Политический (государственный)режим: понятие и признаки
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходя-щие не в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются а его режиме, а он влияет на форму правления и форму государст-венного устройства.
Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо вклю-чает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических парий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Политический режим — это динамическая, функциональная ха^ рактеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система* тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в поли-тической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, сущест-иующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Понятие «политический режим» включает в себя следуютод параметры (признаки):
1) степень участия народа в механизмах формирования полит^
ческой власти, а также сами способы такого формирования;
2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами
государства;
3) гарантированность прав и свобод личности;
4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в
обществе;
5) степень реализации политической власти непосредственно на
родом;
6) положение средств массовой информации, степень гласное
в обществе и прозрачности государственного аппарата;
7) место и роль негосударственных структур в политической сис
теме общества;
8) соотношение между законодательной и исполнительной вет
вями власти;
9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограни
чивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
10) тип политического поведения;
11) характер политического лидерства;
12) учет интересов меньшинства при принятии политическ
решений;
13) доминирование определенных методов (убеждения, принуж-
дения и т.п.) при осуществлении политической власти;
14) степень верховенства закона во всех сферах общественной
жизни;
15) принципы взаимоотношения общества и власти;
16) политическое и юридическое положение и роль в обществе
силовых структур государства (армия, полиция, органы государст
венной безопасности и т.д.);
17) мера политического плюрализма, в том числе многопартий
ности;
18) существование реальных механизмов привлечения к полити
ческой и юридической ответственности должностных лиц, включая
самых высших.
Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996 С. 161—172.
< цианина Т.Е., Каишнин А.В. Основы российского права. М., 1996. -37.
омаров С.А. Личность в политической системе Российского общества |t 'птико-правовое исследование). Саранск, 1995.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65—69. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. 1.11. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182—184. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 296. ('моргунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 106—110. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных Гран.Свердловск, 1989.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и \.\\. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55—60.
28. Демократический режим
В зависимости от особенностей набора методов и средств госу-дарственного властвования различают два полярных режима — де-мократический и антидемократический.
Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осущест-влял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд дарств, которые сделали в этом направлении больше других Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются другие государства.
Признаки демократического режима:
1) население участвует в формировании и осуществлении госу-
дарственной власти посредством прямой (когда граждане, напри-
мер, на референдуме непосредственно принимают решения по важ
нейшим вопросам общественной жизни) и представительной демо
кратии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им
прeдставительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов
меньшинства;
3) базируется на гражданском обществе с его развитой струк-
турой;
4) предполагает существование правового государства, действие
то принципов;
5) выборность и сменяемость центральных и местных органов
государственной власти, их подотчетность избирателям;
: 59
6) легитимность государственной власти;
7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без
опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем обще
ства, используются только по прямому предназначению, их деятель
ность регламентируется законами;
8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса,
сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы
человека и гражданина;
11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует
принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;
12) политический плюрализм, в том числе многопартийность,
соревнование политических партий, существование на законных ос
нованиях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его
(оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует
власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность
своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
13) гласность, средства массовой информации свободны от цен
зуры;
14) реальное осуществление принципа разделения властей на
законодательную (призванную принимать законы, формировать
стратегию развития общества), исполнительную (призванную осу
ществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить по
вседневную политику государства) и судебную (призванную высту
пать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонару
шений).
Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режи мов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 36—37.
Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 61—68.
Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65—69.
Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. МП. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182—184.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1')%. Тема 21. С. 314—317.
Спшродубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных i ран. Свердловск, 1989.
Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузоваи А.В. Ч и и ько. М.: Юристь, 1997. Гл. 5.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введешь-в теорию. М., 1993.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
I i 1С.55—ф.
29. Авторитарный режим
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода ком-промисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, анти-народнее демократического режима.
Авторитарный режим — государственно-политическое устрой-ство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы
И т. д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках
одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одно-
временном отчуждении народа от реальных рычагов государствен
ной власти;
2) игнорируется принцип разделения властей на законодатель
ную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполни-
тельно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные
органы, наделяются законодательными и судебными полномо
чиями);
3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя
они и могут существовать;
4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с
которым могут использоваться и внесудебные органы;
ч j
5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор*
ности государственных органов и должностных лиц, подотчетности
и подконтрольности их населению;
6) в качестве методов государственного управления доминируют
командные, административные, в то же время отсутствует террор,
практически не применяются массовые репрессии, жесткие насиль
ственные приемы осуществления политической власти;
7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полу
гласность»;
8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма
здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким
целям).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.
Кашанина Т.В., Кашапин А.В. Основы российского права. М., 1996, С. 36—37.
Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 61—68.
Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65—69.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182—184.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 314—317.
Стародубсшй Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55—-60.
