Формы заключения римского брака
· Браки с властью мужа:
o Конферрэация – особый священный обряд характерный только для патрицианской среды, происходивший с участием жрецов. Во время церемонии выпекался хлеб из полбы, вкушался брачующимися, принесение животных в жертву. Дети могли занимать высшие жреческие должности: понтифики, весталки и др.
o Воображаемая покупка невесты (квазиманципация) – в кругу плебеев
o Кум ману – давность владения. Женщина не уходит раз в году из дома мужа на 3 дня.
· Браки без власти мужа:
o Сине ману – согласие сторон, введение невесты в дом жениха. Неформальный брак.
· Повторные браки – допускались до проведения Христианской реформы.
· Двоеженство, наличие 2х браков не допускалось.
137. Заключение брака. Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия patresfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций (п. 433): по одной - patresfamilias невесты обязывался передать ее жениху, а по другой - обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время может быть в форме односторонней стипуляции, по которой только patresfamilias невесты обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем права прекратить брак односторонним волеизъявлением. В более позднее время допускалось совершение обручения и путем неформального соглашения.
138. Способы установления manus. Древнейшее римское право знало три способа совершения брака или, точнее, три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: a) confarreatio, б) coemptio, в) usus.
(1) Confarreatio Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов - pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного per confarreationem, и состоящий в таком браке, мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.
(2) Coemptio является светской и, как думают, преимущественно плебейской формой брака. Это "воображаемая" покупка жены мужем.
Совершалась в присутствии пяти свидетелей и весовщика
(3) Usus представлял собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений.
Прекращение брака
143. Случаи прекращения брака. Для того чтобы брак мог юридически существовать, надо, чтобы все время были в наличии те условия, без которых брак не мог бы быть заключен. Отпадение какого-либо из этих условий было и основанием прекращения брака. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:
(1) Capitis deminutio maxima одного из супругов, т.е. обращением его в рабство, ибо у рабов не было ius conubii. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то в силу postliminium (п. 108) считалось, что manus никогда не прекращалась. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался прекращенным, ибо postliminium применялся к res iuris, но не к res facti; однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену.
(2) Capitis deminutio media, т.е. утратой права гражданства, ибо неграждане, кроме latini veteres, также не имели ius conubii.
(3) Capitis deminutio minima, т.е. изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, paterfamilias усыновлял мужа своей дочери, не освободив ее предварительно от patria potestas.
(4) По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены либо по их соглашению в браке sine manu.
2)Бонитарное обладание. Отличительные признаки.
Вопрос желательно доработать…
Преторская (бонитарная) собственность.
Появляется в предклассический период.
Субъекты римские граждане.
Объект – res mancipi (вещи).
Наличие правомерного основания – контракта.
Временный характер.
Наличие доброй веры со стороны бонитарного обладателя.
Способы защиты:
· Публицианов иск – для того, чтобы бонитарный обладатель мог вернуть свою вещь.
· Возражение (эксцепция).
Слияние в законодательстве Юстиниана.
Защита бонитарного/преторского собственника – публицианов иск, эксцепция.
· Публицианов иск.
Назван по имени претора Публиция.
Появился в 1 в днэ
Действовал по аналогии с вендикационным иском.
Был направлен на истребование вещи, когда она исчезала у бонитарного обладателя и переходила к третьим лицам.
Был основан на фикции, что истек срок приобретательской давности.
Слабее вендикационного иска – предъявить иск к квиритскому собственнику было нельзя.
· Эксцепция.
Против вендикационного иска квиритской собственности, который пытается вещь вернуть. Унитарный обладатель получал преторское возражение.
Билет 17
1)Отцовская власть: установление прекращение, содержание