КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 40 страница

При таком значительном большинстве социалисты могли легко провести в жизнь все свои программные проекты, но захвативших уже власть ленинцев это не удовлетворяло, они не желали делиться ею даже с умеренными марксистами.

Благодаря их насилиям, Всероссийское У. С. не смогло направить судьбу страны на демократические пути и хотя бы наметить осуществление назревших реформ.

Большинство делегатов прибыло в Петроград к началу сессии. Они собрались в Таврическом дворце к четырем часам 5/18 января 1918 г., но уже первое заседание прошло в условиях грубого противодействия свободному слову.

Председателем собрания и секретарем были избраны социал-революционеры, В. М. Чернов и М. В. Вишняк, но выступления ораторов во время заседания непрерывно заглушались криками, стуками, свистами депутатов-большевиков и вооруженных толп ленинцев, заполнивших галереи, входы и выходы. В 4 часа 40 мин. утра 6/19 января красный матрос комиссар Дыбенко, явившись со своим отрядом, приказал депутатам разойтись.

На следующее заседание в тот же день, красная гвардия, вообще депутатов не допустила, кое-кого из них арестовала, некоторых расстреляла, а остальным советская власть предложила немедленно оставить столицу. На этом и закончилась эпопея демократических достижений русской революции.

УЧУГ (урал.) - загородка из толстых бревен или металлическая сетка, установленная поперек реки для того, чтобы за­держать движение крупной рыбы, идущей с моря вверх по течению.

УЧУРОВ А.С. (дон.) - род. 19 октября 1877 г.; участник Первой мировой войны; крепкий духом боролся за Дон в двух войнах 1918-1920 и 1942-1945 гг.; остался в эмиграции и умер в Дорнштадте (Германия) 18 сентября 1956 года.

УШАКОВ Иван Иванович (дон.) - рожд. 1870 г., происходил из Донецкого окр.; член Русской Государственной Думы второго созыва. Окончил Учительский институт и служил учителем в ст. Елизаветовской. Там при поддержке местного населения добился перевода высшей начальной школы на программу прогимназии, организовал при ней библиотеку и небольшой музей местных археологических находок.

Став таким образом, на юге Дона популярной личностью, У. был избран депутатом Государственной Думы по списку Конституционно-демократической партии. После досрочного роспуска этого Народного Собрания не был допущен обратно к педагогической деятельности, как несовсем «политически благонадежный» и стал частным поверенным в судебных делах. Одновременно с этим был избран директором Азовского Общества Взаимного кредита, созданного по его же инициативе и при его деятельном участии, а кроме того участвовал в некоторых промышленных предприятиях.

После революции 1917 г. ст. Елизаветовская послала его своим представителем на все сессии Донского Круга. С1920 г. У. был эмигрантом и много лет прожил в США. Умер в 1962 г. и похоронен на кладбище поселка Чураевка {штат Нью-Йорк).

УШАКОВ Николай Александрович (дон.) - рожд. 1875 г., ст. Краснокутской; полковник. Во время Первой мировой войны получил много боевых наград, в том числе орден св. Владимира 4 ст.

При общем восстании на Дону в 1918 г. участвовал в пленении и экзекуции красных казачьих лидеров Подтелкова и Кривошлыкова, в отмщение за смерть друга, полковника Чернецова, зарубленного Подтелковым.

Став эмигрантом, полк. У. с 1923 г. проживал в США, где работал физически и шофером такси. Умер 23 июня 1963 г. в Нью-Йорке и погребен на кладбище при фарме РОВА.

УШАКОВ Тихон Васильевич (дон.) - рожд. 1897 г., ст. Каменской; сотник. После окончания Донского кадетского корпуса из Николаевского кавалерийского училища выпущен прапорщиком вначале 1916 г. на фронт Первой мировой войны в 53 Дон. казач. полк; партизан Степного похода. Погиб во время борьбы за Дон.

