Государственный сектор экономики

Реферат

Объем 36-37 с., 2 ч., 5 табл., 4 рис., … источника.

Ключевые слова:ГОСУДАРСТВО, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР, ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Предмет исследования: изменение структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.

Объект исследования: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.

Цель работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.

Результаты исследования:Государственный сектор, являясь определяющим и необходимым звеном для всей страны, обязан обеспечивать нормальное функционирование национального хозяйства в целом, не допускать сбоев, сглаживать цикличность развития рыночной экономики.

Рекомендации по внедрению:необходимо проводить работу по регулированию масштабов государственного и частного секторов экономики, развивать проекты государственно-частного партнерства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….........................4

1. Государственный сектор экономики………………………………...................................6

1.1. Понятие и сущность государственного сектора экономики……………..........................6

1.2. Роль государственного сектора в развитии экономики………………….........................10

1.3. Функции государственного сектора экономики в развитии страны……………………11

1.4. Структура государственного сектора экономики………………………..........................15

1.5. Факторы, предопределяющие необходимость государственного сектора экономики………………………………………………………………………………………20

2. Состояние государственного сектора экономики РФ…………....................................25

2.1. Анализ основных показателей деятельности государственного сектора экономики РФ……………………………………………………………………………………………......25

2.2. Перспективы развития государственного сектора экономики РФ……..........................30

Заключение……………………………………………………………………….......................34

Список использованных источников………………………………………….........................36

Введение

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство, которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой мере это связано с мировым финансовым кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить потребности жителей. Наблюдаемая сегодня централизация государственной власти находит свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах разрушения отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на новую стадию их решения.

Данные вопросы широко представлены как в отечественной, так и зарубежной литературе. Среди отечественных авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г. В Атаманчук и др.

Среди зарубежных авторов рассматривающих данную проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие

Цель данной работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.

Объектом данного исследования является государственный сектор,

Предметом исследования является изменение структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

¾ рассмотреть подходы к определению понятий государственный сектор и государственная собственность;

¾ определить роль и функции государственного сектора в развитии экономики страны;

¾ рассмотреть структуру государственного сектора в РФ;

¾ выявить факторы, предопределяющие необходимость государственного сектора экономики;

¾ проанализировать состояние государственного сектора РФ по ключевым показателям деятельности;

¾ определить перспективы развития государственного сектора в России.

Поставленные цель и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главе рассматриваются основные теоретические положения государственного сектора, а также определяются роль, функции, структура государственного сектора. Во второй главе проводится анализ состояния государственного сектора в РФ, а также определяется перспективы развития государственного сектора в России.

Таблица 1 – Подходы разных авторов к трактовке государственного сектора экономики

