Функции государственного сектора экономики в развитии страны
Государственный сектор экономики – это динамичное явление, подверженное влиянию различных факторов.
Известный научный интерес вызывает анализ становления и развития государственного сектора экономики развитых стран мира, представляющих разные экономические модели. В экономической теории различают несколько основных типов экономических моделей, среди которых, как наиболее характерные, рассмотрим американскую, японскую, шведскую. (таблица 2).
Несмотря на то, что в развитых странах государственный сектор имеет разный масштаб в смешанной экономике той или иной страны, тем не менее, как правило, он имеет одно общее свойство – является достаточно эффективным, что доказывается его функционированием и развитием. При этом эффективность деятельности государственного сектора экономики, безусловно, должна оцениваться исходя из полноты выполнения возложенных на него функций.
Таблица 2 – Экономические модели становления и развития государственного сектора[сост. по 14, с. 93 и 15, с. 92–98]
Американская | Японская | Шведская |
Прямое государственное вмешательство сведено к минимуму, а регулирование экономики сводится к воздействию посредством косвенных регуляторов, встроенных в рыночный механизм; частный сектор доминирует над государственным сектором экономики. | Грань между государственным и частным сектором размыта, В стране существуют два типа публичных корпораций: прямого равительственного и косвенного подчинения. К первому относятся собственно осударственные предприятия: почтовая служба, лесное хозяйство и др. Предприятия косвенного подчинения ункционируют в зависимости от степени контроля и финансирования правительством их деятельности. | государство эффективно контролирует доходы, прибыль и цены, использование капитала, рабочей силы и др. активная государственная политика и доминирующий государственный сектор, доля которого в настоящее время составляет более 60%; ориентирована на достижение социальных целей. |
Чтобы точнее сформулировать функции государственного сектора экономики в развитии страны, необходимо определить задачи и функции государства, так как функциональная эффективность государственного сектора во многом зависит от реализации функций государства и их различных комбинаций. К тому же функции государства и государственного сектора зачастую пересекаются. Во-первых, одной из приоритетных функций государства является обеспечение обороны и безопасности, в том числе продовольственной. Во-вторых, реализация социальной политики и защита социально уязвимых слоев населения. В развитых странах инвестиции в науку, образование, включая их материально-техническую базу, рассматриваются не как текущие расходы, а как наиболее эффективный вид инвестиций. Хотя социальные инвестиции и имеют более длительный цикл по сравнению с вложениями в физические или финансовые активы, но их финансирование имеет стратегический характер и в связи с этим является исключительной прерогативой государства. В-третьих, предупреждение или устранение так называемых «провалов рынка», в том числе посредством прямого государственного контроля над ценами, охрана природы и т.д. В-четвертых, к государственным функциям следует отнести также такие, как регулирующая, интеграционная, институциональная, которые обеспечивают оптимизацию экономических процессов, норм и правил хозяйственной деятельности субъектов экономики, граждан, консолидации их инициативы и возможностей для овладения производительными силами и их использования, а также поддержку процессов извлечения, апробации, накопления и распространения знаний в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России жизненно необходима трансформация государственного сектора экономики как экономической базы государства для обеспечения национальной безопасности, становления инновационной экономики и стимулирования экономического роста в условиях влияния глобализации, мирового финансового кризиса, активизации инвестиционно-инновационной составляющей развития в процессе воспроизводства человеческого капитала.
В этой связи государственный сектор экономики должен формироваться не по остаточно-компенсаторному принципу, а с позиции «ни-шевого» подхода, когда на него возлагаются такие функции, которые он может реализовать наилучшим образом. Согласно этому подходу, можно вычленить такие традиционные функции государственного сектора экономики, как:
¾ исключительная (приоритетная), связанная с производством ряда товаров (например, ядерного оружия, наркотикосодержащих лекарств и т.п.);
¾ стратегическая, обусловленная конкуренцией государств – носителей национально-обособленных интересов;
¾ структурно-динамическая, требующая осуществления прогрессивной структурной перестройки экономики, наращивания темпов экономического роста и т.п.;
¾ региональная, диктующая необходимость оптимального размещения производительных сил по территории страны, выравнивания уровней их технико-экономического, социального развития, поддержки депрессивных регионов, комплексного использования ресурсов и т.п.;
¾ социальная, связанная с созданием условий для развития и самореализации личности;
¾ компенсаторная, устраняющая сбои в результатах деятельности частных структур; фискальная, направленная на пополнение доходной части бюджета;
¾ интегративная, обусловленная необходимостью обеспечения целостности национальной экономики, ее управляемости и направленная на формирование и реализацию будущего облика страны, включающая в себя, в том числе, и производство общественных благ, воспроизводство потребляемых ресурсов и соответствующих условий деятельности, обеспечивающих выполнение государством своих критериальных функций.
Современные тенденции развития национальной экономики позволяют также выделить такие новые функции государственного сектора, как:
¾ омодативная – формирующая предложение и спрос на новые (инновационные, модернизированные) блага, технологии, адекватные требованиям инновационной экономики;
¾ волюнтативная – стимулирующая (побудительная) частный сектор на обновление выпуска продукции, совершенствование технологий (в том числе и через государственно-частное партнерство);
¾ коммуникативно-информативная – создание новых знаний (фундаментальные и прикладные исследования), их диффузия в частный сектор, коммерциализация, предоставление частному сектору информации о состоянии мировой конъюнктуры, лицензий, опыта заключения договоров, создание новых рынков инновационной продукции и т.п.
При этом функции могут взаимопроникать, дополнять и конкретизировать друг друга. Так, эффективное выполнение компенсаторной функции в значительной мере определяется реализацией структурно-динамической и иных функций. Неполная реализация государственным сектором той или иной функции может привести к снижению эффективности рыночной экономики, неполному удовлетворению определенных общественных потребностей.
Другим важным свойством функций государственного сектора является их динамичность, то есть переход из одной в другую, уменьшение и увеличение в объеме, исчезновение и рождение в новом качестве. Например, ,компенсаторная функция будет уменьшаться по своему объему, если данная группа потребностей эффективно будет удовлетворяться рынком.
Наконец, заметим, что функции государственного сектора не следует противопоставлять друг другу. Все они значимы и играют существенную роль в развитии смешанной экономики.
К тому же функционирование и развитие государственного сектора экономики порождает такое явление, как этатистская емкость рыночной экономики, то есть такое ее состояние, при котором государственный сектор (при оптимальном масштабе, сферах, отраслях, направлениях) вкупе с частным сектором образуют ее целостность, позволяя наилучшим образом удовлетворить потребности общества / государства. Этатистский эффект при этом представляет собой реакцию на воздействие на рыночную экономику как позитивных (требования НТП, международной конкуренции и т.п.), так и негативных (эпидемии, войны и т.п.) факторов.
Иными словами, это защитные, компенсирующие, развивающие действия государства. Величина этого эффекта зависит главным образом от условий реализации государственным сектором своих функций.
Поэтому одной из ключевых задач современного развития российской экономики является трансформация государственного сектора экономики, которая связана с оптимизацией и модернизацией государстывенного сектора по сферам, направлениям, отраслям, с повышением эффективности его функционирования и взаимодействия с частным сектором.