Структура норм – правил поведения и норм права, не являющихся правилами поведения
Структура – это внутреннее устройство объекта, обеспечивающее его сохранение при внешних и внутренних изменениях.
Структура юридической нормы играет большую роль в правотворческой и в правоприменительной деятельности. Как и любая социальная норма, норма права строится на логической схеме «если – то – иначе». Где «если» – гипотеза, «то» – диспозиция, а «иначе» – санкция.
Структура юридической нормы – это совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность данного правила поведения. «Правовая норма, будучи четко выраженным детализированным правилом поведения, — отмечает Р. Т. Мухаев, — связывает в единое целое условия для соответствующего поведения или действия, само действие, то есть правило поведения, и последствия, наступающие за нарушение данного правила». В юридической литературе выделяют логическую («если-то-иначе»), юридическую (гипотеза, диспозиция, санкция) и социологическую (смысл, цель, назначение) структуры правовой нормы. Любая правовая норма в своем логическом выражении должна включать в себя эти три взаимосвязанных элемента. Отсутствие или неопределенность одного из этих элементов снижает либо делает ничтожными регулирующие возможности правовой нормы.
Считается, что гипотеза нормы бессмысленна, без диспозиции она немыслима, без санкции – бессильна.
Гипотеза – это часть нормы права, указывающая на ее действия (жизненную ситуацию, события, действия людей, совокупность действий) и на определенный круг субъектов, которым она адресована. Гипотеза определяет возможные, типичные, а в случае спора – доказуемые обстоятельства, при которых действует рассматриваемая норма. Условия действия нормы права определяются путем закрепления юридических фактов.
Только определенная гипотеза исключительно важна при правильном применении нормы права.
Гипотезы бывают общими (простыми) или казуальными (сложными). Примером общей (абстрактной) гипотезы являются нормы, содержащие одно условие, через которое реализуется диспозиция. Например, в ст. 674 ГК РФ сказано: «Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме».
В казуальной гипотезе перечисляются все жизненные ситуации, при которых действует диспозиция нормы. Например, ст. 54 ГК РФ, ст. 130 СК РФ, гласит, что «не требуется согласия родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;… недееспособными; лишены родительских прав…; по причинам, признанных судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания». Разновидностью казуальных гипотез являются альтернативные, предусматривающие два условия действия правовой нормы.
Диспозиция – это часть нормы права, определяющая модель поведения субъектов, есть само правило поведения, выраженное как определение обязанностей и прав, является государственным регулятором отношений между людьми. В диспозиции содержится модель правомерного поведения. Без диспозиции норма права теряет смысл.
Диспозицию нельзя ни противопоставлять другим составным элементам правовой нормы, ни отрывать от них. Как правило, в диспозициях содержатся субъективные права и обязанности лиц, вступающих в правоотношения.
В зависимости от конкретизации поведения участников общественных отношений все диспозиции делятся на простые и описательные. Простые не детализируют признаки, регулирующие поведение субъектов права, так как речь идет о предельно ясных действиях (бездействиях), содержит один вариант поведения. Описательные диспозиции указывают на наиболее существенные черты соответствующего поведения.
Диспозиции бывают отсылочные и бланкетные. Отсылочные содержат такие выражения как «те же действия», «действия, указанные в статье такой-то». Бланкетные диспозиции обозначают соответствующее поведение лишь в общем виде, а конкретное правило содержится в другом нормативном акте, раскрывается при помощи содержащихся там специальных положений, т. е. это отсылка не к конкретной норме, а к нормативно-правовому акту.
По степени категоричности диспозиции могут быть императивными (повелительными) или восполнительными. Императивные не представляют субъекту права по своей воле изменить свое поведение. Восполнительные оставляют ему возможность выбора вариантов поведения.
По форме выражения диспозиции подразделяют на управомачивающие, т. е. представляющие субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий (право на защиту, своих прав, здесь ин. слова: «имеет право», «вправе», «может»), обязывающие, предписывают субъекту права определенный вариант поведения с использованием слов «обязан», «должен», «подлежит»), запрещающие содержат запрет совершать противоправные действия или бездействия использованием слов «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается».
Санкция – это часть нормы права, которая указывает на меры государственного принуждения за нарушение или поощрения за соблюдения диспозиции. Термин санкция часто понимается как наказание.
В санкциях особенно часто проявляется и конкретизируется неразрывная связь права и государства. Санкция является наиболее неустойчивой частью нормы права и изменяется при условии перемен в жизни общества и государства, в общественных отношениях. Чаще всего санкции, как наказания, применяются в уголовном и административном праве.