УШКУЙНИКИ - судовая рать Великого Новгорода; совершала походы по рекам и распространила власть своего города на Сев. Двину, Каму и Вятку. У. иногда нападали и на владения Москвы; в 1366 г. захватили Нижний Новгород «и много гостей бесермен и Армень изсекоша и Новьград пограбиша, и проидоша и до Болгар воююще». В 1378 г. взяли и ограбили г. Кострому, но на Волге были перебиты Татарами 3. Орды. Ввиду того, что У. появляются в истории Севера раньше исхода Казаков с Дона и других владений Золотой Орды, предполагать Казаков в их среде можно только от XV столетия.

УШЛЫЙ - сметливый, догадливый.

УШНИК - густая лапша на жирной ухе, «янтарная» лапша.

УШНОЕ (некр.) - рыбный суп, уха.

Ф

ФАНАГОРИЯ — древний город на Таманском полуострове у берегов судоходного залива, выходящего в Керченский пролив; был населен Меотами и Греками, ремесленниками и купцами, проводившими торговлю с жителями Сев.Кавказа. По словам Прокопия Кесеарийского (Война с Готами), в начале VI в. Ф. и соседнее с нею поселение Цепи были уничтожены: "некоторые из варварских племен, живших в соседних областях, взяли и разрушили их до основания". На этом месте поселений больше не возникло, осталось только городище Ф. вблизи ст, Таманской.

ФАНАТИЗМ — доходящая до исступления приверженность к каким-либо идеалам, религиозным, политическим, общественным и т. п. Фанатизм исламизма, проявившийся в зверском истреблении христиан на Сев. Кавказе, после завоевания его Турками (1476-80), послужил первой причиной казачьей ненависти к ним, впоследствии подогретой неоднократными случаями резни христиан Армян и Балканских Славян; точно также, фанатическое внедрение в казачью среду униатства стало одной из причин долголетних казаче-польских войн, в результате которых Речь Посполитая, потеряла приднепровскую казачью область, Гетманщину. В нашем веке много больше, чем мусульманские зверства Средневековья, Казакам стоил бесчеловечный фанатизм марксистско-ленинских когорт СССР.

ФАТАЖЕН — жидкий продукт перегонки нефти, керосин для освещения.

ФЕВРАЛЁВЫ (уссур.) — 1) В. Ф. во время Первой Мировой войны командир сотни Уссурийского полка, кавалер ордена св. Георгия 4 ст. и Золотого оружия; в 1916 г. убит на Австрийском фронте; 2) Р. Ф. войсковой старшина и советник Уссурийского Войскового Правления; пал жертвой интриг и большевистского террора, похищен с улицы г. Владивостока и через три дня обнаружен убитым на заброшенном форту.

