Тема №7 Духовная жизнь общества

Культура как явление.

Культура— весьма сложное явле­ние. В широком смысле она включает материальные и духовные элементы, вернее, деятельность по их созданию. Деятельность является специфической человеческой формой активного отноше­ния к окружающему миру. Она выступает в качестве связую­щего элемента в системе «человек — природа», где, прежде все­го трудовая деятельность выступает как независимое от всяких общественных форм условие существования людей, естест­венная вечная необходимость.

Благодаря деятельности человека природа предстает перед нами как сфера реализации творческих способностей. Мир со всеми его связями и отношениями, вещественными элемента­ми и процессами становится сферой приложения человече­ских сил, объектом активной деятельности. Природный мир «очеловечивается» в той мере, в какой он входит в сферу мате­риальной и духовной деятельности человека. Этот деятельностный способ освоения, человеком мира, включая как его внешний мир — природу и общество, так и внутренний мир самого человека, и есть культура.

Различные виды деятельности человека и ее результаты объединяются в единое целое, являющееся культурой, в чем выражаются сущностные силы самого человека. Именно в культуре личность раскрывает свои социальные сущностные силы, участвуя в культуросозидающей деятельности. Такой подход к культуре выявляет ее органическую связь с деятель­ностью и формированием личности в конкретных историче­ских условиях, характеризует меру овладения личностью со­циальными отношениями в соответствии с ее способностями, склонностями, знаниями и навыками. При этом мера прогресса культуры определяется мерой развития человека как субъекта общественно-политического процесса.

В связи с существованием двух типов деятельности — ма­териальной и духовной можно выделить две основные сферы развития культуры. Материальная культура связана с производ­ством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменениями физической природы человека. Это материаль­но-технические средства труда, коммуникации, культурно-бы­товые сооружения, а также производственный опыт, умения, навыки, знания людей. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущно­стных сил человека, его способностей и потребностей.

Важное значение в духовной культуре имеют преемствен­ность (традиции) и новаторство. Преемственность — это связь между историческими периодами развития культуры, художе­ственными школами, направлениями, стилями, индивидуаль­ными творческими манерами. Сущность преемственности за­ключается в наследовании художественно-эстетических идей, творческих принципов, в сохранении формально-содержа­тельных структур и элементов искусства.

Преемственность в развитии культуры не означает простого повторения достижений прошлой культуры. Уникальность ее исторических этапов и специфических форм творчества обус­ловлена неповторимой социально-исторической ситуацией, в которой творят художники, деятели культуры. Поскольку усло­вия создания того или иного явления культуры никогда не могут в точности повториться снова, не может повториться и вызван­ная ими к жизни художественная культура. Сведение преемст­венности к простой повторяемости, канонизация прошлых ху­дожественно-эстетических принципов и правил выступают серьезным тормозом культурного развития. Важной чертой пре­емственности в культуре является наличие связей данного этапа развития культуры со всем прошлым художественно-эстетиче­ским опытом человечества. Преемственность, следовательно, ха­рактеризует не только культуру отдельного народа, она — суще­ственная сторона мирового культурного опыта.

Разумеется, деление культуры на материальную и духов­ную весьма условно, так как провести грань между ними по­рой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют.

Итак, понятие «культура» в широком смысле можно опреде­лить как совокупность всех видов преобразовательной деятель­ности человека и общества, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Культура в этом плане выступает как результат творческой деятельности людей и формируется в конкретных исторических условиях.

Культура в узком смысле, или духовная культура, — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценно­сти. Культура — это реализующаяся совокупность самих этих ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития людей.

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием культур, и это можно воспринимать по-разному. Существу­ет культура национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная и т. д.

Однако чаще всего, когда речь идет о многообразии куль­тур, под этим подразумеваются три формы культуры: элитар­ная, народная и массовая— и две ее разновидности: субкуль­тура и контркультура.