30. Тоталитарный режим
Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи для всех форм тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, пол
ным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми
сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от полити-
сеской власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом
сознании формируется представление о единстве, слиянии власти
и народа;
3) монопольный государственный контроль над экономикой,
средствами массовой информации, культурой, религией и т.д.,
вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламента-
ция общественных отношений, которая базируется на принципе
дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
5) государственная власть формируется бюрократическим спосо
бом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и
недоступна для контроля со стороны народа;
6) доминирующим методом управления становится насилие, при-
нуждение, террор;
7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профес-
ионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настро-
енных сил;
8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный,
формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
9) экономической основой выступает крупная собственность: об-
цинная, монополистическая, государственная;
10) характеризуется наличие одной официальной идеологии,
фактически устраняется плюрализм;
11) централизация государственной власти во главе с диктатором
и его окружением;
12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со
стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского об
щества;
14) государственная власть осуществляется но своему усмотре
нию, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с
демократическими механизмами, нормами и институтами.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
I! Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. , Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.
Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.
Каманина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 33—34.
Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 53—58.
Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М, 1997. С. 65—69.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182—184.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 314—317.
Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазны: стран. Свердловск, 1989.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова i А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5.
Теория политики (Общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова i А.В. Малько. Саратов, 1994.
31. Механизм государства: понятие и структура
Механизм государства — это система государственных органов призванных осуществлять задачи и функции государства.
В юридической науке понятия «механизм государства» и «госу-дарственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя, существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп
ность государственных органов;
б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;,
в) основным элементом механизма государства выступают госу
дарственные органы;
г) он является той организационной и материальной силой (ры
чагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть,
достигает конкретных результатов.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, i юдсистем.
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимо
связи и соподчиненности при осуществлении своих непосредствен
ных властных функций;
2) государственные учреждения и предприятия, которые власт-
i |ыми полномочиями (за исключением их администраций) не обла
дают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики,
образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;
3) государственных служащих (чиновников), специально занима
ющихся управлением;
4) организационные и финансовые средства, а также принуди
тельную силу, необходимые для обеспечения деятельности государ
ственного аппарата.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Пра-новедение. 1996. № 3.
Кашашна Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996: С. 37-Г-44.
Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной жономике. М., 1992.
Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс// Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 22.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 6.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 6,8.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 7.
Теория государства и права/ Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 12.
Толстик В.А. Основы теории государства. Н. Новгород, 1995. С. 39—42.
ЧиркинВ.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
32. Органы государства: понятие, признаки, виды
Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и
наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки орга
на государства: '
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма госу
дарства;
2) образован и действует на основе правовых актов (конституции
и законов); •
3) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис
пользуя для этого соответствующие формы и методы;
4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе
возможностью применения в случае необходимости мер принуж
дения;
5) состоит из государственных служащих и соответствующих под
разделений, скрепленных единством целей, ради достижения коте
рых он образован;
6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и фу
нансовые средства, которые требуются для осуществления его ico.v
петенции.
По форме реализации государственной деятельности органы п: сударства классифицируются на представительные, исполнитем но-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольнс надзорные органы; по принципу разделения властей — на законодс тельные, исполнительные и судебные; по иерархии — на федеральны* республиканские и местные; по срокам полномочий — на постоя} ные (создаются без ограничения срока действия) и временные (созд; ются для достижения краткосрочных целей); по порядку осущест вления компетенции — на коллегиальные (Государственная Дум Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент); по правовым формам деятельности — на правотворческие, правопримеш тельные и правоохранительные; по характеру компетенции — и органы общей (правительство) и специальной компетенции (минис терства) и т.п.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Пр; воведение. 1996. № 3.
Каманина- ТВ., Каманин А.В. Основы российского права. М., 199*'.-
С. 38^-44.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск.'1994. Лекция 5.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1 Гл. 8.
Теория государства и права: Курс лекций / Пол. . Ы.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристь, 1997. Гл. 6.
Теория государства и права / Под ред. МЛ. Марченко. 2-е изд. М,, 1996. Лекция 7.
66)
' еория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-а. М., 1995. Тема 6. С. 158-461; Тема 8.
■ория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-лкатеринбург, 1996. Гл. 12. С. 156—161; Гл. 15. С. 207—211.
.ропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 6. С. 105—117.
ЧиркинВ.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
33. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «механизм государства» («государствен-ный аппарат») (см. ответ на вопрос 31).
Аппарат государства есть система государственных органов, вза-
связанных общими принципами организации и деятельности,
обные принципы — это исходные идеи, определяющие основ-
подходы к формированию и функционированию государствен-
ных органов.
Такими принципами могут выступать: . . .
