I. Формирование курса «нейтралитета» Д. Неру
Резня 1947 г., на фоне которой и произошло провозглашение независимости, стала зловещим предзнаменованием враждебных отношений между Индией и Пакистаном.
Уже в октябре 1947 г. племя пуштунов вторглось из северо-западной пограничной провинции Пакистана на территорию Пунч в Кашмире. Махараджа Хари Сингх обратился за помощью к Индии и тут же объявил о присоединении к ней.
В Кашмиресложилась своеобразная ситуация: 4/5 населения составляли мусульмане, но, в отличие от других районов, где мусульмане были в большинстве, Мусульманская лига не пользовалась там никаким влиянием. Большинство кашмирцев выступало против князя, их симпатии принадлежали двум организациям: Национальной конференцииво главе с популярным шейхом МохаммедомАбдуллой (в ней состояли также индусы) и Кашмирской мусульманской конференции(чисто мусульманской организации). Наиболее крупная — Национальная конференция — во время борьбы за независимость поддерживала тесные связи с ИНК и М.К. Ганди, которые не раз вмешивались во внутренние дела Кашмира, оказывая давление на князя.
После заявления Хари Сингха о вхождении в состав Индии в столицу княжества Сринагар были направлены индийские войска. Пакистан также ввел в Кашмир свои части. Так началась первая война из-за Кашмира. Вопрос был передан в ООН, которая предложила прекратить войну (что было сделано 1 января 1949 г.) и провести плебисцит в Кашмире (который так и не состоялся).
Прекращение огня закрепило разделение Кашмира вдоль случайно установленной линии. Западная часть Кашмира вошла в состав Пакистана — впоследствии там был создан Азад Кашмир, формально являющийся свободной зоной; 3/4 территории Кашмира остались под контролем Индии. После низложения в 1949 г. князя Кашмиром управлял премьер-министр шейх М. Абдулла. Но в 1953 г. он был посажен в тюрьму, где пробыл до 1964 г. В 1954 г. создан индийский штат Джамму и Кашмир. Так начался этот длительный конфликт.
Попытки урегулировать спор путем переговоров в 1950-е гг. оказались безрезультатными. Пакистан через ООН добивался проведения референдума. Д. Неру на словах обещал его провести, но в действительности отказывался это сделать, ссылаясь на присутствие в Западном Кашмире пакистанских войск.
Проблема Кашмира отравила индо-пакистанские отношения,хотя, как заметил еще Д. Неру, «она была симптомом, а не причиной» взаимной неприязни двух стран. Корни конфликта — в религиях.
Для Пакистана ислам стал сплачивающим фактором нации, по сути, ислам там больше, чем религия. После смерти в сентябре 1948 г. «отца Пакистана» Мухаммеда Али Джинны страна пережила бурные события, которые завершились введением в 1958 г. военного положения, когда к власти пришел генерал Айюб Хан.
Нестабильность положения в Пакистане, установление там неподконтрольного обществу режима — все это внушало Индии опасения в отношении своего соседа. Когда в 1954 г. США заключили с Пакистаном соглашение об оказании'ему военной помощи, это вызвало возмущение Д. Неру, что подвигло его продемонстрировать сближение с СССР, который оказал Индии дипломатическую поддержку, заблокировав в 1957 г. антииндийскую резолюцию в ООН.
1950-е гг. стали временем формирования «курса Д. Неру» во внешней политике. С началом «холодной войны» Неру полагал, что поведение обоих лагерей одинаково безрассудно, и стремился держаться в стороне от конфликтов с участием великих держав.
Став в 1950 г. республикой, Индия продолжала оставаться членом Содружества, дистанцируясь в то же время от позиции Англии — как одной из главных участниц «холодной войны» — в том, что касается отношений с СССР. Более того, Индия сыграла конструктивную роль в урегулировании Корейского кризиса и ситуации в Индокитае, что нашло одобрение у обеих сторон.
Обмен дружескими визитами с руководителями СССР в 1955 г. не помешал Неру критиковать советскую интервенцию в Венгрию год спустя так же, как осудить нападение англичан и французов на Египет в 1956 г. Эти события лишний раз убеждали его в «порочности» всех крупных держав. Д. Неру искренне полагал, что именно Азия должна показать всему миру пример здравомыслия.
