Мировоззрение, его виды и формы
Человек как биосоциальное существо соединяет в себе и природное, и общественное.
С одной стороны, человек – живой организм, высшее млекопитающее, а также обладает определенную физиологию, что говорит о его биологической природе.
С другой стороны, человек напрямую связан с обществом и реализуется как человек только в рамках общества, войдя в общественные отношения и в непосредственный контакт с другими людьми.
Очевидно, что по-отдельности эти стороны существовать не могут, что означает, что человек – биосоциальное существо.
В отличии от животного, человек обладает мышлением,толковой речью и сознанием.
Сознание– это форма психической активности человека, состоящая в способности целенаправленно отображать окружающий мир при помощи образов. Сознание имеет свою структуру:
· Мировосприятие органами чувств, познание как окружающего мира, так и самого себя
· Способность рационального восприятия мира и составления логической цепочки из полученных знаний – логико-понятийные способности
· Эмоционально-личностная оценка, личные переживания
· Побуждения к деятельности, духовные идеалы – высшие мотивы и ценности
Кроме того, сознание имеет свои свойства, такие как: субъективность, поскольку зависит от личностных характеристик конкретного человека; активность и динамичность, так как выполняет многообразие функций и действует практически беспрерывно; селективность (избирательность); направленность – в любом случае сознание направлено какой-либо объект. Одна из характерных черт сознания – его двухмерность, то есть направленность не только на окружающую действительность, но и на самого субъекта сознания – самого себя.
Функции сознания:
· Отражение действительности
· Познание действительности через моделирование или выявление закономерностей
· Служит началом для деятельности человека
· Предсказание возможных природных или социальных процессов
Помимо сознания, в систему психики входят следующие составляющие:
Бессознательное. Неосознаваемые человеком явления, мысли или желание, влияющие на его поведение. Бессознательное выражается в снах, оговорках и мечтах.
Сверхсознательное (надсознательное, общественное, коллективное сознание) – сформированные общественным мнением нормы, запреты и т.п. Распространение коллективного сознания происходит через СМИ, образование.
Индивид, индивидуальность, личность
Индивид- отдельный представитель человеческого рода, обладающий определенными человеческими качествами.
Индивидуальность- уникальные качества человека, отличающие его от остального общества, например: темперамент, внешность.
Личность- такие социальные качества, которые индивид приобретает и реализует в рамках общественных отношений. Важно отметить, что личностью становятся исключительно в обществе, потому сам себя человек назвать не может.
Становятся личностью в ходе социализации. Социализация- это процесс освоение культурных норм и моральных ценностей, в результате которого человек
обретает знания, способствующие успешному функционированию в обществе.
Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение относится к внутреннему (духовному) миру человека, который, в свою очередь, определяется как осознанная духовная жизнь человека (в том числе создание, усвоение и сохранение культурных ценностей), содержимое психической реальности человека. В качестве компонентов внутреннего мира также выделяют:
• Познание (см. пункт Виды знаний)
• Направленность личности – мотивы, которыми человек руководствуется при совершении какой-либо деятельности, и ориентиры, на которые он равняется.
• Эмоции – субъективные волнения человека на предмет явлений окружающего мира (страх, грусть, счастье, радость)
• Чувства – имеющие эмоциональный окрас состояния более длительного характера, чем эмоции.
Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющий отношение его к действительности. В его структуру также входят убеждения, идеалы, принципы и идеи.
Убеждение – это устойчивая установка на предмет какого-либо явления окружающего мира.
Можно выделить следующие разновидности мировоззрения:
1. Обыденное (житейское): основывается на опыте человека, на его повседневной жизни и быте; подразумевает стереотипное мышление, главный объект которого – удовлетворение примитивных потребностей.
2. Научное: базируется на теоритическом, критическом мышлении; важную роль играют здесь рациональные доводы и доказательность.
3. Религиозное: формируется, исходя из религиозных догм конкретного вероучения; основные положения принимаются исключительно на веру.
Важно понимать, что в чистом виде ни одного вида мировоззрения существовать не может.
Мировоззрение может образовываться как стихийно (например, житейское), так и осознанным путем (научное).
Виды знаний
Новые знания о мире человек (или другой субъект познания: общество, группа, коллектив) получает путем познания. То есть познание – процесс деятельности, направленный на приобретение субъектом новых знаний. Объектом познания называют область реальности, в рамках которой знание находится. Это может быть сам человек, его внутреннее состояние, или окружающий мир в целом.
Существуют различные способы осуществления познавательной деятельности:
· Чувственное познание – получение знаний осуществляется через органы чувств. Формами такого познания являются:
1. Ощущение – воссоздание отдельных частностей предмета или явления, возникающее в результате деятельности органов чувств;
2. Восприятие – отражение цельного объекта, а не его деталей. Так, человек воспринимает предмет как совокупность его свойств.
3. Представление – создание образа предмета в сознании человека, осуществляемое благодаря памяти или воображению человека.
· Рациональное познание – получение знание происходит при помощи мыслительной деятельности. Фундаментальные формы познания:
1. Понятие – положение, выделяющее общие, значимые черты или свойства признака.
2. Суждение– связующее между понятиями, отрицающее или подтверждающее что-либо.
3. Умозаключение (вывод) – некое новое суждение, образованное из совокупности суждений, обозначенных ранее, объединенных общей тематикой. Умозаключения делятся на различные категории: индуктивное - обобщающий вывод происходит из частностей; дедуктивное - вывод о частном извлекается из вывода об общем; по аналогии - вывод достигается схоже подобным выводам.