ФЕДЕРАТЫ - политический термин, существующий со времен Римской империи. "Федератами" назывались солдаты вспомогательных войск в поздней империи, предоставленные ей тем или иным племенем (гетами, гепидами, вандалами, герулами, гуннами) и его вождем по договору (Fоеdus). По этому договору император обязывался выплачивать федератам ежегодное жалование или выдавать соответственное количество продовольствия; они же обязывались оборонять границы Римского государства. Федераты (особенно в IV-V вв.) являлись отдельным войском, которое не смешивалось с основным войском империи — войском римских солдат — и которое имело своих военачальников. Это отдельное войско — чаще всего целое племя — находясь на территории империи, было свободно от налогов и сохраняло свой образ жизни. Прокопий (Веll Vand I, II, 3-4) поясняет, что федератами служили только те варвары, которые не были покорены, ни тем более обращены в рабов; они примкнули к империи на равных с римлянами началах, потому что "фоедера" означает союз с (бывшими) врагами". "Неспаянность больше того, постоянная вражда племен несметного варварского мира, неуклонно надвигавшегося на обе части империи, давали возможность последней использовать в борьбе с варварами варварские же силы. Многочисленное и нередко сокрушительное войско из федератов прекрасно справлялось с хорошо известным ему противником, поэтому империя впускала в свои предел значительные группы людей, объединенных вокруг сильного вождя. Наиболее выдающиеся из "начальников федератов" обычно делали блестящую карьеру; они получали высокое звание "комита доместиков" и магистра армии, иногда назначались консулами и даже становились патрициями". "Отряды федератов размещались на границах, где и защищали империю от набегов враждебных варваров". "Они жили в отдалении, не на землях империи, а за Дунаем" (Иордан, О происхождении и деяниях Гетов, Комментарий Е. Ч. Скржинской, стр. 249-251, Москва, 1960). Таковы были отношения Рима и Византии с соседними вольными народами. Они полностью соответствуют казаче-польским и казаче-русским фактическим отношениям во второй половине нашего тысячелетия. И если в Риме и Византии договорную, службу империи выполняли, по большей части, гото-германские племена, то роль Ф-тов или "служилых по договору" в древней Руси, в Золотой Орде, в Вел. княжестве Литовском в Речи Посполитой, Московии и Российской империи, всегда принадлежала соседним с ними племенам Казаков и их предков. Эта аналогия показывает, что перечисленные выше государства шли давно уже проторенными дорогами и пользовались услугами Казаков в той же мере, как некогда Рим и Византия пользовались вооруженной помощью чужих "варваров", т. е. не Греков и не Римлян. Русские летописи запечатлели таких Ф-тов на реках Днепр и Дон. В Средние века это Торки, Торпеи, Берендеи, Ковуи, основательно славянизированные племена Черных Клобуков, говоря о которых летописец пятнадцатого века поясняет, что они прозывались и Черкасами, выходцами с Кавказской Черкасии (Московский летописный свод конца XV века, под годом 1152, Москва-Ленинград 1949). Дон тогда давал Московской Руси не так много служилых людей, но все же, судя по летописям, казачье племя Бродников (по персидской географии X в. — Брадасы), живших на Среднем Дону, на призыв некоторых русских князей приходило к ним с помощью.

Во время владычества Золотой Орды Казаки стали Ф-тами татарских ханов. От конца XV в. Днепровские Казаки, уйдя от ханов, стали Ф-тами Вел. кн. Литовского, а Казаки Северские (Севрюки), Азовские и Белгородские на несколько лет позднее согласились принять на себя ту же роль в службе князю Московскому, а те, что были изгнаны Татарами с Дона еще в XIV ст., несли ее и раньше.

Так же как и дунайские, казачьи Ф. получали от соседних монархов "ежегодное жалованье" и "соответственное количество продовольствия" (хлеб, вино, сукно, порох, свинец), а в свою очередь обязывались оберегать границы их владений. Даже подчинившись, русским царям, Казаки трактовались ими, как Ф., а не подданные и, "находясь на территории империи, были свободны от налогов и сохраняли свой образ жизни, И при этих условиях они составляли отдельное "иррегулярное войско, которое не смешивалось с основным войском империи" и "имело своих военачальников", хотя отдельные Казаки поступали иногда в регулярную русскую армию, а наиболее выдающиеся Казаки делали в империи блестящую военную или гражданскую карьеру.

Непокорная казачья кровь, пролитая Русскими во время царствования Петра I и Екатерины II, разгромы, руины, аннексия казачьих земель, переселения на новые места, мало изменили договорную сущность отношений между Казаками и императорами; формально Казаки оставались прежними федератами с урезанными правами на землях, получивших колониальный статус. Только падение возрождённой казачьей государственности, после отчаянной трехлетней борьбы, принудило остатки Казаков в 1920 г. начать слияние с бесправной массой "граждан" новой России — РСФСР.

