Глава 5. правовой статус личности в российской федерации
4.1. Понятие конституционно-правового статуса личности и его закрепление в российском законодательстве
Основой конституционно-правового статуса личности являются её права и свободы. Под субъективным правом человека понимается мера его возможного поведения. Свобода - это субъективная возможность человека совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его правах.
Термины «правовое положение» и «правовой статус» широко используются как в конституционном законодательстве, так и в научных исследованиях. По своему содержанию они являются синонимами. В настоящее время их употребляют в отношении человека, государственного органа, органа местного самоуправления. Под конституционным статусом человека и гражданина понимается совокупность их прав, свобод и обязанностей, закреплённых конституцией. В отличие от «основ правого положения», которое находит отражение в текущем законодательстве, черты конституционного статуса находят закрепление только в конституции. Именно в основном законе даются представления об основах конституционно-правового статуса личности. Правовой статус личности, по мнению Л.Д. Воеводина, находит отражение в российском конституционном законодательстве.
Во-первых, основы правового статуса личности складываются в области отношений общество – государство - личность. Данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.
Во-вторых, используемые в конституционном законодательстве термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» обозначают в социальном плане, прежде всего, членов общества. В плане же политическом личность может выступать в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина (подданного). То есть в основном законе должны закрепляться основные категории данного института конституционного права.
В-третьих, в конституции содержатся исходные посылки для определения как структуры института правового положения личности, так и места каждого составного его элемента. Чаще всего правовой статус личности находит закрепление в первых главах основного закона.
В-четвёртых, в области регламентации отношений государства и личности конституция устанавливает исходные начала. Она закрепляет основы правового статуса личности в обществе. В этих основах содержится то общее, что находит конкретизацию при характеристике отдельных категорий людей (иностранцев, лиц без гражданства, граждан).
Центральное место при характеристике правового статуса личности занимает содержание термина «конституционная правоспособность человека», который в законодательстве зарубежных стран чаще всего не закрепляется. Конституционная правоспособность представляет собою признаваемую, неотчуждаемую и гарантируемую способность каждого человека иметь от рождения права, свободы и обязанности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и национального законодательства. Особенностью конституционной правоспособности является её двойственный характер. С одной стороны, конституционная правоспособность направлена на реализацию прав и свобод человека и гражданина в сфере непосредственной демократии. С другой - основной закон закрепляет гарантии реализации права и свобод человека и гражданина в различных отраслях национального права.
В конституционном законодательстве закрепляются не только права и свободы, но и обязанности личности. Под юридической обязанностью личности понимается материально обусловленная и гарантированная необходимость в поведении личности, границы которой определены нормами объективного права, в целях пользования определенными благами и ценностями для удовлетворения общественных и личных потребностей и интересов на основе их единства и сочетания[258]. Юридическая обязанность личности является частью механизма обеспечения баланса интересов личности и общества[259].
В соответствии с конституциями, действующими в странах мира, все лица, находящиеся на территории страны, должны соблюдать её конституцию и законы. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Это требование позволяет обеспечить правопорядок на территории государства. Обязанностей, закрепленных в конституциях, не очень много, но они являются одними из определяющих основ правового статуса личности. В Конституциях Японии, Китае, Турции в конституциях получила закрепление обязанность трудится. В ряде стран (Бельгия, Австралия) голосование является юридической обязанностью для гражданина, на голосование и неявка наказуема. Распространение в конституционном законодательстве получили обязанности сохранять окружающую среду и заботиться о природе. Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В ст. 59 Конституции Российской Федерации провозглашается, что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Отказ от воинской службы наказывается лишением свободы. В связи с тем что в настоящее время молодые люди, не имеющие возможности в силу вероисповедания или убеждений служить в армии, в конституции Российской Федерации закрепляется право на альтернативную воинскую службу.
5.2. Принципы конституционного статуса личности
в Российской Федерации
В правовой науке выделяются две теории прав и свобод человека. В соответствии с теорией естественно-правовой теории права человека следуют из самой его природы либо даруются Богом и являются неотъемлемыми. Лукашук И.И. отмечает, что «если стать на данную точку зрения, то, как ответить на вопрос о том, почему права человека стали естественными и неотъемлемыми лишь на определённой стадии общественного развития?»[260]. Сторонники позитивистской концепции прав и свобод утверждают, что на государстве лежит обязанность обеспечить гарантирование только тех прав и свобод, которые закреплены в национальном законодательстве.
Объем прав и свобод человека, их регулирование зависят от принципов, закрепленных в национальном законодательстве, и их реализации. Так, в Декларации независимости США 1776 г. утверждалось, что «все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью».
Принципы конституционного статуса личности представляют собой закономерности, устои данного правового института, образуют рамки, в которых складывается механизм правового регулирования. Будучи конституционно закрепленными, эти принципы являются незыблемыми и определяют рамки законотворческой деятельности в сфере отношений, связанных с реализацией прав и свобод человека. Принципы конституционного статуса личности в России позволяет выделить первая и вторая главы Конституции Российской Федерации. К ним относятся:
1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и закрепление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
2. Признание приоритета общепризнанных принципов и норм международного права как основополагающих для всей системы прав и свобод. Это, например, принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.).
