Последствия принятия христианства 3 страница
Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками. Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.
19. Кризис гуманизма в позднем Возрождении и его отражение в искусстве (общая характеристика).
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, Человек поднимается до богоподобного существа. Пико дела Мирандолла. Гамлет – образ идеалиста разочарованного в гуманизме. Человек похож на Бога, прекрасен, великолепен. Возвеличивание, а потом: человек – квинтесенция праха. В гимнах достоинству человека – слова без смысла. К началу 17 века – повсеместный кризис гуманизма. В трудах гуманистов несоответствия реалиям. Эпоха политики меча и кинжала. Одной из проявлений кризисного мировоззрения – теория Коперника. Его работа: обращение небесных сфер. Центр вселенной – солнце. В глазах человека – другое. В искусстве взгляд на пространство. Эпоха Возрождения – горизонталь. Его последователь – Джордано Бруно: идея множественности миров приводит к ощущению заброшенного человека в пространстве. Возникновение утопических теорий. Идеалы человека прекрасны, высоки. Гамлет медлит, остро ощущает, что мерзавцы вокруг него. Утопические теории были представлены Томасом Мором. Утопия – «место, которого нет». Его утопия: идеальное государство с добродетельными людьми. Все охвачены созиданием общественного блага. Утопия представляет человека. Главная задача человека – служить общественному благу. Томас Морр рассматривает семью как производственную ячейку. Все в человеке сосредоточено, чтобы обеспечивать интересы государства. Эпоха Возрождения дает понятие о досуге, где человек должен заниматься творчеством. Здесь же – благие дела на пользу обществу. За тебя решают, думают, что делать. Ренессанс перестает доверять человеческой природе, следовательно, в утопиях мелочное обоснование человеческой деятельности, регламентация его жизни.
Существуют трактаты, соединенные с мечтательностью. Существо не творческое, с потребностями. Причиной кризиса гуманизма стало несоответствие идеалов человека с повседневной жизнью.В художественной практике появляется маньеризм. Художник уже не божественный творец. Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана . Художники считали себя последователями художников Эпохи Возрождения. Только манерно подражали. Его идеи не основа – стремление оградиться от жизни. Художественные особенности – стремление к причудливым формам, эффектам – вычурность, деформация, взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.
Маньеризм появился в 0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F"Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали 0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F"Флоренция, 0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%8F"Мантуя и 0%A0%D0%B8%D0%BC"Рим, а затем получил распространение во 0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F"Франции и других европейских странах. Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего 0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F"Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с 0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B0"разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию 0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE"искусства и 0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0"литературы от 0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0"средних веков к 0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F"Новому времени. К живописцам маньеризма относят Ф. 0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE"Пармиджанино, Я. 0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE"Понтормо, Дж. 0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B8"Вазари, 0%94%D0%B6%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE"Джулио Романо, Дж. 0%90%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE"Арчимбольдо, А. 0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BE"Бронзино, 0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BE_%D0%A4%D1%8C%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE"РоссоHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BE_%D0%A4%D1%8C%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BE_%D0%A4%D1%8C%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE"Фьорентино, Ф. 0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B8,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE&action=edit&redlink=1"Сальвиати, Д. 0%91%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%84%D1%83%D0%BC%D0%B8,_%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE"Беккафуми, А. 0%90%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE"Аллори, О. и А. 0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8"Джентилески и т.д. Отчасти этот стиль прослеживается также у 0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C"Рафаэля и 0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE"Микеланджело, у художников венецианской школы - 0%A2%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE"Тинторетто и 0%A2%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD"Тициана. За пределами Италии маньеризм представлен 0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%BB%D0%BE"школой Фонтенбло во Франции, рядом 0%9D%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B"нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в 0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F"Италии) и 0%AD%D0%BB%D1%8C_%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE"Эль Греко в 0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F"Испании. Маньеризм интенсивно развивался в 0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B0"Праге, при дворе императора 0%A0%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84_II"Рудольфа II (Б. 0%A8%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80"Шпрангер, 0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%90%D0%B0%D1%85%D0%B5%D0%BD"ХансHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%90%D0%B0%D1%85%D0%B5%D0%BD" фон HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%90%D0%B0%D1%85%D0%B5%D0%BD"Аахен и др.).
