Выступление И. Надя по радио. 24 октября 1956 г., 12 часов 10 мин.
6. Нота правительства ВНР правительству СССР о денонсации Варшавского договора. 1 ноября 1956 г.
7. Обращение Венгерского революционного рабоче-крестьянского правительства к правительствам братских социалистических стран с просьбой об оказании материальной помощи для восстановления нормальной жизни в стране. 5 ноября 1956 г.
8. Телеграмма Председателя Совета Министров СССР Председателю Венгерского революционного рабоче-крестьянского правительства о безвозмездной помощи венгерским трудящимся. 5 ноября 1956 г.
XXV. Польша в 1970-1980-е гг.
1. Двадцать одно требование Гданьского межзаводского комитета «Солидарность»
2. О развитии обстановки в Польше и некоторых шагах с нашей стороны. Выписка из протокола № 7 заседания Политбюро ЦК КПСС. 23 апреля 1981 г.
XXVI. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1945 – 1990 гг.
1. Устав Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк. 24 октября 1945 г.
2. Речь Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже. Фултон (США). 5 марта 1946 г.
3. Директивы глав правительств четырех держав министрам иностранных дел. («Женевский саммит»). 23 июля 1955 г.
4. Отчетный доклад Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза XX съезду партии. Доклад первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева. Москва. 14 февраля 1956 г.
5. Послание председателя Совета министров СССР Н.А.Булганина премьер-министру Великобритании Антони Идену. («Ракетное послание»). Москва. 5 ноября 1956 г.
6. Заявление председателя Совета министров СССР Н.С.Хрущева президенту Франции де Голлю, премьер-министру Великобритании Макмиллану, президенту США Эйзенхауэру. Париж. 16 мая 1960 г. (Инцидент с американским разведывательным самолетом «У-2»).
7. Карибский кризис. Из переписки президента США Джона Ф.Кеннеди и председателя Совета министров СССР Н.С.Хрущева. Вашингтон — Москва. Октябрь — декабрь 1962 г.
8. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Москва. 5 августа 1963 г.
9. Договор о нераспространении ядерного оружия. Москва — Вашингтон — Лондон. I июля 1968 г.
10. Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Берлин. 3 сентября 1971 г.
11. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки. 1 августа 1975 г.
12. Заявление генерального секретаря ЦК КПСС, председателя президиума Верховного совета СССР Ю.В. Андропова. Москва. 24 ноября 1983 г.
13. Политический доклад Центрального комитета КПСС XXVII съезду КПСС. Москва. 25 февраля 1986 г.
14. Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Париж. 19 ноября 1990 г.
15. Парижская хартия для новой Европы. Париж. 21 ноября 1990 г.
XXVII. Страны Запада в 1990-е гг. – начале XXI в.
1. Договор о Европейском Союзе. («Маастрихтский договор»). Маастрихт. 7 февраля 1992 г.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле. (НАФТА). Вашингтон — Оттава — Мехико. 17 декабря 1992 г.
3. Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
XXVIII. США в 1990-е гг. – начале XXI в.
1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. (СНВ-1). Москва. 31 июля 1991 г.
2. Кэмп-Дэвидская декларация Президента США Дж.Буша и Президента РФ Б.Н.Ельцина о новых отношениях.1 февраля 1992 г.
3. Поправка XXVII к Конституции США. Ратификация закончена 7 мая 1992 г.
4. Из Хартии российско-американского партнерства и дружбы. Вашингтон. 17 июня 1992 г.
5. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. (СНВ-2). Москва. 3 января 1993 г.
6. Новая стратегия США: от «сдерживания» к «расширению». Выступление помощника президента США по вопросам национальной безопасности Энтони Лейка в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса. (Концепция «расширения демократии»). Вашингтон. 21 сентября 1993 г.
7. Совместное заявление президента Российской Федерации В.В.Путина и президента Соединенных Штатов Америки Дж.Буша о новых отношениях между Россией и США. Вашингтон. 13 ноября 2001 г.
8. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов. («Договор СНП»). Москва. 24 мая 2002 г.
9. Дж. Буш-младший. Стратегия национальной безопасности США. Белый дом. 17 сентября 2002 г.
10. Стратегия национальной безопасности США. Выступление президента США Джорджа Буша. Вашингтон. 20 сентября 2002 г.
XXIX. Германия в 1990-е гг.- начало начале XXI в.
1. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Москва. 12 сентября 1990 г.
2.Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Федеративной Республикой Германией и Союзом Советских Социалистических Республик. Бонн. 9 ноября 1990 г.
XXX. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в 1990-е гг. – начале XXI в.
1. Роспуск Организации Варшавского договора. Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 г., и протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 г. в Варшаве. Прага. 1 июля 1991 г.
XXXI. Политическая ситуация в мире в 1990-е гг. – начале XXI в.
1. Договор по открытому небу. Хельсинки. 24 марта 1992 г.
2. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении. Париж. 13 января 1993 г.
3. Партнерство ради мира. Рамочный документ. Брюссель. 10 января 1994 г.
4. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Нью-Йорк. 24 сентября 1996 г.
5. Совет Евроатлантического партнерства. Основной документ.Синтра (Португалия). 30 мая 1997 г.
6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк. 8 сентября 2000 г.
XXXII. Место и роль России в современной системе международных отношений
1.Концепция внешней политики Российской Федерации. Декабрь 1992 г.
2.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического Договора.Париж. 27 мая 1997 г.
3. Концепция внешней политики Российской Федерации. Москва. 28 июня 2000 г.
4. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. (ЕврАзЭС). Астана. 10 октября 2000 г.
5. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001 г.
6. Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. (ЕврАзЭС).
Санкт-Петербург. 25 января 2006 г.
Введение
Одним из важнейших направлений повышения эффективности учебного процесса в вузе является использование исторических документов для развития познавательной деятельности студентов. Следует учитывать, что работа с документами – это одно из оптимальных средств развития познавательной активности студентов.
Широко используя на занятиях документальные материалы, преподаватель с помощью подготовленных заранее заданий руководит мыслительной деятельностью учащихся, мобилизует их внимание, дает нужное направление их рассуждениям, активизирует процесс обучения.
Приведенные в хрестоматии документы по новейшей истории стран Европы и Америки дополнят и углубят знания студентов, а также будут способствовать их стремлению к получению знаний непосредственно из первоисточника, овладению приемами работы с историческими материалами.
Использование документов дает возможность полнее увязывать изучаемый материал с жизненным опытом студентов, развивать у них интерес к истории зарубежных стран и истории международных отношений, приобщать их к осмыслению диалектики исторического процесса, формировать глубокое личное понимание значимости изучения мировых проблем ХХ- начала XXI вв.
Работа над историческим документом дает возможность организовать самостоятельную работу студентов, которые не просто «на веру» принимают положения, выдвигаемые преподавателем, а убеждаются в их правильности на основании анализа источника.
Исторический документ может быть использован в работе преподавателя разнообразными способами.
Первый из них – преподаватель использует документ в ходе учебного процесса, т.е. на занятии, при этом можно определить три основных вида:
1. Преподаватель в своей лекции приводит небольшую выдержку из исторического документа, тем самым обосновывает свой рассказ конкретными фактами;
2. Преподаватель довольно подробно разбирает какой-либо отрывок из исторического документа, используя этот прием как средство аргументации;
3. Преподаватель проводит беседу со студентами по анализу исторического документа с последующими обобщениями полученных данных.
Более того, студентам должно быть ясно в каждом случае привлечения исторического документа: какой источник они слушают или читают, зачем, с какой целью это делается, они должны понимать содержание документа.
Второй способ – это использование исторического документа для самостоятельной работы студента. Она предполагает работу студента во время подготовки к семинарским занятиям, при написании курсовых работ и выпускных квалификационных работ
Студент найдет в хрестоматии официальные акты (документы, законы, решения правительств и парламентов, дипломатические договоры и т. п.) и материалы иного порядка, имеющие существенное значение при изучении событий новейшей истории стран Европы и Америки (высказывания видных политических деятелей и т. п.). Документы и материалы, касающиеся СССР и России, как правило, в хрестоматию включались в неполном виде, использованы лишь некоторые советские и российские документы, относящиеся к области международной политики.
Тематика документов и материалов, собранных в хрестоматии, весьма разнообразна, но основное внимание здесь сосредоточено на вопросах экономики, политики (внутренней и внешней), международных отношений, коммунистического и рабочего движения.
Структура и содержание хрестоматия соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «История 030401.65».
В качестве базового учебника использованы издания Московского государственного университета под редакцией профессора МГУ Е.Ф. Язькова (История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945 гг. – М., 1989., История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945-2000 гг. – М., 2001.).
Метод расположения материала в хрестоматии синхронный: материал располагается по разделам и странам в хронологическом порядке в соответствии с учебно-методическим комплексом, подготовленным составителем (Кузьмин Ю.М. Новейшая история стран Европы и Америки: Учебно-методический комплекс. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. – 87 с.).
Документы и материалы приводятся либо полностью, либо (если они очень длинны) в извлечениях. Если студент хочет ознакомиться с документом в полном объеме, он может обратиться к источнику, который указан в конце приводимого с сокращением документа. Кроме того, можно использовать «Дипломатический вестник» (до 1992 г. – «Вестник министерства иностранных дел СССР), а также газеты «Правда» и «Известия», в которых публиковались наиболее важные документы в полном объеме.
I. Итоги Первой мировой войны и проблемы послевоенного урегулирования. Версальско-Вашингтонская система