Статья 361. Права суда кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления
Статья устанавливает права суда кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы или протеста, в соответствии с которыми суд уполномочен:
- оставить решение первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу, представление без удовлетворения. Следует отметить, что для принятия такого решения суду кассационной инстанции необходимо придти к выводу о законности и обоснованности решения в результате рассмотрения доводов жалобы (представления) и объяснений на них, а также путем исследования судебного решения, всех материалов дела, в том числе новых доказательств;
- отменить решение полностью или в части. При установлении нарушения норм материального и процессуального права, приведших к принятию незаконного или необоснованного решения, суд кассационной инстанции обязан отменить решение полностью или в части и направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином или том же составе судей, если допущенные нарушения не могут быть исправлены судом второй инстанции. Указанное правило, существовавшее в ГПК РСФСР, не претерпело изменений. Между тем, на наш взгляд, в случае отмены решения дело должно направляться на новое рассмотрение в ином составе суда первой инстанции;
- изменить или отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств. Следует отметить, что полномочия суда кассационной инстанции по изменению решения и вынесению нового решения различны по содержанию, но условия их применения одинаковы.
Практика показывает, что суды второй инстанции весьма редко пользуются правом вынесения решения. В чем кроятся причины этого, трудно объяснить, некоторые юристы полагают, что одна из причин - отсутствие ведения протокола судебного заседания, в котором отражается процесс исследования доказательств.
Кассационная инстанция при вынесении нового решения вправе определить порядок его исполнения, предоставить отсрочку или рассрочку его исполнения в соответствии со ст. 203 ГПК, поскольку совершение таких действий входит в компетенцию суда, постановившего решение по делу. Применительно к ст. 200, 202 ГПК кассационная инстанция вправе исправить арифметическую ошибку, допущенную в кассационном определении об изменении решения либо о вынесении нового решения, а в случае неясности определения разъяснить это определение, не изменяя его содержания;
- отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения. В этих случаях основанием отмены решения является нарушение норм процессуального права. Прекращение производства по делу либо оставление заявления без рассмотрения осуществляется по тем же основаниям и с теми же последствиями, что и в суде первой инстанции.
При рассмотрении дела в кассационной инстанции может выясниться, что были основания для приостановления производства по делу, однако суд первой инстанции разрешил его по существу. В таком случае суд второй инстанции должен отменить решение и передать дело на новое рассмотрение с указанием на необходимость обсуждения вопроса о приостановлении производства по делу.
Вопрос 50. Понятие и сущность надзорного производства по гражданским делам. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора.
Ответ 50. Производство в суде надзорной инстанции
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
|* Вступившие в силу судебные постановления, за исключением постановлений Верховного Суда РФ, могут|
| быть обжалованы в течение года со дня вступления в законную силу в суд надзорной инстанции|
| лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены|
| судебными постановлениями |
|* С представлениями о пересмотре постановлений судов вправе обращаться: |
| - Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд надзорной инстанции |
| - прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области,|
| автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда|
| республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной|
| области, округа, окружного (флотского) военного суда |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Подсудность дел судам надзорной инстанции |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Содержание надзорной жалобы, представления |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Подсудность дел судам надзорной инстанции
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
|Обжалуемое постановление|В какой суд обжалуется|
|————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|
|* Постановления верховных судов республик, краевых, областных|Соответственно в президиум|
| судов, судов городов федерального значения, суда автономной|верховного суда республики,|
| области, автономных округов, принятые ими по первой инстанции,|краевого, областного суда, суда|
| если они не были предметом кассационного или надзорного|города федерального значения,|
| рассмотрения в Верховном Суде РФ |суда автономной области, суда|
| |автономного округа |
|* Кассационное определение верховных судов республик, краевых,| |
| областных судов, судов городов федерального значения, суда| |
| автономной области, автономных округов | |
|* Апелляционные решения и определения районных судов | |
|* Судебные приказы, решения и определения районных судов и| |
| мировых судей | |
|————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|
|* Кассационные определения окружных (флотских) военных судов |В президиум окружного (флотского)|
|* Постановления гарнизонных военных судов |военного суда |
|————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|
|* Определения президиумов верховных судов республик, краевых|В Судебную коллегию по|
| областных судов, судов городов федерального значения, суда|гражданским делам Верховного Суда|
| автономной области, автономных округов |РФ |
|* Постановления выше указанных судов, принятые ими по первой| |
| инстанции, если эти постановления не были предметом| |
| кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ | |
|* Кассационные определения выше указанных судов, а также| |
| постановления районных судов, принятые ими по первой| |
| инстанции, если жалобы на указанные постановления были| |
| оставлены без удовлетворения президиумами соответствующих| |
| судов | |
|————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|
|* Определения президиумов окружных (флотских) военных судов |В Военную коллегию Верховного|
|* Постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими|Суда РФ |
| по первой инстанции, если они не были предметом кассационного| |
| рассмотрения в Верховном Суде РФ | |
|* Кассационные определения окружных (флотских) военных судов,| |
| постановления гарнизонных военных судов, если жалобы на них| |
| были оставлены без удовлетворения президиумом окружного| |
| (флотского) военного суда | |
|————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|
|* Постановления Верховного Суда РФ, принятые им по первой|В Президиум Верховного Суда РФ |
| инстанции | |
|* Определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ | |
|* Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного| |
| Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке | |
|* Определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею| |
| в кассационном порядке | |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Вопрос 51. Порядок рассмотрения дел судом надзорной инстанции. Полномочия суда надзорной инстанции.