Принципы «Панча шила», впервые зафиксированные в 1954 г. в торговом договоре с Китаем, отражали основные цели внешней политики Д. Неру: избегать конфликтов и всего, что напоминает «холодную войну», показать всему миру пример поведения на международной арене, ориентируясь на взаимное уважение и доверие.
«Панча шила» — это «5 принципов» мирного сосуществования. Они включают в себя: уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство, взаимную выгоду. Эти принципы были одобрены на Первой конференции неприсоединившихся стран в Бандунге (1955 г.) и стали знаменем «движения неприсоединения», крестным отцом которого считают Д. Неру.
Враждебность Пакистана долгое время вынуждала Индиюподдерживать дружеские отношения с Китаем,не обращая внимания на пограничные проблемы в Тибете. Границы между Индией и Китаем бы-|ли согласованы еще в 1913—1914 гг. на конференции в Симле, они должны были пролегать по так называемой «линии Макмагона». После образования КНР в 1949 г. китайцы стали проявлять активность в Тибете, но Неру не был склонен раздражать лишний раз великого соседа. В 1953 г. начались китайско-индийские переговоры в Пекине, которые и завершились в апреле 1954 г. подписанием соглашения о торговле и коммуникационных службах в Тибете. Индия, в частности, передавала КНР почтовые и прочие службы, которые она осуществляла в Тибете в качестве преемницы Англии, признавала полный китайский суверенитет.
Через два месяца Д. Неру встретился с главой китайского правительства Чжоу Эньлаем в Дели, а в октябре 1954 г. посетил Пекин. Он придавал важное значение отношениям с Китаем и долгое время не обращал внимания на действия китайцев в пограничном районе, особенно в условиях, когда Пакистан в 1955 г. был принят в блок СЕНТО.
Тем временем в середине 1950-х гг. китайцы вступили в спорный район Аксай Чин и стали строить дорогу, чтобы связать столицу Тибета — Лхасу со своей западной провинцией Синцзян. Несмотря на то что за этим явно просматривались притязания Пекина на 31 тыс. км2 спорной территории, со стороны Индии не поступало официальных протестов, пока в 1958 г. китайцы не захватили в плен индийский патруль. Лишь тогда индийское правительство выразило сожаление и удивление, что КНР не проконсультировалась с Дели по поводу строительства дороги.
В 1959 г.в Тибете началось восстаниепротив китайцев и духовный глава тибетцев далай-лама бежал в Индию. Д. Неру в личном письме
Чжоу Эньлаю выразил свою озабоченность; в ответ (через 6 месяцев) он получил официальные претензии на обширные участки индийской территории. Индия обвинялась во вмешательстве и провоцировании беспорядков в Тибете. В период мятежа в Тибете погибло 100 тыс. человек.
Летом 1959 г. начались военные инциденты, в ходе которых несколько индийцев были убиты. Вплоть до 1960 г. Неру отказывался обсуждать проблему границы с Китаем. Когда же наконец в 1960— 1961 гг. начались переговоры, соглашение так и не было достигнуто. Неру не настаивал на рассмотрении вопроса о границах и не готовился к отражению китайской угрозы.
Крупномасштабный конфликт разразился в 1962 г. Пакистан уступил Китаю 20% своей территории в Кашмире; Индия возмутилась. Китайцы атаковали плохо подготовленные индийские части и нанесли им унизительное поражение. Тысячи индийцев были убиты, 4 тыс. взяты в плен, китайские войска захватили значительную часть территории.
Эти события усилили в Индии нападки на «курс Д. Неру» во внешней политике. Правые добивались решительных действий: требовали отказаться от нейтралитета, заручиться поддержкой Запада. По времени это совпало с острым противостоянием сверхдержав в период Карибского кризиса, что давало почву для домыслов о тайных намерениях Китая, СССР и США.
Так или иначе, пока Д. Неру был жив, внешняя политика Индии оставалась незыблемой. По-прежнему главным врагом считался Пакистан, отношения с которым вновь ухудшились в 1963 г. Попытки Д. Неру в последние месяцы своей жизни установить контакты с военным диктатором Пакистана Айюб Ханом ни к чему не привели. Д. Неру умер в мае 1964 г., а вместе с ним подходила к концу и политика «неприсоединения».