Органы при Президенте Российской Федерации

Администрация Президента Российской Федерации.Вспомогательные органы при главе государства начинают появляться в ХIХ в. Небольшие по своему составу, они выполняли функции помощников и секретарей. Так, Президент США Дж. Джонсон в 1833 г. имел трех помощников, занимавшихся главным образом сортировкой и регистрацией поступавшей корреспонденции. Президент, раскурив трубку, любил говорить, что он предпочитает единолично обдумывать государственные проблемы и решать их[479]. Увеличение в ХХ в. роли главы государства в управлении политическими и общественными процессами приводит к появлению администраций при главах всех государств.

Президент Российской Федерации в соответствии с пунктом «е» статьи 83 Конституции Российской Федерации для выполнения своих полномочий формирует Администрацию Президента. Её статус, структура, задачи и организация деятельности закреплены в Положении об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными позднее[480]. Необходимо отметить, что попытки российского парламента законодательно закрепить правовой статус Администрации Президента не находили поддержку со сторону бывшего президента России Б.Н. Ельцина[481].

За историю Администрации менялся и её правовой статус. До середины 1990-х г.г. Администрация рассматривалась как рабочий аппарат во главе с Руководителем Администрации. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. № 1412 закрепила Администрацию Президента Российской Федерации в качестве государственного органа. Конституционность этого положения оспаривалось Государственной Думой в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации определил, что положение закрепляющем Администрацию Президента Российской Федерации как государственный орган носит общий характер, и их реальный смысл и значение определяются полномочиями, которыми наделена Администрация. По причине того, что оспариваемы нормы Указа в ходе рассмотрения данного дела в Конституционном Cуде Российской Федерации были изменены или утратили силу в следствии издания Указа Президента Российской Федерации от 15 апреля 1997 г. № 352, либо в новых положениях, введённых данным Указом, которые Государственная Дума не оспаривает и именно в связи с появлением которых она отозвала свой запрос в целом, дело были прекращено[482].

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент Российской Федерации. Непосредственным руководителем является Руководитель Администрации. По сложившейся в России в конце ХХ в. управленческой практики Руководитель Администрации Президента Российской Федерации играет большую роль в политической жизни страны. В связи с этим фактом жизни нашего государства, В.Е. Чиркин отмечает, что существующие в зарубежных странах аналогичные учреждения (администрация, канцелярия президента и т.п.) имеют более узкий состав, по сравнению с Администрацией Президента России. Как правило, они не занимаются вопросами непосредственного, оперативного управления, что иногда делают некоторые управления и отделы Администрации Президента Российской Федерации. Администрация Президента как специальный орган в зарубежных конституциях не упоминается[483].

Для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в Администрации создаются все необходимые организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможно осуществление Президентом функций главы государства.

Согласно Указу Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 (ред. от 30.06.2012) «Об Администрации Президента Российской Федерации»[484] Администрация Президента Российской Федерации сформирована в составе Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, двух заместителей Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, помощников Президента Российской Федерации, включая помощников Президента Российской Федерации - начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителя протокола Президента Российской Федерации, пресс-секретаря Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, полномочных представителей Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, советников Президента Российской Федерации, старших референтов, референтов Президента Российской Федерации и иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений.

Совет Безопасности при Президенте Российской Федерации. Статья 83 пункт «ж» Конституции Российской Федерации закрепляет за президентом право формировать и возглавлять Совет Безопасности. Правовой основой формирования Совета Безопасности Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»[485], другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

Подробная регламентация правового статуса Совета Безопасности определяется главой Федерального закона Российской Федерации «О безопасности» и Указом Президента Российской Федерации 06 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»[486].

Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации. Решения научного совета при Совете Безопасности носят рекомендательный характер.

В состав Совета Безопасности входят: а) Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; б) Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации; в) постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности.

Функциями Совета Безопасности являются: а) рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, организации обороны, в том числе строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, планирования их применения, вопросов оборонного производства, мобилизационной подготовки, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности; б) проведение стратегической оценки на основе анализа информации; в) разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности; г) осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности; д) участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; е) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности; ж) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности; з) организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией; и) организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности; к) рассмотрение ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению; л) рассмотрение ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации; м) рассмотрение ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; н) организация научных исследований по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.