Понятие «гуманизм» появляется в середине XV в. и означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином «humanitas» —человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение цехово-корпоративной структуры способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они представляют новую аристократию — «аристократию духа»; их этико-философской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.Специфическая черта философии Возрождения — деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе («природа есть Бог в вещах», — повторял Дж.Бруно), либо мир погружен в Бога (Н.Кузанский). Такой пантеизм и гилозоизм наделял природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным «языком», понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда появляется «натуральная магия», весьма популярны астрология, алхимия.
Культ времени, культ человека ведет к гуманистическому индивидуализму. Выдвинутый Лоренцо Валлой этический принцип, отождествляющий наслаждение с полезностью, основывается на идее гармонии человека и природы, индивида и общества. Полезность — естественная цель действий человека, всей его жизни и в то же время — важнейший критерий его поступков. Жить добродетельно — значит жить с пользой для себя. И хотя, по мысли Баллы, люди, если они не злодеи и не глубоко несчастны, не могут не радоваться благу другого, он сам же пишет: «Я нисколько не обязан умирать ни за одного гражданина, ни за двух, ни за трех и т.д. Почему же я обязан умирать за отечество, которое состоит из всех этих граждан?» Так принцип пользы, столкнувшись с идеей общественного блага, рождает индивидуализм.
Основные иллюзии Возрождения — убеждение в величии человека, вера в рациональное объяснение красоты, попытка объединения религий — к XVI веку в значительной степени оказались утраченными. Скептические настроения сменили веру в безграничные возможности человека-Бога. Единство Бога, человека, государства, искусства уже представляется недостижимым
20. Основные принципы культуры Просвещения в странах Западной Европы: рационализм, исторический оптимизм. Индивидуализм.
Новое время включает в себя XVII - XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Просвещение - необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся встать на путь научно-технического и социального прогресса. В разных странах эпоха Просвещения наступила в разное время. Первой в новую эру вступила Англия - в конце XVII в. В сер. XVIII в центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Это были мирные революции: промышленная — в Англии, политическая - во Франции, философско-эстетическая - в Германии. За 100 лет - с 1689 по 1789 гг. - мир изменился до неузнаваемости.
Просвещение создало новый тип людей - интеллигентов, людей науки и культуры. Интеллигенция является главным субъектом исторических преобразований. С тех пор ни одного крупного события в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия этого слоя населения.
Эпоху Просвещения характеризует противостояние 2 стилей-антагонистов — классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности, и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить 3-ий стиль — рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль рококо, который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства.
После Реформации эпоха носит название «Новое время». Реакция на кризис гуманизма – движение реформации. Это реакция на Возрождение. Начало 16 столетия. Ее предпосылки – продажа индульгенций. Собор св. Петра в Риме по проектам Микеланджело. Были придуманы индульгенции на спонсирование, денег не было на строительство. Лютер. Его поразило обилие святынь и нравственное разложение в обществе. Папы были меценатами, покровительствовали многим кружкам. Папа Юлий 2 участвовал в войнах. Одна из причин Реформации – обстановка в Германии, о конце света. Лютер объявляет, что священники не нужны, только вера. Переводин библию на немецкий. Что нужно человеку для спасения? Доказать о вере в Бога? Труд уподобляется аскетике. Праведный труд, если он вознаграждается. Это свидетельство Божьей милости. Страны достигли высот, те, которые приняли Реформацию. Реакция на ренессансный гуманизм. Ренессанс терпим к отстаиванию своей истины. Реформация не терпима!