3. Учредительный характер элементов основ конституционного статуса личности. Данный принцип обеспечивает исходные начала развития различных отраслей национального права. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
4. Принцип неотъемлемости и неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их принадлежность каждому от рождения, их прямое, непосредственное действие. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод, закрепленный в ст. 17 Конституции Российской Федерации, означает, что они не могут быть произвольно, то есть без законных оснований, ограничены (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Принято считать, что абсолютно неотъемлемыми и неотчуждаемыми являются права и свободы, признаваемые личными. Права и свободы человека и гражданина не безграничны. В них выражена та мера свободы, которая позволяет совмещать её со свободой других людей. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Государство закрепляет права личности не произвольно; оно юридически оформляет общественные права человека, которые обусловлены уровнем экономического и политического развития общества. Законодатель может закреплять только те права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - это не «дар» законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определённый жизненный стандарт. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объём прав и свобод; он призван исходить из условий социальных взаимосвязей людей, состояния экономического развития общества и государства[261].
5. Принцип равноправия, под которым понимается, во-первых, равенство всех перед законом и судом, во-вторых, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, в-третьих, равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
В некоторых государствах получил распространение трайбализм, который означает противоречащую принципу равноправия практику предоставления привилегий представителям из той племенной группы или региона, выходцем из которых является лидер государства (распространен в странах Тропической Африки).
6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Это социально-экономические, политические и юридические гарантии. Конституции зарубежных стран закрепляют государственную защиту прав и свобод, именно государство выступает главным их гарантом. Наряду с общими гарантиями, относящимися ко всем правам и свободам, Конституция устанавливает гарантии применительно к ряду конкретных прав и свобод. В широком плане гарантии прав и свобод личности можно определять через развитость демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод[262].
7. Закрепление правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, в соответствии с которым они пользуются правами и выполняют обязанности наравне с гражданами государства, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерацииправа и свободы человека и гражданина … определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Эта конституционная формула определяет следующее:
1. в ней программируется развитие законодательства. Гражданские и политические права, как известно, определяют сферу индивидуальной автономии и политической активности личности, и законодатель не может издавать законы, которыми данная сфера могла бы сужаться;
2. в данной конституционной формуле содержится одни из основных критериев деятельности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления: деятельность этих органов легитимна в той мере, в какой они в присущих им формах обеспечивают права и свободы гражданина;
3. главной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием – конституционным, гражданским, административным и уголовным. Это означат, что конституционные права и свободы – не «просто» элемент правоспособности, а субъективные права и свободы, подлежащие судебной защите, также как и права и свободы, предусмотренные отраслевым законодательством. Судебная защита конституционных прав и свобод не требует в качестве предварительного условия их отраслевой имплементации[263].
Содержание конституционных принципов правового статуса личности определяет способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей личности. Выделяются негативный и позитивный способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей личности. При позитивном подходе конституция или закон устанавливают, определяют, что гражданин обладает определенными правами. Например, ст. .32 Конституции Российской Федерации говорит о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Они также имеют равный доступ к государственной службе. Негативный способ формулирования прав и свобод означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права и свободы других субъектов. Например, провозглашая нерушимыми права и свободы, Конституция Италии в статье 13 закрепляет запреты на их ограничение.
Данный подход получил закрепление и в Билле о правах США. Используя негативный способ формулирования прав и свобод, создатели Конституции США подтвердили свою приверженность идее естественного права: главный акцент в конституционной регламентации прав и свобод сделан не на их провозглашении, а на механизме их гарантированности, прежде всего на стремлении не допустить произвола государственной власти, установить её пределы по отношению к человеку[264].
Конституция Российской Федерации в ст. 56 предусматривает возможности ограничения прав и свобод человека в случае чрезвычайных ситуаций, вследствие которых вводятся особые правовые режимы: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
При этом необходимо созновать, что особые правовые режимы следует рассматривать не в качестве специального инструмента ограничения прав и свобод граждан, а как составную часть правового арсенала, призванного обеспечить интересы личности, общества и государства. Ведь результатом отдельных ограничений некоторых прав и свобод, границы которых определены законом, выступает гарантирование наиболее важных прав и свобод граждан, определяющих смысл и основные цели деятельности демократического правового государства.
В связи с этим заслуживает внимания точка зрения В.Г. Вишнякова, согласно которой особые правовые режимы предусматривают ограничения прав и свобод граждан, когда такая мера (в определенных случаях) служит единственным способом предупреждения и нейтрализации негативных последствий реальных и возможных угроз[265]. Отсюда следует, что ограничения прав и свобод необходимо рассматривать как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства, применяющиеся на основании закона и в соответствии с нормами международного права только в качестве исключительной меры, причем обязательно временного характера (на период действия особых правовых режимов). Еще в середине ХIХ в. австрийский ученый Л. Штейн указывал на «право государственной необходимости» вводить те или иные ограничения прав и свобод «вследствие какого-нибудь внезапного и преходящего основания» (войны, наводнения, пожары и т.д.).