Концепция коммунистического общества
Согласно учению Маркса–Энгельса–Ленина–Сталина после завершения строительства социализма, народ должен был перейти постепенно к коммунистическому обществу. Однако это общее в их учении. В то же время целостного учения «марксизм-ленинизм» фактически не было, так как взгляды Ленина по ряду принципиальных положений отличаются от учения К. Маркса, а И. В. Сталин развивал свое учение в новых условиях, отступая и от взглядов, как Маркса, так и Ленина.
В работе «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс впервые поставили перед пролетариатом задачу завоевания политической власти для того, чтобы уничтожить частную собственность, всякую эксплуатацию и создать основы нового общества, при котором произойдет отмирание государства и права. В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс конкретизировали положения «Немецкой идеологии» и определили, что ближайшей целью пролетариата является завоевание государственной власти у буржуазии и установление своего господства. Согласно учению классиков при коммунизме должны исчезнуть классовые различия, все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, а «публичная власть потеряет свой политический характер». Предполагалось устранение условий, порождающих классовые противоречия и сами классы, а государство заменить общественным самоуправлением. Функции регулирования общественных отношений при коммунизме должны были перейти к институтам общества. К. Маркс и Ф. Энгельс писали о возможности победоносного завершения социалистической революции, если она произойдет сразу в нескольких странах.
В. И. Ленин выдвинул и реализовал на практике идею победы социалистической революции в одной, отдельно взятой стране. И. В. Сталину как продолжателю его дела, необходимо было добиться победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Для этого требовалось установление советской власти как государственной формы диктатуры пролетариата. Задача диктатуры пролетариата состояла в том, чтобы подавить сопротивление свергнутых эксплуататоров и довести революцию до победы социализма. Новой формой организации пролетариата стали Советы. Зародышем пролетарского государства называлась Парижская Коммуна, а советская власть – «её развитием и завершением». Советская власть, по мысли И. В. Сталина, является массовой, демократической и интернациональной. Она, «… объединяя законодательную и исполнительную власть в единой организации государства и заменяя территориальные выборные округа производственными единицами, заводами и фабриками – непосредственно связывает рабочих и вообще трудящиеся массы с аппаратами государственного управления, учит их управлению страной». Значение советской формы государства, по И. В. Сталину, еще и в том, что только она способна подготовить «… отмирание государственности, которое является одним из основных элементов будущего безгосударственного коммунистического общества». Однако ни советский, ни зарубежный опыт социалистического строительства эти утопические взгляды не подтвердил.
Путь к коммунистическому обществу, по И. В. Сталину, должен был лежать через три формы развития государства: 1) государство диктатуры пролетариата, 2) социалистическое государство, 3) коммунистическую формацию. На третьей стадии государство отмирает, т. е. образуется безгосударственное общество.
При установлении государства диктатуры пролетариата методы управления обществом, по Сталину, должны быть далеки от демократических, так как демократическим путем нельзя достигнуть целей, поставленных партией коммунистов. Он прямо указывал о «насаждении» власти рабочих (советской власти). В речи, произнесенной в 1925 г., Сталин заявил: «Насаждение советской демократии в городе и деревне и оживление Советов на предмет упрощения, удешевления и морального оздоровления государственного аппарата, на предмет изгнания из этого аппарата элементов бюрократизма и буржуазного разложения, на предмет полного сближения государственного аппарата с миллионными массами, – таков тот путь, по которому должна пойти партия, если она хочет укрепить смычку по линии административно-политического строительства». В то же время Сталин отмечал, что «диктатура пролетариата не есть самоцель. Диктатура есть средство, путь к социализму».
Задавая сам себе вопрос о том, что такое социализм, он давал и его определение. В понимании Сталина социализм – это «… переход от общества с диктатурой пролетариата к обществу безгосударственному». Для этого необходимо было переделать госаппарат путем «… приобщения лучших элементов рабочего класса и крестьянства к непосредственному управлению страной». Получается, что социализм – это временная, переходная стадия развития общества и государства.
Атрибут марксистской теории – тезис об отмирании государства и права в коммунистическом обществе – являлся главным вопросом юридической науки в СССР после 1936 г.
Вопросу об «отмирании государства» И. В. Сталин уделять особое внимание. Он старался развить идеи, которые высказывались К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным.