Век Разума. Структуризация сознания. Интерес к научному знанию. Это век утопии. Основа идеологии – стремление изменить человека к лучшему с помощью рационального мышления. Для «просвещенцев» человек сводился к социальности: греховность, злость от плохого детства и тех, кто вокруг. Для этой эпохи характерны трактаты утопии. Декларация независимости.
Ориентиром служит естественное состояние общества, которое живет по разумуОсобое отношение к природе. 18 век – век кардинальных изменений в обществе. Мыслили себя философами о человеке. Только в контексте проблем. Идеология новой эпохи – Дидро, Руссо, Вальтер. Человек – это часть общества. Без общества нет ни человека, ни его качеств. Человек в замкнутом социуме. Возникает романтизм, как стремление убежать от социума. Их труд: Энциклопедия наук и ремесел. 28 томов. Вольтер – классицистическое направление. Дидро – материализм и реализм. Руссо – революционный романтизм. Дидро: человек – часть природы. Базой для всего искусства должна служить природа. Призывает художника следовать жизненной правде, идти вглубь народной жизни. Художник сможет влиять на чувства и разум человека. Художественное произведение должно быть поучительным. Вольтер – 70 томов произведений. Главный его принцип – подчинение чувств разуму. Стиль классицизм. Руссо: в искусстве важна чувственность доброго сердца. Воплотилась в революционном романтизме. Парки явились образцом несуществующих миров. Природа была учителем для человека. В парках устраивались фермы, мастерские, чтобы назидать – человек должен трудиться!
Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Франция Появляется идея прогресса. Чем выше прогресс, тем нравственнее будет человек! 18 век – век революционный и рациональный. Приравнивание к обществу. Это век мистики, увлечения кабалой. 18 век – эпоха великих авантюристов. Граф Калеостро, Казанова. Медиумы различные: путешествия. Рационализм стал обратным себе. Бог убран. Мир наполнился духами (потом галантный век обернулся революцией). С одной стороны излишества, роскошь, а с другой стороны – аскеза и жесткость. Стиль рококо – пышность, фарфоровый стиль. Ватто – принцип стиля – роскошь, все превратить в наслаждение. Идеалы века воплотились в рококо. Вольтер – это классицизм! Идея о могуществе разума воплотились в социальных преобразованиях. Божественная красота мира – в роскоши. Гете «Фауст» - История о воплощении желаний человека, жестокий финал.
Оптимизм - (от лат. pptimus — наилучший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему; противостоит пессимизму . В обыденном понимании — это склонность видеть и подчеркивать во всех жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние из-за неурядиц, верить в успех, в счастливый исход любого начинания и конечное благополучие. В философии Просвещения, а также в позитивизме светский этический О. достигает своей вершины. Идея прогресса в знании распространяется на социальную сферу (А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А. Кондор-се), и отныне считается, что человечество движется от менее совершенных форм общества к более совершенным. На деятельном преобразовании реальности и прорыве к справедливому социуму настаивали социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье) и марксизм , видевший завершение мировой истории в построении коммунизма — формации, где люди смогут освободиться от вековой экономической зависимости и разовьют все творческие способности .
Понятие «индивидуализм» сформировалось среди английских политических философов нового времени (Джон Локк, Дэвид Юм). При этом речь шла не столько об обособлении человека от общества, сколько о необходимости ограничить давление на отдельного человека со стороны других людей. Такое позитивное понимание индивидуализма как самостоятельности и самоценности личности отражало дух эпохи Просвещения, прославляющей свободного индивида как главного носителя ценностей европейской цивилизации (вспомним Робинзона Крузо Даниэля Дефо).
21. Особенности развития российской культуры в XVII веке.
Серьезные социальные конфликты, иностранная интервенция, изменения социально-экономической жизни, усиление влияния западноевропейской культуры оказали глубокое влияние на развитие русской культуры. XVII век стал для нее переломным. На протяжении всего столетия шел активный процесс обмирщения культуры - освобождения ее от церковного влияния.
