Формирование советского конституционного права
В истории советского конституционного законодательства выделяется несколько этапов. Начало каждого из них соответствует принятию новой Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 г.г. Необходимо отметить, что вхождение России (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) в состав СССР определило сроки принятия и содержание её основных законов, которые обычно принимались вслед за принятием союзной конституции, и в общих положениях, как конституции субъекта, полностью ему соответствовали. По этой причине рассматривать конституционное развитие России в ХХ в. невозможно без изучения основополагающих конституционных актов СССР: конституций СССР 1925 г., 1936 г., 1977 г.
Конституционное развитие СССР в целом и РСФСР как его составной части определялось марксистко-ленинским учением, заложенным в концепцию социалистического права, регулировавшего основы нового советского строя. По мнению М.В. Баглая, о государственном праве собственно России можно говорить только в период с 1917 до 1922 г.г., то есть до создания СССР[149]. Вследствие этого, считает С.А. Авакьян, при изучении развития советской конституции нельзя писать об РСФСР так, как будто она была сама по себе. Это невольно даёт превратное представление о конституционных реформах в России. В СССР Россия была одной из союзных республик, что сказалось как на характере её развития в целом, так и на особенностях российских Конституций того времени[150]. При изучении истории отечественного конституционного права наибольшее внимание необходимо обращать на систему союзного права, определявшего и основы права РСФСР.
Декреты конституционного значения, появившиеся в первые месяцы советской власти, по мнению С.А. Авакьяна, отражали то видение образа новой системы, с которыми пришли к власти руководители новых социальных сил[151]. Исходные принципы и последующее развитие советского государствоведения были обусловлены учением марксизма-ленинизма, которое рассматривало право как орудие в руках государства. Так, Н.И. Бухарин, отождествляя право с законодательством, писал: «Машина угнетения выступает под псевдонимом совокупности правовых норм, идеального комплекса, функционирующего в силу своей внутренней логики и убедительности. Такой фетишизм государственной власти и соответствующий ему специфический «юридический кретинизм», который рассматривает право как самодовлеющую общественную субстанцию, движущуюся исключительно логикой своих внутренних имманентных законов, застывает в систему «чистого права»[152]. В соответствии с этой концепцией сущность основного закона зависит от того, какой именно класс или какие классы стоят у власти, осуществляют всю полноту государственного управления во всех сферах жизни. Именно данный тезис стал концептуальной идеей советского конституционного законодательства и был впервые реализован в правовой базе советского государства.
Первым актом, в котором классовый подход к правотворчеству нашел своё выражение, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая 10 июля 1918 г. III Всероссийским съездом Советов и обладавшая силой закона[153]. Декларация законодательно закрепила основы нового общественно-экономического строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.
По мере дальнейшего развития советского общества объективно возрастала потребность в стабильном законодательстве, которое смогло бы закрепить полномочия различных органов государственной власти и определить их соподчиненность, упорядочить революционное законотворчество, обеспечить гарантии хотя бы части провозглашенных прав и свобод трудящихся. Однако укрепление законности затруднял правовой нигилизм широких масс, являющийся естественным следствием революционного разрушения старой правовой системы, и неразвитость правовой культуры населения.
Центральный Комитет партии принял решение поручить Я.М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного Закона. Я.М. Свердлов, ставший председателем этой комиссии, 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о начале ее работы. По своему составу комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и эсер-максималист. В работе комиссии принимали также участие многие российские ученые-правоведы[154].
Принятие разработанного комиссией Основного закона произошло на V Всероссийском съезде Советов. Невысокий уровень легитимности данного акта характеризуется отношением рядовых граждан к нему. Так, делегаты съезда отмечали скептическое и враждебное отношение трудящихся к самому понятию «Конституция»[155]. Отсутствовал интерес к созданию Основного закона и у делегатов съезда. Неоднократное напоминание Я.М. Свердлова об отсутствии записавшихся для выступления в прениях не повлияло на аудиторию: после доклада Ю.М. Стеклова о новой Конституции выступил лишь один делегат. Процедура принятия Конституции РСФСР заключалась в её одобрении в ходе голосования делегатского корпуса V Всероссийского съезда Советов.