Не отрицая основной тезис марксизма о том, что путь к коммунизму лежит через государство диктатуры пролетариата, Сталин внес свои поправки в теорию построения коммунистического общества. Исходя из того, что первое в мире социалистическое государство находится в капиталистическом окружении, он предложил иной путь построения коммунизма. Выступая на XVIII съезде партии, И. В. Сталин высказался за усиление карательных органов государства. Нужно не забывать, говорил он, что СССР находится в «… капиталистическом окружении, помнить, что иностранная разведка будет засылать в нашу страну шпионов, убийц, вредителей, помнить об этом и укреплять нашу социалистическую разведку, систематически помогать ей громить и корчевать врагов народа». Укреплять социалистическое государство, считал И. В. Сталин, необходимо еще и потому, что во второй половине 30-х гг. происходит все большая милитаризация капиталистических стран. Тезис об отмирании государства при коммунизме в идеологии И. В. Сталина получил новую интерпретацию. Развивая теорию социализма, он предложил путь отмирания государства в коммунистическом обществе через его усиление и, в первую очередь, путем всемерного усиления репрессивных органов, абсолютизации их роли.
И. В. Сталин отмечал, что в теории государства и права имеется недоработанность и недостаточность «некоторых общих положений учения марксизма о государстве». Это касалось вопроса развития социалистической государственности, когда социализм победит, «… во всех странах или в большинстве стран, вместо капиталистического окружения имеется налицо окружение социалистическое, нет больше угрозы нападения извне, нет больше нужды в усилении армии и государства». В этом заключалась новизна учения
И. В. Сталина о государстве, смысл которого в том, что исчезновение государства и в период построения коммунизма исключалось, если будет существовать «… капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военных нападений извне, причем понятно, что формы нашего государства вновь будут изменены, сообразно с изменением внутренней и внешней обстановки». И конечно, государство при коммунизме «не сохранится и отойдет, если капиталистическое окружение будет ликвидировано, если оно будет заменено окружением социалистическим». В настоящее время эту идею можно считать утопичной в силу того, что она не была реализована.
Сталин отвергал идеи отмирания советского социалистического государства в условиях капиталистического окружения как вредные и опасные для России. Учитывая сложившиеся международные отношения, исторический опыт строительства социализма в СССР, он выдвинул и обосновал прагматическую теорию о том, что победа социалистической революции в одной стране в условиях капиталистического окружения требует усиления этого государства, его органов разведки, контрразведки, всего госаппарата, армии. Государство, по И. В. Сталину, сохранится и при коммунизме, если будет существовать капиталистическое окружение.
После 1936 г. наступил второй этап в развитии советского социалистического государства, который брал свой отсчет с момента ликвидации капиталистических, эксплуататорских элементов в городе и деревне. Это означало, что в СССР вся власть исходит от народа, полностью принадлежит народу и осуществляется самим народом.
Целью социалистического производства является человек с его материальными и духовными потребностями. В результате жесткой хозяйственно-организационной политики СССР достиг огромных успехов в экономике. Это позволило И. В. Сталину в конце 30-х годов сформулировать «постулат» о возможности построения социализма, а потом и коммунизма в одной, отдельно взятой стране. Это был вклад в развитие господствовавшей в стране идеологии, которую уже вряд ли можно было назвать марксизмом-ленинизмом.
В феврале 1946 г. И. В. Сталин выдвинул программу дальнейшего развития страны. Он призвал, по сравнению с довоенным уровнем поднять уровень промышленности втрое.
В сентябре 1946 г. И. В. Сталин с уверенностью утверждал, что «коммунизм в одной стране вполне возможен, особенно в такой стране, как Советский Союз».
Но каким будет коммунистическое общество, как в нем будет осуществляться управление производством? На этот вопрос он, как и его учителя, ответа не дал.
И. В. Сталин не ликвидировал явно не оправдывающую себя форму государственного единства, которая давала привилегии нерусским народам СССР. При этом ущемлялись права русских, проживающих в национальных окраинах. Для «провинившихся» нерусских народов самым большим наказанием считалась депортация на Восток и упразднение их национально-территориальных образований. Так, в годы Великой Отечественной войны были ликвидированы национально-территориальные образования крымских татар, чеченцев и других народностей. Славянское население СССР вместо накопления капитала и улучшения условий жизни своих семей было мобилизовано на восстановление промышленности и сельского хозяйства страны. Низкое материальное положение, жилищные и иные проблемы, людские потери в первой мировой войне, голод 1921 г., репрессии и голод конца 20-х – начало 30-х годов, а также в годы Второй мировой войны привели к тому, что численность великорусского населения к концу XX в. осталась на уровне 1914 г., т. е. около 150 млн. Численность же нерусских народов СССР за годы советской власти возросла в несколько раз, улучшилось их экономическое положение и культурный уровень.