ФЕДЕРАЦИЯ —союз двух или нескольких государств, обусловленный общностью соседских интересов; новейшая форма Ф - ции — союз государств, где составляющие его компоненты действуют самостоятельно только во внутренних делах, участвуя в создании федерального правительства и подчиняясь его постановлениям по вопросам общего законодательства, обороны и финансов. Наиболее совершенные примеры Ф-циц — Северо-Американские Соед. Штаты и Швейцария.

По постановлению Верхов­ного Круга от 10 января 1920 г. Дон, Кубань, Терек и др. казачьи соседние общества объединялись в Казачью Ф-цию.

ФЕДОСОВ Андрей Григорьевич (дон.) — род. 30 октября 1901 г. в хуторе Ловягине ст. Березовской; сотрудник Каз. Словаря-Справочника. Окончил Высшее начальное училище в своей станице и с юных лет принимал участие в борьбе за Дон. При отступлении Дон. Армии к Черному морю попал в плен к ленинцам, из лагеря военнопленных призван на службу в Красную армию и до августа 1922 г. служил писарем в различных штабах. После этого, демобилизован и возвратился в станицу. Когда началась коллективизация Ф-сов был арестован вместе с отцом и освобожден только после семи месяцев заключения в тюрьме. Обвиняли в порче собственного хлеба: отобрав весь урожай и ключи от амбара, власти оставили зерна по расчету на 8 душ семьи. Его при шлось держать в мешках на земляном полу и там появилась плесень. За это отец отбыл пять лет тюремного заключения.

В августе 1930 г. Ф. вместе со своей семьей выслан в спецпосёлок "Островки" Арх. губ. Через год потерял там старшую дочь Параскеву, умершую вследствие невыносимых условий жизни. Работал на лесозаготовках, но в 1933 г. снова арестован и несколько месяцев пробыл в тюрьмах Плесецка и Архангельска. За это время умерла от истощения его жена Агриппина Алексеевна. Не застав ее в живых после освобождения из тюрьмы, Ф. через некоторое время бежал с места ссылки и скрывался под чужим именем на севере Дона. Когда немцы продвинулись к Сталинграду, он среди борцов за казачье освобождение отошел в Германию, там спасся от выдачи Сталину и остался в эмиграции.

ФЕДОСОВЫ(дон.) - стан. Березовской; 1) Акулина Андреевна, Алексей Никитич, Андрей Иванович, Сергей Афанасьевич и Дарья в 1980 г. высланы, как раскулаченные, на дальний север в спецпосёлок Островки Арханг. губ. и в течении двух лет умерли там от непосильной работы и истощения; 2) Василий Иванович и Василий Васильевич принадлежали к числу двадцати семи Казаков той же станицы, расстрелянных без вины и без суда в 1921 г. карательным отрядом коммунистов около буерака "Сухой"; 3) Василий Никитич и Павел Георгиевич расстреляны без вины и без суда ленинцами в 1922 г. около своей станицы на берегу р. Медведицы; 4) Григорий Иванович отбыл пятилетнее заключение в саратовской тюрьме по бессмысленному обвинению в порче собственного зерна, освобожден в 1936 г. и возвратился домой; через год снова арестован и бесследно исчез; 5) Сергей Афанасьевич арестован в 1933 г. и выслан к границе Пакистана; 6) Софрон Семенович арестован во время коллективизации и умер на пропускном пункте "Судак"; 7) Ульян Алексеевич в 1930 г. выслан с семьей, как раскулаченный, в спецпоселок Островки Архангельской губ.

ФЕЛОНЬ — принятое у Славян, греческое название части облачения священника во время богослужения, риза, парчевая мантия без рукавов, схожая по фасону с кавказской буркой.

