Завершение объединения русских земель в конце XV — начале XVI вв.
С окончательным признанием наследственных прав московских князей на титул великих князей владимирских процесс объединения земель вокруг Москвы пошел значительно быстрее. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб и Кострома, значительные территории в Заволжье и ряд мелких княжеств в верховьях Оки. В 1392-1393 гг. к Москве было присоединено Нижегородское княжество; в конце XIV в. земли коми-пермяков по реке Вычегде. Большую роль в присоединении этой территории сыграла миссионерская деятельность просветителя пермской земли и первого пермского епископа Стефана.
Наиболее крупным независимым государственным образованием наряду с Московским княжеством оставался Новгород. В условиях феодальной раздробленности новгородское боярство, лавируя между противоборствующими князьями, сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской земли. Когда Москва стала ведущей политической силой, эта тактика себя исчерпала.
В борьбе с Москвой часть новгородского боярства и духовенства стремилась опереться на поддержку Литовского государства, договориться о подчинении Новгорода Литве при условии сохранения власти боярской аристократии. Однако Новгород сознавался и самими новгородцами и жителями северо-востока как неотъемлемая часть русских земель. Поэтому ориентация на враждебное Руси и иноверное (католическое) Литовское государство расценивалась как антинациональная и была крайне непопулярной как в самом Новгороде, так и за его пределами.
В 1456 г. Василий II совершил поход на Новгород, поддерживавший во время феодальной войны Дмитрия Шемяку. После разгрома под Русой был заключен Яжелбицкий договор, согласно которому Новгород уплачивал великому князю большую контрибуцию и обязывался впредь не оказывать поддержки противникам великого князя. Законодательная власть веча была отменена, право внешних сношений ограничено.
В 70-х гг. XV в. в политической жизни Новгорода усилилось влияние пролитовски настроенной боярской группировки, во главе которой стояли Борецкие. Ответом на это стал поход в 1471 г. на Новгород, организованный великим князем Иваном III (1462-1505) как общерусский поход против отступников к "латинству". В решающем сражении на р. Шелони основная часть новгородского ополчения сражалась неохотно, а архиепископский полк вообще не принимал участия в боевых действиях. Иван III расправился со сторонниками Литвы в среде Новгородского боярства. В 1478 г. независимость Новгородской республики была окончательно ликвидирована, традиционные органы управления — вече и посадник — запрещены, а вечевой колокол увезен в Москву.
В 1485 г. после двухдневного сопротивления Тверь сдалась московским войскам. Большинство тверского боярства перешло на московскую службу. В 1489 г. к Русскому государству была присоединена важная в промысловом отношении Вятка.
Хотя Псков в отличие от Новгорода всегда сохранял верность и поддерживал московских князей, судьба псковской независимости была решена. В 1510 г. в княжение Василия III (1505-1533) Псковская республика прекратила свое существование. Наконец, в 1521 г. перестало существовать находившееся в вассальной зависимости от Москвы Рязанское княжество. Объединение русских земель было в основном завершено.
Политический строй
Политический строй Московского княжества XIV — первой половины XV вв. мало чем отличался от сложившейся в XII-XIII вв. политической системы русских княжеств.
Московский князь как верховный собственник всей земли в княжестве обладал высшей судебной и административной властью. При князе существовала Боярская дума, в состав которой входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Большую роль играл московский тысяцкий — глава городского ополчения.
Отдельными городами и областями управляли на принципах "кормления", т.е. получения доходов от населения, наместники и волостели. Население вотчин чаще всего было подсудно своим землевладельцам. Из вотчинной юрисдикции чаще всего исключались наиболее серьезные преступления — дела о "душегубстве", "разбое" и "татьбе с поличным", суд по которым принадлежал самому князю.
В составе Московского княжества в разные периоды существовали и удельные образования во главе со своими удельными князьями. В пределах своих уделов они обладали державными правами, но обязаны были подчиняться великому князю и выполнять его волю. Особенностью управления XIV-XV вв. было соединение княжеского вотчинного управления с государственным. Князь выступал, прежде всего, как владелец своего княжества на вотчинном праве.
Значительные перемены в системе государственного управления произошли в ходе завершения процесса образования Российского государства в конце XV — нач. XVI вв.
Иван III проводил политику возвышения власти великого князя. Бывшие до этого вольными слугами, бояре и князья теперь присягают на верность московскому князю и подписывают особые клятвенные грамоты. Переход боярина или князя на службу к другому государю рассматривается теперь как государственное преступление — измена.
Повышению авторитета великого князя московского способствовала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. В связи с этим браком Иван III принимает в качестве государственного герба России византийского двуглавого орла, вводятся новые, более пышные, официальные одежды, напоминающие византийские императорские одеяния, придворная жизнь усложняется по образцу византийского двора.