Совет Безопасности в соответствии со своими задачами и функциями образует рабочие органы - постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности и научный совет при Совете Безопасности. Научный совет при Совете Безопасности осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и его рабочих органов.

Полномочные представители Президента Российской Федерации. Задачей института полномочных представителей Президента Российской Федерации является помощь в обеспечении выполнения функций главы российского государства. Должности полномочных представителей Президента Российской Федерации могут учреждаться по наиболее важным вопросам внутренней политики как по территориальному, так и по функциональному принципам.

Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Институт представителей Президента Российской Федерации возник в России после августовских событий 1991 г.[487] 31 августа 1991 г. Российский Президент издал Распоряжение № 33-рп «Об утверждении Временного положения о представителях Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР». Ни в Распоряжении № 33-рп, ни в самом положении не раскрывалось понятие «представитель Президента РСФСР», не было определено функциональное предназначение президентских представителей. Видимо, предполагалось, что это будет скорее институт «доверенных лиц» Президента на определенной (за исключением российских республик) территории РСФСР. Во Временном положении, утверждённом Распоряжением 34-рп, говорилось, что представительства Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР возглавляются соответствующими постоянными представителями Президента РСФСР[488].

15 июля 1992 г. Президент Российской Федерации издаёт Указ № 756 «Об утверждении Положения о представителях Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге»[489]. В данном акте определялось, что Представитель Президента Российской Федерации является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации на соответствующей территории. По сравнению с Положением от 31 августа 1991 г. Положение от 15 июля 1992 г. более определённо расписывало механизм оценки и воздействия на правовые акта субъектов Федерации, противоречащие федеральному законодательству: представители Президента вносили «Президенту Российской Федерации и Главному государственному инспектору Российской Федерации предложения об отмене актов органов исполнительной власти в случае противоречия их законам Российской Федерации, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации».

Наименование «полномочный представитель Президента Российской Федерации» возникает после издания Указа Президента Российской от 10.06.1994 № 1186 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации»[490], согласно которому ранее назначенных представителей Президента следовало считать полномочными представителями Президента в соответствующем субъекте Федерации.

Начало федеральной реформы, начатой В.В. Путиным в 2000 г. начинает просматриваться ещё в Указе Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 696 «О полномочном представителе Президента Российской федерации в регионе Российской Федерации»[491]. В соответствии с ним, территория действия полномочных представителей могла включать нескольких субъектов Федерации[492]: «Полномочный представитель Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации является должностным лицом, представляющим интересы Президента Российской Федерации, включающей в себя один или несколько субъектов Российской Федерации» (п. 1).

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, утвердившем Положение «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений постановляю институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации преобразуется в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

В соответствии с Положением «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.

Указом Президента Российской Федерацией от 13 мая 2000 г. № 849 (ред. от 07.09.2010)[493] был утверждён перечень федеральных округов, из которых состоит Российская Федерация:

Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва. Центр федерального округа - г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа - г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область. Центр федерального округа - г. Ростов-на-Дону.

Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край. Центр федерального округа - г. Пятигорск.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ. Центр федерального округа - г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа - г. Екатеринбург.

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ. Центр федерального округа - г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа - г. Хабаровск.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа и обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента Российской Федерации и назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему.

Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Полномочный представитель имеет заместителей, которые являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации.

Назначение на должность заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации, помощников полномочных представителей Президента Российской Федерации, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

Основными задачами полномочного представителя являются:

организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Полномочный представитель имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц; направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти; использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации; организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе; направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан; вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания; привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа; образовывать совещательные и консультативные органы.

Полномочный представитель размещается в центре федерального округа. Над зданием, в котором располагается полномочный представитель, поднимается Государственный флаг Российской Федерации; в его рабочем кабинете помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации.

