Россия в условиях войн и революций (1914-1922 гг.)
118. Установите соответствие между политической партией и ее лидером:
1 – РСДРП
2 – "Союз русского народа"
3 – партия эсеров
а) Дубровин
б) В.И. Ленин
в) В.М. Чернов
119 I мировая война началась …
а – 2 сентября 1910 г.
б – 1 сентября 1912 г.
в – 1 августа 1914 г.
г – 1 сентября 1916 г.
Двумя проявлениями нарастания социально-экономического кризиса в России в годы 1 мировой войны …
а – продовольственные трудности
б – введение золотого рубля
в – создание монополистических объединений
г – кризис железнодорожного транспорта
120. Двумя чертами, характерными для состояния экономики России в годы I мировой войны, являлись:
а – сосредоточенность экономики на военных нуждах
б – финансовая стабилизация
в – дефицит, инфляция, безработица
г – увеличение сельскохозяйственного и промышленного производства
121. Двумя чертами, характерными для состояния русской армии в годы I мировой войны, являлись:
а – высокая боеспособность войск
б – большие людские потери и неудачи на фронте
в – недостаток вооружения и боеприпасов
г – высокая подготовленность к войне
122. О нарастании общенационального кризиса в годы I мировой войны 1914-1918 гг. свидетельствовало:
а – возникновение парламента
б – возникновение многопартийности
в – события Кровавого воскресения, ставшие началом I русской революции
г – невиданный размах коррупции
123. Проявлением общенационального кризиса в России в годы I мировой войны являлся (-ась), (-ось):
а – Ленский расстрел
б – нерешенность аграрного, рабочего, национального вопросов
в – образование двоевластия
г – Кровавое воскресение
124. Лозунг "Никакой поддержки Временному правительству!", "Вся власть Советам" выдвинул …
а – октябрист А. Гучков
б – большевик В. Ленин
в – меньшевик Н. Чхеидзе
г – эсер А. Керенский
125. Политика "военного коммунизма" привела к …
а – созданию крестьянской кооперации
б – уничтожение товарно-денежных отношений
в – возрождение частного предпринимательства
г – повышение благосостояния рабочих и крестьян
126. Назовите две черты НЭПа:
а – всеобщая трудовая мобилизация
б – национализация мелкой промышленности
в – дифференциация заработной платы
г – разрешение свободной торговли
СССР в 1922-1953 гг.
127. Двумя из четырех республик, образовавших 30 декабря 1922 г. СССР, являлись:
а – ЗСФСР
б – Дагестан
в – Киргизия
г – Украина
128. Два события, относящиеся к 1924 г. …
а – присоединение к СССР Западной Украины и Зап. Белоруссии
б – Второй съезд Советов СССР
в – образование Эстонской и Латвийской ССР
г – принятие 1 конституции СССР
129. Пакт о ненападении между СССР и Германией был заключен:
а – 1 сентября 1939 г.
б – 23 августа 1939 г.
в – 2 сентября 1945 г.
г – 22 июня 1941 г.
8. СССР в 1953-1991 гг. Россия в конце XX – начале XXI в.
130. Какие два события относятся к периоду "холодной войны":
а – образование союза стран Организации Варшавского договора
б – корейская война
в – вступление СССР в Лигу Наций
г – Генуэзская конференция
131. К периоду "холодной войны" относится:
а – создание антигитлеровской коалиции
б – создание Лиги Наций
в – раздел мира на две противостоящие системы
г – формирование многополярного мира
Одним из достижений НТР в СССР в 50-е гг. стало:
а – расшифровка генома человека
б – введение на орбиту первого в мире искусственного спутника Земли
в – массовое производство персональных компьютеров
г – создание цифрового телевидения
132. В.В. Путин был избран президентом на второй срок в:
а – 2002 г.
б – 2003 г.
в – 2001 г.
г – 2004 г.
133. Двумя основными противоречиями общественного развития и причиной "застоя" явились:
а – падение темпов роста национального дохода
б – идеологическое подавление личности
в – отсутствие номенклатуры
г – существование многопартийности
134. В конце 1940-х гг. в СССР была развернута кампания по борьбе с :
а – диссидентами
б – патриотами
в – октябристами
г – космополитами
Содержание обучения – это особым образом сконструированная, адаптированная и логически выстроенная информационная модель окружающей действительности или осваиваемой деятельности.
Проектирование содержания – это и есть построение такой модели, и подразумевает оно определение необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления.
Объем курса и тем
Объем учебного материала дистанционного курса задан, с одной стороны, госстандартом – через описание системы осваиваемых дидактических единиц * и общую трудоемкость курса, с другой – учебным планом ДО, регламентирующим количество тем и методико-технологическую структуру курса.
