Закат великой цивилизации и рождение личности
Конец II — начало I тысячелетия до н.э. — это период упадка культуры древних царств. Например, «...военное и политическое могущество Вавилонии, — пишет И. Клочков, — идет на убыль. Заметно уменьшилось население самого Вавилона... Ухудшилось и то, что современные социологи называют "качеством жизни": дома строились значительно хуже, менее разнообразной стала утварь и т.д. Одновременно с упадком городов шло запустение сельских поселений и сокращение возделываемых площадей... Все это неудивительно, если вспомнить о внешнеполитических событиях эпохи: беспрерывные войны и нашествия извне не могли не истощить страну». Нарушаются сословные и традиционные отношения между людьми, человек все меньше следует древним законам и не может, как прежде, быть уверенным в своей безопасности. Государство и царь становятся слабее, зато расширяется область личной жизни и свободы отдельного человека. Однако мироощущение человека пока остается прежним, и именно это рождает сложные проблемы и коллизии. Человек видит, что миропорядок рушится, он пытается это осмыслить и не может. Ведь за порядок в мире отвечают прежде всего боги, но они делают что-то непонятное. Распространенными становятся мотивы сомнения и горечи. В старовавилонских поэмах о «Невинном страдальце» и «Вавилонской теодицее» можно прочесть: «Ты ведь стоишь на земле, замыслы бога
далече»; «Научишь ли бога ходить за тобой, как собаку? То он хочет от тебя обрядов, то не спрашивай бога, то чего-то иного».
Человек эпохи заката культуры древних царств не понимает, почему боги перестали выполнять свои обязанности, хотя человек делает все, что положено. Зато много других людей, прямо нарушающих божественные заветы и законы, живут припеваючи. «Понятно, — пишет И. Клочков, — когда страдают наказываемые богами нечестивцы, но почему участь их делит человек благочестивый?» Из текстов видно, до чего договаривается растерявшийся человек I тысячелетия до н.э.: один из героев поэмы говорит: «Что хорошо человеку, всегда плохо его богу». Для предыдущих эпох это было прямое кощунство, отрицание богов. Но в этот период человек как бы уже не может рассчитывать на богов, мироздание рушится, он остается один на один с собой. А это, как известно, — одно из условий рождения индивидуальности и личности человека. Если человек не может опираться на богов, он начинает искать самостоятельные опоры в себе (в своей душе) и вне себя — в поддержке других людей.
Но было еще одно обстоятельство, подталкивающее человека к осознанию своей личности. Это проблема послесмертного бытия. Архаический человек думал, что после смерти его душа просто переселяется в страну мертвых, где по сути все так же, как и в этой жизни. И древний египтянин мыслил сходным образом. Но вот шумеры и вавилоняне считали, что загробная жизнь не только безрадостна, но и просто ужасна. Раз жизнь после смерти так страшна, с одной стороны, складывается убеждение, что от жизни на этой земле нужно взять все (как говорили вавилоняне: «Небо далеко, а земля драгоценна»), а с другой — зарождается желание жить, как боги, т.е. вечно.
Вот эти два основных индивидуальных мотива («прожить, как хочется» и «жить вечно», как боги) начинают обдумываться человеком I тысячелетия до н.э. Однако в культуре древних царств эти проблемы только были поставлены. Свое разрешение они получают уже в следующей культуре — античной. В частности, великий философ античности Платон будет доказывать, что человек должен жить не как хочется, а справедливо и для блага (богов, государства и других людей), а его душа сможет обрести вечность, если человек, живущий для блага, будет к тому же заниматься философией и наукой.
Контрольные вопросы и задания
1.Назовите два основные этапа, которые в своем развитии прошли религиозные воззрения людей древнего мира.
2. Каковы представления архаических людей о душе и духах?
3. Чем представления о богах отличаются от анимистических представлений?
4. Каким образом архаический человек мог общаться с душами и ду-
XaM5* Объясните, как анимистические представления способствовали Формированию архаических практик.
6. Приведите пример архаических воззрений, сохранившихся в наше
BPC7 \акие свойства в древних государствах приписывались богам?
8. Каково понимание смерти в архаической культуре и культуре древних царств.
9 Охарактеризуйте мироощущение человека древних царств^
10. Почему египетские пирамиды имели форму пирамиды? Каково было их культурное значение?
11. Кризис религиозных воззрений на рубеже II-I тысячелетии
Д° *12Э Опишите ситуацию, обусловившую формирование в древнем мире индивидуальности и личности.
Литература
Ерофеева Н. Лук // Мифы народов мира. - М.; Л., 1982
Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. -
М''Крамер С. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. - М., 1977.
Тейлор Э. Первобытная культура. — М., ту.
Хюбнер К. Истина мифа. - М., 1996.
Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. - 1996. - № 1.