Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
Источником казацкой государственности была Запорожская Сечь, образование которой исследователи относят к середине XVI в. В конкретных исторических условиях она выполняла функции украинского государства. Здесь существовали свои правовые нормы с ярко выраженной тенденцией к утверждению по всей Украине. Политический строй Запорожской Сечи можно охарактеризовать как православную республику с демократическими чертами. В ней образовалась своеобразная общественная система с характерной выборностью старшин, функционированием казацкого совета, на котором решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи и ее отношений с другими государствами. Авторитет Запорожской Сечи особенно вырос в годы национально-освободительной борьбы украинского народа 1648-1654 гг. Это было событие общеевропейского звучания. Не случайно вождь английских индепендентов Оли (123) вер Кромвель приветствовал гетмана Богдана Хмельницкого как борца за национальную независимость...
Использовав опыт Запорожской Сечи, Б. Хмельницкий создал государство, которое имело все признаки такового: систему политической власти, территорию, политико-административное устройство, судебную систему и судопроизводство, право, финансовую систему и налоги, войско и обширные международные связи.
По форме правления Украина была республикой, чем существенно отличалась от тогдашних монархий европейского континента. Украинское национальное государство того периода освободительной войны можно назвать Украинской Казацкой Республикой. В этом государстве реальная власть была сосредоточена в руках прежде всего казацкой старшины, которую сумел сплотить вокруг себя Б. Хмельницкий.
Высшим органом власти в Украинском государстве была общевойсковая рада, к работе в которой допускались все повстанцы. В зависимости от состава, порядка созыва и значения вопросов, обсуждаемых на общевойсковых радах, они назывались "черными" (когда собирались по инициативе рядового казачества), "генеральными", "явными" (когда в их работе, кроме казачества, принимали участие представители магистратов и ратуш, духовенство и др.). Общевойсковая рада рассматривала в основном очень важные вопросы, такие как: о войне и мире, об отношениях с иностранными государствами, об избрании гетмана, генеральной старшины и генерального уряда, о вручении им атрибутов власти. Решения рады осуществлялись гетманской властью и генеральным урядом.
Второй по значению властной структурой, которую учредил Б. Хмельницкий, была рада генеральной старшины. В годы освободительной войны в ее составе преобладали соратники гетмана из числа генеральной старшины и полковников (И. Богун, И. Золотаренко, Ф. Вишняк, К. Бурляй, Ф. Джалалий, И. Ганжа и др.).
В государстве Б. Хмельницкого казацкая старшина взяла в свои руки решение важнейших задач, встававших перед страной. Функции исполнительного органа гетманс-кой власти выполнял генеральный уряд. Он избирался вместе с гетманом на общевойско-вой раде. В состав генерального уряда входили генеральные старшины: генеральный обоз-ный, генеральный судья, (124) генеральный писарь, генеральный подскарбий, генераль-ные есаулы, хорунжие и бунчужные. Важнейшей структурной частью генерального уряда была генеральная войсковая канцелярия, которая осуществляла военное, администра-тивное, финансовое и судебное управление. Ею рассматривались вопросы принадлеж-ности к казачеству, все документы, поступающие от полковников и сотников, магистратов и ратуш, составлялись гетманские универсалы и другие акты гетманской власти, велась дипломатическая переписка, составлялись проекты международных договоров.
Центральное место во всей системе органов новой власти занимал гетман. В силу чрезвычайных условий войны в его руках сосредоточивалась военная, в значительной части законодательная, административно-судебная власть. Он руководил работой войско-вой рады и рады генеральной старшины, возглавлял вооруженные силы, всю старшинс-кую администрацию и судопроизводство, был главой генерального уряда. Б. Хмельницкий приложил громадные усилия для организации действенного функционирования всех звеньев (снизу доверху) исполнительной власти, а значит укрепления прерогатив гетманс-кой власти. В этом отношении важное значение для централизации власти и осуществле-ния функций управления имела правотворческая деятельность гетмана. Он издавал общеобязательные нормативные акты в виде универсалов, писем, распоряжений, приказов. Заслуживают внимания его "Статьи об устройстве Войска Запорожского", опираясь на которые гетман добивался и сотенных органов исполнительной власти безоговорочного исполнения своих распоряжения и приказов.
Много внимания Б. Хмельницкий уделял становлению новой судебной власти. Вместо сословно-шляхетской системы судов создаются сотенные, полковые и генеральные судебные учреждения, сельские сыды. Вводится практика образования гетманом судебных комиссий для рассмотрения дел особой значимости. Широкими полномочиями обладали городские суды в городах Магдебургского права (кстати, гетман расширил полномочия городов). В городах, где действовало Магдебургское право, мещане имели свое особое устройство и самоуправление.
Выдающийся вклад внес Б. Хмельницкий в отечественную конституционную практику. Можно сказать, что (125) он основатель украинского конституционализма, уходящего своими корнями в "звичаеве право" и в "Русскую Правду".
Своего рода первой отечественной действующей "конституцией" и, пожалуй, близкой по своей направленности английской Великой хартии вольностей стал для Украины Зборовский договор Богдана Хмельницкого с польским королем Яном Казимиром от 8 августа 1649 г. Именно по этому договору Европа, в том числе и Россия, признали Украину как отдельное государственное образование с четко определенными государственными границами, собственной территорией и войском, судом, верой, органами государственного управления и языком.