Элитарная культура, или высокая, создается привилегиро­ванной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Элитарная культура трудна для понимания неподго­товленного человека.

В отличие от элитарной, народная культура создается ано­нимными творцами, не имеющими профессиональной подго­товки. Народную культуру называют любительской, или коллек­тивной (но не по уровню, а по происхождению). Она включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни и танцы. Все это объ­единяется понятием «фольклор».

Массовая культура — это концертная и эстрадная музыка и многое другое. Это поп-культура, китч. Появилась в середи­не XX века. Она воздействует прежде всего через современные средства массовой информации. Весьма противоречива по своему содержанию.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, женской, профессиональной и даже криминальной.

Контркультураобозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противос­тоит, находится в конфликте с господствующей культурой. Например, молодежная контркультура, субкультура террорис­тов и т. д. В этом проявляется разнообразие культур. Все эти формы и виды культуры не сосуществуют изолированно, а взаимодействуют и оказывают в определенной мере влияние друг на друга, а самое главное — на людей, являющихся потре­бителями тех или иных ее достижений.

Искусство является органической частью культуры. Искусство — это специфическая форма общественно­го сознания и человеческой деятельности. Это творческое от­ражение, воспроизведение действительности в художествен­ных образах. Искусство возникает с появлением человека. Художественное отражение мира и человека в нем было уже у первобытных людей. Свидетельства тому — многочисленные петроглифы на камнях и скалах, изображения на стенах пе­щер. По мере развития человека, его способностей, опыта и знаний усложнялось и его художественное восприятие, что способствовало развитию разных форм художественного ос­воения мира. В ходе развития духовной культуры появились и разные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, архитектура, литература, театр, кино и др. Любой вид искусст­ва способен присущими ему специфическими способами (слово, зрительный образ, звук, пластические и объемно-про­странственные формы и т. п.) воспроизводить окружающий мир таким, каким его воспринимает тот или иной деятель культуры. Художественные образы, рожденные искусством, способны обогатить духовный мир человека, так как оно ока­зывает эстетическое воздействие, формируя не только эстети­ческие чувства, но и мировоззрение человека.

Наука как явление

Наука— это сфера познавательной деятельности людей, система объек­тивно-истинного знания о природной и социальной действительности, о са­мом человеке. Непосредственной целью науки является постиже­ние истины и открытие объективных законов. Наука — это твор­ческая деятельность по получению нового знания и результата этой деятельности; совокупность знаний, приведенная в целост­ную систему на основе определенных принципов. Разрозненные, хаотические сведения не являются научным знанием.

Как высшая форма познания и специфический тип духов­ного производства наука возникла в Новое время, в XVI— XVII веках. Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам. Она является:

— особой формой общественного сознания, отражающей мир в форме научных представлений, понятий, теорий;

— отраслью духовного производства, в котором заняты миллионы людей и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории;

— социальным институтом со своей структурой и функ­циями.

Наука возникла тогда, когда человечество встало перед не­обходимостью перейти от познания внешней стороны явле­ний к познанию их сущности. Научное знание отличается от обыденного познания следующим:

— наука имеет дело с объектами реальности, которая не сводится к обыденному опыту;

— наука применяет специальный язык, который оказыва­ет обратное воздействие на повседневный язык (например, «электричество» некогда было специфическим научным тер­мином);

— для научных исследований необходима специальная ап­паратура;

— научное знание отличается систематизированностью;

— наука обосновывает истинность знания с помощью экс­периментального контроля, выводимости одних знаний из других, истинность которых уже доказана;

— формируется методология как особая отрасль научного знания, которая направляет научный поиск. Ученый обязан четко определить метод исследования, ибо изучает «необыч­ные», не ощущаемые, не видимые человеком объекты;

— занятия наукой требуют специально подготовленных научных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования;

— наука ориентирована на поиск объективной истины, на получение нового знания, на изучение объекта независимо от того, возможно ли сегодня их практическое освоение.

