Закат великой цивилизации и рождение личности

Конец II — начало I тысячелетия до н.э. — это период упадка культуры древних царств. Например, «...военное и политическое могущество Вавилонии, — пишет И. Клочков, — идет на убыль. Заметно уменьшилось население самого Вавилона... Ухудшилось и то, что современные социологи называют "качеством жизни": дома строились значительно хуже, менее разнообразной стала утварь и т.д. Одновременно с упадком городов шло запустение сельских поселений и сокращение возделываемых площадей... Все это не­удивительно, если вспомнить о внешнеполитических событиях эпо­хи: беспрерывные войны и нашествия извне не могли не истощить страну». Нарушаются сословные и традиционные отношения меж­ду людьми, человек все меньше следует древним законам и не мо­жет, как прежде, быть уверенным в своей безопасности. Государ­ство и царь становятся слабее, зато расширяется область личной жизни и свободы отдельного человека. Однако мироощущение че­ловека пока остается прежним, и именно это рождает сложные проблемы и коллизии. Человек видит, что миропорядок рушится, он пытается это осмыслить и не может. Ведь за порядок в мире отвечают прежде всего боги, но они делают что-то непонятное. Рас­пространенными становятся мотивы сомнения и горечи. В старова­вилонских поэмах о «Невинном страдальце» и «Вавилонской тео­дицее» можно прочесть: «Ты ведь стоишь на земле, замыслы бога

далече»; «Научишь ли бога ходить за тобой, как собаку? То он хо­чет от тебя обрядов, то не спрашивай бога, то чего-то иного».

Человек эпохи заката культуры древних царств не понимает, почему боги перестали выполнять свои обязанности, хотя чело­век делает все, что положено. Зато много других людей, прямо нарушающих божественные заветы и законы, живут припеваючи. «Понятно, — пишет И. Клочков, — когда страдают наказываемые богами нечестивцы, но почему участь их делит человек благочес­тивый?» Из текстов видно, до чего договаривается растерявшийся человек I тысячелетия до н.э.: один из героев поэмы говорит: «Что хорошо человеку, всегда плохо его богу». Для предыдущих эпох это было прямое кощунство, отрицание богов. Но в этот пе­риод человек как бы уже не может рассчитывать на богов, миро­здание рушится, он остается один на один с собой. А это, как известно, — одно из условий рождения индивидуальности и лич­ности человека. Если человек не может опираться на богов, он начинает искать самостоятельные опоры в себе (в своей душе) и вне себя — в поддержке других людей.

Но было еще одно обстоятельство, подталкивающее человека к осознанию своей личности. Это проблема послесмертного бы­тия. Архаический человек думал, что после смерти его душа про­сто переселяется в страну мертвых, где по сути все так же, как и в этой жизни. И древний египтянин мыслил сходным образом. Но вот шумеры и вавилоняне считали, что загробная жизнь не толь­ко безрадостна, но и просто ужасна. Раз жизнь после смерти так страшна, с одной стороны, складывается убеждение, что от жиз­ни на этой земле нужно взять все (как говорили вавилоняне: «Небо далеко, а земля драгоценна»), а с другой — зарождается желание жить, как боги, т.е. вечно.

Вот эти два основных индивидуальных мотива («прожить, как хочется» и «жить вечно», как боги) начинают обдумываться чело­веком I тысячелетия до н.э. Однако в культуре древних царств эти проблемы только были поставлены. Свое разрешение они получа­ют уже в следующей культуре — античной. В частности, великий философ античности Платон будет доказывать, что человек дол­жен жить не как хочется, а справедливо и для блага (богов, госу­дарства и других людей), а его душа сможет обрести вечность, если человек, живущий для блага, будет к тому же заниматься философией и наукой.

Контрольные вопросы и задания

1.Назовите два основные этапа, которые в своем развитии прошли религиозные воззрения людей древнего мира.

2. Каковы представления архаических людей о душе и духах?

3. Чем представления о богах отличаются от анимистических пред­ставлений?

4. Каким образом архаический человек мог общаться с душами и ду-

XaM5* Объясните, как анимистические представления способствовали Формированию архаических практик.

6. Приведите пример архаических воззрений, сохранившихся в наше

BPC7 \акие свойства в древних государствах приписывались богам?

8. Каково понимание смерти в архаической культуре и культуре древ­них царств.

9 Охарактеризуйте мироощущение человека древних царств^

10. Почему египетские пирамиды имели форму пирамиды? Каково было их культурное значение?

11. Кризис религиозных воззрений на рубеже II-I тысячелетии

Д° *12Э Опишите ситуацию, обусловившую формирование в древнем мире индивидуальности и личности.

Литература

Ерофеева Н. Лук // Мифы народов мира. - М.; Л., 1982

Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. -

М''Крамер С. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. - М., 1977.

Тейлор Э. Первобытная культура. — М., ту.

Хюбнер К. Истина мифа. - М., 1996.

Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. - 1996. - № 1.

Наши рекомендации