№ п/п Автор, мнение Комментарий
1. Л.И. Якобсон связывает меру его участия в данном процессе с необходимостью удовлетворения потребностей общества в чистых общественных благах, смешанных общественных благах, поставляемых на основе сотрудничества и разделения функций между государством и предпринимательством либо частным некоммерческим сектором, в частных благах в ситуациях изъянов рынка [6, с. 55–56]. На наш взгляд, нельзя согласиться с методологическим подходом этих авторов, связывающих участие государственного сектора экономики исключительно с «провалами рынка». Формирование его по остаточному принципу объективно не может не сужать его функциональную роль в жизни общества, тем более с учетом конкретно-исторических условий их функционирования и развития. К тому же необходимо отметить, что положение государственного сектора в системе смешанной экономики подвержено определенному жизненному циклу, когда периоды подъема экономики и, как следствие, сужение масштабов государственного сектора сменяются спадом и последующим его расширением, существенное влияние на которые оказывает уровень социально-экономического развития государства в тот или иной исторический период.
2. По мнению В.Е. Савченко, например, государственный сектор экономики должен функционировать в основном в четырех отраслях экономики: финансы, промышленность, транспорт и связь [7, с. 80–86].
3. По мнению В.Н. Черковца, государство, во-первых, становится субъектом собственности предприятий – полным или долевым, реализуя это право экономически путем организации и участия в предпринимательской деятельности и присвоения – полностью или частично – ее результатов. Во-вторых, оно начинает прямо с помощью различных методов финансирования, стимулирования и администрирования частично регулировать экономику частного сектора, направляя его производственную деятельность на реализацию определенных государственных программ [8, с. 40]. Нельзя не согласится с данным утверждением, к тому же имеется ряд факторов, усугубляющих потребность российской экономики в необходимости усиления роли государства и оптимизации государственного сектора экономики, а именно: осложнение внешнеполитической обстановки (экстремизм США в политике, размещение военных баз НАТО у границ России, мировой финансовый кризис, зависимость российской экономики от экспорта сырьевых ресурсов и др.); устаревшая материально-технологическая база; утяжеленная структура экономики; неравномерность технико-технологического, социально-экономического развития регионов; известная дискриминация России на мировом рынке и др.
4, Дж.Э. Стиглиц под государственным сектором понимает «общественную собственность и деятельность государства в производстве, продаже и перераспределении, включая производство товаров и услуг, субсидирование производства, государственную деятельность на финансовых рынках, государственные закупки товаров и услуг» [5, с. 130]. Данные авторы схожи во мнениях.
5. С.А. Батчиков и С.Ю. Глазьев: «Государственный сектор – это те сферы деятельности и отношения собственности, которые не относятся к частному сектору» [9, с. 8].
6. Ю.М. Воронин, А.З. Селезнев, Л.Г. Чередниченко подразумевают под государственной собственностью государственный сектор экономики [10, с. 154]. Очевидкно, данные авторы при рассмотрении вопроса о структуре собственности не проводят различий между понятиями «форма собственности» и «сектор экономики».

При определении сущности государственного сектора никакого унифицированного подхода не существует. Как правило, исходят из того, что он является главной составной частью национальной экономики. Отличительной чертой государственного сектора экономики является возможность государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само же управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики реализовывается государственными органами власти с помощью своих представителей, которые участвуют в вырабатывании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.

Так, под государственным сектором экономики понимают совокупность всех предприятий и организаций, которые находятся в собственности государства, а их финансирование осуществляется из государственного бюджета. Помимо этого, существуют и другие определения данного понятия.

Государственный сектор – это та часть экономики, которая не контролируется физическими лицами, добровольными организациями или частными компаниями. Государственный сектор, таким образом, включает правительства всех уровней – центральные, региональные и местные органы власти; государственные фирмы и квазиавтономные неправительственные организации [5].

Неоднозначность и многовариантность трактовки понятия госсектора может привести к ряду отрицательных последствий. Во-первых, могут возникнуть ошибки в нормативно-правовом обеспечении процесса функционирования государственного сектора, вследствие которых могут появиться различные юридические коллизии, способствующие сдерживанию эффективного развития государственного сектора экономики России. Во-вторых, отсутствие однозначного и конкретного определения государственного сектора не дает возможности четко определить его границы и количественный состав. Это может привести к невозможности сбора достоверной статистической информации о деятельности госсектора, что, в свою очередь, будет ограничивать дальнейшую возможность анализа и определения перспектив его функционирования и развития.

Государственный сектор экономики базируется на собственности, деятельность которой контролируется правительством. Некоторые экономисты подразумевают под государственной собственностью предприятия, которые принадлежат государству либо частично, либо полностью, а под понятием государственного сектора – вмешательственный объем государства в жизнь экономики. В рамках такого подхода рассматривается расширенная трактовка понятия государственного сектора, согласно которой он являет собой совокупность экономических ресурсов, находящихся в государственном распоряжении.

Другие экономисты считают, что государственная собственность – все материальное и нематериальное государственное имущество, находящееся в его распоряжении. А государственный сектор – система государственных учреждений и организаций, или комплекс хозяйственных объектов, которые частично или целиком принадлежат местным и центральным государственным органам [2].

