Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. (СНВ-2)
Москва. 3 января 1993 г.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые сторонами, согласились о нижеследующем:
Статья 1
1. Каждая из сторон сокращает и ограничивает свои межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и пусковые установки МБР, баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу Договора о СНВ и в дальнейшем суммарное количество для каждой из сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями III и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками, количество между 3800 и 4250 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из сторон, но в любом случае не превышающее 4250 единиц…
3. По выполнении обязательств, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, каждая из сторон осуществляет дальнейшее сокращение и ограничение своих МБР и пусковых установок МБР, БРПЛ и пусковых установок БРПЛ, тяжелых бомбардировщиков, боезарядов МБР, боезарядов БРПЛ и вооружений тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы не позднее 1 января 2003 года и в дальнейшем суммарное количество для каждой из сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями III и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками, количество между 3000 и 3500 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из сторон, но в любом случае не превышающее 3500 единиц.
4. В пределах ограничений, предусмотренных в пункте 3 настоящей статьи, суммарные количества для каждой из сторон не превышают:
а) количество между 1700 и 1750 единицами для боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ, или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из сторон, но в любом случае не превышающее 1750 единиц…
6. При условии, что стороны в течение одного года после вступления в силу настоящего Договора заключат соглашение о программе оказания помощи с целью содействия выполнению положений настоящей статьи, обязательства, предусмотренные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи и в статье II настоящего Договора, должны быть выполнены каждой из сторон не позднее 31 декабря 2000 г. (7. С. 123-131)
6. Новая стратегия США: от «сдерживания» к «расширению». Выступление помощника президента США по вопросам национальной безопасности Энтони Лейка в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса. (Концепция «расширения демократии»)Вашингтон. 21 сентября 1993 г.
Внешняя политика США стоит сегодня на историческом перепутье. В течение полувека роль Америки на международной арене в основном определялась задачей сдерживания враждебных устремлений Советского Союза. С американской помощью советский экспансионизм был блокирован; репрессивный коммунистический режим пал, была одержана великая победа человеческой свободы...
Демократия и рыночная экономика
Наиболее яркими отличительными чертами новой эры можно считать следующие четыре фактора. Во-первых, коренные американские ценности — демократия и рыночная экономика — сегодня приняты в мире шире, чем когда бы то ни было…
Во-вторых, это то, что США — самая сильная держава. Те, кто не разделяет эту точку зрения, недооценивают Америку… Более того, если Россия не повернет вспять, то в ближайшее время для нас серьезной угрозы не будет. Среди сохраняющихся источников реальной опасности можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты, деградацию окружающей среды… Сегодня задача США состоит в том, чтобы осуществлять лидерство на основе новых возможностей, а не страхов.
В-третьих - взрыв межэтнических конфликтов… В новую эру здравомыслию и политике брошен серьезный вызов: большинство конфликтов происходит сегодня внутри государств, а не между ними. Эти конфликты сложны и запутанны; их жестокость ранит наши чувства…
Наконец, в-четвертых, это учащение пульса планеты, причем вместе с ним ускоряются и темпы перемен в жизни людей. Компьютеры, факсы, спутники и волоконно-оптические кабели активно подгоняют поток информации…
От сдерживания к расширению
Интересы и идеалы Америки заставляют нас не только участвовать в международной жизни, но и выполнять функции лидера. В реальном мире перемен особенно важно направить наше лидерство на достижение главной цели…
На смену доктрине сдерживания должна прийти стратегия расширения — расширения мирового сообщества свободных рыночных демократических государств.
В годы холодной войны миссия США в сфере безопасности была понятна даже детям; глядя на карты в школьных кабинетах, они понимали, что мы всеми силами пытаемся сдержать ползучую экспансию огромной красной кляксы. Сегодня, рискуя впасть в упрощенчество, мы должны представить свою миссию в сфере безопасности в виде усилий по увеличению территории демократических государств, заштрихованной на карте синим цветом. Разница, как вы понимаете, состоит в том, что мы не хотим распространять влияние силой, применяя провокации или репрессии…
С моей точки зрения, стратегия расширения состоит из четырех основных элементов:
- укрепление сообщества крупных рыночных демократических
государств, составляющих ядро, вокруг которого и должны быть
сосредоточены усилия по расширению этого сообщества;
- помощь в укреплении и консолидации новых демократических
государств и рыночных экономических систем везде, где только
возможно, и в первую очередь в странах, отношения с которыми
имеют для США особое значение и где открываются наиболее широкие возможности;
- отпор агрессорам и содействие либерализации стран, противящихся демократии и рынку;
—выполнение гуманитарных задач... (27. С. 400-402)
7. Совместное заявление президента Российской Федерации В.В. Путина и президента Соединенных Штатов Америки Дж. Буша о новых отношениях между Россией и СШАВашингтон. 13 ноября 2001 г.
Наши страны вступили на путь новых отношений для XXI столетия, основанных на приверженности ценностям демократии, свободному рынку и верховенству закона. Россия и США преодолели наследие «холодной войны». Ни одна из Сторон не рассматривает другую в качестве противника или источника угроз. Сознавая свою ответственность за обеспечение международной безопасности, мы преисполнены решимости осуществлять совместные усилия и сотрудничество с другими государствами и международными организациями, включая ООН, в деле укрепления безопасности, экономического благосостояния и обеспечения мира, процветания и свободы в мире.
Мы подтверждаем решимость бороться с угрозами миру в XXI столетии. Среди них — терроризм, новые ужасы которого отчетливо продемонстрировали преступные террористические акты 11 сентября с.г., распространение ОМУ, агрессивный национализм, этническая и религиозная нетерпимость, региональная нестабильность. Эти угрозы подрывают безопасность обеих стран и мира в целом. Противодействие этим вызовам требует создания новых стратегических рамок обеспечения обоюдной безопасности России и США и всего мирового сообщества.
Мы договорились, что нынешние уровни наших ядерных вооружений не отражают сегодняшние стратегические реальности… По стратегической обороне и Договору по ПРО мы договорились в свете меняющейся обстановки в области глобальной безопасности продолжить консультации в широких рамках новых стратегических взаимоотношений… Мы поддерживаем строительство единого, свободного и мирного евроатлантического сообщества, без исключения кого-либо, при уважении независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств… Мы будем также работать над укреплением нашего взаимодействия в ОБСЕ — широко представительной, всеобъемлющей Организации для проведения консультаций, принятия решений и сотрудничества в этом регионе.
Мы исходим из того, что рыночная экономика, свобода экономического выбора и открытое демократическое общество являются наиболее действенными средствами обеспечения благосостояния наших граждан… Подтверждая нашу приверженность продвижению общих ценностей, Россия и США будут и дальше сотрудничать в защите и продвижении прав человека, терпимости, религиозных свобод, свободы слова и независимых СМИ, экономических возможностей и верховенства закона… (27. С. 562-563)