Ответ 51. Статья 386. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции
Для рассмотрения дела в порядке надзора комментируемой статьей установлен срок. Этот срок не может превышать одного месяца за исключением дел, рассматриваемых в Верховном Суде РФ. Для рассмотрения дел в порядке надзора в высшем судебном органе страны установлен срок до 2 месяцев. Срок рассмотрения указанных дел исчисляется со дня вынесения судьей определения (ч. 1).
В ч. 2 статьи определен порядок рассмотрения дела. Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции начинается с доклада. Дело, рассматриваемое в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем или заместителем председателя. По поручению председателя или заместителя председателя суда доложить дело может иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении этого дела другой судья этого суда. А если дело рассматривается в Судебной коллегии по гражданским делам или в Военной коллегии Верховного Суда РФ, дело докладывается одним из судей коллегии.
Часть 3 статьи определяет круг лиц, участвующих в судебном заседании при рассмотрении дела в порядке надзора. К их числу отнесены лица, участвующие в деле, а также их представители. Предусматривается возможность участия иных лиц, не относящихся к лицам, участвующим в деле. Участие иных лиц в процессе обусловлено подачей ими надзорной жалобы на то, что обжалуемыми судебными постановлениями нарушены их права и законные интересы. Прокурор участвует в рассмотрении дела в порядке надзора, если он был участником процесса при рассмотрении данного дела на более ранних стадиях. При этом в комментируемой статье определен статус должностных лиц прокуратуры, участвующих в судебном заседании, в зависимости от того, в каком судебном органе осуществляется рассмотрение дела в порядке надзора.
Так, если дело рассматривается в президиуме суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, в заседании суда принимает участие соответственно прокурор субъекта РФ, военного округа (флота) или его заместитель. При рассмотрении дела в Президиуме Верховного Суда РФ в судебном заседании участвует Ген прокурор РФ или его заместитель, а при рассмотрении дела в Судебной коллегии по гражданским делам и в Военной коллегии Верховного Суда РФ в процессе принимает участие должностное лицо Прокуратуры РФ по поручению Ген прокурора РФ.
4. В ч. 4 комментируемой статьи изложена последовательность доклада материалов дела. В данной статье предусмотрено право судей задавать вопросы докладчику. Лица, участвующие в деле, и иные лица, являющиеся участниками данного процесса, вправе дать объяснения по делу. При этом первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.
5. В процессе осуществления надзорного производства все возникающие вопросы решаются путем голосования простым большинством голосов. В случае равного количества голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. По результатам рассмотрения дела судом надзорной инстанции выносится определение, о содержании которого сообщается лицам, участвующим в деле.
Суд надзорной инстанции вправе отменить состоявшиеся по делу судебные постановления полностью или в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Такое последствие может наступить, например, когда в надзорной инстанции выясняется, что дело неподсудно суду общей юрисдикции. Суд надзорной инстанции по результатам рассмотрения жалобы или представления прокурора может оставить в силе одно из вынесенных по делу судебных постановлений. Такое последствие возможно, когда все обстоятельства по делу установлены, исследованы, но одной из судебных инстанций допущена ошибка в применении нормы права. Однако возможна ситуация, когда ошибка в применении норм материального права допущена всеми судебными инстанциями, рассматривавшими дело. При этом обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены полно. При таких обстоятельствах суд надзорной инстанции вправе отменить или изменить состоявшееся по делу судебные постановления и вынести новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
Вопрос 52. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам.
