Тема №7 Духовная жизнь общества
Культура как явление.
Культура— весьма сложное явление. В широком смысле она включает материальные и духовные элементы, вернее, деятельность по их созданию. Деятельность является специфической человеческой формой активного отношения к окружающему миру. Она выступает в качестве связующего элемента в системе «человек — природа», где, прежде всего трудовая деятельность выступает как независимое от всяких общественных форм условие существования людей, естественная вечная необходимость.
Благодаря деятельности человека природа предстает перед нами как сфера реализации творческих способностей. Мир со всеми его связями и отношениями, вещественными элементами и процессами становится сферой приложения человеческих сил, объектом активной деятельности. Природный мир «очеловечивается» в той мере, в какой он входит в сферу материальной и духовной деятельности человека. Этот деятельностный способ освоения, человеком мира, включая как его внешний мир — природу и общество, так и внутренний мир самого человека, и есть культура.
Различные виды деятельности человека и ее результаты объединяются в единое целое, являющееся культурой, в чем выражаются сущностные силы самого человека. Именно в культуре личность раскрывает свои социальные сущностные силы, участвуя в культуросозидающей деятельности. Такой подход к культуре выявляет ее органическую связь с деятельностью и формированием личности в конкретных исторических условиях, характеризует меру овладения личностью социальными отношениями в соответствии с ее способностями, склонностями, знаниями и навыками. При этом мера прогресса культуры определяется мерой развития человека как субъекта общественно-политического процесса.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной можно выделить две основные сферы развития культуры. Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменениями физической природы человека. Это материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, а также производственный опыт, умения, навыки, знания людей. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущностных сил человека, его способностей и потребностей.
Важное значение в духовной культуре имеют преемственность (традиции) и новаторство. Преемственность — это связь между историческими периодами развития культуры, художественными школами, направлениями, стилями, индивидуальными творческими манерами. Сущность преемственности заключается в наследовании художественно-эстетических идей, творческих принципов, в сохранении формально-содержательных структур и элементов искусства.
Преемственность в развитии культуры не означает простого повторения достижений прошлой культуры. Уникальность ее исторических этапов и специфических форм творчества обусловлена неповторимой социально-исторической ситуацией, в которой творят художники, деятели культуры. Поскольку условия создания того или иного явления культуры никогда не могут в точности повториться снова, не может повториться и вызванная ими к жизни художественная культура. Сведение преемственности к простой повторяемости, канонизация прошлых художественно-эстетических принципов и правил выступают серьезным тормозом культурного развития. Важной чертой преемственности в культуре является наличие связей данного этапа развития культуры со всем прошлым художественно-эстетическим опытом человечества. Преемственность, следовательно, характеризует не только культуру отдельного народа, она — существенная сторона мирового культурного опыта.
Разумеется, деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют.
Итак, понятие «культура» в широком смысле можно определить как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Культура в этом плане выступает как результат творческой деятельности людей и формируется в конкретных исторических условиях.
Культура в узком смысле, или духовная культура, — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Культура — это реализующаяся совокупность самих этих ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития людей.
В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием культур, и это можно воспринимать по-разному. Существует культура национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная и т. д.
Однако чаще всего, когда речь идет о многообразии культур, под этим подразумеваются три формы культуры: элитарная, народная и массовая— и две ее разновидности: субкультура и контркультура.
Элитарная культура, или высокая, создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Элитарная культура трудна для понимания неподготовленного человека.
В отличие от элитарной, народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской, или коллективной (но не по уровню, а по происхождению). Она включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни и танцы. Все это объединяется понятием «фольклор».
Массовая культура — это концертная и эстрадная музыка и многое другое. Это поп-культура, китч. Появилась в середине XX века. Она воздействует прежде всего через современные средства массовой информации. Весьма противоречива по своему содержанию.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, женской, профессиональной и даже криминальной.
Контркультураобозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующей культурой. Например, молодежная контркультура, субкультура террористов и т. д. В этом проявляется разнообразие культур. Все эти формы и виды культуры не сосуществуют изолированно, а взаимодействуют и оказывают в определенной мере влияние друг на друга, а самое главное — на людей, являющихся потребителями тех или иных ее достижений.
Искусство является органической частью культуры. Искусство — это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности. Это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство возникает с появлением человека. Художественное отражение мира и человека в нем было уже у первобытных людей. Свидетельства тому — многочисленные петроглифы на камнях и скалах, изображения на стенах пещер. По мере развития человека, его способностей, опыта и знаний усложнялось и его художественное восприятие, что способствовало развитию разных форм художественного освоения мира. В ходе развития духовной культуры появились и разные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, архитектура, литература, театр, кино и др. Любой вид искусства способен присущими ему специфическими способами (слово, зрительный образ, звук, пластические и объемно-пространственные формы и т. п.) воспроизводить окружающий мир таким, каким его воспринимает тот или иной деятель культуры. Художественные образы, рожденные искусством, способны обогатить духовный мир человека, так как оно оказывает эстетическое воздействие, формируя не только эстетические чувства, но и мировоззрение человека.
