Особенности служебных отношений
В основе служебных отношений - установка подчинения. Указания и требования государственных органов власти имеют для должностного лица значения норм права. Образцом его поведения является субординация. В основе публичных отношений - установка законопослушания. В норме эти отношения строятся, исходя из равенства всех перед законом. Они выражают подчинение не должностному лицу, а закону.
Именно закон выступает гарантом для населения от произвола со стороны чиновников. Образцом поведения гражданина является лояльность.
Публичные отношения характеризуются состоянием взаимодействия государственного служащего, соблюдающего закон, и гражданина, повинующегося чувству долга перед законом.
Для института государственной службы характерны не только формальные, но и неформальные отношения, то есть связи между служащими внутри аппарата.
В отличие от субординационных, служебных связей это координационные, межличностные отношения, обеспечивающие более тесное сотрудничество управляющих субъектов.
Воспроизводству публично-правовых связей способствуют социальные нормы. Это нормы, определяющие статус государственной службы. В любом обществе устанавливается право государственных органов власти и соответствующих должностных лиц принимать административные решения.
1) Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах, например, это нормы того субъекта, где функционирует государственная служба, то есть национальные традиции и обычаи (но не противоречащие Конституции Российской Федерации);
3) это нормы, выработанные в административной среде.
Длительное время вплоть до конца XX века государственная служба представляла собой традиционный правовой институт, обслуживающий государство. Однако по мере самоорганизации гражданского общества, нарастает социальная, правовая ориентация государства. Занимая подчиненное по отношению к праву положение, государство становится на службу граждан. Изменяется и роль государственной службы: возрастает важность предоставления публичных услуг населению, необходимых для социальной интеграции общества. Таким образом, сугубо правовой институт государственной службы трансформируется в социальный.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Государственная гражданская служба на деле оказывается обслуживающей структурой. Она сосредоточена обычно на выполнении двуединой цели: с одной стороны, обеспечивает политическим руководителям (представителям нанимателя) аппаратные услуги относительно информационных, организационных, технологических, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и других государственных функций. С другой стороны, государственная гражданская служба оказывает разнообразные услуги населению (справки, выписки, регистрации, лицензирование, сертификация, идентификация, маркирование и пр.).
Основные принципы современной государственной кадровой политики следующие:
Ø подчиненность закону;
Ø демократичность;
Ø децентрализация;
Ø гласность;
Ø равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, к деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;
Ø обновляемость кадрового состава;
Ø сочетание опытных и молодых кадров;
Ø наличие профессиональной квалификации;
Ø ответственность за результаты деятельности.
Существуют различные механизмы реализации кадровой политики:
Ø нормативно-правовое регулирование;
Ø организационное построение управленческих коллективов;
Ø внедрение инновационных кадровых технологий;
Ø сочетание стратегии и тактики в реализации задач кадровой политики.
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Рассмотрим понятие «принципы гражданской службы». Понятие «принцип» (лат. principiuni) обозначают основное, исходное положение какой-либо теории, учения. Принципы гражданской службы — это основополагающие требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В принципах выражены необходимые основания функционирования государственного аппаратного управления. Принципы устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы в основе формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы как административной власти.
Это ориентиры, некоторые основания по упорядочению общественных отношений, управлению социальными явлениями, процессами.
Принципы гражданской службы обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных органах системы государственного управления; взаимную их согласованность; общую направленность на реализацию намеченных целей.
На основе этих принципов организуется сам реальный процесс административного управления. Процесс административного управления – это продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению административных управленческих функций, по выбору методов и приемов управленческого административного воздействия.
Принципы гражданской службы изложены в Федеральном законе от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Принципы гражданской службы - это не застывшие догмы, с течением времени принципы совершенствуются и конкретизируются. Эволюция принципов обусловлена кардинальными изменениями в концепции государственного управления, которой придерживаются в обществе в определенные моменты времени. Искусство государственного управления не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Для такого вида управления нужны концепция, ориентиры, а также механизмы регулирования.
Принципы гражданской службы объективно отражают сущность и наиболее важные черты этого вида службы. Они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности гражданских служащих, а также закрепляют их в нормах поведения, входящих в социально-правовой институт гражданской службы.