Присоединение к Московскому княжеству великих и удельных княжений привело к тому, что князья и знать этих земель становились придворными великого князя. Отношения между различными группами феодальной знати регулировались при помощи системы местнического счета. На государственные должности назначали в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Наиболее высокое место в этой иерархии занимали потомки русских и литовских великих и удельных князей — рюриковичи и гедиминовичи.
Главным органом власти по-прежнему была Боярская дума. Помимо думы значительное влияние на политику московского государя оказывал митрополит и Освященный собор — собрание высшего духовенства.
Существовали два общегосударственных органа — Дворец и Казна. Сначала это были органы вотчинного управления, которые позже приобрели функции государственных. Дворец, возглавлявшийся дворецким, ведал первоначально личными землями великого князя. Впоследствии дворецкие рассматривали поземельные споры, судили население. После присоединения новых территорий или ликвидации уделов для управления этими землями создавались местные дворцы: новгородский, тверской, нижегородский и т.д.
Казна, возглавлявшаяся казначеем, ведала не только финансовыми вопросами. Там хранился государственный архив и печать, так что казна выполняла функции государственной канцелярии.
С усложнением государственного управления возникает необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы отдельными группами дел — военными, финансовыми, иностранными, судебными и т.д. Такими учреждениями стали приказы. Система приказов сформировалась не сразу. Первоначально приказы создавались внутри Дворца и Казны, когда определенная группа вопросов поручалась ("приказывалась") боярину с приданным ему штатом чиновников. Впервые приказы упоминаются в 1511 г., но, возможно, важнейшие из них, например, Посольский, возникли раньше.
На местах продолжала существовать старая система кормлений. Территория страны делилась на уезды, которые в основном совпадали с удельным территориальным делением. Уезды в свою очередь делились на волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях — волостелям.
Судебник Ивана III
С целью введения единообразия в судебно-административную систему в 1497 г. был составлен и принят общерусский Судебник. В нем устанавливались единые нормы уголовной ответственности и судебно-процессуальные нормы для всей страны. В интересах феодалов-землевладельцев Судебник ограничил право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню (26 ноября). Условием перехода была уплата "пожилого" — компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук.
Церковь
В 1299 г. митрополит Максим перенес кафедру из Киева во Владимир. Однако и Владимир, который лишь номинально считался столицей Руси, скоро перестал быть церковным центром Руси.
Московские князья стремились поднять не только политическое, но и духовное значение своего княжества. Иван Калита уже в 20-е гг. XIV в. начинает в Москве строительство каменных храмов. Удобство географического положения Москвы, расположенной на пересечении важнейших путей, привело к тому, что объезжавшие свою обширную епархию митрополиты часто останавливались и жили в Москве. Довольно часто подолгу жил в Москве митрополит Петр, который заложил по просьбе московского князя каменный Успенский собор, в котором завещал себя похоронить. Смерть и погребение в Москве митрополита Петра, пользовавшегося на Руси большим уважением, придали Москве значение церковного центра. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно переселился из Владимира в Москву, превратив этот город в церковную столицу Руси.
Русские митрополиты внимательно следили за деятельностью московских князей и при необходимости оказывали им содействие. Так в малолетство князя Дмитрия Ивановича митрополит Алексий фактически был главой Московского княжества, и возвращение в руки московского князя ярлыка на великое княжение Владимирское является во многом его заслугой. Поддержку малолетнему Василию II оказывал митрополит Фотий.
Однако благодаря своему статусу как части вселенской константинопольской патриархии, русская церковь и ее митрополиты могли проводить сравнительно независимую от княжеской власти политику. Русская церковь была единственным институтом, объединившим все русские земли, в том числе и входившие в состав Великого княжества Литовского. Попытка князя Дмитрия Донского подчинить себе церковь, поставив митрополитом своего печатника Митяя, закончилась безрезультатно. Притязания княжеской власти не были поддержаны ни константинопольским патриархром, ни большинством русского духовенства.
В истории самой церкви XIV век интересен как время духовного подъема, связанного с деятельностью настоятеля Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергия Радонежского и его учеников.
Флорентийская уния
Значительные перемены в положении русской церкви произошли в XV в. Погибавшая под
ударами турок османов, Византия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защите Константинополя. Уния была заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного главенства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения Исидора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинопольским патриархом.
В 1442 г. собором русских епископов в Москве был поставлен в митрополиты рязанский епископ Иона, выбранный на митрополию по рекомендации великого князя без санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Приобретение русской митрополией автокефалии делало для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти.
Внешняя политика