И после Великой Отечественной войны основной целью политики И. В. Сталина было усиление государства. Уже от имени ученых он повторил свой тезис 30-х годов: «Советские марксисты на основании мировой обстановки в наше время пришли к выводу, что при наличии капиталистического окружения, когда победа социалистической революции имеет место только в одной стране, а во всех других странах господствует капитализм, страна победившей революции должна не ослабевать, а всемерно усиливать свое государство, органы государства, органы разведки, армию, если эта страна не хочет быть разгромленной капиталистическим окружением». Укрепление мощи советского социалистического государства происходило за счет усиленной эксплуатации, в первую очередь, славянских народов нашей страны.
И. В. Сталин считал, что в силу развития новых международных условий, войны между капиталистическими странами по-прежнему остаются неизбежными даже в условиях существования социалистических государств. История показала, что «… борьба капиталистических стран за рынки сбыта и желание утопить своих конкурентов оказались сильнее, чем противоречия между лагерем капитализма и лагерем социализма». Это было спорное утверждение, которое впоследствии оказалось неверным, так как усилились противоречия между лагерем социализма и капитализма, между капиталистическими странами и между социалистическими государствами.
Появление в послевоенной Европе и Азии при активной поддержке СССР ряда стран народной демократии требовало нового теоретического осмысления проблем социализма. В 1952 г. И. В. Сталин писал, что «… с расширением сферы действия социализма в большинстве стран мира государство будет отмирать и, конечно, в связи с этим отпадет вопрос о передаче имущества отдельных лиц и групп в собственность государству. Государство отомрет, а общество останется». Отмирание государства и государственной собственности должно было способствовать развитию институтов общества. Так, вопросами собственности должен был ведать руководящий экономический орган. И. В. Сталин предлагал план «поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности» путем «выключения» излишков «… колхозного производства из системы товарного обращения и включить их в систему продуктообмена между государственной промышленностью и колхозами». Зачатки этого продуктообмена он видел в «отоваривании» сельскохозяйственных продуктов, которое уже применялось в СССР. Итак, И. В. Сталин предлагал перевести колхозную собственность не в государственную, а в общенародную! Следовательно, государственную собственность он не считал ни единственной, ни самой лучшей формой собственности. Этот сложный вопрос был им поставлен, но не разрешен.
Он также понимал, что для построения в СССР коммунистического общества необходимы, кроме экономических и политических предпосылок, еще и социальные. Последние предполагают наличие высокой культуры населения. «Было бы неправильно думать, — писал И. В. Сталин, — что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда». Р. И. Косолапов, перечитывая его работу «Экономические проблемы социализма в СССР», уже в 90-е годы XX в. писал, что это произведение является лучшим «… в политико-экономической литературе о коммунистической формации за последние полвека. Автор четко и без всяких выкрутасов излагает свои мысли, знает, чего хочет и куда вести страну, никогда не теряет чувство ответственности и потому внушает доверие». Однако И. В. Сталин, по мнению Р. И. Косолапова, проявил непоследовательность при рассмотрении действия закона стоимости в социалистическом народном хозяйстве, не провел качественной разницы между предметами потребления, оседающими в общенародном секторе экономики, возмещающими рабочую силу работников государственных предприятий и организаций, с одной стороны, и предметами потребления, оказавшимися в межсобственническом обороте (на рынке, продаваемыми колхозами и колхозниками, разным гражданам, за рубеж) – с другой, отсутствие резких содержательных различий внутрисекторных и межсекторных связей в обобществленном народном хозяйстве позволило в период политики «перестройки» сторонникам рынка игнорировать специфику коллективистских производственных отношений во имя утверждения на их месте формул капиталистического хозяйствования, говорить о рынке вообще, в то время как социализм допускает лишь рынок потребительских благ и услуг, но не рынок капиталов и рабочей силы. «На этом примере наглядно видно, — отмечал Р. И. Косолапов, — что на первый взгляд маленькая неточность или уступка в методологии со временем может вырасти в гигантский просчет всемирно-исторического масштаба, способный поставить под вопрос существования целой общественной системы».