По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции классифицируют на правовостановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права; ко вторым – уголовного и административного права.
В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные (точно определена мера наказания, например, пять лет лишения свободы; штраф 100 минимальных заработных плат), относительно-определенные (устанавливают низший и высший или только высший пределы наказания, например, лишение свободы от 3 до 7 лет, или лишение свободы до 1 года), альтернативные (позволяют правоприменителю выбрать из двух и более возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один, наиболее адекватно соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения), кумулятивные санкции (допускают применение одновременно основной и дополнительной мер воздействия).
Являясь реакцией государства на факт нарушения норм права, санкции имеют две группы адресатов:
1) органы правопорядка и правосудия,
2) граждане и юридические лица.
Первые должны выбрать наиболее адекватные меры воздействия на лиц, нарушивших запреты, а вторые должны выбрать модель поведения, либо выполнить нормативное предписание, либо подвергнуться санкции.
Санкции можно также классифицировать по видам наказания на следующие группы:
1) лишающие человека жизни;
2) лишающие человека здоровья;
3) лишающие человека свободы;
4) лишающие человека имущества;
5) лишающие человека прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
6) устанавливающие обязательные или исправительные работы;
7) ограничивающие свободу.
Выделяют и четвертый элемент нормы права – указание на субъективный состав. Он заключается в определении законодателем круга точных адресатов нормы, если она рассчитана не на любых лиц, которые могут оказаться в сфере регулируемых общественных отношений (характерно для компетентных, исключительных, специальных и др. норм, под действие которых подпадают только определенные законодателем органы и лица).
Характерной чертой уголовно-правовой нормы является наличие в ней двух элементов. Первый – гипотеза, при которой норма действует. Этим условием являются преступления, правомерное действие субъектов РФ, юридические события. Второй – это либо диспозиция в Общей части УК РФ либо санкция в Особенной части УК РФ. Гипотеза не определена в нормах особенной части УК РФ, но она в общей форме определена в статьях Общей части. Гипотеза в уголовном законодательстве – это запреты на совершения действий (бездействий). Структура уголовно-правовой нормы – это фактически статья уголовного закона. Статьи уголовного закона, в основном, являются запретительными.
Характерной чертой норм конституционного (государственного) права является то, что они обычно имеют гипотезы и диспозиции, и лишь в отдельных случаях – санкции.
Санкции многих норм государственного, административного, земельного, процессуального и некоторых других отраслей права следует искать в нормах административного или уголовного права.
Проблема структуры норм права является дискуссионной. Некоторые авторы считают, что только логическая норма права имеет три элемента, а норма-предписание – два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию.
В 60-е гг. XX в. А. С. Пиголкин кроме гипотезы, диспозиции и санкции выделял и четвертый элемент – указание на субъективный состав, имея в виду содержащиеся в норме «положения о том, на кого распространяется предписание нормы». Ф. Н. Фаткулин предлагает добавить еще такой элемент как указание на ее социальную цель.
Совершенно иной является структура норм права, которые не являются правилами поведения (исходные, дефинитивные, учредительные). У них нет ни гипотезы, ни диспозиции, ни санкции. Они имеют иные структурные элементы». Так, учредительные нормы закрепляют какой-либо правовой статус. Эта структура в то же время более проста, чем структура норм-правил поведения.
Они строятся на основе общей теории дедукции и соединяют различные высказывания при помощи конъюнкций и дизъюнкций.
Дефинитивные нормы могут фиксировать один признак предмета или несколько. Те, которые фиксируют один признак, являются простыми, а те, которые фиксируют более двух признаков, – сложными.
В структуре норм права, не являющихся правилами поведения, часто содержатся дескриптивные термины (единичные и общие), предикатные выражения (характеризующие свойства предметов или соотношения между ними), предметно-функциональные выражения.
Виды правовых норм
Современное законодательство складывается из огромного количества правовых норм, которые в целях их осмысления для дальнейшего развития и совершенствования нуждаются в классификации.
Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет четко определить место каждого вида правовых норм в системе права, лучше уяснить функции правовых норм и их роль в правовом регулировании, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.
В юридической литературе выделяют следующие виды правовых норм:
1. В зависимости от их роли в регулировании общественных отношений – регулятивные, охранительные.
