Депутатские комиссии по правам человека в представительных органах власти на национальном представительных органах власти на национальном и региональном уровне.

В России (точнее, еще в РСФСР в рамках СССР) депутатские комиссии по правам человека появились летом 1990 г. после первых демократических выборов в Местные органы власти в на Съезд Народных Депутатов РСФСР. Петрвая комиссия по правам человека появилась а Ленинградском городском совете (Председатель — правозащитник Ю.Рыбаков), затем такая комиссия появилась в Моссовете (Председатель — правозащитник В.Борщев) и в Верховном Совете России (председатель — правозащитник С.Ковалев). Аналогичные комиссии появились затем и в ряде других областных и городских советах. Это были первые государственные структуры, целью которых было именно обеспечение соблюдения прав человека. Вместе с тем в них отчетливо прослеживалась прямая связь с правозащитным движением — большинство членов этих комиссий составляли правозащитники. Именно в этих комиссиях готовились законопроекты по теме прав человека, предпринимались действия в направлении поворота внимания исполнительной власти на темы защиты прав человека. Однако почти все эти комиссии перестали существовать уже в 1994 году, когда после принятия новой Конституции вместо советов выбирались областные Думы или Законодательные собрания. В некоторых случаях упоминание слов «по правам человека» осталось в названии других комиссий, например, комиссия по социальной политике, семье и детству и по правам человека в Хабаровской краевой думе. Исчезновение темы прав человека из направлений работы региональных законодателей достаточно симптоматично. Оно отражает изменение состава этих органов представительной власти, вымывание попавших туда на волне демократических преобразований правозащитников или людей, понимавших роль прав человека в современном обществе и ответственности власти за их реализаций. Следует отметить, однако, что тематику защиты прав человека в некоторых регионах взяли на вооружение представители левых сил, в основном, КПРФ. Возможно, исходно это был чисто политический жест, однако постепенно эти комиссии стали действительно действовать как государственные правозащитные структуры, стали готовить соответствующие законы, и, в частности, закон об Уполномоченном по правам человека. Так, например, в Законодательном Собрании Красноярского края уже долгое время действует Постоянная комиссия по законности, правопорядку и защите прав граждан, которую возглавляет депутат от КПРФ Ю.К.Абакумов. Именно эта комиссия вела и довела до логического конца работу по созданию в крае института Уполномоченного по правам человека, (8 февраля 2001 г. на эту должность был избран И.Е.Жмаков). В Амурской области, в Амурском областном совете народных депутатов, с 1994 г. действует постоянная комиссия по вопросам социальной политики и защите прав человека, которую с момента создания и до января 2001 г. возглавлял профессор, д.т.н. и также член КПРФ В.П.Глотов. Эта комиссия приняла на себя большой поток жалоб жителей области: "В основном жалуются на невыполнение решений суда и судебную волокиту. Просят оказать материальную помощь, …по прежнему много вопросов по жилью, по субсидиям, по нарушению работодателями трудового законодательства…" . Понимая, что работа с жалобами может их захлестнуть, В.П.Глотов стал инициатором и "мотором" разработки и продвижения закона "Об Уполномоченном по правам человека в Амурской области", а 18 января 2001 г. был избран на эту должность. Все же приведенные примеры являются скорее исключением из общего правила. На федеральном уровне, в Государственной Думе, только недавно снова появилась подкомиссия по правам человека (председатель — Ю.А.Рыбаков). На наш взгляд такую ситуацию нельзя считать нормальной. Для сравнения — в Сейме Литовской республики депутатская комиссия по правам человека существует с 1991 г. постоянно. Предметом ее деятельности является как подготовка законов, направленных на соблюдение прав человека, так и предварительная экспертиза всех поступающих в Сейм законопроектов с целью выявления норм, которые могут привести к нарушениям прав человека. Наконец, именно комиссия по правам человека является той структурой Сейма, с которой более всего взаимодействуют Контролеры (Омбудсманы) Сейма Литвы. Таким образом, воссоздание комиссий (или подкомиссий) по правам человека в рамках российской представительной власти было бы весьма целесообразным.



Наши рекомендации