Летописание в XVII в. уступает место историко-публицистическим повествованиям ("Повесть о царе Федоре Ивановиче", "Повесть 1606 г.", "Новая повесть", "Плач о пленении" 1610-1612 гг.).
Оживление общественно-политической мысли в первой четверти XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В 20-х годах появились повествования духовных и светских авторов, посвященные бурным событиям этого периода: "Сказание" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Словеса" князя Ивана Андреевича Хворостинина, "Повесть" князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского.
Главную причину обрушившихся на страну бедствий авторы этих произведений видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении государственной власти. Крупным историческим произведением был написанный по заказу патриарха Филарета "Новый летописец" (1630), официально обосновывавший права Романовых на престол. В конце 50-х годов создание официальной истории уже поручается специальному учреждению - Записному приказу, задачей которого было продолжение "Степенной книги". После закрытия приказа частично эту задачу выполнил дьяк Ф. Грибоедов в своей "Истории".
В 70-х годах появляется первая печатная историческая книга - сочинение киевского монаха Иннокентия Гизеля "Синопсис" ("Описание"), ставшая первой доступной учебной книгой по русской истории с древнейших времен. Основной упор автор делает на закономерности воссоединения Украины с Россией.
В 90-х годах XVII в. появляются светские произведения, основанные на систематизированном историческом материале ("Скифская история" Андрея Лызлова, "История Сибирская" С. У. Ремезова).
В литературе XVII в. ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович). С. Полоцкий был первым придворным поэтом, сочинявшим не только панегирики самодержавию, но и сатирические, религиозные стихи, моралистические произведения.
На протяжении столетия появились разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей и обличающие церковные и судебные порядки, нравы боярско-дворянской среды ("Повесть о Горе-Злосчастии", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Сказание о попе Савве", "Повесть о Шемякином суде").
В конце столетия начинается собирание произведений народного творчества. В 1681 г. П.А. Квашнин составляет сборник песен, в 90-х годах производятся записи русских пословиц.
Предметом острых дискуссий и борьбы в общественно-политической мысли XVII в. был вопрос о путях развития русской культуры. Значительное распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой как средство преодоления культурной отсталости России, сложившейся под влиянием неблагоприятных исторических обстоятельств. Эти взгляды нашли выражение в сочинениях И.А. Хворостинина и подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 г. бежал в Швецию и составил там свое знаменитое описание Московского государства.
Просвещение в России в XVII в. охватывает все более широкие слои населения и приобретает все более глубокий и всесторонний характер. Значительно возросла грамотность среди дворян и городских жителей. К концу столетия каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. Появляются единообразные печатные учебники: в 1634 г. - первый букварь, составленный Василием Бурцевым, в 1682 г. - таблица умножения, в конце столетия -
иллюстрированный букварь Кариона Истомина.
В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре открывается "школа грамматического учения" под руководством Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. В 80-х годах действовала школа при Печатном дворе, где основной дисциплиной был греческий язык. А в 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева открывается Славяно-греко-латинское училище (впоследствии академия), в программе которого были как светские, так и духовные науки.
Рост образованности населения обусловил повышение книжного спроса В течение XVII в. Печатный двор издал около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимает светская литература. В 60-х годах в Москве открывается книжная ланка.
В 1621 г. при царском дворе появилась рукописная газета "Куранты", содержавшая переводы иностранных известий.
Растут собрания частных библиотек. В XVII в. возникает первая в России научная библиотека при Аптекарском приказе.
Происходит накопление знаний в научных отраслях.
В 1633-1638 гг. в результате похода казаков Ильи Перфильева и Реброва были открыты реки Яна и Индигирка; в 1643 г. Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу; Семен Дежнев и Федот Попов в 1648 г. открыли пролив между Азией и Америкой; экспедиции В. Пояркова (1643-1646) и Е.П. Хабарова открыли путь к Тихому океану, а экспедиция казачьего пятидесятника В.В. Атласова (1697-1699) обследовала Камчатку. Большой вклад в изучение Монголии и Китая внесли статейные списки русских посольств. Подробное описание Китая, сделанное переводчиком Посольского приказа Николаем (Милеску) Спафарием (1675), дало массу новых сведений, не известных ранее мировой науке.