Первая Советская Конституция была принята 10 июля 1918 г.[156] Она состояла из 90 статей, объединенных в шесть разделов. Как отмечают Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская, «в ней было много нового, непривычного»[157]. По своему характеру Конституция соответствовала первому этапу развития советского общества и государства, в её основе лежало учение марксизма-ленинизма о диктатуре пролетариата[158].
Нормативное содержание Конституции (Основного закона) РСФСР 1918 г. определялось классовым характером нового общественного строя. Эта концепция, определяющая способы правового регулирования, была противопоставлена теории естественных и неотчуждаемых прав человека, разработанной передовыми мыслителями ХVII–ХVIII вв. «Мы не признаем никакой абсолютной правоспособности, никаких неприкосновенных субъективных прав. Ибо эта неприкосновенность есть неприкосновенность капиталистической эксплуатации», – писал Е.Б. Пашуканис[159]. «В Советской Республике носителем прав является не индивид, не личность, а государство, – утверждал А. Малицкий. – Оно же является и источником прав отдельных личностей»[160].
Советские юристы оправдывали подобные ограничения чрезвычайными условиями принятия первой советской Конституции. Так, П.И. Стучка называл ее «конституцией гражданской войны», так как речь шла «лишь о вольности рабочего класса (трудящегося населения в городе и в деревне)».[161] По мере прекращения сопротивления эксплуататоров предполагалось расширить распространение норм Основного закона на все население.
Закрепляя в первые дни существования Советской России республиканскую форму правления, большевики изначально отрицали установление парламентарной республики. Она, по словам В.И. Ленина, «была бы шагом назад».[162] Единство исполнительной и законодательной властей в пику «буржуазному парламентаризму» нашло отражение в конституционных нормах. В соответствии с ним власть принадлежала рабочему населению страны, объединенному в городские и сельские советы. Верховная власть принадлежала Всероссийскому Съезду Советов, а в период между его созывами – Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов. Он вырабатывал общие направления деятельности Советского Правительства и всех органов государственной власти, издавал декреты и положения, утверждал декреты, вносимые Советом Народных Комиссаров (СНК).
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства – Союза ССР. В Союз ССР объединились четыре советские республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. Данные документы были ратифицированы ЦИКами союзных республик в течение 1923 г. Например, ВЦИК РСФСР постановлением от 3 июля 1923 г. ратифицировал их, закрепив, что Декларация и Договор составляют Основной закон (Конституцию) СССР.
На заседании ЦИКа СССР 10 января 1923 г. были разработаны конкретные мероприятия по созданию союзной Конституции. С этой целью Президиум ЦИК образовал шесть комиссий по подготовке нормативных основ новой Федерации, на базе которых должна была формироваться и Конституция СССР. Подготовленный текст проекта Конституции СССР был обсуждён и одобрен на пленуме ЦК РКП (б) в июне 1923 г. На второй сессии 6 июля 1923 г. ЦИК СССР постановил: «Основной закон (Конституцию) СССР утвердить и немедленно ввести в действие, при условии, что он будет утвержден II съездом Советов СССР». Последний одобрил Конституцию (основной закона) СССР 31 января 1924 г.
Основной закон СССР 1924 г. имел конкретную цель - отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на его содержании. В краткой преамбуле провозглашалось, что Декларация и Договор составляют Основной закон (Конституцию) СССР. Декларация стала первым разделом Конституции. Существенно дополненный по сравнению с 1922 г. Договор об образовании СССР стал вторым разделом.
Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. ХII Всероссийским съездом Советов. Статья 3 Конституции закрепляла РСФСР как республику в составе СССР и передавала Союзу ССР полномочия, отнесённые к его ведению. Ряд новшеств в структуре нового Основного закона не изменили его содержание. В первом разделе отмечалось, что конституция ставит задачу гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма.
Первые советские конституции 1918–1925 гг. определили окончание процесса построения основ новой советской государственности. Конституция 1918 г. завершила основополагающий этап развития РСФСР, заключавшийся в легитимации большевистского режима как внутри страны, так и за её пределами. Это стало ещё одним подтверждением общепризнанной в правовой литературе точки зрения о том, что главной целью любого государства является «его оправдание и легитимация»[163]. Конституция СССР 1924 г. завершила процесс образования нового государства, состоящего из республик, выбравших социалистический путь развития.