ФЕОДАЛИЗМ— средневековая политическая система, принятая во многих государствах Европы, при которой феодальная страна была поделена на отдельные территориальные участки - "феоды", отданные монархом-сюзереном в ленную зависимость знатным особам-вассалам. Вассалы обязывались выплачивать за них ежегодную дань и выставлять в армию сюзерена условленное число рыцарей и вооруженных воинов; за это они получили право пользоваться трудом населения своего феода и распоряжаться судьбами его жителей, считая их своими подданными. Феодальная система существовала в течение второй половины Средних веков, К ликвидации ее в XVI в, привела централизация государств, усиление власти монархов и создание постоянных армий.

ФЕСЕНКО Михаил Васильевич, (куб.) — род. 1 декабря 1900 года, ст. Ключевой; сын члена Кубанской Краевой Рады, войскового старшины Василия Васильевича Ф., участник борьбы за Казачью Идею, пресвитерианско - евангелический пастор.

Окончив па Кубани Александровское ремесленное училище, вступил добровольцем в партизанский отряд полк. Лесевицкого, с которым выступил против ленинцев в Первый Кубанский поход; был тяжело ранен и вместе с другими ранеными оставлен в станице Дядьковской. Станичники укрыли его от расправы красногвардейцев и по выздоровлении он получил возможность возвратиться в Екатеринодар, где годы 1918-19 был студентом Кубанского Политехнического института.

Летом 1920 г., с отрядом кубанских повстанцев, через Грузию попал в Крым, откуда эвакуирован с армией Врангеля и остался в эмиграции. Проживая в Чехии, прослушал четыре семестра Экономическо-кооперативного факультета Высшей школы в Подебрадах. От 1925 г. в США. В 1929 г. окончил курс Принстонской Духовной Академии и в годы пре­бывания в ее стенах, по пору­чению Центрального Союза ук­раинских студентов в Европе, был его представителем на Со­единенные Штаты.

Получив степень бакалавра богословия, переехал в Канаду и там назначен пастором Пресвитерианско - евангелической общины. Редактировал и из­давал журналы "Евангельская Правда" и "Кубанский Край", который выхолил на русском и украинском языках и настаивал на праве Кубанских Казаков иметь свою независимую государственность. Среди др. богословских работ Ф. издал "Требник" и "Сборник проповедей". Состоял по избранию первым председателем Совета украинских евангелических церквей.

ФЕТИСОВ Гавриил Иванович (дон.) — рожд. 1891 года, ст. Усть Белокалитвенской, подхорунжий. После революции 1917 г. он возвратился домой из сотни, но вскоре, восстав­шие против ленинцев станич­ники избрали его командиром своего отряда и с этого време­ни Ф. прошел весь страдный путь борьбы за Дон. Попав в 1920 г. из Крыма заграницу, он обосновался в Париже и ре­шил разыскать у букинистов французской столицы как мо­жно больше книг о Казаках и их истории. В детстве он не получил большого образова­ния, но теперь научился чи­тать по-французски и разби­раться в тексте английском.

Отказывая себе во многом, из своего заработка он приобрел крупную домашнюю библиоте­ку, которую сам в шутку на­зывает "Акулинин архив". Ма­ло того, на свои скудные сбе­режения Ф. издал две книги И. П. Буданова "Дон и Моск­ва", а кроме этого постоянно принимает живое и деятельное участие во всех проявлениях казачьей общественной жизни.

