Финансирование деятельности избирательных комиссий

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования. Избирательные комиссии являются органами государства, и их работа финансируется из государственного бюджета: Центральной избирательной комиссии - федерального бюджета, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации - из федерального бюджета и бюджетов субъектов, территориальные избирательные комиссии, действующие на постоянной основе - местного бюджета (п. 14 ст. 21 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»). Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Денежные средства, выделяемые избирательным комиссиям из соответствующего бюджета, перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка России, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка России. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются.

Выделяются несколько направлений в деятельности избирательных комиссий финансирующиеся за счет государственного бюджета:

- расходы на подготовку и проведение выборов (центральных, региональных, местных). В эти расходы входит денежное содержание и иные выплаты членам избирательных комиссий и работникам их аппарата;

- расходы, связанные с осуществлением федеральных целевых программ, обеспечивающих выборы. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» и федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в России.

Избирательные комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из этих бюджетов. Контроль за процессом расходования бюджетных средств, выделенных избирательным комиссиям на проведение соответствующих выборов, обеспечивает чистоту избирательного процесса. Отчеты Центральной избирательной комиссии о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований.

Финансирование кандидатов, избирательных объединений,

Участвующих в выборах

Кандидаты, избирательные объединения обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для регистрации. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.

Под избирательным фондом понимаются денежные средства, находящиеся на специальном счету зарегистрированного кандидата, избирательного объединения и использующиеся только на расходы, связанные с избирательной кампанией. На уровне субъекта Российской Федерации предусматривается создание избирательных фондов кандидатов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и избирательный фонд избирательного объединения по выборам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На уровне местного самоуправления возможно существование следующих избирательных фондов: избирательный фонд кандидата на должность главы муниципального образования, избирательный фонд кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, избирательный фонд избирательного объединения по выборам представительного органа местного самоуправления.

Избирательный фонд создается, функционирует и ликвидируется в установленном законе порядке. Он имеет временный характер и строгое целевое назначение, аккумулирует средства, затрачиваемые на избирательную кампанию. Фонд считается созданным с момента открытия специального избирательного счета в сберегательном банке Российской Федерации. Основанием открытия счета является письменное уведомление кандидатом, избирательным объединением соответствующей избирательной комиссии о выдвижении и получение разрешения на открытие счета в банке. Понятия «избирательный фонд» и «избирательный счет» не являются тождественными. Денежные средства, поступившие на избирательный счет кандидата с нарушением закона, но не возвращенные жертвователям, а используемые кандидатом в целях проведения избирательной кампании, могут квалифицироваться как денежные средства, используемые кандидатом помимо избирательного фонда[436].

Ответственность за поступление и расходование средств фонда лежит на кандидате, его полномочном представителе, при выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе, - на избирательном объединении[437]. Избирательный фонд считается ликвидированным в момент закрытия счета. К основаниям ликвидации избирательного фонда относятся отказ избирательной комиссии в регистрации кандидата (списка кандидатов); отказ кандидата, избирательного объединения от регистрации или пропуск ее сроков; отмена регистрации кандидата, списка кандидатов за избирательные правонарушения.

Избирательные фонды могут финансироваться из бюджетных средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом; собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Законодательство закрепляет принципы и размеры участия государства в формировании избирательных фондов. Бюджетные средства распределяются между кандидатами на равных основаниях. В отношении других источников финансирования избирательных фондов закрепляется предельная сумма поступления средств от одного субъекта. Так, на выборах Президента Российской Федерации кандидат вправе перечислить в собственный избирательный фонд свои средства в размере, не превышающем десять процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата. При выборах депутатов Государственной Думы российский гражданин может перечислить в фонд избирательного объединения свои средства в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина 5 процентов от установленной законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии.

Не обладают правом финансирования избирательных фондов иностранные государства и организации; иностранные граждане[438], лица без гражданства, российские граждане, не достигшие возраста 18 лет на день голосования; российские юридические лица с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 %; международные организации и международные общественные движения; органы государственной власти и местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия; юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 % на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов; воинские части, военные учреждения и организации; благотворительные и религиозные организации, а также учрежденные ими организации; анонимные жертвователи.

