Модели связей с общественностью Джеймса Грунинга: Двусторонняя асимметрия
Двусторонняя асимметрия. В данном случае специалисты по связям с
общественностью запрашивают информацию от целевых групп и применяют ее
для формирования эффективной информационной стратегии. Главная задача
специалистов по коммуникации – обеспечение обратной связи. Их усилия в
основном направлены на планирование и выбор целевой аудитории.
Особенности этой модели следующие:
- активно применяются методы исследования общественного мнения,
анализируется реакция общественности на отправляемую информацию, особое
значение придается позитивным откликам;
- инициатива и коммуникационные потоки исходят непосредственно от
организации, следовательно, на первом месте у организаторов работы по PR
стоит выгода организации, а интересы общественности могут быть отодвинуты
или затенены;
-асимметричность проявляется в том, что от коммуникации выигрывает
только организация, а не общественность.
Такой подход предполагает постановку задач и тщательную разработку
плана, предусматривающего исследования целевой аудитории, координацию
ресурсов и наличие системы контроля. Коммуникация рассматривается как один
из управленческих инструментов — маркетинга, финансов, планирования и
управления производством. Этот процесс выявил необходимость
координации всех сообщений организации для разных целевых аудиторий в
соответствии с организационной стратегией и миссией.
Решающими факторами в системе планирования коммуникаций корпорации
являются два аспекта — восприятие организации целевыми группами
(аудиториями) и представление, которое организация формирует о себе через
поведение, символику и сообщения. В основе этой концепции лежит идея о том,
что форма, в которой организация преподносит себя, ведет к формированию у
целевой аудитории определенного представления о ней. Совершенно очевидно,
что для этого требуется определенная методология исследований, система
планирования и бюджетного финансирования, а также специальный отдел,
отвечающий за все это направление деятельности на достаточно высоком,
желательно руководящем, уровне иерархии в организации.
Этот подход к
управлению коммуникациями называют «подходом продавца», поскольку на
управляющих коммуникации возлагается функция «продажи» товаров, услуг,
идей или решений.
Такой стиль работы требует от менеджеров специальной подготовки. В
терминах науки о коммуникациях эта модель называется контролируемым
односторонним движением от организации к целевым группам,
сегментированным по определенным признакам, с проверками до и после
коммуникационной компании в форме исходных и повторных замеров для
краткой оценки результатов кампаний.
Политика в области коммуникации рассматривается как вторичная по
отношению к организационной политике, которая играет ведущую роль.
Соответственно, при такой политике не существует автономного потока
коммуникаций, направленного от аудитории к организации, который мог бы
повлиять на ее организационную политику.
Двусторонняя симметрия.
Двусторонняя симметрия. Цель – достижение обоюдного
взаимопонимания организации и целевой аудитории. Данная модель
направлена на изучение восприятия аудиторией действий той или иной
организации в целях определения степени воздействия и последствий
коммуникационного акта. Исследование степени воздействия и уровня
обратной связи с аудиторией позволяет определить, насколько эффективна
деятельность специалистов в области связей с общественностью.
Особенности данной модели:
- функции PR-специалистов смещаются от журналистских,
пропагандистских к исследовательским, коммуникативным, менеджерским;
- базисный PR-субъект осознает необходимость взаимопонимания с
общественностью, готов идти на изменения своей деятельности во
взаимовыгодных целях;
- широко практикуются интерактивные формы работы, переговоры,
технологии предупреждения конфликтов с общественностью;
- потребитель выступает в роли «партнера», он причастен к развитию
организации.
В этом подходе управление коммуникациями наделяется функцией связи
между организацией и той средой, в которой она живет. Центральным моментом
такого подхода является представление о том, что для изменения имиджа органи-
зации, прежде всего, необходимо направить ее деятельность в сторону усиления
согласия с представителями окружающей среды о легитимности деятельности
организации. Это означает необходимость поддерживать постоянный
двусторонний поток коммуникаций. Процессом следует руководить, а не пускать
его на самотек. Исходная позиция состоит в том, что при необходимости органи-
зация готова внести изменения не только в манеру, в которой она себя
преподносит («передний план»), но и в характер своей деятельности в целом, в
том числе и в стратегические предпочтения («задний план»).
В терминах коммуникаций этот подход называется контролируемым
двусторонним движением между организацией и внешней средой,
сегментированной по интересам, причем контрольная функция перерастает в
непрерывный процесс подстройки.
Грюниг определил такой подход как «симметричную модель паблик
рилейшнз» Такое название указывает на посредническую роль управления
коммуникациями, когда менеджеры осуществляют контроль над
коммуникациями и потоками информации — как входящими и исходящими.