ФЕТИСОВ Михаил Алексеевич (дон.) рожд. 1880 г., ст. Баклановской; генерал-майор, станичник ген. Бакланова и внук его адъютанта, вырос в семье, хранившей предания и заветы казачьей старины. В 1904 г., с производством в чин хорунже­го, из Новочеркасского каза­чьего училища вышел на слу­жбу в 4-й Дон. каз. полк, где числился до начала Первой Мировой войны. После этого со льготы командирован в сформированный из Казаков гвардейского запаса 53 Дон. каз. полк особого назначения. Весной 1916 г. произведен в чин есаула и переведен в 7-й Дон. каз. полк на должность строевого помощника коман­дира полка. Благодаря дове­рию и любви, которыми он пользовался у подчиненных, после революции 1917 г. полк избрал его своим делегатом на Первый Донской Поисковой Круг и на Общеказачий съезд и Петрограде. С фронта воз­вратился домом и чине войскового старшины, по демобилизации остался в Новочеркас­ске и благополучно пережил пребывание в городе "крас­ных" Казаков. Но когда ссора их командира Голубова с Рос­товским Ревкомом закончилась разгоном его отряда и новым нашествием на Новочеркасск красной гвардии, войск, стар­шина Ф, ушел в ст. Кривянскую. Тут его встретила толпа повстанцев, бывших его под­чиненных по 7-му полку. Они готовы были атаковать крас­ных пришельцев и настойчиво просили своего прежнего ко­мандира стать во главе отряда и вести на опостылевшего вра­га. В этом импровизированном войске, кроме опытных боевых фронтовиков, было не мало станичной молодежи и даже Казачек, вооруженных пиками и вилами. Став их предводите­лем, войск, старшина Ф. рас­пределил между ними роли, повел цепи на Новочеркасск и после нескольких часов боя го­род освободил, и хотя через три дня Казакам, под давлени­ем противника снова пришлось его оставить, но отошли они оттуда пополненные множе­ством офицеров и молодежи, а кроме того повстанцы сохранили созданный ими обширный плацдарм для подходящих партизанских отрядов Походного атамана П. X. Попова, дали возможность организо­вать Южную группу повстан­ческих войск и 28-го апреля вторично освободить Новочер­касск, который теперь удалось удержать надолго, при помо­щи подоспевшего в самый трудный момент 25 апреля отряда капитана Дроздовского. Круг Спасения Дона в награ­ду за геройское и умелое руководство боевой операцией, произвел Войск, старшину Ф. в чин генерал-майора."

После двух лет дальнейшей борьбы за Дон, ген. Ф. ушел вместе с Донской армией в эмиграцию.

Среднего роста, ладно сложенный, черноглазый и смуг­лый красавец-брюнет,. Михаил Алексеевич Ф. был ярким пред­ставителем распространенного среди Казаков туранского ти­па; благодаря своей наружно­сти, ом получил у своих дру­зей шутливое прозвище-. "Ахмет мирза Пей Наливай Бей Выталкивай Выгоняй Бек Ф.". Прекрасный строевик и сме­лый офицер, он вместе с тем отличался корректной незави­симостью со старшими началь­никами, особым тактом и оте­ческой справедливостью в от­ношениях с подчиненными. Воспитанный на преданиях ка­зачьей вольной старины, он, не в пример большинства ка­зачьих начальников, открыто стал и ряды возникшего за границей Вольно - казачьего идеологиич. движения, как сто­ронник народоправства, равен­ства и братства в казачьем не­зависимом государстве.

Умер в Праге (Чехослова­кия) в 1982 г.

ФЕТИШИЗМ— религиозное поклонение материальным предметам, которым приписывается сверхъестественная сила, исходящая на них от доброго или злого духа.

ФИГУРИСТЫЙ— статный.

ФИЛИМОНОВ Александр Петрович (куб.) — рожд. 1870 г., ст. Григориполисской, Кубан­ский атаман, генерал-лейтенант. Будучи офицером 1-го Екатеринодарского каз. полка, ко­мандирован в Военно - Юриди­ческую Академию, закончил ее курс в 1904 г. и начал служ­бу в Юридическом отделе штаба Казанского военного окру­га. Ему пришлось выступать по назначению защитником ку­банских артиллеристов, отка­завшихся стрелять по Казакам при усмирении урупцев, а так­же защищать в суде убившую губернатора революционерку Марию Спиридонову. В 1908 г. полковник Ф. назначен атама­ном Лабинского отдела и на этом посту заслужил славу вы­дающегося администратора, хотя Наказный атаман считал его чересчур прогрессивным и недолюбливал.