Регулятивные делятся на управомачивающие, обязывающие и запрещающие. Управомачивающие нормы предоставляют гражданам и другим субъектам права определенную возможность поведения, которое гарантируется обязанностями других лиц. Это нормы о праве на труд, вознаграждение, отдых, образование, материальное обеспечение, об авторском праве, имущественных и иных правах. Обязывающие нормы требуют должного, обязательного поведения. Запрещающие нормы определяют составы правонарушений и санкций за их совершение. Например, запрет водителям транспорта во время работы употреблять спиртные напитки, запреты убийства, насилия, кражи и т.д. Большинство запретов обозначаются не как предписания, а как указания на наказуемость определенных деяний. Охранительные нормы создают для защиты регулятивных норм и по структуре имеют гипотезу и санкцию. Например, за тяжкие преступления следует санкция.
2. В зависимости от предмета регулирования общественных отношений нормы права делят по отраслевой принадлежности государственного права, административного права, гражданского и уголовного. Отраслевые нормы, к тому же, делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы права – это нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений.
Процессуальные нормы права – это нормы, определяющие порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющие правовые нормы. Выделяют 5 видов процессуальных норм: гражданские, уголовные, административные, арбитражные и конституционные.
3. В зависимости от метода правового регулирования нормы права делят на императивные и диспозитивные, рекомендательные и поощрительные. Императивные (категорические) нормы детально определяют основания возникновения и содержание правоотношения, количество, сроки, размер, периодичность, доли, процедуры и т.п.
Диспозитивные нормы – это все управомачивающие нормы. Они действуют лишь там, где субъекты не установили своими соглашениями иных условий своего поведения, восполняют те пробелы, по которым нет договоренности между сторонами договора. Диспозитивные нормы часто встречаются в договорном праве, частном праве, где регулирование осуществляется, прежде всего, самими субъектами.
Поощрительные нормы стимулируют правомерное поведение субъектов поощрительными санкциями.
Рекомендуемые нормы устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения. Адресатами этих норм являются государственные предприятия, кооперативные организации и т.д.
4. По субъекту правотворчества нормы права классифицируются на законодательные и подзаконные.
5. В зависимости от времени действия правовые нормы делят на постоянные, временные и дискретные (действующие при наступлении определенного случая, события).
6. По сфере действия нормы права классифицируют на нормы общего действия, ограниченного и локального действия. К нормам общего действия относят нормы федеральных нормативных актов (конституционные, законов и подзаконных НПА исполнительной власти). Они не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действий.
Нормы ограниченного действия – это предписания, пределы приложения которых определяются пространственными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся нормы субъектов федерации, нормы для специальных субъектов (работников определенных министерств и ведомств, работников с определенным уровнем труда), нормы рассчитанные на экстремальную ситуацию (аварии, военные действия, стихийные бедствия).
Локальные нормы действуют в пределах отдельных государственных организаций или их структурных подразделениях и регулирующие специфическую деятельность этого трудового коллектива.
7. По функциональной роли нормы права также классифицируются на нормы-принципы, нормы-дефиниции, определительно-установочные и нормы-коллизии. Эти нормы иногда называют специальными. Они призваны помочь реализовать правообязывающие и охранительные нормы.
Нормы-принципы – это исходные нормы, в которых сформированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи определенной совокупности норм (принципы уголовного процесса, уголовного и гражданского права и т.д.). Это и конституционные нормы, закрепляющие основы экономического и политического строя взаимоотношения государства и личности, права и свободы граждан.
Нормы дефиниции содержат определение правовых понятий и категорий (правоспособности, дееспособности, преступления, наказания и т.д.)
Определительно-установочные – это нормы, формирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.
Нормы коллизионные служат для разрешения правовых коллизий. Например п. 4 ст. 15 Конституции РФ указывает, какое право должно быть применено в случае коллизий российского и международного права.
Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям. В литературе выделяются несовершенные нормы. Так, А. В. Поляков отмечает, что несовершенные нормы – это «нормы, нарушение которых никаких особых последствий за собой не влечет». Другими словами – это нормы, не подкрепленные санкциями. Так, например, Трудовой кодекс РФ предписывает, что у работающего человека должна быть одна трудовая книжка. А если у него их много? Санкций за нарушение нормы нет никаких. Во всех случаях нормы права выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц и организаций. Задача научной классификации правовых норм состоит в более глубоком их понимании и в правильном применении на практике. Нормы права и статьи нормативного акта часто не совпадают, а поэтому не тождественны.