В отличие от предыдущих представлений этот подход впервые уделяет
существенное внимание внутренним коммуникациям, так как в конечном итоге
речь идет о поведении организации в целом. С расширением понимания роли
коммуникаций неизбежно и изменение положения менеджеров по
коммуникациям в иерархической структуре организации. Появилась
необходимость в новых специалистах, которые могли бы осуществлять
«консультирование по процессу». Новый подход к роли менеджера
коммуникаций требует таких форм коммуникаций, которые позволят вести
масштабный диалог и создать гибкие системы планирования для создания
сценариев и применения их в конкретных ситуациях.
Ситуационная модель управления коммуникациями. Фактически вопрос
об открытости организации внешнему влиянию относится не к коммуникациям
как таковым, а к характеру организации. Следовательно, выбор подхода к
управлению коммуникациями – проблема не столько (или по крайней мере, не
только) менеджера по коммуникациям, сколько общего управления. По выбору
подхода можно судить о степени осведомленности организации в области
коммуникаций. Организация, у которой этот показатель очень высокий, в полной
мере открыта внешнему воздействию. При этом нужно учесть, что не только сама
организация передает сообщения, но такую же позицию занимают другие
организации по отношению к ней. Эти сообщения необходимо контролировать—
принимать и пересылать, поэтому организации, которая принимает решение о
переходе к «открытым» коммуникациям, следует в первую очередь позаботиться
о разработке системы своих коммуникаций. По-прежнему существуют два типа
коммуникационных потоков, которые требуют «руководящей руки»:
контролируемые потоки при одностороннем движении и реальные потоки — при
двустороннем движении. Вопрос заключается в том, какой тип потоков следует
выбрать в той или иной конкретной ситуации. Такой выбор связан с фазой
развития внутренней политики и ставит вопрос о наличии в организации
необходимых возможностей для внутреннего воздействия. Выбор также связан с
уровнем развития общественной группы, к которой принадлежит другая сторона.
Грюниг разделяет общественные группы на латентные, сознательные и активные.
Каждый тип обладает уникальными, только ему присущими потребностями в
информации и коммуникациях.
В свете этих представлений направление контакта и ожидаемый результат
можно принять за управляемые параметры коммуникаций. По характеру
контакта можно выделить контролируемое одностороннее и двустороннее
движение коммуникаций, а по ожидаемому результату — восприятие сообщения
в его изначальном виде, здесь и далее именуемое «откровением», и
целенаправленное воздействие на знание, установки и поведение, в дальнейшем
именуемое «влиянием». Таким образом, мы имеем по два значения в каждой из
двух плоскостей. Разместив их в виде матрицы, мы получаем ситуационную
модель управления коммуникациями, в которой по оси абсцисс откладывается
направление потока коммуникаций, а на оси ординат — ожидаемый результат.
Таким образом, модель разбивается на четыре поля, которые входят в
компетенцию менеджера по коммуникациям, и образуют коммуникационную
сеть.
Выбор определенной модели коммуникации зависит от типа проблемы, фазы
политики и фазы общественности.
Квадрат «одностороннее движение» — «откровение» соответствует основной
стратегии информирования. Это стратегия передатчика, который информирует
кого-либо о чем-либо для того, чтобы подтолкнуть его к рассмотрению этого
объекта, сформировать о нем мнение и при необходимости способствовать
принятию решения о характере действий. В условие этой стратегии входит
завершенная, сформированная политика (ибо сообщение должно быть абсолютно
четким и ясным) и потребность в информации со стороны общественности, что
свидетельствует о ее осведомленности.
На пересечении значений «одностороннее движение» и «влияние» находится
основная стратегия убеждения. Эта стратегия — краеугольный камень рекламы и
пропаганды. В этот квадрат попадают и коммуникации корпорации, задача
которых — создание максимально позитивного отношения к организации у
релевантных внешних групп. Для этой стратегии характерно целенаправленное
воздействие на знания, установки и поведение аудитории. Условия ее
эффективной реализации — завершенная политика и вялая (латентная)
общественность.
В квадрате «двухстороннее движение» — «откровение» находится основная
диалоговая стратегия. Она неразрывно связана с потребностью в
профессиональном совете консультантов, помогающих организации выстраивать
группы общественности по их приоритетности с точки зрения формирования
политики. Она активизируется при интерактивном формировании политики и для
проведения социально ответственных мероприятий. Эта стратегия предназначена
для начальной фазы формирования политики (исследование и выявление
проблемы), для реализации такой политики необходима осведомленная
общественность.
Квадрат «двухстороннее движение» — «влияние» определяет основную
стратегию достижения согласия. Ее суть состоит в стремлении к
координированным отношениям между организацией и окружающей средой или
работниками. Эту стратегию чаще всего применяют для разрешения конфликта
интересов, и она предполагает процесс взаимного влияния. Такая стратегия
наиболее эффективна при наличии активной общественности и достаточного
пространства для модификации политики.