Вместе с тем между научным и эмпирическим знанием су­ществует взаимосвязь. Мы имеем огромный запас эмпирических знаний, накопленных в сельском хозяйстве, медицине и дру­гих сферах. Накопление фактов, непосредственное наблюде­ние и сейчас являются основой для построения научных гипо­тез и теорий. Факты — эмпирический (опытный) базис науки.

Научное знание начинается с обнаружения трудностей, проб­лем. В качестве одного из вариантов решения проблемы возника­ет гипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную тео­рию или в новую часть уже существовавшей ранее теории. Гипотеза носит вероятностный характер и проверяется экспери­ментом, логикой, системой фактов и доказательств. В основе лю­бой науки лежат теории — достоверные знания. Теория является самой развитой формой организации научного знания.

— Наука подразделяется на множество отраслей знания, кото­рые различаются между собой тем, какую сторону действитель­ности, форму материи они изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, социальные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т. д. Границы между ними подвижны. По мере накопления научных знаний и информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на все более узкие обла­сти. Некогда единая физика раздробилась на механику, астро­номию, собственно физику с ее специализацией: физика твер­дого тела, физика плазмы, атомная физика и др. Более трехсот относительно самостоятельных научных дисциплин насчитывает сегодня медицина. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания. Появились биохи­мия, кибернетика, биофизика, геохимия и т. д.

Современная наука является элемен­том мировоззрения, производитель­ных сил и социальных отношений.

Со времени возникновения науки основной целью научной деятельности было формирование общего представления о мире и о месте в нем человека, т. е. основной была мировоззренческая функция. Однако прошло немало времени, прежде чем наука оспорила у религии ее пра­во определять формирование мировоззрения, а научные пред­ставления стали частью общего образования, культуры.

Индустриальное общество с его практицизмом толкало науку в сторону материально-производственной, технической ориентации, к превращению ее в производительную силу. Наука стала фактором производственного процесса. Развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований.

Сегодня наука начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом. Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономиче­ского развития, для управления культурными процессами и т. п.

В науке, как и в других областях че­ловеческой деятельности, ученые подчиняются определенной системе моральных норм. Это нравственные общечеловеческие требования и за­преты, такие как «не укради», «не

лги». Плагиат в науке оценивается, как кража: человек выдает чужие научные результаты и идеи за свои. Ложью считается преднамеренное искажение данных эксперимента или исследо­вания. Целью ученого должен быть поиск истины, нового до­стоверного знания, а не соображения личной выгоды, славы и пр. Ученый должен мужественно отстаивать свои убеждения, а также обладать смелостью отказаться от них, если станет очевидной их ошибочность.

В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся взаимоотношений науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения науки, не обернутся ли знания против человека. Развитие генной инженерии (особен­но клонирование живых существ, в том числе и человека), биотехнологий, медицины открыли возможности направлен­ного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Чело­век может сконструировать новую форму жизни, резко отли­чающуюся от всего нам известного, но он не сможет вернуть ее назад, в небытие. Возникла опасность появления организ­мов-мутантов. Широко обсуждается проблема клонирования людей, ибо она затрагивает не только интересы и амбиции ученых, но и все человечество. Великобритания — первое го­сударство, принявшее в 2001г. решение проводить экспери­менты по клонированию человека, этому примеру последова­ли другие страны, в том числе и Россия. Видимо, приходит время отказаться от принципа ничем не ограниченной свобо­ды научного поиска. Человечество не может допустить созда­ния чудовищных средств массового уничтожения. Все острее встает вопрос об использовании научных результатов для бла­га человечества, а не во вред ему.

Ученый должен предвидеть возможные неблагоприятные последствия своих исследований. Только те научно-техниче­ские решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать социально и морально оправдан­ными. Все это свидетельствует о том, насколько велика роль ученых в современном мире.

Наши рекомендации