Накопление географических данных делало возможным составление новых карт страны.
В XVII в. в зодчестве усиливается декоративность. Основным строительным материалом по-прежнему остается дерево. Вершиной деревянной архитектуры XVII в. стал роскошный царский дворец в Коломенском (1667-1668), украшенный резьбой и многоцветной росписью. Постепенно увеличивается объем строительства из кирпича. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII в. возводится грандиозный Ростовский кремль, завершается оформление монастырских ансамблей - Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.
В последней четверти XVII в. возникает новый стиль, особенно характерный для небольших церквей в усадьбах русских вельмож, - московское, или нарышкинское, барокко. В этом стиле были построены церковь Покрова в Филях и Сухарева башня в Москве.
Изобразительное искусство, преимущественно иконопись, находилось под пристальным надзором церкви и государства и сохраняло традиционно консервативный стиль. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, с XVII в. ставшая художественным центром страны. В ее мастерских выполнялись работы для царского двора: писали иконы, портреты, изготовляли посуду, мебель, игрушки. Художественное дело в Оружейной палате возглавлял в течение 30 лет Симон Ушаков (1626-1688), создавший свою школу.
22. Российская культура в эпоху петровских реформ: имперская идея и её эстетическое выражение.
(Западное развитие)
Начало XVIII в. для России ознаменовалось сломом привычного образа жизни, поворотом в сторону подражания западным культурным образцам, охватившим в первую очередь столичное и провинциальное дворянство. Искусство России с начала XVIII в. становится светским. Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скульптурный портрет, ландшафтная архитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было связано с необходимостью создавать чертежи и карты строящегося Петербурга, отражать победы русской армии и флота. Возникает система профессионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитекторов. Часто преподавателями выступают приглашенные из-за границы признанные мастера. В Россию приходят из Европы несколько художественных стилей — барокко и рококо, классицизм, просветительский реализм, позднее — сентиментализм и предромантизм. Тем самым художественные процессы в России все теснее связываются с общеевропейскими, только народное искусство сохраняет верность традиционным образцам и приемам деятельности.
Ведущим художественным стилем первой половины XVIII в. в России становится барокко — стиль абсолютизма, воплощающий великолепие и мощь Российского самодержавия. Русское барокко отличалось от западноевропейского своим оптимистическим пафосом, позитивным началом. Главное в русском барокко — строительство дворцов новой столицы России — Петербурга.
Всё же наиболее ярко новые веяния сказались в живописном портрете. В парсунах даже конца XVII века главное внимание обращалось не столько на раскрытие личности человека, сколько на изображение его высокого сана и приличествующей ему представительности. В произведениях же наиболее талантливых художников петровского времени - Андрея Матвеева и Ивана Никитина -русское искусство одним скачком достигло новых высот. Таков, например, автопортрет А. Матвеева с женой, где художник доверчиво и открыто представляет зрителю свою немного простоватую, но одетую в модное платье молодую жену.
На уровне лучших европейских портретов того времени - работы И. Никитина, особенно портреты Петра I. И. Никитин писал и соратников Петра I-канцлера Головкина и безымянного напольного гетмана. По яркости и непосредственности характеристики портрет напольного гетмана один из наиболее выразительных русских портретов первой четверти XVIII века.
Годы мрачного безвременья, последовавшие за смертью Петра I, неблагоприятно сказались на изобразительном искусстве, бурный рост которого затормозила наступившая реакция. Деловитость, простота и внутренняя значительность образа, характерные для искусства начала века, постепенно сменялись внешней парадностью и нарочитой пышностью, но уже с 40-х годов XVIII века начался новый крутой подъём.
Ростки нового, возникшие при Петре I, подготовили к середине века расцвет русской культуры в самых разных областях.
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.
Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости". С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.