Из данного анализа видно, что понятия «государственная собственность» и «государственный сектор» являются взаимопересекающимися, но они далеко не идентичны. В научных публикациях встречается более широкая трактовка понятия «государственный сектор», которая включает в себя (помимо систем хозяйствования, которые осуществляют экономическую деятельность) все уровни исполнительной и законодательной власти, которые занимаются регулированием и управлением экономики, а также включает обеспечивающую финансовую систему. В таком случае функции госсектора в экономике примерно равны государственным функциям по регулированию экономики.

Рисунок 1 – Структура государственного сектора

К нефинансовым корпорациям государства относят все нефинансовые корпорации-

резиденты, которые находятся под контролем институциональных единиц сектора государственного управления. Это корпорации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг с целью продажи и получения прибыли. Слово «корпорация» подразумевает, что это юридические лица, субъекты, формально разграниченные со своими владельцами. К этому сектору относят полные товарищества, ООО, ОАО, ЗАО, производственные кооперативы, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды и т. д.

Финансовые государственные корпорации кроме денежно-кредитных представляют собой все финансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления, за исключением Центрального банка и других государственных депозитных корпораций. Главной функцией данных корпораций является оказание услуг финансового посредничества, включая услуги страхования и/или вспомогательные финансовые услуги. Среди финансовых корпораций выделяют следующие подсекторы: Центральный банк, коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения (кредитные кооперативы, инвестиционные фонды и др.), страховые и пенсионные фонды [3].

В 2013 г. Правительством Российской Федерации был разработан проект Постановления «О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом», направленный на создание правовых условий для формирования современной системы мониторинга эффективности использования государственной собственности. Проектом Постановления был установлен перечень организационно-правовых форм, являющихся субъектами государственной собственности.

В России сложилась классификация хозяйственных структур государственного сектора. В развернутом виде она выглядит следующим образом:

¾ государственные учреждения;

¾ государственные унитарные предприятия:

¾ государственные казенные предприятия (на праве оперативного управления);

¾ государственные унитарные предприятия (на праве хозяйственного ведения);

¾ акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности:

¾ государственные акционерные общества (государственные корпорации);

¾ смешанные (государственно-частные) акционерные общества.

Имеющиеся организационные формы госсектора по многим признакам и характеристикам довольно сильно различаются. Сравнение ключевых сторон деятельности хозяйственных структур российского госсектора показано в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнительная характеристика основных типов предприятий государственного сектора российской экономики

Сравнительные признаки и характеристики Государственное казенное предприятие (на праве оперативного управления) Государственное унитарное предприятие (на праве хозяйственного ведения) Государственное акционерное общество (государственная корпорация) Смешанное (государственно-частное) акционерное общество
Принадлежность государству В полной государственной собственности В полной государственной собственности Государству принадлежит 100% акций Государству принадлежит более 50%, но менее 100% акций
Правоспособность Специальная Общая
Органы Управления Руководитель Общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган (если его наличие предусмотрено уставом общества)
Полномочия органов управления Все полномочия, за исключением законодательно отнесенных к компетенции собственника Все полномочия по управлению обществом
Распоряжение имуществом Руководитель вправе распоряжаться закрепленным за предприятием имуществом лишь с согласия собственника Руководитель самостоятельно распоряжается всем имуществом предприятия, за исключением недвижимого, которым он вправе распоряжаться лишь с согласия собственника Исполнительный орган общества самостоятельно распоряжается всем имуществом, за исключением случаев, предусмотренных законодательствам и учредительными документами
Распоряжение Доходами Порядок распределения доходов определяется собственником Порядок распределения доходов определяется руководителем, за исключением части прибыли, подлежащей перечислению собственнику Порядок распределения прибыли общества по итогам финансового года (в том числе выплата дивидендов) определятся общим собранием акционеров; порядок распоряжения доходами общества в процессе текущей деятельности определяется исполнительным органом
тветственность по обязательствам Всем принадлежащим имуществом; собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия Всем принадлежащим имуществом
Преимущества Наличие действенного контроля со стороны собственника за имуществом предприятия Высокая степень хозяйственной самостоятельности, возможность принятия оперативных управленческих решений Отсутствие ограниченной правоспособности (если уставом не предусмотрены самоограничения); наличие развитой законодательной базы, высокая степень хозяйственной самостоятельности; общий (схожий) правовой статус с субъектами негосударственного сектора экономики
Недостатки Ограниченная правоспособность, недостаток хозяйственной самостоятельности, субсидиарная ответственность собственника по обязательствам предприятия Ограниченная правоспособность, недостаточный уровень контроля со стороны собственника за имуществом предприятия Громоздкая система управления: наиболее важные управленческие решения принимает общее собрание акционеров
             


