Организационно-правовым формам
В качестве основных направлений государственной политики в сфере приватизации, вплоть до 2010 г., были определены приватизация федерального имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Российской Федерации, сокращение числа ФГУП и пополнение доходной части бюджета. Иными словами, массовое сокращение числа ФГУП в течение почти двух десятилетий не имело экономической основы, носило принудительный характер, считалось необходимой мерой в условиях формирования частной собственности как основы рыночной экономики и решало фискальные задачи [4, с.205].
В числе акционерных обществ с участием государства наибольший удельный вес на начало 2013 г. (53,7%) составляли общества со 100%-ной долей государства. Их количество выросло по сравнению с 2002 г. более чем в 14 раз. Государство, сохраняя в своих руках стратегически важные предприятия, отдает предпочтение такой организационно-правовой форме, как акционерное общество. Большинство госпредприятий в форме акционерных обществ относятся к отраслям естественных монополий и обеспечивают получение стабильно высоких доходов. При этом среди 1210 стабильно функционирующих акционерных обществ с государственным участием преобладающую долю (65%) составляют компании, в которых единственным акционером является государство.
Однако за период 2010-2012 гг. государство активно распродавало свои пакеты акций в госкомпаниях, что привело к сокращению числа акционерных обществ со 100%-ным государственным участием почти на 30% — с 1757 на начало 2010 г. до 1256 на начало 2013 г. Количество акционерных обществ с миноритарным пакетом государства (менее 25%) за этот же период выросло с 697 до 7542.
Таким образом, приватизационные процессы первого десятилетия XXI в. привели не только к количественному сокращению государственного предпринимательского сектора, но и к структурным изменениям в его составе. Унитарные предприятия составляют в настоящее время менее половины (43%) общего числа субъектов госсектора, количественно преобладают акционерные общества (57%), доля участия государства в которых неизменно сокращается.
Для характеристики роли, которую играет государственный сектор в экономике России, использованы официальные статистические данные в рамках утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.09.2003 № 306 системы показателей развития госсектора экономики. Для анализа выбраны те из них, которые в наибольшей степени позволяют оценить значение именно государственного предпринимательства, исключив влияние показателей государственных учреждений (таблице 5).
Таблица 5 - Доля госсектора в экономике по видам экономической деятельности, %
Показатели | 2007 г. | 2010 г. | 2012 г. | 2015 г. |
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по видам экономической деятельности | ||||
добыча полезных ископаемых | 12,8 | 9,8 | 16,5 | 21,6 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 11,8 | 9,0 | 16,6 | 22,1 |
обрабатывающие производства | 8,4 | 8,7 | 9,8 | 12,0 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 11,4 | 17,8 | 25,7 | 25,0 |
Объем строительных работ, выполненных собственными силами | 4,0 | 4,1 | 3,8 | 3,9 |
Объем коммерческих перевозок грузов транспортными организациями (кроме трубопроводов) | 72,9 | 78,4 | 76,0 | 75,3 |
Коммерческий грузооборот транспорта транспортными организациями (кроме трубопроводов) | 94,6 | 93,6 | 92,9 | 93,4 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства) | 19,5 | 24,5 | 28,8 | 30,3 |
Оценивая предпринимательскую активность государства в экономике, следует отметить, что в отраслевом разрезе она отличается широким диапазоном показателей присутствия. Так, будучи монополистом в сфере коммерческих перевозок, государство контролирует только пятую часть добычи полезных ископаемых, четвертую часть производства в электроэнергетике, газодобыче и водоснабжении и лишь фрагментарно, на уровне 4%, представлено в строительстве. Динамика показателей характеризует существенный рост участия государства в объемах производства добывающих и обрабатывающих отраслей в посткризисный период.
Стабильно положительной динамикой на протяжении 2007-2015 гг. отличалась доля участия государства в инвестиционной деятельности. Так, доля государства как инвестора в основной капитал увеличилась с 19,5% в 2007 г. до 30,3% в 2015 г.
В целом статистический мониторинг свидетельствует о том, что, несмотря на положительную динамику показателей участия государства в экономике, доля этого участия невелика и не является определяющей для экономического развития, за исключением такого вида деятельности, как грузовые и пассажирские перевозки. В то же время по данному вопросу следует согласиться со специалистами Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, которые указывают на то, что данные Росстата позволяют делать лишь минимальную оценку реального участия государства в экономике [3, с.389]. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, собственность российских госкорпораций формально не является государственной, а значит, и сами они не рассматриваются как субъекты государственного сектора. Во-вторых, непрозрачность прав собственности и наличие многоступенчатых «агентских цепочек» в госкомпаниях затрудняют статистическое наблюдение в разрезе форм собственности для получения оценки реального участия государства в экономике.
Среди отечественных и зарубежных экономистов распространена точка зрения о заведомой убыточности или низкой прибыльности субъектов государственного предпринимательского сектора. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что доля убыточных организаций в экономике России в целом и в ее государственном секторе в частности находятся примерно на одном уровне. Так, за последние три года этот показатель в целом по России составил соответственно 29,9; 30,0 и 29,1%.
Среди государственных предприятий и организаций в 2015 г. доля убыточных равнялась 31,0%. Несмотря на то, что доля прибыльных предприятий и организаций госсектора составляет 69,0%, по полученным суммам прибыли и соответственно по показателю рентабельности госсектор уступает частному сектору. Если в общем объеме убытков убыточных организаций Российской Федерации доля госсектора в 2015 г. была равна 28,0%, то в общем объеме прибыли прибыльных организаций за этот же период времени эта доля составила только 14,5%.
Среди общих параметров развития госсектора экономики России отметим:
¾ объемы реализации продукции десяти самых крупных государственных корпораций составляют более 20% ВВП страны;
¾ среди десяти наиболее крупных российских компаний по объемам производства шесть находятся в собственности государства;
¾ около 8% бюджета страны формирует ПАО «Газпром», 50% акций которого принадлежат государству;
¾ доля государственного сектора в экономике страны оценивается на уровне не менее 50% ВВП.
Сегодня все крупные компании государства условно разделены на несколько групп предприятий, которые монопольно контролируют определенные виды деятельности:
¾ инфраструктурно-транспортные (РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»);
¾ коммуникационные («Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ, «Газпрома», РЖД);
¾ энергетические («ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ);
¾ добыча и экспорт сырья («Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром»)
Для того чтобы государственный предпринимательский сектор выполнил поставленную перед ним амбициозную задачу быть локомотивом российских инноваций, требуется качественное изменение системы управления госпредприятиями. Необходима разработка четкой государственной политики в области развития института корпоративного управления в секторе государственного предпринимательства.