-правовой жизни Сообщества выступают не только в виде стратегически значимых регуляторов общественных отношений, но и в виде весьма важных источников права.
Общие принципы широко используются Судом для решения вопросов по аналогии права. На их основе решается вопрос о толковании действующего законодательства Евросоюза о соответствии или несоответствии актов, исходящих от его различных органов, Учредительным договорам*(669).
Наряду с этим общие принципы права Европейского союза выполняют и другие социально-политические и юридические функции.