Еще один важный аспект связан с четким разделением видов пособий в ДО. Как уже было сказано, дистанционный курс – это не полный учебник. Он делится на темы, включающие в себя как содержательную часть, так и методическую. Содержательная часть – это дистанционная лекция, которая представляет собой не весь текст, подлежащий усвоению, а своеобразный ориентир, показывающий студенту структуру осваиваемого содержания, иерархию категорий и понятий, проблемные места темы и объясняющий, на что обратить особое внимание, каким образом лучше усвоить материал и т.д. По аналогии: если в учебнике или курсе лекций отражено все необходимое содержание, то в дистанционном курсе – тезисы или конспект лекций.
Таким образом, объем каждой темы (точнее, ее текстовой части) составляет 4–5 стандартных страниц, а объем текстовой части всего курса – 40–50 страниц (курс категории А), 60–70 страниц (категория В), 80–100 страниц (категория С). Этот параметр должен выдерживаться очень четко, поскольку дистанционный курс – это то, что студент будет видеть на мониторе, а читать длинные тексты с монитора – дело весьма утомительное.
Структурирование учебного материала
Фрагментарность и психологические особенности контактов преподавателя и студента в ДО диктуют необходимость несколько иного подхода к структурированию учебного материала.
Каждая тема должна быть логически завершенной. Даже если какое-то содержание невозможно уместить в одну тему, делить его надо так, чтобы подтемы были логически обоснованы, и им можно было бы дать свой заголовок.
Каждая тема должна содержать примерно равное количество новых дидактических единиц, чем обеспечивается равномерность загрузки студента в течение учебного периода.
Широко известны и используются в педагогической практике методы логического структурирования учебного материала, позволяющие наглядно представить себе как всю совокупность дидактических единиц, так и их взаимосвязь и иерархию. Один из них – метод графов, он позволяет показать иерархические связи дидактических единиц в теме. Другой метод – опорно-логические схемы, представляющие структуру материала в образно-символически-текстовом виде. Кроме того, что это хороший инструмент проектирования содержания, это еще и эффективное средство визуализации материала.
Темы могут блокироваться в модули (разделы). Но таких модулей, в силу технологических особенностей ДО – распределения текущих и рубежных контролей, дискуссий, письменных работ и т.д., должно быть не более 3–8, в зависимости от категории курса.
При проектировании содержания дистанционного курса не обойтись без двух категорий, которые, без преувеличения, коренным образом изменили представления об информации, содержании, текстах, их структурировании и выстраивании. Это понятия «фрейм» и «гипертекст».
Фреймы
Концепцию фреймов ** разработал один из основателей теории искусственного интеллекта Марвин Мински . Это минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Мински считал, что мыслительные процессы основываются на хранящихся в памяти людей разнообразных структурах данных – фреймах. Благодаря им человек осознает зрительные образы (визуальные фреймы), понимает слова (семантические фреймы), рассуждения и действия (фреймы-сценарии или поведенческие модели). Нечто подобное происходит и в памяти компьютера: принцип действия систем управления базами данных и экспертных систем основывается на концепции фреймов.
Если говорить о тексте дистанционного курса, то он как раз и представляет собой совокупность фреймоподобных дидактических единиц. Можно сказать, что
фрейм – это неделимая по смыслу часть дидактической единицы, а дидактическая единица – это несколько (от одного до 5–9) фреймов.
В самом тексте курса дается минимальное описание изучаемого объекта, явления или факта, «очищенное» от пояснений, комментариев, примеров и т.д. Все это, конечно, помогает студенту более полно и глубоко усвоить материал и без этих самых пояснений не обойтись. Но технология дистанционного обучения строится таким образом, чтобы побудить самого студента к наиболее активному усвоению и поиску необходимой информации. Для человека, в определенной степени владеющего материалом, минимального описания будет достаточно, для человека, который не совсем понял фреймового описания, такая структура будет дополнительным стимулом для активизации мышления и поисковой деятельности.
Таким образом, текст темы дистанционного курса (дистанционной лекции) в целом представляет собой сеть логически связанных между собой фреймов – узлов. Связи – это взаимоотношения фреймов, их взаимодействие, иерархия, характеристики и т.д.
Как же сделать так, чтобы и дистанционный курс не разбухал, и информация была бы наиболее полно и доступно для студента (в том числе дополнительная, расширяющая). Здесь на помощь приходит гипертекст.