В своей речи на XIX съезде КПСС 14 октября 1952 г. И. В. Сталин высказал мысль о том, что страны, ставшие на путь строительства коммунизма, учтут опыт СССР, могут учиться на ошибках и успехах первой в мире страны победившего социализма. Буржуазия же потеряла связь с народом, стала более реакционной. Эти факты, по его мнению, дают основания рассчитывать на успех в построении коммунизма в СССР и других странах социалистического лагеря, т. е. привести к отмиранию государства.
Политика и идеология Сталина во многом основывались на марксистско-ленинском учении о праве и государстве. Однако в его работах есть некоторые коррективы отдельных положений учителей, продиктованные практикой социалистического строительства. В сочинениях И. В. Сталина 20– 30-х годов главными темами были классовая борьба и критика своих оппонентов, обвинение их в подмене учения В. И. Ленина и т.д. За ними скрывались более важные вопросы, связанные с удержанием личной власти и укреплением первого в мире социалистического государства. Проблема усиления государства, его органов становится главной после 1938 г. В работах И. В. Сталина начала 50-х гг. рассмотрение темы классовой борьбы заметно ослабевает и уступает место вопросам развития общества. И. В. Сталин не употреблял словосочетание «гражданское общество», заменяя его термином «общество». В классовой сущности государства в его работах появляется социальный аспект. По его брошюре «Экономические проблемы социализма в СССР» трудно судить о тенденциях развития сталинской государственно-правовой мысли, но одно очевидно – вопросы гражданского общества могли стать впоследствии главнейшими. Обращение И. В. Сталина к проблемам общества можно объяснить, в первую очередь, улучшением международной обстановки, связанной с появлением стран социалистического лагеря.
Итак, в вопросе отмирания государства И. В. Сталин в 30-е гг. разошелся во взглядах со своим учителем В. И. Лениным. Если В. И. Ленин считал, что «… пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать», то И. В. Сталин, наоборот, в условиях капиталистического окружения высказывался за необходимость усиления государства трудящихся, а поэтому должна быть усилена регулирующая роль права, как орудия государственной власти. При сравнении ленинских идей со сталинскими очевиден идеализм, непрактичность В. И. Ленина, и, наоборот, прагматизм, взвешенность, осторожность в высказываниях И. В. Сталина по проблеме отмирания государства. Марксистско-ленинская теория в процессе строительства социализма оказалась в этой части явно неверной, утопичной.
Как изначально было нереально начать одновременно строить социализм во всех странах мира, так и нереально в короткий срок заменить все монархические формы правления на республиканские. Что касается взглядов И. В. Сталина, то они в вопросе отмирания государства подвержены влиянию Макиавелли. Н. Макиавелли об исчезновении государства вообще не мог и подумать, так как считал целью государства заботу не об отдельных людях, а о благе единого централизованного государства. Вся реальная политика Сталина как раз к этому и сводилась, но он открыто не отрицал идею Маркса–Энгельса–Ленина об отмирании государства, а отодвигал её лишь все дальше «за горизонт».
На переходном этапе государство под руководством коммунистической партии всесторонне определяет развитие общества, возглавляет и руководит строительством коммунизма. Согласно учению И. В. Сталина, государство и право начнут отмирать тогда, когда полностью исчезнет опасность нападения извне, исчезнет капиталистическое окружение и внутри страны будут подготовлены материальные и духовные предпосылки коммунизма: окончательно ликвидированы классы, уничтожена противоположность между городом и деревней, умственным и физическим трудом и т.д.
К числу материальных предпосылок коммунизма относились: высокий уровень экономического развития общества, при котором страна будет полностью насыщена предметами потребления, когда будет изобилие продуктов, исчезнет классовое деление общества и, когда будет действовать принцип коммунизма: «от каждого по его способности, каждому – по его потребности».
К числу духовных предпосылок коммунизма относили добровольное исполнение и соблюдение гражданами норм общежития, т. е. граждане должны достичь определенного высокого уровня культуры.
Помимо внутренних нужна была и внешняя предпосылка – исчезновение капиталистического окружения страны, а следовательно, и опасности нападения на коммунистическое общество извне.
Только при достижении всех этих условий государство и право отомрут. Если же капиталистическое окружение не будет ликвидировано, то государство и право при коммунизме останутся, считал И. В. Сталин.
В России не удалось построить бесклассовое коммунистическое общество, но социалистические идеи способствовали индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции. Во многом идеи бесплатного образования и медицинского обслуживания, заботы о человеке свойственны сегодня таким странам, как Великобритания, Австрия и др.