В процессе изучения государственного сектора большой интерес вызывает деятельность особых организационно-правовых организаций – государственных корпораций, обладающих специальным статусом и сочетающих в себе черты государственного и частного секторов. (Примером государственной корпорации может служить созданная в 2007 году ГК “Российская корпорация нанотехнологий” для развития инновационной инфраструктуры и реализации перспективных проектов в сфере нанотехнологий и наноиндустрии, сокращенно «РОСНАНО»)

Так, федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», где был установлен новый вид некоммерческой организации – государственная корпорация. В соответствии со статьей 7.1 данного нормативного акта государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, которая утверждается РФ на основе имущественного взноса и создается для реализации управленческих, социальных или других общественно полезных функций.

Государственная корпорация учреждается особым образом, а именно путем издания специального федерального закона, выполняющего функции учредительного документа.

Получаемая по результатам деятельности корпорации прибыль может быть направлена исключительно на достижение установленных целей. Формирование имущества государственных корпораций происходит на основе имущественного взноса РФ, а также доходов, получаемых от своей деятельности, добровольных имущественных взносов и пожертвований, за счет других законных поступлений, и является собственностью корпорации [7, с. 52].

Особый правовой статус государственных корпораций выражается в ряде положений, определяемых действующим законодательством. Это значительно более малый контроль со стороны органов государственной власти, невысокие требования к раскрытию информации о своей деятельности, нераспростаранение на их деятельность закона о несостоятельности (банкротстве). Законодательный статус госкорпораций дает им возможность представлять интересы государства, а также выступать учредителем различных ГЧП. Госкорпорации, в отличие от ФГУПов, могут привлекать не только государственные, но и частные инвестиции.

Каждая госкорпорация представляет собой отраслевую инвестиционную компанию, стимулирующую инновационную активность, которая создает совместные организационные структуры, в том числе и государственно-частные, в последующем занимаясь их кредитованием и направлением инвестиций в инновационную деятельность, поощряемую государством.

Исследование архитектуры и структуры госсектора национальной экономики имеет большое значение, т.к. с течением времени удельный вес и значение его элементов меняется. Для уяснения происходящих структурных сдвигов и выяснения, какая из организационных форм госсектора является наиболее перспективной, классификация элементов госсектора имеет первостепенное значение.

Рисунок 2 – Динамика изменения числа предприятий и организаций

Таблица 4 - Число предприятий и организаций государственного предпринимательского сектора экономики с распределением по организационно-правовым формам

Показатели 2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2013 г.
Число федеральных государственных унитарных            
Число акционерных обществ с участием государства, всего            
В том числе с долей участия, %:
менее 25% 51,5 49,9 30,5 21,0 23,6 32,3
от 25 до 50% 31,8 30,3 25,4 17,6 12,1 9,7
от 50 до 100% 14,7 12,8 11,4 7,3 4,7 4,3
100% 2,0 7,0 32,7 54,1 59,6 53,7

Динамика числа предприятий и организаций государственного предпринимательского сектора свидетельствует о его неуклонном сокращении.

Так, число федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП) сократилось за период 2002-2010 гг. более чем в 2,5 раза, а с 2002 по 2013 г. — более чем в 5 раз (рисунок 3).