После революции, в мае 1917 года Войсковая рада назначила Ф-ва членом и председате­лем Кубанского правительства, а 11 октября того же года Кра­евая Рада избрала его на пост Кубанского атамана.

Первые месяцы его атаманства прошли в тоскливой неуверенности за судьбы края. Казачье население держалось пассивно, и атаман с прави­тельством не был в состоянии вызвать в нем силы сопротив­ления надвигавшимся со всех сторон красногвардейским отрядам ленинцев. Правительству пришлось с малыми силами оставить Екатеринодар и искать соединения с Корниловской армией.

Во время этого Первого Ку­банского похода атаман, по не­известным мотивам, нашел не­обходимым поставить во гла­ве правительственного отряда русского лётчика Покровско­го, человека чужою, с авантюр­ными наклонностями и с же­стоким сердцем. Он возвысил его своею властью из капита­нов сразу в чин полковника, а затем и в чин генерала, кото­рому в дальнейшем поручалось командование крупными каза­чьими соединениями.

Возвратившись вместе с вос­стающими Казаками из Второ­го похода в столицу Кубани, атаман Ф., волею Рады про­изведенный в чин генерал-лей­тенанта, должен был управлять краем в очень сложной обста­новке открытого и скрытого сопротивления Кубанской Ра­ды настойчивым попыткам ге­нерала Деникина обратить Ка­заков в послушных исполните­лей его воли. В этой борьбе атаман должен был принять на себя неблагодарную роль по­средника и примирителя. При таком положении он не смог предотвратить некоторых гну­сных выпадов противников ка­зачьей обособленности и на­стоять на выполнении условий договора с добровольческим командованием о создании от­дельной Кубанской армии. На посту атамана ген. Ф. оказался не достаточно волевым. Как и многие другие казачьи военачальники, воспитанные почти с колыбели в русском духе, он находился под обаяни­ем призрака великой, единой| и неделимой России, олицетворение которой он находил в малочисленной Добровольче­ской армии, не теряя надежды, что именно она окажется заро­дышем русской национальной армии, около которого собе­рутся все "здоровые духом русские люди" и под коман­дой своих боевых генералов сметут власть ленинцев.

Но это были только мечты, и расчеты, построенные на них, оказались ошибочными. Одна­ко, благодаря им, атаман не спешил во что бы то ни стало настаивать на выделении ку­банских частей в отдельную армию; завоевывать Россию вели Кубанцев чужие старшие командиры; благодаря им, Ка­закам приходилось мириться с чуждой их духу политикой ге­нерала Деникина; благодаря им, виновники убийства Н. С. Рябопола остались безнаказанными а зверская расправа деникинцев со священником А.И. Кулабуховым не была преду­преждена.

Но все же после этой безрас­судной казни, увидев тщет­ность своих надежд, ген. Ф. не нашел возможным оставаться на посту атамана. Он сдал его Н. М. Успенскому и перешел в разряд беженцев. Эмигрировав в Югославию он прожил там еще много лет, иногда высту­пая со статьями в русской пе­чати ("Русский Архив", "Бе­лое Дело", "Новое Время".) Умер 4 августа 1948 г. в гер. Осек (Хорватия).

ФИЛИМОНОВ Федор Петрович (куб.) — рожд. 1862 года старший брат предыдущего, генерал - майор артиллерист. Командовал 1-м Таманским казачьим полком, принимал участие в Первой Мировой войне, которую закончил на­чальником 4-й Кавказской каз. дивизии; после боролся в ря­дах противников большевист­ской власти и выехал заграни­цу; умер эмигрантом 14 янва­ря 1940 г. в г. Панчево (Юго­славия).

ФИЛИППЕНКОВ Иван (дон.) — рожд ок. 1918 г., ст. Верхне-Чирской; участвовал во Второй Мировой войне и остался эмигрантом. Состоял в бельгийской группе Казаков — джигитов; стал жертвой несчастного случая в Швейцарии, при исполнении трудного номера, упал с коня на голову и тут же умер не приходя в сознание 6-го сентября 1951 г. погребен в швейцарском поселке Вольфеншиссен.