Важное место в государственной деятельности Б. Хмельницкого занимала внешняя политика, которой он руководил лично и которая была направлена на укрепление украинского национального государства. Его мудрость, терпение, гибкость и последова-тельность в политике, дипломатический талант, смелость и готовность идти на взвешен-ный риск и компромиссы не раз становились спасением для украинского народа. Реальная оценка международной ситуации и соотношения сил привели гетмана Б. Хмельницкого и его сторонников к.выводу о необходимости найти союзника в борьбе за национальную независимость. Такого союзника Б. Хмельницкий увидел в Российском государстве. В результате пятилетней переписки, обмена посольствами между Украиной и Россией, в конце марта 1654 г. был подписан договор. Переговоры велись с января того же года в Переяславе и в Москве. Итоговым документом стали совместные украинско-русские "Мартовские статьи" 1654 г., которые и определили основы правового статуса Украины в составе России.
В соответствии с договором за казацкой Украиной в пределах ее территории призна-вались новое самостоятельное политическое устройство, административно-территориаль-ное деление, суд и судопроизводство, вооруженные силы, социально-экономические отно-шения, правовая система, самостоятельность в проведении внутренней политики. Частич-но ограничивался суверенитет Украинского государства в отношениях с некоторыми стра-нами: оно лишалось права на самостоятельную политику во взаимоотношениях с Поль (126)шей и Турцией. Наряду казну. Подобный правовой статус свидетельствует, что Украина имела после заключения договора с Россией значительно больше прав, чем дает автономия или даже протекторат. Подавляющее большинство исследователей, анализи-рующих правовой статус Украины после Переяславской Рады 1654 г. (М. Грушевский, В. Липинский, Р. Лащенко и др.), единодушно признают Украину после 1654 г. государством.
Договор между Украиной и Россией имел важное значение для обеих стран. Переяславская Рада дала миру новое государство - Украину, которое получило юридическое признание, произошел легитимный государственный разрыв с Польско-Литовской Речью Посполитой и вступление Украины в международные отношения как субъекта международного права того времени. Вступая в союз с Украиной, Москва, в свою очередь, не только ослабила Польшу, но и развязала себе руки для развития экспансии на юг - в направлении Черного моря, на Балканы, в Центральную Европу.
После заключения договора с Руссийским государством Б. Хмельницкий намеревал-ся изменить свою внешнюю политику. Он вел переговоры со Швецией, Пруссией, Трансильванией, Литвой, Молдавией, Валахией, задумав создать глобальную международную систему, которая должна была базироваться на новых принципах взаимодействия европейских государств.Но этим замыслам не суждено было осуществиться. В 1657 г. Б. Хмельницкий умер.
Президент Украины Л. Кучма в докладе на торжественном заседании по случаю 400-летия со дня рождения Б. Хмельницкого 29 декабря 1995 г. говорил: "Как бы кто не относился к деяниям великого гетмана, прилагая к ним мерило современных взглядов и понятий, мы не имеем права забывать: для современников он был "Богом данным вождем". Даже его противники признавали: "Это был человек чрезвычайного масштаба, он перерастал талантливых людей настолько, что выходил за рамки постижимого".
Политику Б. Хмельницкого по укреплению государственности Украины пытались продолжить многие. Однако несмотря на стремление гетманов П. Дорошенко, (127) И. Мазепы возродить независимое государство, империя Романовых цепко держала Украину в своих руках и постепенно ликвидировала все права, предоставленные ей "Мартовскими статьями" 1654 г.
После И. Мазепы гетманом Левобережной Украины был И. Скоропадский, полковник Стародубский, а после его смерти управление Украиной (Малороссией) перешло к черниговскому полковнику П. Полуботку. На его просьбу избрать нового гетмана Петр I ответил, что выборы состоятся после возвращения его из персидского похода. В1723 г. на новую просьбу Полуботка избрать гетмана Петр I ответил указом: "Как всем известно, что со времен первого гетмана Богдана Хмельницкого все гетманы явились изменниками, и какое бедствие терпело от того наше государство, особливо Малая Россия, как еще свежая память есть о Мазепе; то и надлежит приискать в гетманы верного и известного человека, о чем и имеем мы непрестанное старание, а пока оный найдется, для пользы вашего края определено правительство, которому ведено действовать по данной инструкции; и так до гетмановского избрания не будет в делах остановки, почему о сем деле докучать не надлежит". Поскольку Полуботок продолжал стоять на своем и требовал избрания гетмана, его вызвали в Петербург и посадили в Петропавловскую крепость, где он в 1724 г. и умер. Гетманат фактически был ликвидирован. Власть перешла к Малороссийской коллегии (1722 - 1727). После этого было введено правление гетмановского уряда (1734 - 1745), потом генеральной канцелярии (1745 -1750). В1750 г.гетманом был избран граф Кирилл Разумовский. В 1764 г. создается Малороссийская коллегия. Автономия Украины была ликвидирована. В 1775 г. разгромили Запорожскую Сечь.