Государственный сектор экономики - student2.ru

Рисунок 3 – Динамика изменения числа предприятий и организаций

Рисунок 4 - Перспективы развития государственного сектора современной России

Одним из перспектив развития госсектора является создание вертикально-интегрированных структур, головная организация которых находится под контролем государства. Так как эти структуры не имеют законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, находящихся под контролем частного капитала, это широко осуществляется на практике. Как считают ряд экономистов, преобладание участия государства в головной организации достаточно для того, чтобы и вся компания находилась под государственным контролем. Однако в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, может возникать естественный конфликт интересов, способных вызвать целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля. Поэтому, такой симбиоз может являться неэффективным и от него (в случае целесообразности оставления корпорации под государственным контролем) следовало бы отказаться. В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, приватизация рассматривается в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры. При этом считается, что государственный сектор в его современном виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т.д.). Одной из важнейших и перспективных задач является оптимизация состава и структуры госсектора, а вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов является центральным.

Приватизация представляет собой лишь один из возможных способов изменения масштабов госсектора, альтернативой которому может служить национализация, то есть выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод в настоящее время не применяется, однако его использование принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Встроенным блоком механизма управления предприятиями государственного сектора должен стать механизм, который позволит избежать субъективизма при принятии решения о приватизации, национализации, реструктуризации или ликвидации конкретного объекта. Это необходимо для сохранения стратегически важных объектов в составе госсектора и избегания опасности оставления их без гарантий бюджетной финансовой помощи. Развитие и расширение масштаба деятельности государственного сектора экономики, а также повышение эффективности его предприятий являются приоритетными задачами. Перспективным представляется в границах госсектора экономики оставить естественные монополии и предприятия монопольного типа, крупное производство и предприятия, функционирующие для обеспечения стратегических функций государства, так как это позволит обеспечить стабильность и рост экономики в долгосрочном периоде. В состав предприятий государственного сектора должны входить такие отрасли, которые не способны объективно существовать исключительно на принципах рынка, как, например, образование, здравоохранение, социальная сфера. Кроме того, это могут быть также предприятия отраслей, характеризующихся высоким уровнем риска, и предприятия, сфера деятельности которых имеет общенациональное значение, рыночный механизм в которых недостаточно эффективен. Другим направлением развития государственного сектора можно назвать государственно-частное партнерство, направленное на эффективное взаимодействие бизнеса и власти. В России данная форма сотрудничества государства и частных компаний активно развивается, начиная с 2004 года. К российским инструментам и институтам ГЧП можно отнести Инвестиционный фонд РФ, особые экономические зоны, концессионные соглашения, Российскую венчурную компанию, федеральные целевые программы России, Федеральную адресную инвестиционную программу России, региональные фонды развития, а также государственные корпорации. Данные инструменты и институты предоставляют бизнесу определенные возможности для расширения своей деятельности, а российской экономике позволяет развивать приоритетные отрасли [1, с. 129]. В настоящее время происходит активное развитие отношений государства и частного бизнеса в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. Идеальным для благоприятного развития экономики может стать рынок с присутствием компаний, активно работающих в инновационной сфере, где функционируют финансовые институты и осуществляется взаимодействие бизнеса и государства. Это направление, согласно Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., соответствует задачам развития не только отдельных отраслей, но и в целом экономики страны. Наиболее успешными направлениями партнерства государства и бизнеса являются поставки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд, формирование и использование инфраструктурных объектов на базе концессионных соглашений между органами власти и частными структурами, а также организация совместных предприятий в приоритетных отраслях экономики. При реализации различных форм и методов ГЧП возможно использование совокупных преимуществ взаимодействия государственных и частных структур без глубоких социальных перемен и потрясений. Таким образом, сегодня в нашей стране складывается ситуация, когда встают задачи, требующие быстрого решения, а частный сектор зачастую оказывается недостаточно способным их решить. Поэтому необходимо проводить работу по регулированию масштабов государственного и частного секторов экономики, развивать проекты государственно-частного партнерства. Государственный сектор экономики является системно структурированным множеством взаимосвязанных элементов, которые выполняют определенные функции в интересах достижения целей, установленных государством. Государственное регулирование позволяет выполнить данные функции, и является составным элементом системы организации функционирования рыночной экономики на современном этапе ее развития. Государственный сектор, являясь определяющим и необходимым звеном для всей страны, обязан обеспечивать нормальное функционирование национального хозяйства в целом, не допускать сбоев, сглаживать цикличность развития рыночной экономики. Иными словами, сильного государства не может быть без сильного и эффективного государственного сектора экономики.