Ответ 52. Статьи 392 – 397.
Вопрос 53. Основания исполнения. Исполнительные документы. Сроки предъявления к исполнению.
Ответ 53. Основания применения мер принудительного исполнения:
- предъявление исполнительного документа
- принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства
- истечение срока добровольного исполнения.
Исполнительный документ - основание для возбуждения исполнительного производства и совершения судебным исполнителем действий по принудительному исполнению судебных решений, а также постановлений и решений других органов. И.д. выдаются судами, арбитражными судами, нотариальными и иными управомоченными органами для приведения в исполнение вынесенных ими решений и постановлений. К ИД относятся: исполнительные листы судов; исполнительные надписи нотариальных органов; приказы арбитражных судов; надписи председателя Морской арбитражной комиссии о вступлении решения в законную силу; акцептованные плательщиком, но не оплаченные в срок платежные требования; постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях; постановления административных органов о производстве взыскания с граждан; решения о взыскании с организаций ущерба за потравы посевов и повреждение насаждений. Закон предусматривает определенные сроки для предъявления И.д. к исполнению. Так, решение суда по делу, в котором хотя бы одной из сторон является гражданин, может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления его в законную силу, а по всем остальным делам - в течение одного года, если законодательством не установлены иные сроки. По решениям о взыскании периодических платежей сроки давности установлены для каждого вида платежа. Сроки давности прерываются предъявлением исполнительного листа к исполнению, а также частичным исполнением решения, если одной или обеими сторонами по делу являются граждане. На должностное лицо, виновное в утрате И.д., суд по представлению судебного исполнителя вправе наложить штраф, если действия должностного лица не влекут за собой уголовной ответственности.
Исполнительные документы:
- нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов
- исполнительные листы, выдаваемые судами
- удостоверения комиссий по трудовым спорам
- судебные приказы
- постановления органно, уполномоч рассматривать адм дела
- требования контрольных органов о взыскании денег
- постановление суд пристава-исп-ля
- постановления др органов.
Сроки предъявления к исполнению:
- исплонительные листы на основании судебных актов и судебные приказы – 3г
акты арб судов – 6 мес
- исп листы судов на осн межд ком арб и третейских судов – 6 мес
- удостов КТС – 3 мес
- треб-я контрольных органов – 6 мес
- постан-я органов уполн рассм дела об адм нар 3 мес
Вопрос 54. Возбуждение исполнительного производства. Порядок совершения исполнительных действий.
Ответ 54. Статьи 428 – 446.
Вопрос 55. Возбуждение исполнительного производства. Порядок совершения исполнительных действий.
Ответ 55. Статья 9. Возбуждение исполнительного производства
1. Возбуждение исполнительного производства - важный этап принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Оно осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого органа его выдавшего либо от взыскателя. Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство при наличии двух указанных в Законе условий: 1) если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению; 2) если исполнительный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 ФЗ «Об исп произв-ве».
Закон предписывает судебному приставу-исполнителю вынести в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа постановление о возбуждении исполнительного производства. Правовая норма, закрепленная в п. 2 ст. 9 Закона, вносит определенность во взаимоотношения судебного пристава-исполнителя со сторонами и другими участниками исполнительного производства.
Содержание постановления о возбуждении исполнительного производства в Законе изложено неполно. Помимо имеющихся в п. 3 ст. 9 Закона данных, еще надо указать дату и место вынесения постановления; должностное лицо, вынесшее данное постановление; дату поступления исполнительного документа, на основании которого подлежит возбуждению исполнительное производство; мотивы, по которым судебный пристав-исполнитель считает необходимым возбудить (или не возбуждать) исполнительное производство; закон, на основании которого он совершает это процессуальное действие; решение о возбуждении (невозбуждении) исполнительного производства; в постановлении должно быть указано, что оно может быть обжаловано в 10-дневный срок.
Вопрос о том, когда судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о взыскании с должника исполнительского сбора - до или после истечания срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, - противоречиво решен в Законе.
Согласно п. 5 ст. 81 Закона об исполнительном производстве постановление о взыскании исполнительского сбора выносится одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства или о взыскании исполнительского сбора может быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, в соответствии с этим правилом постановление о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель должен вынести до истечения срока для добровольного исполнения исполнительного документа.
Из содержания же п. 1 этой же статьи Закона вытекает, что постановление о взыскании исполнительского сбора должно быть вынесено в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, т.е. по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.