Дневники

"Я предлагаю ввести в группы дневники, чтобы от­мечать в них все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При ежемесячной проверке записей можно будет усмотреть, в чем преуспели или погрешили. При этом, начиная новый день, пусть каждый принимает решение не допускать в течение всего дня какого-нибудь определенного проступка, например, раздражения, грубости, лжи и т.д., а затем можно начать утверждать особую воздержанность, внимательность, веж­ливость, бережность к окружающим и т.д. Мне кажется, что ведение такого дневника во всех группах с целью самоанализа и усовершенствования поможет искоренению нежелательных привычек и замене их новыми и полез­ными качествами". (Из писем Е.Р.).

Этот совет был приложен к жизни и дал быстрые и ощутительные результаты. Он ввел в процесс совершен­ствования ценнейшие элементы: внимательность, плано­мерную сознательность и познавание сокровенных рыча­гов жизни. Каждый вечер, прежде чем отойти ко сну, несмотря на поздний час и усталость, мы доставали наши дневники и подводили итоги дня. И сразу же резко бро­салось в глаза наше внутреннее состояние. В эти моменты, точно полководец, наша светлая сущность обозревала фронт. Иногда мы фиксировали успешное наступление. Иногда мы убеждались, что фронт прорван во многих местах, и тут же принимали решения. Мы часто видели, как отдельный участок требовал напряжения всех сил, и понимали значение этих решительных битв. Мы радова­лись, видя, как возрастает битва, и печалились затуханию огня, зная, что сопротивление слабело из-за ослабления устремленности.

Одно трудно передать — это напряженность битвы. Что может сравниться с ураганами темных атак и яростью разбуженных стихий? Никто из тех, кто сам еще не ис­пытал духовную битву, не поймет эти приступы смертель­ной тоски и тяжесть подавленности и удушья, эти моменты отчаяния и смятения, когда только бледность и воспален­ные глаза заставляли окружающих спрашивать о здоровье. Но зато и радость победы не знают не ведающие духовных битв! Мы знаем, насколько серьезна и ответственна эта нескончаемая битва и как много зависит от нее не только для нас самих, но и для многих и для мира, если самая страшная и кровопролитная война есть лишь отражение побед и поражений, есть лишь следствие битвы в могучем океане мира причин.

Можно представить себе, каким ценным пособием бу­дут такие дневники, которые приведут к истинному зна­нию, не отделенному от жизни, не отвлеченному, но та­кому же насущному, как знание приемов боя и умение стрелять для воинов земных.

Вместо того, чтобы развивать и совершенствовать зем­ные армии, каждый человек мог бы обладать более целе­сообразными и могучими армиями в себе самом и направ­лять эти силы на водворение великой жизни на Земле, если бы он осознавал хотя бы частично психическую энер­гию — высшую из человеческих сил. Но дневники очень помогут в этом, если будет нужное чтение Книг и если сознание будет соответствовать качеству записей, нужно­му для продвижения.

Было замечено, что желая в какой-нибудь день не допускать определенного проступка, мы в суматохе дня забывали о нашем решении. При первых шагах такая слабость легко возможна. Поэтому можно выбрать семь своих наихудших свойств и в течение продолжительного времени каждому из них уделять определенный день не­дели. Например:

воскресенье — раздражение,

понедельник — обидчивость,

вторник — грубость,

среда — осуждение,

четверг — недовольство,

пятница — страх,

суббота — самомнение.

Было замечено, что очень скоро такое распределение крепко врезалось в сознание, и пробуждаясь утром, на­пример, в воскресенье, мы уже готовы к встрече с врагом — с раздражением. Интересно заметить, что в будущем каждое воскресенье приобретает колорит нераздражения, и сознание в эти дни будет действовать как автомат, постоянно напоминая о принятом решении. Еще интерес­нее то, что перечисленные семь свойств со временем не допускаются сознанием уже в каждом дне, и тогда можно начать думать о качестве каждого свойства в отведенные ему дни недели.

То же можно сказать и об утверждении добродетель­ных свойств. Но, конечно, предлагается строго продумать, прежде чем избрать и распределить свойства. Здесь не излишним будет не только знание своей шкалы, но и знание светил.

Фиксируя ошибки и добрые дела, мы в конце концов заметим, что причина их лежит в нескольких отрицатель­ных свойствах и нескольких основных добродетелях. Из них-то мы и можем избрать по семь, и когда настанет время позаботиться об улучшении качества, то от этих свойств мы затронем разветвления как вниз, так и вверх, не забыв об их родителях, сестрах, братьях и детях. Может быть, таким путем мы когда-нибудь придем к несению в каждом дне какого-то одного качества, которое включит в себя все, и, что самое главное, это качество будет полным и действительным аккордом, но не жалкой попыткой, когда сразу применяющий это единое качество и счита­ющий, что он делает это блестяще, не применяет его и на тысячную часть, ибо он еще не познал практически всей широты и всего объема этой великой силы.

Говоря о семи днях недели, семи отрицательных свой­ствах и семи качествах, мы имеем в виду семь основных центров нашей конституции и сердце как синтез синтезов. Но о дальнейшем пусть каждый подумает сам.

Учение говорит: "Разве не увлекательно, если опыт­ным порядком можно установить шкалу качеств?". Уже теперь мы видим, насколько это интересно и насколько при действительном совершенствовании шкала качеств становится необходимой.

2 апреля 1939 г.

Наши рекомендации