Глава 1. Эволюция института императорской власти в добуржуазной Японии
Глава 2. Идеология тэнноизма в период господства императорской системы (1868—1945)
Основные положения идеологии тэнноизма
Этапы развития тэнноизма
Особенности внедрения тэнноистских идей в массы
Глава 3. Идеология тэнноиэма в современной Японии
Становление «символической императорской системы»
Ритуализация общественной жизни
Возрождение идеологии тэнноизма
Императорская система в массовом сознании
Заключение
Примечания
Список использованной литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая читателю книга является первой попыткой специального исследования идеологического аспекта культа японского императора (по-японски «тэнно») в советском японоведении. Хотя наши ученые не раз обращались к проблематике, так или иначе связанной с институтом императорской власти в Японии, эта тема еще не стала предметом всестороннего и постоянного научного изучения, тогда как в Японии тэнноизм и императорская система находятся в зоне самого пристального внимания. В Японии издается такое море книг, статей по проблемам монархии, что в нем легко утонуть даже специалисту. Подобный интерес вполне обоснован, поскольку определяется реальной значимостью этих проблем для истории и современности Японии.
В наши дни в высокоразвитой индустриальной державе Востока — Японии наблюдается повышенный интерес правящих кругов к политико-идеологическому использованию императора как символа национального единства. Это видно даже поверхностному наблюдателю. А вот ответить на вопрос, почему в современной Японии столь сильны монархические настроения, не так-то просто. При попытках разобраться в нем становится совершенно очевидно, что невозможно оценить роль императора-тэнно в современной Японии исключительно с точки зрения сегодняшнего дня, не рискуя неминуемо исказить суть проблемы или же оказаться лишь в роли растерянного иностранца в таинственном мире восточной культуры. Достаточно сказать, что в том или ином виде нынешние положения тэнноизма оказываются опосредованным переосмыслением классической мифологии Японии и традиционных представлений об императоре, восходящих к глубокой древности. Иными словами, если принцип историзма должен лежать в основе любого исследования, то при изучении проблем японской монархии он оказывается вдвойне необходим. Это обязывает проследить судьбу института императорской власти в Японии и идей, с ним связанных, на протяжении всей его долгой, более чем тысячелетней истории вплоть до наших дней.
Идеологический аспект для исследования выбран исходя из его ведущего характера для данной проблематики. В течение всей истории Японии (за редким исключением) монарх имел не столько политическую, сколько культово-религиозную власть, что и определило исключительное место символики, связанной с верховным правителем, в официальной идеологии.
Читатель вправе поинтересоваться, почему автор пользуется в работе непонятным для неяпонистов термином «тэнноизм». Дело в том, что хотя формально «тэнносюги» можно было бы перевести как «японский монархизм», такой перевод не отражает в полной мере тот широкий и взаимоувязанный круг проблем, который ассоциируется с понятием «тэнноизм» в истории и современности Японии. Идеология тэнноизма, имеющая центральное значение для понимания содержания довоенного государственного национализма (1868—1945), сохраняет в трансформированном виде свою жизнеспособность и сегодня. Более того, именно ценности этой идеологической системы, представляющей в своей основе официальное переосмысление архаических мифов, служат ключом к пониманию многих черт национального характера японцев, особенностей их мировоззрения, социально-политических представлений, социокультурных ориентаций. Словом, «тэнноизм» — это сложное многоплановое явление жизни японского общества, имеющее свои внутренние законы развития, которые вовсе не просто поддаются пониманию.
В книге также употребляется непривычный для советского читателя термин «императорская система» — перевод японского слова «тэнносэй». Этот термин впервые появился в тезисах Исполкома Коминтерна о положении в Японии от 15 цюля 1927 г. Им определялась структура политического господства того времени. После войны он не только широко встречается в марксистской литературе, но стал привычным и для консервативных деятелей и мыслителей, выступающих за сохранение и упрочение института императорской власти в Японии. Словосочетание «императорская система» наиболее адекватно передает специфику монархического строя в Японии, при котором в единую, органически целостную систему увязаны явления разного происхождения: и политического, и идеологического, и религиозного, и мировоззренческого. Элементы этой системы в разных исторических условиях не исчезали безвозвратно, а, как правило, выживали, с тем чтобы в подходящий момент вновь стать функциональными.
В довоенной культуре Японии именно государственный культ императора, развитый правителями Мэйдзи на живом организме национальной религии (синтоизме), стал тем интеграционным началом, которое выработало у японцев особое чувство единства с исключительно сильной националистической окраской, сгустившейся в 1930-е годы в мрак агрессивного шовинизма.
Хотя в японском послевоенном обществе институт императорской власти уже не является центральным звеном политической структуры, все же при формулировании господствующим классом общенациональных ценностей идеи и ритуалы, культивирующие чувства уважения и любви к императору — «символу государства и единства нации», продолжают играть немаловажную роль.
В работе делается попытка показать взаимодействие официальной идеологии и массового сознания на разных этапах японской истории. Именно взаимодействие, поскольку, с одной стороны, идеи тэнноизма навязывались господствующими классами простому народу, но, с другой — культ императора вырастал и «снизу», из национальной психологии, мировоззрения, присущего японцам на протяжении многих столетий, был связан с их искусством, религией, традиционными представлениями. Немалое значение для поддержания авторитета императорской власти имело то, что мифология и искусство играли весьма существенную роль в повседневной жизни народа.
Автор надеется, что эта работа поможет наметить основные пути дальнейшего изучения сложной проблемы японского монархизма во всей ее полноте и многоаспектности.
Выражаю глубокую благодарность за высказанные критические замечания и ценные советы в период работы над книгой уважаемым коллегам А.Б. Беленькому, Т.П. Григорьевой, Г.С. Киселеву, А.Н. Мещерякову, А.А. Празаускасу, Ю.М. Рю, К.О. Саркисову, Г.Е. Светлову, Н.А. Симонии, В.В. Сумскому.
Глава I