Информационное, документационное, правовое, материально - техническое и транспортное обеспечение деятельности полномочного представителя и его аппарата, обеспечение служебными и жилыми помещениями, а также медицинское и социально - бытовое обслуживание полномочного представителя и работников его аппарата осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в соответствующем федеральном округе, на основе соглашений с Администрацией Президента Российской Федерации. Расходы на эти цели производятся за счет сметы Администрации Президента Российской Федерации.

Полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. Для обеспечения эффективности законодательного процесса и более тесного сотрудничества Президента Российской Федерации и Российского парламента Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 792 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» было утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации представляют интересы Президента Российской Федерации и способствуют реализации его конституционных полномочий соответственно в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации и Государственной Думе руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации. Они участвуют в заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации без специального решения Президента Российской Федерации.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации представляет: позицию Президента Российской Федерации по рассматриваемым Советом Федерации федеральным конституционным законам, одобренным Государственной Думой, и федеральным законам, принятым Государственной Думой; обоснования отклонения Президентом Российской Федерации принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов; указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; кандидатуры для назначения на должности, внесенные на рассмотрение Совета Федерации Президентом Российской Федерации; предложения Президента Российской Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе представляет: законопроекты, внесенные Президентом Российской Федерации, на заседаниях Государственной Думы; позицию Президента Российской Федерации по законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой; обоснования отклонения Президентом Российской Федерации принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов; кандидатуры для назначения на должности, внесенные на рассмотрение Государственной Думы Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; предложение Президента Российской Федерации об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Полномочные представители Президента Российской Федерации при осуществлении своих функций имеют право: согласовывать законопроекты, вносимые Президентом Российской Федерации в Государственную Думу; участвовать в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о подписании или отклонении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов; запрашивать и получать в установленном порядке необходимые заключения, материалы и информацию от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации. Положение «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1791 «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации»[494].

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации способствует осуществлению деятельности Президента Российской Федерации как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации. Полномочный представитель участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации без специального на то решения Президента Российской Федерации.

Полномочный представитель от имени Президента Российской Федерации: представляет сторону Президента Российской Федерации в конституционном судопроизводстве во всех случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»; представляет Президенту Российской Федерации проекты обращений, предполагаемых к внесению Президентом Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации; уточняет и изменяет по согласованию с Президентом Российской Федерации основания, по которым Президент Российской Федерации направил обращение в Конституционный Суд Российской Федерации; отзывает по поручению Президента Российской Федерации обращение Президента Российской Федерации до начала рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда Российской Федерации; вносит на заседании Конституционного Суда Российской Федерации необходимые уточнения и изменения в позицию Президента Российской Федерации, изложенную в его обращении в Конституционный Суд Российской Федерации; участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации в иных случаях на основании приглашения или согласия Конституционного Суда Российской Федерации; координирует деятельность лиц, назначенных представителями Президента Российской Федерации для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел; обеспечивает взаимодействие самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации в процессе выработки позиции и представлении интересов Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации; вносит в необходимых случаях Президенту Российской Федерации предложения о мерах по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации.

Полномочный представитель при выполнении возложенных на него функций вправе: запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации заключения, материалы и информацию от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и получать ответ в срок не позднее 15 дней с момента своего обращения; взаимодействовать в установленном порядке с самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями; создавать экспертные и рабочие группы по отдельным направлениям своей деятельности, а также привлекать ученых и специалистов, в том числе на договорной основе, для содействия в осуществлении своих функций; пользоваться в установленном порядке информационными банками данных Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный совет Российской Федерации.В процессе обсуждения и принятия в 2000 г., в настоящее время уже недействующего, Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[495] была высказана мысль о создании Государственного совета Российской Федерации, которая была поддержана Президентом России. Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602 было утверждено Положение «О Государственном совете Российской Федерации»[496].

Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Государственный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Основными задачами Государственного совета являются: содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета; обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации; обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета. Председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах. Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе восьми членов Государственного совета, персональный состав которого определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода. Президиум Государственного совета рассматривает план работы Государственного совета, а также повестку дня его очередного заседания и материалы к заседанию.

Наши рекомендации