При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, связанных с запретом внесения пожертвования.

Кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований закона, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета.

Расшифровывая целевое назначение средств избирательного фонда, законодатель четко определяет направления их расходования: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов); предвыборная агитация; оплата труда российских граждан за выполненные (оказанные) ими работы (услуги), связанные с проведением избирательной кампании; оплата аренды помещений, оборудования, командировочных расходов, транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров, агитационных мероприятий. Данный список не является исчерпывающим. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» разрешает оплачивать из избирательного фонда и «другие расходы, непосредственно связанные с проведением избирательной кампании». Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям запрещается использовать иные денежные средства, кроме средств, поступивших в их избирательных фонд. Предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидатов, избирательных объединений устанавливается избирательными законами, регулирующими выборы соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предельная сумма расходов средств избирательного фонда избирательного объединения не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении выборов, более чем в 250 тысяч раз.

Нарушения, связанные с образованием избирательного фонда и расходованием его средств, использование запрещенных источников финансирования могут служить основанием для принятия соответствующей избирательной комиссией либо судом решения об отмене регистрации кандидата. Сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов соответствующая избирательная комиссия до дня голосования периодически направляет в средства массовой информации, которые должны их опубликовать в течение трех дней со дня их поступления.

Федеральное законодательство не определяет форму финансовой отчетности кандидатов, избирательных объединений по расходам по избирательным фондам. Она устанавливается избирательными комиссиями соответствующего уровня. Статья 59 пункт 9 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» закрепляет обязанность кандидата, избирательного объединения предоставлять финансовый отчет в избирательную комиссию, не позднее чем за 10 дней до дня голосования и через 30 дней после опубликования результатов выборов. Финансовый отчет, как правило, состоит из трех частей: собственно отчет в виде заполненных форм, приложения (договоры, платежные документы, справки и другие документы, подтверждающие получение и расходование средств), пояснительная записка к отчету. Копии отчета не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования.

Контроль за расходованием средств из избирательного фонда осуществляется в ходе избирательной кампании. Законодатель устанавливает обязанность банка—держателя средств, представлять избирательной комиссии информацию о движении средств из избирательного фонда. Избирательная комиссия имеет право контролировать порядок формирования и расходования средств избирательных фондов, в том числе с точки зрения законности и целевого использования. Закон уточняет, что кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет по представлению соответствующей избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата, избирательного объединения обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов. В случае нарушения кандидатами, избирательными объединениями правил расходования средств избирательного фонда к ним могут применяться различные меры государственно-правовой ответственности:

- отказ в заверении списков кандидатов, принятии уведомления о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе;

- отказ в принятии подписных листов и других документов на регистрацию;

- вынесение предупреждения кандидату, избирательному объединению, инициативной группе избирателей;

- отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов;

- отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);

- передача материалов в правоохранительные и иные государственные органы для привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности;

- признание выборов недействительными;

Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся в избирательном фонде, должны быть перечислены на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования пропорционально сумме их вложений. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан в бесспорном порядке перечислить по письменному указанию избирательной комиссии долю средств, ей причитающуюся, на ее счет. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном счете кандидата, избирательного объединения, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии банк обязан перечислить в доход соответствующего бюджета. Данное положение предотвращает возможность не целевого использования средств после выборов, необоснованное затягивания закрытия избирательного счета.

Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, который не был избран и набрал менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, который не принял участие в распределении депутатских мандатов и набрал менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязано возместить организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, расходы, понесенные ими в связи с предоставлением такому избирательному объединению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации. Так, в соответствии с п. 3 ст. 69 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» политическая партия, федеральный список кандидатов которой получил по результатам голосования менее 3 % голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов, политическая партия, регистрация федерального списка кандидатов которой была отменена или аннулирована, за исключением случая аннулирования регистрации федерального списка кандидатов в связи с его отзывом политической партией по вынуждающим к тому обстоятельствам, обязаны возместить в полном объеме государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных им (в том числе соответствующим региональным группам кандидатов) бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.

Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательными комиссиями, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов при Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации создаются контрольно-ревизионные службы. К их деятельности привлекаются специалисты из различных государственных и иных органов и учреждений: государственной налоговой инспекции, налоговой полиции, органов внутренних дел, банковской системы и т.д. Эти органы и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить в её распоряжение специалистов на срок, предусмотренный избирательным законодательством. В соответствии с законом данные специалисты на время работы в контрольно-ревизионной службе освобождаются от своей основной работы с сохранением должностного оклада.

Структура, порядок формирования, предметы ведения, задачи и функции контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях определяются на основе рекомендации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [439]. Общее направление деятельности контрольно-ревизионной службы можно рассматривать как контроль за порядком финансирования выборов. Подготовка специалистов контрольно-ревизионных служб включает в себя обязательное изучение основ конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового права[440].

Круг полномочий и направления деятельности контрольно-ревизионной службы вытекают из законодательства о выборах. Полномочия данной службы можно разделить на две основные группы. К первой относятся полномочия по осуществлению контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов. В этих случаях контролю подлежат деятельность самих избирательных комиссий как распорядителя бюджетных средств, имеющих целевое назначение. Нормативными правовыми актами, регламентирующими расходование бюджетных средств, являются законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О бухгалтерском учете», инструкции избирательных комиссий о порядке открытия и ведения счетов, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательным комиссиям. Ко второй группе относятся полномочия по контролю за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, по проверке финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений.

Контрольные вопросы и задания:

1. Ответьте на вопрос: что такое объективное и субъективное избирательное право? Раскройте содержание понятий «активное избирательное право» и «пассивное избирательное право».

2. Сформулируйте понятие принципов избирательного права и раскройте их систему.

3. Ответьте на вопрос: какие отношения являются предметом правового регулирования избирательного права? Выберите блоки отношений, относящихся к предмету правового регулирования избирательного права:

а) отношения между Российской Федерацией и международными организациями;

б) отношения между представительными органами и избирательными комиссиями;

в) отношения, связанные с проведением референдума Российской Федерацией;

г) отношения между кандидатами и их доверенными лицами;

д) отношения, возникающие в ходе реализации процедуры отзыва депутатов представительных органов местного самоуправлении;

е) отношения, связанные с проведение студенческой конференции по проблемам избирательного права.

4. Сопоставьте термины «принципы избирательного права» и «принципы избирательной системы».

5. Назовите основные принципы избирательного права и дайте их классификацию.

6. Назовите принципы, обеспечивающие избирателям возможность контроля за соблюдением законности проведения выборов.

7. Ответьте на вопрос: кто из перечисленных лиц не может принимать участие в выборах в качестве избирателя?

- священнослужитель;

- военнослужащий;

- заключенные, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

- подозреваемые в совершении уголовного преступления, находящиеся в следственных изоляторах;

- граждане, не достигшие 16-летнего возраста;

- душевнобольные;

- Президент Российской Федерации;

- граждане, не достигшие 21 года.

8. Сформулируйте понятие «избирательная система», дайте классификацию избирательных систем.

9. Назовите черты мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем. Какая из них предпочтительней для России.

10. Какие избирательные системы применяются при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации. Назовите причины их закрепления в российском законодательстве?

11. Ответьте на вопрос: что представляет собой избирательный процесс, назовите стадии избирательного процесса? Почему, по Вашему мнению понятие избирательного процесса не находит закрепление в российском законодательстве? Выделите основные и факультативные стадии избирательного процесса.

12. Ответьте на вопрос: что представляет собой информирование избирателей. Назовите условия его проведения.

13. Ответьте на вопрос: назовите лиц, которые не могут принимать участие в предвыборной агитации?

14. Ответьте на вопрос: ответьте на вопрос: что такое финансирование выборов? Назовите виды финансирования выборов.

15. Охарактеризуйте порядок финансовой отчетности кандидатов.

16. Ответьте на вопрос: почему образование избирательного фонда является гарантией равного статуса кандидатов?


Наши рекомендации