Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
Сельское хозяйство
В экономике России второй половины XVIII в. начинается процесс разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Крепостнические отношения остаются господствующими, однако к концу XVIII в. в экономике складывается капиталистический уклад. Помещичье хозяйство активно втягивалось в рыночные отношения. Разложение феодально-крепостнической системы хозяйства проявилось, прежде всего, в подрыве основных признаков феодальной системы. Она характеризуется рутинностью сельскохозяйственной техники, господством натурального хозяйства, прикреплением крестьянина к земле путем выделения ему земельного надела, личной зависимостью крестьянина. Втягивание помещичьего хозяйства в рыночные отношения в значительной мере было связано со стремлением дворян получить от своих поместий больше денег для оплаты своих возраставших непроизводственных расходов. Возможность увеличения производства сельскохозяйственной продукции для реализации ее на рынке дворяне видели, прежде всего, в усилении эксплуатации крепостных крестьян.
В стране четко определялись регионы, где господствовали отработочная (барщина) и денежная (оброк) рента. Барщина господствовала в черноземных районах страны и доходила в некоторых местах до 6 дней в неделю. С 70-х г. XVIII в. некоторые помещики начинают переводить своих крестьян на месячину, отбирая у них надел и обязывая работать на барской пашне, выплачивая за это крестьянам месячное содержание. В нечерноземных районах, где земля была малоплодородная, помещики переводили своих крестьян на денежный оброк. Втягивание помещичьего хозяйства в рыночные отношения подрывало его натуральный характер. Барщина, месячина, денежный оброк отрывали крестьянина от работы на собственном наделе, что приводило крестьянина и его хозяйство к разорению. Это означало подрыв основы феодальной системы.
Усиление эксплуатации крестьян лишало их заинтересованности в труде и вело к росту сопротивления: бегству, убийству помещиков, восстаниям. Государство пошло на крайние меры, доведя практически до рабства личную зависимость крестьян. Во второй половине XVIII в. крепостное право было распространено на Левобережную и Слободскую Украину, районы Черноземного Центра и засечных черт, на Дон, Заволжье, Приуралье. Указом императрицы Елизаветы Петровны 1760 г. помещики получили право ссылать своих крестьян в Сибирь, в районы, пригодные для хлебопашества, с зачетом высланных крестьян в рекруты. В 1763 г. Екатерина II издала указ, по которому крестьяне фактически должны были оплачивать содержание воинских команд, присылаемых для подавления крестьянских выступлений. По указу 1765 г. помещики могли отдавать своих крепостных в каторжные работы. В 1767 г. Екатерина II подписала указ, запрещавший подавать императору жалобы на своих помещиков. После этих указов крепостные крестьяне превратились фактически в "крещеную собственность" своих помещиков.
Во второй половине XVIII в. начал подрываться такой важный признак феодальной системы как рутинность сельскохозяйственной техники. Происходил резкий перелом в традиционных методах хозяйства, переход к торговому земледелию. Стремясь поднять доходность своих поместий, приспособиться к растущим потребностям рынка, наиболее дальновидные и образованные дворяне начинали применять новые методы ведения хозяйства. Они пытались использовать новую технику, внедряли последние достижения агрономической науки. Большую роль в распространении передовых методов ведения сельского хозяйства сыграло "Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства" (ВЭО), основанное в 1765 г. Но, заботясь о повышении доходности вводя новые методы ведения хозяйства, дворяне сохраняли и укрепляли крепостное право, которое сдерживало их внедрение. Пропаганда новых научных достижений наталкивалась также на их неприятие большей частью помещиков, что наряду с крепостным правом сдерживало рост производства в помещичьих хозяйствах.
Промышленность и торговля
Основным очагом, где формировались новые капиталистические отношения, была промышленность. Во второй половине XVIII в. росло число мануфактур. К концу века их насчитывалось около двух тысяч. В стране существовали три типа мануфактур: казенные, вотчинные и купеческие (крестьянские). Казенные мануфактуры принадлежали государству и были основаны на принудительном труде. Вотчинные мануфактуры создавались помещиками в своих хозяйствах. На них отрабатывали барщину крепостные крестьяне. И казенные, и вотчинные мануфактуры, работавшие на принудительном труде, оставались частью крепостной системы. Гораздо большее значение как показатель развития капиталистического уклада имели купеческие и крестьянские мануфактуры. Во второй половине XVIII в. значительно выросло их число, особенно в хлопчатобумажной промышленности. Они работали исключительно на вольнонаемном труде крестьян-отходников.
В 1762 г. мануфактуристам-недворянам было запрещено использование крепостного труда. В том же году была отменена приписка крестьян к заводам. Наконец, в 1775 г. был издан манифест о свободе предпринимательства, разрешивший крестьянам заниматься промышленной деятельностью. Все это ускорило рост числа мануфактур, работавших на вольнонаемном труде. С этого времени можно говорить о наличии устойчивого рынка свободной рабочей силы. Контингент наемных рабочих формировался за счет расслоения крестьянства, разорения ремесленников, крестьян-отходников, шедших в город для того, чтобы заработать и уплатить помещику денежный оброк.
Во второй половине XVIII в. активно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Если в первой половине XVIII в. торговля по своему характеру, размерам, формам имела много общего с торговлей XVII в., то во второй половине XVIII в., особенно в его последней трети, появляются черты зарождавшейся капиталистической эпохи. К ним можно, например, отнести появление магазинной торговли. В конце XVIII в. постепенно отменяются ограничения в торговле для лиц, не входивших в купечество, что открывало большие возможности для складывания единого типа торговца, формирование которого будет происходить уже в XIX в.
Царствование Екатерины II
28 июня 1762 г. на русский престол в результате дворцового переворота взошла Екатерина II, правившая 34 года. Это была хорошо образованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная женщина. Всю жизнь ее сжигало властолюбие, и, достигнув власти, она любыми средствами старалась удержать ее. "Ничто ей не может быть досаднее, — писал о страсти императрицы к власти представитель родовой дворянской аристократии князь М.М.Щербатов, — как то, когда, докладывая ей по каким-то делам, в сопротивление воли ея законы поставляют и тотчас ответ от нее вылетает: разве я не могу, не взирая на законы, сего учинить".
Вступив на престол, Екатерина II неоднократно объявляла себя преемницей Петра I. И то, что ее царствование будет самодержавным, она продемонстрировала сразу же. Перед ней стояла задача проведения реформы центральных государственных органов. Прежде всего, она разделила Сенат на 6 департаментов якобы для упорядочения работы. Но тем самым она ослабила Сенат как законодательный орган, сделав его просто "хранилищем законов". Терпеть рядом с собой орган, имевший прерогативы законодательной власти, Екатерина II не хотела. Сенат стал административным органом, лишенным законодательных прав. Так уже в начале царствования императрица сосредоточила в своих руках всю законодательную и большую часть распорядительной власти. Ее она осуществляла через генерал-прокурора и собственную канцелярию.
В 1764 г. Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, лишив церковь экономического могущества. Миллион бывших монастырских крестьян был передан в ведение Коллегии экономии, и доходы от них пополнили опустевшую государственную казну. Было ликвидировано гетманство на Украине.
В первые годы царствования были укреплены и расширены, права и привилегии дворян. Они получили право не служить (Манифест о вольности дворянства 1762 г., изданный еще Петром III), если этого не желали; монопольное право владения землей (Генеральное межевание 1765 г.), крепостным трудом (1762 г.); право на винокурение (1765 г.). В царствование Екатерины II крепостное право достигло своего апогея. Как всякий абсолютный монарх,