1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина,
который предполагает соответствующие обязанности государствен
ных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
2) принцип демократизма, который выражается прежде всего в
широком участии граждан в формировании и организации деятель
ности государственных органов;
3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни-
тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирую-
щие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
4) принцип законности, который означает обязательность соблю-
дения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;
5) принцип гласности, который обеспечивает информирован
ность субъектов права о практической деятельности конкретных
государственных органов;
6) принцип федерализма, который выражает единство системы
государственной власти, разграничение предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
7) принцип профессионализма, который создает благоприятные
условия для использования наиболее квалифицированных работни
ков в деятельности государственного аппарата, гарантирует высо
кий уровень решения основных вопросов государственной жизни в
интересах населения страны;
8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который
обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрокра
тических начал государственного аппарата;
9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который
выражает оптимальное соотношение децентрализации и централи
зации в государственном управлении;
10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы
государства занимают в государственном аппарате разные уровни
(одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов
обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет этих функций как при образовании государ-; ственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байтин ММ. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
Гойман-ЧервонюкВ.И. Очерк теории государства и права. М, 1996. Гл. 5.
Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994. С. 210—212.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 8.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 6.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 7.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 6. С. 103—-104.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 38—42.
34. Политическая система общества: понятие и структура
Политическая система общества — этб упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаи-
сйствие которых порождает новое качество, не присущее ее час-
. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в
итические интересы классов, социальных групп, наций, разо-
гься во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти инте-
ресыполитических явлений. ,
Политическая система в конечном счете регулирует производ-ство и распределение благ между социальными общностями на ове использования государственной власти, участия в ней, борь-бы за нее.
Структура политической системы означает, из каких элементов состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация общества, включающая в себя го-
арство, политические партии и движения, общественные органи-
ии и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические и
идеологические стороны политической власти и политической сис-темы'
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие
штическую жизнь общества и процесс осуществления политичес-
кой власти;
4) политические отношения, складывающиеся между элемента-
системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятель-
ности и совокупного политического опыта.
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.
Комаров С А. Личность в политической системе Российского общества.
Саранск, 1995.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 7.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.
Лекция 12. , v
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-
герова. М„ 1995. Тема 7.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 7.
' ;
Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.И.' Коновалов;.' А.В. Малько. Саратов, 1994.
Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы совремеш» общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5
Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обще
вом//Государство и право. 1994. №5. •
35. Функции политической системы
Сущность политической системы общества наиболее ярко про-является в ее функциях. Отсюда характеристика политической сис- темы будет неполной без их рассмотрения.
Выделяют следующие функции политической системы:
1) обеспечение политической власти для определенной социаль
ной группы или для большинства членов данного общества (поли-
тической системой устанавливаются и Осуществляются конкретные
формы и методы властвования — демократические и антидемокра-
тические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в
интересах отдельных социальных групп или большинства населения
(действие политической системы как управляющей включает поста-
новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ
в деятельности политических институтов);
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достиже-
ния этих целей и задач (без огромной организаторской работы, люд-ских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели,
и задачи обречены на заведомое недостижение);
4) выявление и представительство интересов различных субъек
тов политических отношений (без селекции, четкого определения и
выражения на политическом уровне данных интересов никакая по
литика невозможна);
5) удовлетворение интересов различных субъектов политических
отношений посредством распределения материальных'и духовных
ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного
общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы
разнообразных общностей людей);
6) интеграция общества, создание необходимых условий для вза
имодействия различных элементов его структуры (объединяя раз
ные политические силы, политическая система пытается сглажи
вать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия,
преодолевать конфликты, устранять коллизии);
7) политическая социализация (посредством которой формиру
ется политическое сознание индивида и он включается в работу
конкретных. политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и дея-тельности);
8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен-ной степени соответствия реальной политической жизни официаль-ным политическим и правовым нормам).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.
Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.165—67.
Демидов AM., Федосеев А.А. Основы политологии. М, 1995. Гл. 12.
Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов н/Д, 1996. Лекция 5. , Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества [политико-правовое исследование). Саранск, 1995.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 116—124.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.С. 36—51.
Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.
Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. :.Н. Марченко. М, 1998. Т. 1. С. 237—243.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. [алько. М.: Юристь, 1997. Гл. 7.
Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчи-
iCTb. M., 1993. ,
36. Место и роль государства в политической системе общества
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «политическая система общества» и рас-крыть ее структуру (см. ответ на вопрос 34). Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполня-ет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурса-ми общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:
1) выступает в качестве единственного официального представи
теля всего народа, объединяемого в пределах его территориальных
границ по признаку гражданства;
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), пред
назначенным для управления обществом;
4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами,
милицией, службой безопасности и т.п.);
5) обладает, как правило, монополией на правотворчество;
6)^обладает специфическим набором материальных ценностей
(государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лекция 8.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 34—36.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 7.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 13.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 7.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 7. С. 77—82.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 30—33.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 30—32.
37. Государство и органы местного самоуправления
Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления», к системе государственных органов уже не относятся.
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории.
Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.
С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления характеризуются следующими
чертами:
— структура и компетенция этих органов определяется населе
нием самостоятельно;
— обладают полномочиями на решение вопросов местного зна
чения;
— в пределах своей компетенции издают правовые акты;
— являются юридическими лицами;
— не входят в систему органов государственной власти.
При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. выделяются выборны