Наука как явление
Наука— это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о самом человеке. Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов. Наука — это творческая деятельность по получению нового знания и результата этой деятельности; совокупность знаний, приведенная в целостную систему на основе определенных принципов. Разрозненные, хаотические сведения не являются научным знанием.
Как высшая форма познания и специфический тип духовного производства наука возникла в Новое время, в XVI— XVII веках. Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам. Она является:
— особой формой общественного сознания, отражающей мир в форме научных представлений, понятий, теорий;
— отраслью духовного производства, в котором заняты миллионы людей и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории;
— социальным институтом со своей структурой и функциями.
Наука возникла тогда, когда человечество встало перед необходимостью перейти от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Научное знание отличается от обыденного познания следующим:
— наука имеет дело с объектами реальности, которая не сводится к обыденному опыту;
— наука применяет специальный язык, который оказывает обратное воздействие на повседневный язык (например, «электричество» некогда было специфическим научным термином);
— для научных исследований необходима специальная аппаратура;
— научное знание отличается систематизированностью;
— наука обосновывает истинность знания с помощью экспериментального контроля, выводимости одних знаний из других, истинность которых уже доказана;
— формируется методология как особая отрасль научного знания, которая направляет научный поиск. Ученый обязан четко определить метод исследования, ибо изучает «необычные», не ощущаемые, не видимые человеком объекты;
— занятия наукой требуют специально подготовленных научных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования;
— наука ориентирована на поиск объективной истины, на получение нового знания, на изучение объекта независимо от того, возможно ли сегодня их практическое освоение.
Вместе с тем между научным и эмпирическим знанием существует взаимосвязь. Мы имеем огромный запас эмпирических знаний, накопленных в сельском хозяйстве, медицине и других сферах. Накопление фактов, непосредственное наблюдение и сейчас являются основой для построения научных гипотез и теорий. Факты — эмпирический (опытный) базис науки.
Научное знание начинается с обнаружения трудностей, проблем. В качестве одного из вариантов решения проблемы возникает гипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную теорию или в новую часть уже существовавшей ранее теории. Гипотеза носит вероятностный характер и проверяется экспериментом, логикой, системой фактов и доказательств. В основе любой науки лежат теории — достоверные знания. Теория является самой развитой формой организации научного знания.
— Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, социальные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т. д. Границы между ними подвижны. По мере накопления научных знаний и информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на все более узкие области. Некогда единая физика раздробилась на механику, астрономию, собственно физику с ее специализацией: физика твердого тела, физика плазмы, атомная физика и др. Более трехсот относительно самостоятельных научных дисциплин насчитывает сегодня медицина. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания. Появились биохимия, кибернетика, биофизика, геохимия и т. д.
Современная наука является элементом мировоззрения, производительных сил и социальных отношений.
Со времени возникновения науки основной целью научной деятельности было формирование общего представления о мире и о месте в нем человека, т. е. основной была мировоззренческая функция. Однако прошло немало времени, прежде чем наука оспорила у религии ее право определять формирование мировоззрения, а научные представления стали частью общего образования, культуры.
Индустриальное общество с его практицизмом толкало науку в сторону материально-производственной, технической ориентации, к превращению ее в производительную силу. Наука стала фактором производственного процесса. Развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований.
Сегодня наука начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом. Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т. п.
В науке, как и в других областях человеческой деятельности, ученые подчиняются определенной системе моральных норм. Это нравственные общечеловеческие требования и запреты, такие как «не укради», «не
лги». Плагиат в науке оценивается, как кража: человек выдает чужие научные результаты и идеи за свои. Ложью считается преднамеренное искажение данных эксперимента или исследования. Целью ученого должен быть поиск истины, нового достоверного знания, а не соображения личной выгоды, славы и пр. Ученый должен мужественно отстаивать свои убеждения, а также обладать смелостью отказаться от них, если станет очевидной их ошибочность.
В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся взаимоотношений науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения науки, не обернутся ли знания против человека. Развитие генной инженерии (особенно клонирование живых существ, в том числе и человека), биотехнологий, медицины открыли возможности направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Человек может сконструировать новую форму жизни, резко отличающуюся от всего нам известного, но он не сможет вернуть ее назад, в небытие. Возникла опасность появления организмов-мутантов. Широко обсуждается проблема клонирования людей, ибо она затрагивает не только интересы и амбиции ученых, но и все человечество. Великобритания — первое государство, принявшее в 2001г. решение проводить эксперименты по клонированию человека, этому примеру последовали другие страны, в том числе и Россия. Видимо, приходит время отказаться от принципа ничем не ограниченной свободы научного поиска. Человечество не может допустить создания чудовищных средств массового уничтожения. Все острее встает вопрос об использовании научных результатов для блага человечества, а не во вред ему.
Ученый должен предвидеть возможные неблагоприятные последствия своих исследований. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать социально и морально оправданными. Все это свидетельствует о том, насколько велика роль ученых в современном мире.