Гипертекст
Пожалуй, основной причиной «взрывного» развития Интернета и связанных с ним образовательных технологий является обращение к новому инструменту представления материалов в сети – протоколу HTTP ( HyperText Transfer Protocol ), обеспечивающему возможность переходить от одного ресурса в сети к другому вне зависимости от места их размещения. Этому протоколу соответствует язык HTML ( HyperText Markup Language ), на котором пишутся Интернет-ресурсы .
Применительно к дистанционному обучению появление протокола HTTP резко расширило возможности представления учебного материала и взаимодействия в рамках учебного процесса. При использовании гиперссылок переход из одного документа или его части в другой документ или часть осуществляется простым щелчком «мыши» на выделенном фрагменте, при этом не имеет значения, где находится запрошенный документ – на том же сайте или где-то еще в необъятном море информации, размещенной в Интернете. Это позволяет облегчить ориентацию в образовательных ресурсах одного курса (или даже специальности), а главное – связать между собой другие ресурсы, в том числе размещенные в сети лицами, не имеющими отношение к данному учебному заведению. В результате студент получает возможность, не меняя своего местоположения, а только лишь переходя по ссылкам, «ходить» в различные библиотеки, «посещать» предприятия и организации (собирая материал для ответов на вопросы и написания работ).
Перейти можно к тексту, изображению, звуковому файлу и т.п. Однако сама по себе ссылка не дает непосредственного доступа к требуемому ресурсу, более того, информации, находящейся в тексте ссылки, может оказаться недостаточно для такого доступа. Ссылка – это лишь определенное указание на адрес ресурса в Интернете. И если, например, расположение документа будет изменено либо он будет вообще удален с сайта, ссылка приведет в «никуда» – добраться до документа с ее помощью будет невозможно. Точно так же наличие ссылки не означает, что искомая информация предоставляется любому желающему: возможно, владелец сайта, на котором размещен ресурс, ограничил доступ к нему и потребует подтверждения прав доступа путем введения пароля. Это необходимо учитывать, создавая систему гиперссылок дистанционного курса.
Текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов, и называют гипертекстом.
В дистанционных курсах гиперссылки бывают двух видов:
1. Ссылки и переходы, обусловленные структурой курса. Это, скажем, переход к следующей теме, контрольным вопросам, библиотеке, в начало курса и т.д. Как правило, на курсовом сайте для этого предусмотрены специальные кнопки или символы.
2. Смысловые гиперссылки. Фактически это некое разветвление и расширение информационного поля курса. В общем-то, студенту совсем необязательно щелкать на такую ссылку, но, с другой стороны, их использование существенно повышает эффективность усвоения, помогая более глубокому пониманию изучаемого материала. Да и бывает просто интересно.
Наиболее распространенные смысловые гиперссылки:
· Терминологические – отсылают к словарям, содержащим более детальное описание термина (в том числе на разных языках), его этимологию и/или различные трактовки термина.
· Биографические – отсылают к биографиям людей, упомянутых в текстах.
· Иллюстративные – отсылают к дополнительным примерам и иллюстрациям (в широком смысле).
· Ссылки на источники – отсылают к литературе. Аналог обычных текстовых ссылок на источники. Но: это не ссылки на библиотеку курса, у тех ссылок совсем другие функции. Эти же используются при цитировании, уточнениях и в других подобных случаях.
· Ссылки-комментарии – отсылают к мнениям, аргументам, комментариям по затронутому вопросу.
Указанные ссылки, как правило, связывают студента с объектами, находящимися вне конкретной темы, но можно также вводить и внутритекстовые ссылки, пересылая студента к соответствующим местам внутри самого текста темы – к категориям, терминам, справочным блокам и т.д.
О количестве ссылок.
Здесь нет жестких нормативов, должен работать здравый смысл. Текст, испещренный ссылками, и смотрится плохо, и создает трудности в прочтении. Вспомните, как тяжело читается текст с множеством сносок и ссылок на источники.
Краткое резюме
Проектирование содержания дистанционного курса – ответственная стадия работы. В целом оно подразумевает отбор необходимого объема материала, очерчивание его границ, выделение структурных элементов – фреймов, определение нужных выходов – гиперссылок. Проектирование же технологии подразумевает прежде всего определение набора учебных действий, которые следовало бы выполнить студенту для эффективного освоения темы и курса в целом. Ну и, разумеется, всего инструментарного комплекса процесса усвоения.
* Дидактическая единица – это логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания, как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.
** В веб-дизайне фрейм – это дополнительная рамка. Хотя, действительно, это слово и происходит от английского “frame” – рамка, в веб-дизайне и проектировании текстовых структур они употребляются в совершенно разных смыслах.