Структура государственного сектора экономики
Государственный сектор формируется из сектора государственного управления, который включает органы власти разных уровней и подведомственные им учреждения и государственных институциональных единиц, входящих в сектора нефинансовых и финансовых корпораций. Схематично представить структуру государственного сектора можно следующим образом (см. рисунок).
Как видно из рисунка, государственный сектор разделяется на сектор государственного управления и сектор государственных корпораций и организаций. В сектор государственного управления входят два типа институциональных единиц:
¾ Органы государственной власти и управления всех уровней – министерства, ведомства, службы, агентства, а также государственные внебюджетные фонды и т. п.
¾ Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государством (школы, больницы, организации культуры и т. п.).
Рисунок 1 – Структура государственного сектора
К нефинансовым корпорациям государства относят все нефинансовые корпорации-
резиденты, которые находятся под контролем институциональных единиц сектора государственного управления. Это корпорации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг с целью продажи и получения прибыли. Слово «корпорация» подразумевает, что это юридические лица, субъекты, формально разграниченные со своими владельцами. К этому сектору относят полные товарищества, ООО, ОАО, ЗАО, производственные кооперативы, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды и т. д.
Финансовые государственные корпорации кроме денежно-кредитных представляют собой все финансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления, за исключением Центрального банка и других государственных депозитных корпораций. Главной функцией данных корпораций является оказание услуг финансового посредничества, включая услуги страхования и/или вспомогательные финансовые услуги. Среди финансовых корпораций выделяют следующие подсекторы: Центральный банк, коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения (кредитные кооперативы, инвестиционные фонды и др.), страховые и пенсионные фонды [3].
В 2013 г. Правительством Российской Федерации был разработан проект Постановления «О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом», направленный на создание правовых условий для формирования современной системы мониторинга эффективности использования государственной собственности. Проектом Постановления был установлен перечень организационно-правовых форм, являющихся субъектами государственной собственности.
В России сложилась классификация хозяйственных структур государственного сектора. В развернутом виде она выглядит следующим образом:
¾ государственные учреждения;
¾ государственные унитарные предприятия:
¾ государственные казенные предприятия (на праве оперативного управления);
¾ государственные унитарные предприятия (на праве хозяйственного ведения);
¾ акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности:
¾ государственные акционерные общества (государственные корпорации);
¾ смешанные (государственно-частные) акционерные общества.
Имеющиеся организационные формы госсектора по многим признакам и характеристикам довольно сильно различаются. Сравнение ключевых сторон деятельности хозяйственных структур российского госсектора показано в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнительная характеристика основных типов предприятий государственного сектора российской экономики
Сравнительные признаки и характеристики | Государственное казенное предприятие (на праве оперативного управления) | Государственное унитарное предприятие (на праве хозяйственного ведения) | Государственное акционерное общество (государственная корпорация) | Смешанное (государственно-частное) акционерное общество | ||
Принадлежность государству | В полной государственной собственности | В полной государственной собственности | Государству принадлежит 100% акций | Государству принадлежит более 50%, но менее 100% акций | ||
Правоспособность | Специальная | Общая | ||||
Органы Управления | Руководитель | Общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган (если его наличие предусмотрено уставом общества) | ||||
Полномочия органов управления | Все полномочия, за исключением законодательно отнесенных к компетенции собственника | Все полномочия по управлению обществом | ||||
Распоряжение имуществом | Руководитель вправе распоряжаться закрепленным за предприятием имуществом лишь с согласия собственника | Руководитель самостоятельно распоряжается всем имуществом предприятия, за исключением недвижимого, которым он вправе распоряжаться лишь с согласия собственника | Исполнительный орган общества самостоятельно распоряжается всем имуществом, за исключением случаев, предусмотренных законодательствам и учредительными документами | |||
Распоряжение Доходами | Порядок распределения доходов определяется собственником | Порядок распределения доходов определяется руководителем, за исключением части прибыли, подлежащей перечислению собственнику | Порядок распределения прибыли общества по итогам финансового года (в том числе выплата дивидендов) определятся общим собранием акционеров; порядок распоряжения доходами общества в процессе текущей деятельности определяется исполнительным органом | |||
тветственность по обязательствам | Всем принадлежащим имуществом; собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия | Всем принадлежащим имуществом | ||||
Преимущества | Наличие действенного контроля со стороны собственника за имуществом предприятия | Высокая степень хозяйственной самостоятельности, возможность принятия оперативных управленческих решений | Отсутствие ограниченной правоспособности (если уставом не предусмотрены самоограничения); наличие развитой законодательной базы, высокая степень хозяйственной самостоятельности; общий (схожий) правовой статус с субъектами негосударственного сектора экономики | |||
Недостатки | Ограниченная правоспособность, недостаток хозяйственной самостоятельности, субсидиарная ответственность собственника по обязательствам предприятия | Ограниченная правоспособность, недостаточный уровень контроля со стороны собственника за имуществом предприятия | Громоздкая система управления: наиболее важные управленческие решения принимает общее собрание акционеров | |||
В процессе изучения государственного сектора большой интерес вызывает деятельность особых организационно-правовых организаций – государственных корпораций, обладающих специальным статусом и сочетающих в себе черты государственного и частного секторов. (Примером государственной корпорации может служить созданная в 2007 году ГК “Российская корпорация нанотехнологий” для развития инновационной инфраструктуры и реализации перспективных проектов в сфере нанотехнологий и наноиндустрии, сокращенно «РОСНАНО»)
Так, федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», где был установлен новый вид некоммерческой организации – государственная корпорация. В соответствии со статьей 7.1 данного нормативного акта государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, которая утверждается РФ на основе имущественного взноса и создается для реализации управленческих, социальных или других общественно полезных функций.
Государственная корпорация учреждается особым образом, а именно путем издания специального федерального закона, выполняющего функции учредительного документа.
Получаемая по результатам деятельности корпорации прибыль может быть направлена исключительно на достижение установленных целей. Формирование имущества государственных корпораций происходит на основе имущественного взноса РФ, а также доходов, получаемых от своей деятельности, добровольных имущественных взносов и пожертвований, за счет других законных поступлений, и является собственностью корпорации [7, с. 52].
Особый правовой статус государственных корпораций выражается в ряде положений, определяемых действующим законодательством. Это значительно более малый контроль со стороны органов государственной власти, невысокие требования к раскрытию информации о своей деятельности, нераспростаранение на их деятельность закона о несостоятельности (банкротстве). Законодательный статус госкорпораций дает им возможность представлять интересы государства, а также выступать учредителем различных ГЧП. Госкорпорации, в отличие от ФГУПов, могут привлекать не только государственные, но и частные инвестиции.
Каждая госкорпорация представляет собой отраслевую инвестиционную компанию, стимулирующую инновационную активность, которая создает совместные организационные структуры, в том числе и государственно-частные, в последующем занимаясь их кредитованием и направлением инвестиций в инновационную деятельность, поощряемую государством.
Исследование архитектуры и структуры госсектора национальной экономики имеет большое значение, т.к. с течением времени удельный вес и значение его элементов меняется. Для уяснения происходящих структурных сдвигов и выяснения, какая из организационных форм госсектора является наиболее перспективной, классификация элементов госсектора имеет первостепенное значение.