Заключение

Государственный сектор экономики занимает существенное место в экономической системе страны. Он включает в себя госкорпорации, компании с долевым участием государства, финансы государства и муниципальных образований, властные и исполнительные полномочия государственных и муниципальных органов власти. Результаты деятельности госсектора носят сложный, многофункциональный и разнообразный характер (политический, экономический, социальный, экологический и др.) и проявляется на макро - и микроуровнях. Основными функциями госсектора являются:

¾ обеспечение функционирования производственной и социальной инфраструктуры;

¾ обеспечение единого информационного пространства;

¾ создание условий воспроизводства человека.

Чтобы обозначит оптимальные границы госсектора, необходимо определить функции, которые должно выполнять государство для эффективного управления страной. Государство воздействует на экономику, преодолевая провалы рынка и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает.

Так госсектор действует в сфере производства общественных благ, страховании банковских вкладов и др. Но ввиду того, что в России происходит явная централизация власти, более того, страна на данный момент все еще развивается по сырьевой концепции, есть еще много других проблем (коррупция, бюрократия, отсутствие опыта) из-за которых в России произошло отклонение границ госсектора от оптимальных размеров в сторону увеличения.

Тенденция к укрупнению госсектора привела к тому, что сейчас государство сосредоточило в своих руках огромный объем управляемой собственности. Данная проблема вызывает еще ряд сопутствующих: низкая квалификация управленческих кадров, неэффективность использования целевых денежных фондов, низкая конкуренция вследствие монополизации рынков, и др. Однако, для решения этих и не только проблем, государство ищет пути привлечения частного капитала, способного к реализации инновационных долгосрочных проектов, с помощью инструментов государственно-частного партнерства.

Россия еще находится только на первых ступеньках развития и внедрения государственно-частного партнерства, поэтому существуют определенные трудности. Эти трудности прежде всего связаны с взаимодействием чиновников и инвесторов, чиновники привыкли работать по схеме долгих процедур и 20% "откатах". Также существуют заметные пробелы в законодательстве, противоречие программ проектов застройки и земельного, налогового законодательства.

Устранение данных проблем следует проводить комплексно. Законодательство и чиновники должны обеспечивать нормальные условия для реализации взаимовыгодных проектов. Также в ходе реализации проекта требуется утвердить независимую комиссию для контроля за ходом работ, и предоставление отчетов, как государству, так и инвесторам. Необходимо увеличить санкции за нецелевое расходование средств, за несоблюдении сроков сдачи объектов.

Таким образом, эффективное управление государственным сектором, его оптимальные размеры, имеет ключевое значения для направления развития экономических отношений и страны в целом.

Список используемой литературы

I. Нормативно-правовые акты

1.

II. Учебники и периодические издания

III. Электронные ресурсы

Реферат

Объем 36-37 с., 2 ч., 5 табл., 4 рис., … источника.

Ключевые слова:ГОСУДАРСТВО, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР, ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Предмет исследования: изменение структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.

Объект исследования: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.

Цель работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.

Результаты исследования:Государственный сектор, являясь определяющим и необходимым звеном для всей страны, обязан обеспечивать нормальное функционирование национального хозяйства в целом, не допускать сбоев, сглаживать цикличность развития рыночной экономики.

Рекомендации по внедрению:необходимо проводить работу по регулированию масштабов государственного и частного секторов экономики, развивать проекты государственно-частного партнерства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….........................4

1. Государственный сектор экономики………………………………...................................6

1.1. Понятие и сущность государственного сектора экономики……………..........................6

1.2. Роль государственного сектора в развитии экономики………………….........................10

1.3. Функции государственного сектора экономики в развитии страны……………………11

1.4. Структура государственного сектора экономики………………………..........................15

1.5. Факторы, предопределяющие необходимость государственного сектора экономики………………………………………………………………………………………20

Наши рекомендации