ФИЛИППОВ Макар Корнеевич (куб.) — рожд. 1888 г., подхорунжий; участник Первой Мировой войны и борьбы за Казачью Идею; ушел в эмиграцию и умер 15 февраля 1940 года в Белграде (Югославия).

ФИЛИППОВЫ(дон.) — ст. Березовской; 1) Василиса Ива­новна в 1930 г. выслана в спец-посёлок Островки Арханг. губ. и через два года умерла там от истощения; 2) Гордей Ивано­вич в 1930 г. арестован и сос­лан без права переписки; 3) Иван в. 1930 г. вместе со всей семьей выслан в спецпосёлок Островки Архангельской губ.

ФИЛИПЬЕВ Яким — выборный Донской атаман в гг. 1703-1705.

ФИННЫ— в широком значении — ряд урало-алтайских народов. Они делились на четыре группы: а) финскую в тесном смысле (Финны, Эсты, Ливы, Корелы, Лопари); б) угорскую (Мадьяры, Остяки, Вогулы); в) волжскую (Мещеря, Меря, Мурома, Мордва, Черемисы, Чуваши) и г) Пермяки, Вотяки, Зыряне.

В глубокой древности и вплоть до IX в. Ф. занимали, совместно со Скандинавами, всю северную часть Европей­ской России от р. Оки до Бе­лого моря, включая Биармию (Пермию). Тогда эти земли назывались Великая Скандза. После того как над Славянами стали господствовать Норманны-Русь (по летописи 862 г.), финские племена или уходили в сторону или смешивались со Славянами, участвуя в созда­нии Великорусской народно­сти. Постепенно в славянской среде растворились Мещеря­ки, Мурома, Меря, Остяки. Мадьяры или венгры в IX веке перекочевали на Дунай, но восточные географы того вре­мени продолжали их именем "Маджар" называть угро-финские племена, проживав­шие на реке Ока. Собственно — Финны и Корелы, отошед­шие под давлением Славян на северо-запад в Страну Озер (фин. — Суоми). В 1890 году Страна Озер присоединена к России. После революции 1917 года Ф. снопа обрели независимость. Тогда же Эсты и Ливы, бывшие под властью России, создали свою республику — Эстонию.

ФИСЕНКО Феодосии Митрофанович (куб.) — рожд. 1895 года, ст Кальниболотской; участник Первой Мировой войны и борьбы за Казачий Присуд; от 1920-го года в эмиграции. Умер от туберкулеза легких 7 сентября 1934 гор. в г. Земун (Югославия).

ФЛАГ — национальный символ; четырехугольное полотнище разнообразное по размещению цветных полос и рисунков. Ф., вывешенный на мачте или на корме судна, указывает его государственную принадлежность; во дни торжественных национальных и государственных праздников Ф. служит идейным и декоративным украшением домов, улиц и парадов.

Казачьи государства, объявив в 1917 г. самостоятельность, избрали себе след, цвета: Всевеликое Войско Донское — сине-желто-красный, расположенные сверху вниз равными горизонтальными полосами; Кубанский Край — сине-малиново-зеленый, в том же порядке; Терек — весь голубой с извилистой белой полосой по диагонали. Сторонники Казакии считают своим флагом — сине-малиново-желтый.

ФЛЕТЧЕР Джильс — английский дипломат; в 1588 г. он посетил Московию, которую после описал в очень непривлекательных красках; его сочинение "О Русской Державе" отличается точным отражением быта и порядков, господствовавших тогда в России; оно переведено на русский язык в начале XIX в., но допущено к печати только после 1905 г. под названием: "О государстве Русском или Образ правления русского царя".

Наши рекомендации